Обзоры

Предмет первой необходимости

При создании домашней AV-системы не обойтись без колонок, усилителя, AV-процессора, проигрывателя, телевизора... Но если с приобретением одних компонентов можно повременить, а от других вообще отказаться, то соединительные провода надо покупать сразу. Что и говорить, кабель — товар совершенно необходимый, и фирмы-производители давно позаботились о том, чтобы «свято место не пустовало»

Проблема выбора и масштаб нюансов

АV-кабель для перехода с универсального разъема SCART на «тюльпаны».
Такие межкомпонентные кабели просятся в дорогую аудиосистему.

Если задаться вопросом «влияют ли кабели на сигнал», ответ будет однозначным: да, влияют. Однако, на наш взгляд, проблема в другом: насколько это влияние заметно? Между двумя полюсами (есть контакт — нет контакта) — бездна промежуточных вариантов. Поэтому порой единственным понятным критерием выбора является цена. Действительно, как только возникает задача подключить, например, DVD-плейер к телевизору, проблема переходит в практическую плоскость. Оказывается, провод с «тюльпанами» может стоить и 50 рублей, и $5000… Разумеется, первое, что приходит в голову: отдашь больше денег, получишь больше качества. Все правильно, но только в чем оно (качество) выражается в данном случае? Стоит ли платить $1000 за серебряного «змея-искусителя», если дома — AV-система за $500? Наверное, споры о роли и влиянии проводов прекратить невозможно по простой причине: без них ничего не работает! Человеческое восприятие — удивительная вещь: зная, что физика не оставляет места для лирики, мы все равно, меняя один кабель на другой, внимательно вслушиваемся в «звучание» провода, всматриваемся в картинку на экране и надеемся, что змеящееся приобретение улучшит работу системы так, что это будет и видно, и слышно…
   Надо заметить, что в вопросе выбора кабелей и проводов, как ни в каком другом, царят «разброд и шатание». Полная растерянность охватывает потребителя от неоднозначности подходов к оценке этого нехитрого компонента. Снобы, как правило, с легкостью готовы услышать разницу, если цена кабеля достойна внимания. Аудиофилы старательно придерживаются различных правил типа «10% общей суммы отдай на кабели». Лишь немногие критически настроенные потребители имеют смелость заявить, что не придают особого значения кабелю, поскольку не замечают разницы. Иная ситуация с кабельной продукцией для видеоприложений (есть основания полагать, что значимость изменений при использовании разных межблочных кабелей при передаче видеосигналов) имеет несколько больший масштаб, но ведь и глаз как инструмент экспертизы — устройство отнюдь не идеальное.
   Часто фирмы-разработчики кабельной продукции ссылаются на мнение, казалось бы, наиболее компетентной экспертной группы — профессиональных звукорежиссеров и аудиоинженеров. Действительно, кому как не работникам студий звукозаписи, вынужденным многократно прослушивать одни и те же музыкальные фрагменты, досконально знающим мельчайшие особенности аудиотракта, заняться оценкой кабелей? Однако, как правило, настоящие спецы выдвигают куда более понятные требования к соединительным проводам и кабелям. Более того, именно студийная работа подталкивает к экономически обоснованному выбору: при записи сложных концертных программ в работе задействуются сотни метров кабелей. Можно прикинуть, во сколько обойдутся, например, серебряные микрофонные кабели общей массой 100 кг…
   В любом случае, имеет смысл заглянуть «на кухню», где варится продукт, что вызывает массу противоречивых суждений, который, претендуя на самостоятельность, никогда ее не имеет, и без которого, увы, не обойтись.

Какие фирмы делают провода и кабели?

