Музыка

Компьютер научили сочинять музыку в стиле Баха

Теги: #Bach
Face539565cd1122ac8136eca9e9a982

Ученые научили глубокую нейронную сеть создавать музыкальные произведения в стиле любимых Бахом хоральных кантат.

Хоральные кантаты великого немецкого композитора привлекли внимание ученых благодаря ступенчатости и алгоритмичности процесса их сочинения. Они были основаны на лютеранских текстах и исполнялись в четыре голоса. Бах брал широко известную мелодию, исполняемую сопрано, и строил три гармонии для партий альта, тенора и баса. Тем не менее, сочинить такое произведение довольно трудно из-за тонкой взаимосвязи между гармонией и мелодией. Ученые Гаэтан Хаджерес (Gaetan Hadjeres) и Франсуа Паше (Francois Pachet) из лаборатории компьютерной науки Sony в Париже задались вопросом: можно ли обучить машину создавать хоралы в стиле Баха?

Они построили нейронную сеть с технологией глубокого обучения и назвали ее DeepBach. Для того, чтобы научить машину сочинять хоралы, ученые внесли в ее базу 325 хоралов, сочиненных Бахом, а затем перевели их в другие тональности в пределах заранее определенного вокального диапазона, получив в общей сложности 2503 музыкальных произведения. 80% из них ученые использовали, чтобы обучить компьютер распознавать гармонии Баха, а остальные 20% — чтобы подтверждать их корректность.

Ученые задавали машине исходную мелодию, а она затем строила гармонии для альта, тенора и баса. Чтобы выяснить, насколько хорошо компьютер справился со своей работой, авторы проекта опросили более 1600 человек, предложив им определить, какая из двух гармоний на одну и ту же мелодию больше похожа на произведение Баха. Из 1600 респондентов 400 были профессиональными музыкантами или студентами музыкальных училищ.

Около половины опрошенных заявили, что гармония, сгенерированная DeepBach, больше похожа на настоящего Баха. Даже при сопоставлении машинной музыки и музыки самого композитора лишь 75% правильно определяли, какое из произведений принадлежит Баху.

Комментарии

#

Лишь 1 из 4 не прошёл викторину!

Могу дать координаты пары студентов, чтобы ещё улучшить результаты теста системы Deep_Bach. (Кто не понял тонкий юмор- прочтите последнее предложение ещё раз)

Бах сам на себя иногда не похож, его вклад в муз. литературу лежит в искусстве полифонии, находок самих ТЕМ для полифонии. Он в искусстве фуги взял тему си_бемоль-ля-до-си_бекар (по немецкой системе B-A-C-H) и препарировал её, как лягушку на уроке по биологии, он писАл гармонизации на секвенции низходящего хроматического баса и т.д. и т.п.

А гармонизовать в каноне протестантских хоралов и выдавать это за взломанный алгоритм- по меньшей мере, профанация.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Tess #

Тут ключевая фраза - "обучить компьютер".  Как они "обучили" компьютер - не известно. В 18-м веке модно было брызгать на нотный стан краской с кисточки, а потом просто расставляли знаки при ключе, длительность нот и такты.  Как получалось не известно, но при некоторых музыкальных знаниях вполне можно получившуюся мелодию гармонизировать.  И мне не понятно другое, как обычным транспонированием создать 2503 произведений? Или автор что то недоговаривает и есть "вишенка на торте" которая и создавала эти произведения?

- 50 дБ +
#
Компьютер научили сочинять музыку в стиле Баха

Нет, вот сделать сенсацию из фуфло старается почти каждый кто мнит себя компьютерным гением. То гаражный рок имитируют, то теперь Баха. Разумеется, человек, не знающий как все это внутри устроено, скажет: ух ты! Прогресс дошел! Но разве этот компьютер хоть что-то сам сочиняет? В него загрузили много мелодий Баха, потом базу фрагментов расширили, видоизменив их еще дополнительно. Получилось очень много оригинального Баха, хорошего и разного. Потом набросали алгоритм подбора по схеме этих секвенций, как для заданной в виде последовательностей команд темы подобрать аранжировку из готовых фрагментов. Компьютер справился, подобрав сходные по признакам фрагменты из готовой базы и подставил. Из этого отобрали лучшее и дали послушать тем, кто скорее всего в классической музыке ни в зуб ногой и слышат это все в первый раз. Получилась посмертная перекомпиляция вида поппури из оригинального Баха, которая для неискушенного слушателя создает ощущение лютой похожести. Надо отметить, что еще на заре прихода не академической музыки в 1920х основатели русского индастриала говорили, что Бах сильно ограничен своими секвенциями. Если бы он не умер, а продолжал выпускать свои кантаты, или бы умер, но как Брин Джонс и после смерти выпускал бы новые произведения, рано или поздно он бы все возможные комбинации перебрал.

- 60 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.