У каждой мелодии — свой посыл. Есть, к примеру, колыбельные, есть песни, предназначенные для танцев, или же любовные, романтические баллады. Исследователи сообщили журналу Current Biology, что в различных культурах песни с одинаковой смысловой нагрузкой звучат примерно одинаково.

В исследовании участвовали выходцы из 60 стран. Ученые предлагали 750 участникам послушать 14-секундные отрывки песен на незнакомом языке и сказать, о чем же эти мелодии. По результатам исследования выходит, что эмоциональный посыл песен распознается людьми вне зависимости от того, где они выросли.

«Несмотря на ошеломительное разнообразие музыки, вызванное влиянием самых разных культур, доступных современному человеку, в основе базовых музыкальных структур лежит наша общая человеческая натура, которая не подвержена культурным особенностям», — сообщил Самуэль Мер (Samuel Mehr), один из ученых из Университета Гарварда, принявший участие в исследовании.

Такое поведение (родство формы и функции) давно встречается среди животных. К примеру, рычание льва или крики коршунов сразу же воспринимаются слушателями как нечто агрессивное. Но воспринимается ли, предположим, японская колыбельная как колыбельная для слушателя из Франции, до сих пор оставалось загадкой. Многие считали, что основой музыки является культура, но так ли это на самом деле?

Для исследования ученые подготовили 14-секундные отрывки вокальных композиций, созданные в 86 отдаленных сообществах по всему миру — среди охотников, собирателей, фермеров и других представителей разных стран. Слушателям необходимо было выставить баллы от 1 до 6 на шкалах «танцевальная мелодия», «колыбельная», «успокаивающая и лечащая», «песня о любви», «похоронная» или же «былинная» в зависимости от того, чему, по их мнению, была посвящена песня. В исследовании на самом деле не использовались похоронные песни и былины: эти варианты включили только для того, чтобы запутать испытуемых.

Во втором исследовании 1 000 участников из США и Индии оценивали отрывки по числу исполнителей, их полу и количеству музыкальных инструментов. Также участникам было предложено оценить сложность мелодии, четкость ритма и три эмоциональных параметра мелодии: насколько она была стимулирующей, привлекательной и приятной.

Легче всего слушатели определяли танцевальные мелодии и колыбельные. Первые песни чаще всего быстрее, ритмически сложнее и кажутся слушателям «веселее», в то время как колыбельные медленнее, проще и в их основе — минорное настроение.

Сейчас исследователи проводят аналогичное тестирование в отдаленных уголках Земли среди тех, кто не знаком с музыкой других культур.