Плоский акустический провод(с клейкой поверхностью)
Акустическая «косичка» IXOS

Вначале познакомимся с основными фирмами, чья кабельная продукция представлена на российском рынке. Конечно, охватить весь ассортимент и все фирмы-производители — задача из нереальных, и все же… Презентация специализированных фирм полезна хотя бы тем, что ценовая ориентация у них весьма разная: амбиции — вещь растяжимая. На наш взгляд, именно по денежному «параметру» кабели большей частью и отличаются между собой (об этом мы неоднократно говорили).
   Пожалуй, одни из самых доступных по цене кабелей выпускают такие фирмы, как Hama, Thomson и Vivanco: в основном можно уложиться в 50–200 руб., хотя есть модели и подороже (до $30). Приблизительно такой же порядок цен на свою продукцию держит Eagle Cables. Одно из подразделений компании Bandridge — Profigold, предлагает товар от $3–5 до $100. Не уступает названным Monitor The Hi-Fi-Cable (немецкая фирма, название которой иногда пишут кратко — Monitor). Например, простенький акустический провод можно приобрести по $0,5–2 за метр (дорогущий Black&White — $450). Заметим, что комплектация позолоченными наконечниками («косичка», «лопатка», «банан») радикально влияет на стоимость… Большой ценовой диапазон охватывает продукция фирм DAXX, IXOS, Monster Cable, Oehlbach, Phoenix Gold, Supra, StraitWire, Cables Talk: здесь счет идет на сотни и тысячи рублей, а ассортимент чрезвычайно широк и разнообразен. В продукции WireWorld встречаются относительно недорогие провода, но верхняя граница цен поднята до сотен долларов! На состоятельных аудиофилов рассчитана продукция Alpha-Core, Audioquest и в особенности — Nordost. За погонный метр провода для акустики надо отдать уже сотни долларов. Дорогие кабели выпускает Trasparent: метр может потянуть на $300–1000. Наконец, Siltech предлагает еще более престижную продукцию, поскольку материалом для проводников служит чистейшее серебро (на медь фирма не разменивается) и золото. Любителям серебра с более скромным достатком Audio Note тоже предлагает серебряные кабели ($200–500); есть, впрочем, у фирмы и медная продукция. Эксклюзивный Audio Note Sogon, появившийся на рынке в марте 2002 г., перевалил за несколько тысяч долларов. Список фирм необходимо дополнить популярными марками Vampire Wire, Kimber Kable, Tara Labs, The Chord… Обостряют конкуренцию недорогие кабели Belsis и Sven Audio. Последнее время в этом секторе рынка появляются и отечественные брэнды. Отметим, например, кабельную продукцию «Чернов-Аудио», типичные цены на межкомпонентные кабели (метровая пара) которой в подавляющем большинстве случаев укладываются в диапазон $10–50, а провода для акустики — $1–5 за метр.
   Предложенная иерархия носит условный характер и отражает не столько ассортимент, представленный на российском рынке, сколько количество «игроков», которое неуклонно растет год от года. Думается, причина бурного всплеска в этом секторе рынка понятна: товар–деньги–товар…

Физики не шутят...

Продукция Profigold с ферритовыми фильтрами

Что требуется для передачи электрического сигнала? Проводящая среда и изолятор, которые по своим характеристикам (каждый — по-своему) стремятся к идеалу. Желательно, чтобы проводник не оказывал сопротивления, не допускал искажения и потерь информации. Что еще? Важно не допустить засорения полезного сигнала внешними помехами от электромагнитных наводок (радиоизлучение, сеть и пр.). Одной из проблем, которую любят обыгрывать разработчики кабелей, является скин-эффект. Суть его заключается в том, что плотность тока в сечении проводника распределяется неравномерно. В центре провода значение тока минимально и возрастает по мере приближения к поверхности. Электроны как бы вытесняются из глубины проводника наружу. Чем выше частота, тем сильнее выражен этот эффект (ток проникает на меньшую глубину). Количественной характеристикой является глубина скин-эффекта; численно она равна расстоянию, где плотность тока снижается в 1/е раз (на 37%). Глубина скин-эффекта в основном зависит от частоты сигнала. Так на верхней частоте звукового диапазона (20 кГц) глубина скин-эффекта у меди составляет около 0,5 мм. Выходит, что увеличивать диаметр одножильного провода нет особого смысла? С усилителя на колонку передаются большие токи, поэтому приходится увеличивать сечение провода, но не путем изменения диаметра одиночной жилы, а с помощью набора отдельных жил меньшего размера. Активное сопротивление кабеля зависит от площади сечения и удельного сопротивления материала проводника. Для передачи видеосигналов задействован более высокочастотный диапазон (5–10 МГц), поэтому для видеокабелей важность приобретает частотная зависимость таких параметров кабеля, как индуктивность и емкость. Неслучайно, что такие кабели характеризуют не «простым» (активным) сопротивлением, а — волновым. Вообще частотный диапазон во многом определяет требования к конструкции кабеля. И эти требования к проводам различного назначения имеет смысл рассмотреть подробнее.
   Но для начала разберемся с материалами, из которых состоит любой кабель.

