Разное

Исследование: джазмены реагируют на неожиданности лучше классических музыкантов

Теги: #Исследование#джаз#классика
B53b0d73aaffae8e041128bf5522e1bf

Эмили Пжишинда (Emily Przysinda) из Уэслианского университета провела небольшое исследование, в результате которого выяснила, что мозг джазовых музыкантов реагирует на неожиданные события иначе, чем мозг классических музыкантов и людей, не имеющих отношения к музыке.

В исследовании приняли участие 12 джазовых, 12 классических музыкантов и 12 человек, не имеющих отношения к музыке. В первом этапе исследования испытуемых попросили придумать список действий, которые можно совершить с простой скрепкой. Участники исследования получали баллы за число ответов и оригинальность: больше баллов получали уникальные варианты, которые не встречались у других испытуемых.

Музыканты оказались значительно креативнее, чем люди, далекие от музыки, причем классические и джазовые музыканты оказались примерно на одном уровне. Джазмены выиграли разве что в оригинальности.

Второй этап был занятнее. Участникам исследования, подключенным к электроэнцефалографам, предлагали прослушать последовательность аккордов с разными степенями устойчивости неустойчивой ступени, согласно музыкальной теории (высокой, средней и низкой), и оценить услышанное.

Людям, не имеющим отношения к музыке, больше по вкусу пришлись последовательности с высокой степенью устойчивости. Классические музыканты расположили последовательности с высокой и низкой степенями устойчивости примерно на одном уровне, а джазовые музыканты одинаково наслаждались последовательностями и с низкой, и с высокой степенями.

Энцефалограммы же показали связь между креативным мышлением и нервным откликом P3b, причем отклик разнился не только между музыкантами и обычными слушателями, но также между классическими музыкантами и джазменами. Джазовые музыканты быстрее реагировали на неожиданные изменения в последовательности аккордов, чем другие участники исследования. В аналогичном исследовании выяснилось, что джазовые музыканты затрачивают на такую реакцию меньше «неврологических усилий», чем исполнители классики.

Исследователи считают, что во всем вина импровизации, так популярной в джазе, и любви к нестройным и странным последовательностям аккордов. Поэтому джазовые музыканты были «готовы к неожиданностям». И хотя классические музыканты показали свое превосходство над обычными слушателями в плане креативности, неустойчивые аккорды выбивали их из колеи сильнее, чем джазовых коллег по цеху.

Конечно, рановато делать глобальные выводы на основе исследований, в которых участвовало 36 и 30 человек соответственно, но они могут стать поводом для проведения более масштабных научных изысканий.

Комментарии

#

Подтверждаю! как человек, имеющий опыт в (очень) разных средах музыкантов.


НО, в защиту классических музыкантов пример:

Сравните стиль вождения у водителя такси в большом городе и стиль гоночного пилота на всемирнознаменитой трассе.

Конечно мозг таксиста больше готов к неожиданностям и смене маршрутов изза заторов, светофоров, разгрузок, маршруток и еще чего угодно.

Гоночному пилоту, в отличие, нужно пройти как можно лучше досконально известный всем в мире поворот . Известны угол поворота, ширина, покрытие... с известной ситуацией на момент прохождения (занят он или свободен).

Ну, и у кого из них будет выше готовность к реакции на неожиданную смену ситуации?

Угол поворота неожиданно изменили или утки дорогу переходят....

Конечно у таксиста, потому, что задача так поставленна.

Так же и у (условно*) классиков и джазистов.

Джазисты лучше реагируют,

классики лучше генерируют.

Если кому-то это вообще интересно (и кто-то аж до сюда дочитал)- могу объяснить, что я имею ввиду:

Однажды слушал , как джазист от бога играл сонату Моцарта (может раннего Бетховена, не суть), от того, что все ноты наперёд всем известны и музыкант вынужден оставаться «на трассе» не свернуть не остановиться, не срезать и не отклониться, и ни в Румбу, ни в Фри-джаз на теме нельзя зарулить.... блин..., все привычные изобразительные инструменты отняты.

Остаётся только фразировка, штрихи, темп (в рамках разумного) , но всё можно применить только в рамках стиля и всем известно уже больше 200-та лет, куда музыка в конце концов заедет....