Проводник

Проводником практически в любом кабеле или проводе являются металлы. Именно в металлах с кристаллической структурой есть носители заряда — свободные электроны. Van den Hul в качестве проводника применил углеродное волокно, но это — исключение, лишний раз подтверждающее правило. В абсолютном большинстве используются всего два металла — медь и серебро, которые имеют самое низкое сопротивление. Сравните, например, удельные сопротивления металлов в приводимой таблице.
   В 1984 году фирма Hitachi выпустила межблочный кабель SAX-102, который сразу обратил на себя внимание профессионалов. Он был изготовлен из так называемой бескислородной меди OFC (Oxygen Free Copper). Теперь такую медь применяют почти все специализированные фирмы, соревнуясь в достижении наивысшеей чистоты этого популярнейшего металла. Чем хороша бескислородная медь? Металл проводника можно рассматривать как последовательное соединение гранул металла. Внутри каждой гранулы кристаллическая структура сохраняет идеальность, но переходы между гранулами представляют собой некие нарушения кристаллической решетки. Как правило, причина неидеальности — наличие примесей веществ, взаимодействующих с основным материалом. Окислы — самые распространенные соединения кислорода с металлами. В простейшем случае их можно рассматривать как дополнительную преграду для тока. Снижение количества кислорода уменьшает образование окислов внутри меди. За счет того, что OFC отливается и вытягивается определенным образом, длина идеальных гранул увеличивается. Обычная медь высокой степени чистоты содержит около 5000 гранул на метр кабеля. Последующее улучшение технологии OFC привело к появлению еще более совершенной бескислородной высокопроводящей меди OFHC (Oxygen Free High Conductivity), количество гранул на метр в которой составило 1000… Позже появилась бескислородная медь с длиннокристаллической структурой LC-OFC (Linear Crystal Oxygen Free Copper), где количество гранул на метр снизилось до 200. Профессор Ohno разработал процесс непрерывной вытяжки меди из расплава, дающий феноменальный результат: считается, что при такой технологии длина одной гранулы может достигать десятков метров! Имя изобретателя отражено в названии меди — Pure Copper Ohno Continuous Casting (PC-OCC). Американская фирма AudioQuest разработала в 1988 году технологию, подобную PC-OCC, назвав ее FPC (Functionally Perfect Copper — функционально совершенная медь). Этот материал очень медленно отливается в форму малого диаметра, тем самым создается почти идеальный монокристалл. Затем стержень осторожно вытягивается до максимальной длины гранул. В проводе из этой меди, применяемой в кабелях с диаметром жилы 0,15–0,25 мм, ожидаемая длина кристалла превышает 200 м. При уменьшении диаметра проволоки до 0,03–0,05 мм длина кристалла, по некоторым оценкам, составит 1500 м… Медь FPC-6 (AudioQuest) имеет всего одну сотую часть тех примесей, что содержит медь FPC. Вот что такое степень чистоты 99,99997%.
   Похожие технологии применяют и к серебряным проводникам. Результат — появление длинногранулированного серебра с высокой степенью очистки, например, FPS (функционально превосходное серебро) от AudioQuest или PSS (Perfect Surface Silver — серебро с идеальной поверхностью). Но это удовольствие относится к разряду эксклюзивных и доступно далеко не всем. Вообще серебро часто используется как плакирующее покрытие медного провода. Причем поверхность полируется до зеркального блеска, чтобы исключить потенциальное влияние неоднородностей на передачу сигнала.

Изолятор

Диэлектрическая проницаемость изоляторов
Провод для Bi-Wiring (Monitor Cable); Vampire Wire (разделка под «бананы»); дорогая Supra

Из всего многообразия существующих изоляторов (диэлектриков) в бытовой технике в настоящее время используются в основном полиэтилен (ПЭ, латинская транскрипция — PE), полихлорвинил ПХВ (он же поливинилхлорид — ПВХ, PVC) и фторопласт (известный также под именем тефлон или политетрафторэтилен, PTFE). Применяются и другие материалы, как-то: искусственные каучуки (бутадиенстирол), силиконовые резины, полипропилены и прочее. Но эти материалы имеют большую диэлектрическую проницаемость и, как правило, используются для внешних покрытий кабеля (хотя Audio Note, например, успешно применяет обычный полиуретан даже в дорогих серебряных кабелях). Наиболее широко используется промышленный полимер — полиэтилен, причем не только из-за относительно низкой стоимости и технологичности, но и благодаря хорошим диэлектрическим свойствам и физико-химической стабильности. Лучшие параметры — у фторопластов различных марок (в том числе по таким характеристикам, как устойчивость к механическим, тепловым и химическим воздействиям). Надо сказать, что фторопласт (тефлон) относительно дорог и требует наличия особого технологического оборудования, что несколько сдерживает его применение. Напротив, стоимость ПХВ невелика, но он имеет повышенное поглощение на высоких частотах, поэтому более распространен в производстве проводов для подключения акустики.
   Вакуум — идеальный изолятор. Считается, что и воздух хорош в качестве диэлектрика; его диэлектрическая проницаемость ниже, чем у любого конструкционного материала, а значит, и потенциальные потери сигнала обещают быть меньше. Отсюда — понятное стремление разработчиков кабельной продукции использовать в качестве изолятора вспененные воздухосодержащие материалы. Вначале это был вспененный полиэтилен (Foamed PE). Фирма Van den Hul в свое время одной из первых применила вспененный фторопласт, специально разработанный для этой цели компанией Du Pont. Фирма Monster Cable для изоляции проводников применяет искусственное волокно MicroFiber с большим содержанием воздуха. Хотя воздушный диэлектрик более необходим в высокочастотных межблочниках, эту технологию, что называется «на всякий случай», применяют и для акустических проводов. «Воздушная» идея в межблочном кабеле AudioTruth фирмы AudioQuest названа Air-Hiperlitz (способ «поддержки» проводника не афишируется). Давно в этом направлении работают специалисты компании Nordost. В наиболее дорогих моделях на каждый проводник по спирали наносится нить тефлона (о размерах говорит название Micro-Filament) и помещается в тефлоновую же трубку. Эквивалентная диэлектрическая проницаемость при этом получается равной 1,38 (чистый воздух — около 1) . Нечто похожее делает Monitor Cable (кабели Atmos Air), где проводящая жила заключена в трубку, окружена воздухом, и есть лишь небольшие участки соприкосновения с изолятором — система Delta Profil. Для примера в таблице приведены значения диэлектрической проницаемости используемых изоляторов.

«Акустические» провода

Соответствие размеров проводника в системе AWG в метрической системе
Аудиофильские атрибуты с золотым покрытием 24 карата

Такие кабели соединяют усилитель с колонками и работают с довольно большими токами, поэтому разработчики, в первую очередь, обращают внимание на активное сопротивление проводника: чем оно меньше, тем лучше. Этого добиваются увеличением сечения проводящих линий. Поэтому-то кабели достаточно толстые. Акустические провода являются относительно низкочастотными (рабочий диапазон укладывается в 4–5 порядков: от единиц герц до сотни килогерц). И все же большинство разработчиков, добившись минимальной величины удельного сопротивления (0,001–0,05 Ом/м), стараются уменьшать индуктивность провода (типичная величина удельной индуктивности — 0,2–0,5 мкГн/м). Практически все провода, за исключением плоских ленточных, выполняются в виде жгутов, собранных из отдельных тонких жил. Самые простые представляют собой пару изолированных проводников («лапша»); такая конструкция встречается чаще всего ввиду ее наименьшей стоимости. В то же время теория утверждает, что в таком проводе не решены проблемы, которых должен быть лишен идеальный кабель. Здесь — и скин-эффект, и еще одна незадача… Скрученные жилы постоянно меняют свое положение: одни уходят с поверхности внутрь, другие, наоборот, от центра выходят к поверхности. Поскольку распределение плотности тока по сечению проводника не меняется, чтобы оставаться вблизи поверхности кабеля, ток переходит через поверхность раздела от одной жилы к другой. Бывает, что контакт между отдельными жилами не всегда хорош (на поверхности каждой жилы есть слой окислов, плохо проводящих ток), и многочисленные переходы через барьеры сопротивления теоретически могут оказать влияние на передаваемый сигнал. Если разделать старый сетевой провод в резиновой изоляции, обращает на себя внимание темная пленка окислов. Такой провод без зачистки не паяется, омметр показывает довольно большое сопротивление… О каком контакте между жилами здесь можно говорить? Справедливости ради заметим, что отмеченные недостатки этой простой конструкции совершенно не мешают огромному количеству людей спокойно наслаждаться музыкой.
   Для уменьшения влияния скин-эффекта каждую тонкую жилу порой снабжают собственной изоляцией. Идея хорошо известна: в высокочастотной радиоаппаратуре давно используется кабель Litz (его называют литцендрат), состоящий из тонких жил в эмалевой изоляции. Надо сказать, что зачистить изоляцию на пучке микрожил — та еще работенка, поэтому трудно автоматизировать процесс при разделке такого кабеля… Несмотря на широкую известность метода, в отдельных случаях он имеет свое фирменное название. Например, IXOS, покрывая каждую жилу тончайшим полимером, называет технологию по-своему — Aptimus… Хотя здесь не исключается магнитное взаимодействие между отдельными жилами, персональная изоляция не дает возможности току «освободить» центральную часть кабеля. В какой степени магнитное взаимодействие влияет на сигнал — вопрос еще более тонкий, но фирмы-производители борются и с этой проблемой.
   Акустические кабели характеризуются большим разнообразием конструкций, отличающихся не только внутренним строением, но и внешними признаками: круглые в сечении, плоские, как тонкие ленты, одиночные, сдвоенные, счетверенные и т.д. Отметим, например, что, несмотря на высокую стоимость, плоские провода очень популярны в инсталляциях домашнего кинотеатра, поскольку они легко прячутся под обои, ковры и т.п. Пользуются спросом попарно сдвоенные провода, которые удобны для подключения акустики по схемам Bi-Wiring и Bi-Amping.