И почувствовал я, как этот джазист оказался «не в своём элементе» , как художник без кистей и очень невыразительно, скучно, почти со страхом доиграл до конца часть сонаты.

(Навоял я , блин,

Строго не судите)

- 63.01 дБ +
⇡ в ответ @Tess #

Вполне понятное мнение. Я классику лично играть не берусь,за исключением разве что И,С.Баха. И то предпочитаю играть не на пиано,мне не хватает органных регистров..

- 50 дБ +
#

Приветствую вас George,

я еще одну мысль тут подумал, тут поделиться или отдельно тему сделать? По поводу ультра узкой специализации в ХХвеке , котороая взяла в клещи многие направления, в том числе и музыкантов. И у которой , как у любой медали, две стороны.



- 50 дБ +
⇡ в ответ @Tess #

В этом ни бум-бум, очень интересно. Давайте тему!

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Tess #

Вот, давайте тему, про клещи это трагически интересно!

- 50 дБ +
⇡ в ответ @JaroslavS #
По поводу ультра узкой специализации в ХХ веке , которая взяла в клещи многие направления, в том числе и музыкантов.
Вот, давайте тему, про клещи это трагически интересно!

Вот, сразу видно, кто тут ближе к джазовым музыкантам по ассоциациям и реакциям. )))

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @JaroslavS #

нет, про такие «клещи» ничего писать не буду, мне про них и сказать нового нечего.

Тему создавать тоже не охота, напишу здесь:


Парадокс ХХ века заключается в расширении естествознания до таких границ, что объять познанное, что бы его границы раздвинуть, одному человеку с широкой базой естествознания невозможно.

Узкая специализация, это ответ на вызов.

Время, необходимое неврологу на специализацию длится столько же, как его общее обучение медицины.

К музыке: сегодня есть плеяда барочных музыкантов, это классические музыканты, которые специализируются (и получают второе образование) на исполнении музыки 1650-1750 годов!!!

Ещё знаменитое высказывание , придписываемое И.С.Баху «просто нажимайте на клавиши, музыка скажет всё сама за себя» говорит о более импровизаторском подходе к музицированию, позже Моцарт, Бетховен, Лист, Паганини сами себя исполняли и на концерте каденции (сольная часть в конце концерта) импровизировали на сцене.

До начала ХХ века Прокофьев, Рахманинов тоже часто сами исполняли на сцене свои фортепианные концерты и.... всё.

Уже Шостакович в первой половине ХХ занял трон композитора, и работал только за столом (работа тапером в молодости в «Барикаде» не считается)

Начиная с Пифагора, заканчивая Гершвиным , который одной ногой стоит в джазовой сцене.

Так что же случилось, что классические музыканты не просто играют только по нотам, а даже делятся внутри на тех кто исолняет только Барокко и тех кто исполняет только Романтическую музыку?


- 50 дБ +
⇡ в ответ @Tess #

нужно сказать, что качество исполнения от времени Паганини и Листа до наших дней выросло неймоверно, сейчас на живом концерте ляпов, промахов и игры из под волос в импровизиравонной каденции публика не простит;

и как любое направление со временем, классическая музыка потеряла эластичность , приобрела законченную форму и затвердела.

От сюда и следствие: в классиках тренируют безукоризненную технику владением прохождения «трассы» без надлежащего тренинга широкого кругозора музыкального мышления, потому, что исполнителям он не помогает на конкурсах, на концертах и при записи.

А сноровка живого музицирования перекочевала из академической музыки в кабаре, фольк, джаз, авангард...

Очень надеюсь, что маятник перфекционизма так или иначе пойдёт обратно или в бок от нынешней ситуации.

Вот такие «клещи»


П.С. Не поверите, я каждый раз пробегаюсь по подобной мысле, когда вижу стойку в которой:

Транспорт->ЦАП->предусилитель->два конечных усилителя->АС

И всё это «заточенно» под одно муз. направление.

Это тоже иллюстрация клещей перфекционизма ХХв.

- 60 дБ +
⇡ в ответ @Tess #

С большим интересом прочитал.. У меня тоже иногда возникают такие мысли.. Мне всегда не хотелось играть классику-просто не интересно играть по НОТАМ..

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @george #

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @Tess #

Весьма наглядно..

- 50 дБ +
#

Коментарии получились интересней самой статьи )) спасибо.

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.