Межблочные кабели

Ассортимент акустических проводов от Oehlbach включает модели с большим сечением, плоские кабели (жилы посеребренные).

Как ясно из названия, межблочные кабели предназначены для соединения отдельных блоков AV-комплекса между собой: CD/DVD-плейера с усилителем, телевизором, магнитофоном… По типу передаваемого сигнала их можно разделить на цифровые и аналоговые аудио- и видеокабели. В свою очередь, цифровые межблочники бывают электрическими и оптическими (их используют для передачи цифрового потока аудиоданных с CD/DVD-источника на AV-процессор, CD-рекордер или MD-деку). Величина тока в межблочных аналоговых кабелях небольшая, поэтому требования к электрическому сопротивлению так остро не стоят, как в акустических кабелях. Выходит, преимущества серебряных кабелей здесь не так однозначны. А вот требования к индуктивности и особенно к емкости, наоборот, повышенные (типичное значение удельной емкости — 50 пкФ/м, хотя встречаются существенные отклонения как в меньшую, так и в большую сторону). Ведь мощность большинства каскадов предварительного усиления невелика, а емкостная нагрузка заметно влияет на их работу, ухудшая выходные характеристики. Подчеркнем, что виноват в этом не провод, а неспособность выходного каскада предусилителя работать на емкостную нагрузку.
   Чем определяется емкость кабеля? Она обратно пропорциональна толщине изоляции и существенно зависит от материала изоляции кабеля. Емкость минимальна у кабелей с полиэтиленовой изоляцией и максимальна — у кабелей из ПХВ. Еще меньше емкость воздушного диэлектрика. Вероятно, поэтому так популярен вспененный полиэтилен.
   Все, что было сказано о скин-эффекте, можно отнести и к межблочникам, особенно — к видео. Если используется одиночный провод, и он достаточно тонкий, — повышение сопротивления, как мы уже говорили, особой роли не играет, но возникают свои проблемы. В технике существует такое понятие — длинные линии (в данном случае ими является антенный или видеокабель). Сигнал из длинной линии не всегда полностью передается в нагрузку, а при некоторых условиях может отражаться, как мяч от стенки. Понятно, что это совсем не здорово. Во-первых, снижается величина сигнала; во-вторых, отраженная волна, возвратившись к передатчику, может опять отразиться от него и, сложившись с новым сигналом, ухудшит четкость изображения (при большой длине кабеля возможно двоение изображений). Если быть точным, то отражение происходит почти всегда, и есть лишь одно условие, когда сигнал из линии полностью передается в нагрузку. Это условие называется идеальным согласованием линии, когда входное сопротивление нагрузки точно равно волновому сопротивлению кабеля. Принято, что стандартное волновое сопротивление кабеля должно составлять 75 Ом. Эта величина не имеет отношения к активному сопротивлению провода, поэтому измерения с помощью омметра ничего не дадут. Волновое сопротивление определяется расчетным путем, исходя из удельных значений (то есть на единицу длины) емкости и индуктивности. Если эти параметры неизвестны, в любительских условиях проверить соответствие стандарту (75 Ом) не так-то просто. Волновое сопротивление (его точность и стабильность) определяется конструкцией кабеля. Для коаксиального кабеля (центральная жила, изолятор, экран) оно зависит от диаметра и диэлектрической проницаемости диэлектрика. Поэтому здесь важно с высокой точностью обеспечить по всей длине одинаковый диаметр и стабильные параметры изолятора. Если же используется витая пара, то еще надо точно выдержать шаг скрутки. Все технологические отклонения приводят к непостоянству волнового сопротивления по длине кабеля, к несогласованности и в итоге — к появлению отраженных волн. Обычно эти отклонения ничтожны, поэтому их заметность — на том же уровне. Но, в любом случае, приобретая межблочный кабель, лучше стремиться выбирать модель покороче. Вполне возможно, что короткий дешевый кабель окажет меньшее влияние на сигнал, чем очень дорогой, но — длинный. Подчеркнем, что соблюдение стандарта важно лишь для видеокабелей. Вполне типична ситуация, когда межблочники для аудиосистем имеют волновое сопротивление и 20 Ом, и 150 Ом…
   При обсуждении межблочных кабелей много разговоров вокруг направленности… Формальное основание — конструкция: часто экранирующая оплетка, которая не используется для передачи полезного сигнала, соединяется с общим проводом только с одного конца. Кто-то считает, что это соединение должно быть у приемника сигнала, тогда, мол, влияние наводок будет минимально. В то же время некоторые фирмы на своих кабелях указывают обратное направление, отмечая, что окончательный выбор положения — за потребителем… Такая «свобода» думающему человеку говорит о многом. Существуют доморощенные теории, доказывающие наличие направленности не только у межблочных, но и у простейших акустических кабелей. Напомним, речь идет о передаче переменного тока и напряжения: как ни крути кабель, половину периода ток течет в одном направлении, а вторую половину — в другом.

Цифровые кабели

По уверениям разработчиков, кабели Nordost — самые быстрые в мире (до 96% скорости света в вакууме)...

Как явствует из названия, цифровые кабели предназначены для передачи дискретных сигналов. Последние могут быть либо электрическими, либо оптическими. В оптических кабелях в качестве световода применяются стекловолокно и пластик. Стекловолоконные кабели (ST) достаточно дорогие, поэтому используются в основном в высококлассной аппаратуре. Пластиковый TosLink существенно дешевле (от $15–30), поэтому как массовый товар он более популярен. Надо сказать, что эти два оптических кабеля имеют различные типы разъемов. Пластик в качестве световода ввела фирма Toshiba, откуда и три первые буквы в его названии. Если быть точным, TosLink — это не название провода или разъема, а описание метода передачи сигнала. Поэтому «тослинки» делают и со стеклянным световодом.
   Предпочесть ли оптику электрическому коаксиальному кабелю? Основное преимущество оптического кабеля — нечувствительность к электромагнитным наводкам и полная гальваническая развязка входа и выхода (последнее для бытовой аппаратуры не столь актуально). Большинство потребителей сходится во мнении, что качество передачи оптического и электрического каналов малоотличимы друг от друга. Если посмотреть теоретически, с точки зрения широкополосности, окажется, что TosLink с пластиковым световодом имеет ограниченную полосу пропускания (как правило, 10 МГц)… Далее идут оптические ST-кабели с полосой частот в пределах 40–120 МГц. Коаксиальные электрические кабели могут передавать сигналы до 350 МГц. На самом деле для корректной передачи импульсов, из которых, собственно, и состоит цифровой поток данных, хватает и куда более скромных частотных возможностей. Классические требования к цифровику — как можно большая скорость передачи сигнала (средние значения — 60–80% от скорости света в вакууме) и стабильное значение импеданса 75±(2–3) Ом. Есть и еще один аспект, связанный с непрекращающимися спорами о цифровых электрических коаксиальных и оптических проводах, — качество выходных и входных преобразователей, впрочем — это уже другая тема.
   Требования к межблочным аудиокабелям для передачи аналогового сигнала потенциально могут быть ниже, чем к цифровым, поскольку верхняя рабочая частота составляет 20–100 кГц, что заметно меньше, чем для видеосигналов (мегагерцы). Поэтому многие спокойно покупают дешевые межблочные аудиокабели. Правда, солидные фирмы не идут на упрощения. Часто выпускаются провода широкого профиля, пригодные для передачи всех указанных выше сигналов. Межкомпонентные аудиокабели наиболее чувствительны к электромагнитным наводкам, поэтому экранированию здесь уделяется особое внимание. Традиционная экранирующая оплетка, как правило, выполняется плетением из тонких проводов. Небольшие зазоры между ними практически неустранимы, максимальное покрытие такого типа экрана составляет порядка 95%. Другими словами, 5% поверхности остаются без брони. Разработчикам, кажется, этого недостаточно, поэтому появляются дополнительные экраны, например, в виде фольгированной пленки, которая закрывает 100% поверхности. Любопытно, что отдельно фольга как экран применяется крайне редко, обычно она идет в сочетании с экранирующей оплеткой. Однако не все считают нужным экранировать межблочные кабели: существуют модели, вовсе не оснащенные суперэкранами. И ничего… Пользователи довольны.

Как обойти конкурентов?

Siltech добивается 99% экранирования поверхности

В этой главе разговор пойдет о том, какие технологии и фирменные инновации характеризуют уровень современного кабелестроения. В продукции почти каждой специализированной фирмы есть свои находки, патенты, Know How. Маркетологи придают им очень большое значение, обязательно указывая наличие инновационных достижений в конкретном продукте. Согласитесь, звучит гордо: мы применяем собственную запатентованную технологию… Нередко суть таких патентов, идей и технологий остается нераскрытой. Некоторые фирмы, напротив, откровенно делятся своими секретами. Приведем конкретные примеры, которые в большей части касаются конструкции кабеля, конфигурации и взаиморасположения базовых компонентов — проводника, изолятора и экрана.
   Технология Aptimus (фирма IXOS) предполагает покрытие каждой жилы проводника микрослоем изолирующего полимера. Идея та же, что и в давно известном типе кабеля под названием Litz. Отличия — в материале и толщине покрытия. Похожее решение — технология Hiperlitz (фирма AudioQuest). Правда, здесь жилы навиваются на проходящий в центре изолятор (берем круглый в сечении диэлектрик и оплетаем его тонкими проводниками). Надо сказать, что эту идею рекламируют очень многие. Многожильный изолированный Litz позволяет легко уменьшить электрическое сопротивление провода: для этого надо просто увеличить количество жил. Так WorldWire накручивает по спирали на диэлектрический стержень набор параллельно идущих жил, такая же навивка используется и для второго проводника, расположенного на большем диаметре. У фирмы эта технология получила название Simmetricoax. Фирмы Vampire Wire и AudioQuest используют наименование Circular Array. В кабелях компании Supra применяется похожая конструкция, однако навивка этих двух слоев выполняется в разных направлениях (одну — по часовой, другую — против часовой стрелки), тем самым, как утверждают разработчики, снижается взаимовлияние магнитных полей. Конструкция кабеля с парой проводов, идущих параллельно друг другу, обладает относительно высокой емкостью (разумеется, речь идет о ничтожно малых величинах, которые по здравому размышлению не оказывают какого-либо воздействия на звуковые характеристики тракта). Пересечение проводников под углом снижает взаимовлияние полей, в результате чего емкость уменьшается. Довольно оригинальное плетение проводов, получившее название Gamma Geometry, предлагает IXOS. Представьте два провода в виде двух синусоид, лежащих в двух параллельных плоскостях. Смотрим сверху на синусоиды — они кажутся параллельными прямыми; смотрим сбоку… Так как они идут в противофазе, кажется, что пересечения следуют всего в двух точках на один период. Для обеспечения стабильности конструкции применяется диэлектрический корд, переплетающий синусоиды-проводники (Inductance Control Core, ICC). Такая стяжка обеспечивает постоянство периода плетения. Используется такой провод как в межблочных, так и в акустических кабелях. Monitor Cable, рассудив, что ток в акустических кабелях достаточно большой (есть риск повышенного взаимовлияния магнитных полей проводников), внедрила технологию MSR (Magnetic Current Reflector): в сдвоенном кабеле посередине между проводниками вставляется металлический разделитель (лента) по всей длине провода.
   О «воздушных» технологиях мы говорили выше. Эти приемы позволили Nordost (в свое время фирма сотрудничала с NASA и IBM при разработке сверхскоростных компьютеров) создать провода с максимально возможной скоростью распространения сигнала. Теперь Nordost для всех своих моделей указывает достигнутую скорость в процентах от скорости света в вакууме. В лучших моделях этот параметр доведен до 96%. Другие фирмы скорости передачи придают меньше внимания, однако, например, шведская Supra для некоторых кабелей из вспененного диэлектрика приводит величину скорости распространения (71–78% скорости света). На первый взгляд, идея равняться на скорость света в вакууме кажется далекой от реальности. И все же судите сами: сейчас средний компьютер работает с процессором, который имеет тактовую частоту 1 ГГц. За один период (1 нс) электромагнитная волна (свет) успеет пройти расстояние 0,3 метра. Разница длины проводов в несколько сантиметров (или в скорости распространения), по идее, может повлиять на фазовые соотношения между сигналами… Кстати, компьютерные провода — тоже интересная тема. С одной стороны, компьютерные системы обмена информацией обладают мощнейшими средствами защиты, поиска и исправления возникающих ошибок. С другой — информационный поток (объем данных в единицу времени) увеличивается, как снежный ком. Например, достаточно распространенный интерфейс USB 2.0 рассчитан на максимальную скорость обмена до 480 Мбит/с, то есть частота передачи канала связи (и проводов) должна превышать полгигагерца! Остается добавить, что аудио- и видеоаппаратура тоже щеголяет цифровыми потоками огромного масштаба.

Два слова о разъемах

С разъемом провод соединяется либо обжимом, либо пайкой, либо сваркой. При помощи сварки получаются лучшие соединения. Но часто сборка даже самых высококачественных соединителей осуществляется при помощи обжима, который иногда называют холодной сваркой, потому что при этом детали сдавливаются с силой, достаточной для проникания поверхностных слоев одного металла в другой. Несмотря на широчайшее распространение, строго говоря, обычный припой не является очень уж хорошим проводником, так как состоит из таких металлов, как олово и свинец. Более того, находятся скептики, которые предъявляют претензии даже к серебряному припою. Если серебром паять медные провода, место контакта различных металлов, согласно законам электрохимии, приобретает контактную разность потенциалов (так работают батарейки). По этой же причине некоторые аудиолюбители выбирают кабели с разъемами, у которых внешнее покрытие такое же, как и на аппаратуре. Если это, предположим, никель, вряд ли имеет смысл тратиться на кабели с позолоченными разъемами. Среди конструктивного многообразия разъемов в межблочных кабелях самый распространенный — RCA («тюльпан»). Для улучшения контакта центральный штырь часто делают разрезным (работает упругость металла); внешняя юбка тоже выполняется с разрезами (например, конструкция Turbo фирмы Monster Cable). Многие фирмы часто используют цанговые зажимы, при затяжке которых достигается очень плотный контакт. Из профессиональной области в бытовую электронику пришли разъемы BNC и XLR (обычно эти типы разъемов встречаются в дорогой аппаратуре).
   В последнее время все больше внимания уделяется специфическим цифровым разъемам для коммуникации элементов мультимедийных комплексов. Речь идет о коннекторах цифровых интерфейсов RS232, USB, IEEE-1394, DVI, HDMI

Вместо заключения

Как показывают элементарный расчет и строгие научные изыскания, уловить на слух кабельные нюансы практически не представляется возможным. Во-первых, они теряются на фоне типичных факторов воздействия внешней среды и, во-вторых, имеют куда меньший масштаб, чем, например, степень проявления акустических особенностей комнаты прослушивания. Надо отдавать себе отчет, что изменения в звуке будут существенней при перестановке с места на место пары кресел или, скажем, при открывании форточки, чем при смене акустического кабеля. Вообще невозможность в домашних условиях достоверно зафиксировать «кабельную» разницу без соблюдения требований постановки честного психоакустического эксперимента (методика «двойного слепого тестирования», использование корреляционного анализа и серьезной статистики) порождает массу мифов и досужих вымыслов о том, как можно с легкостью скорректировать звучание любой аудиосистемы подбором соответствующего кабеля, провода или аксессуаров… Гораздо легче ощутить радость от новоприобретенного кабеля, от осознания того, что качественная вещь досталась за приемлемые деньги. Хотелось бы оградить потребителя от безрассудных стараний улучшить работу аппаратуры с помощью дорогих кабелей. Даже стремящимся к гармонии владельцам эксклюзивной AV-техники полезно помнить: рынок заботится, чтобы мы с вами относились к кабельной продукции с преувеличенным вниманием. Впрочем, как не крути, любой кабель — это элемент системы, причем — элемент первой необходимости.