Музыка

Ученые развенчали миф о превосходстве скрипок Страдивари

Теги: #скрипка#классика#Stradivari#исследование
F5f61650ccb9dfb31e9b5ecacad18161

Исследователи Института Жана Лерона Д’Аламбера (Jean Le Rond d'Alembert) доказали, что звукопроекция современных скрипок лучше, чем звукопроекция скрипок Антонио Страдивари. Согласно исследованию, опубликованному в журнале PNAS, слушатели не могут отличить скрипку Страдивари от современной, но предпочитают при этом звук последней.

Звукопроекция — это способность музыкального инструмента заполнить пространство концертного зала, донести звук до самых последних рядов и выделиться из массы других инструментов в оркестре, что особенно важно для солистов.

Традиционно считается, что звукопроекция скрипок, созданных в 17–18 веке, в частности, скрипок Страдивари, превосходит звукопроекцию современных инструментов.

Группа ученых под руководством Клаудии Фриц (Claudia Fritz) объединилась с создателем скрипок Джозефом Кертиным (Joseph Curtin), чтобы проверить это утверждение.

Они провели два эксперимента с участием 137 слушателей в концертных залах Парижа и Нью-Йорка. Слушатели должны были оценить звучание девяти пар скрипок по критериям звукопроекции и личных предпочтений. В каждой паре один из инструментов был старым, а другой — новым. Эксперимент проводился вслепую: ученые скрыли от слушателей и исполнителей изготовителя и название скрипок.

В эксперименте участвовало шесть скрипок Страдивари, две скрипки Джузеппе Гварнери (Giuseppe Guarneri) и один инструмент другого известного итальянского мастера 18 века. В качестве солиста был приглашен российский скрипач Илья Калер, единственный в мире исполнитель, завоевавший первые премии трех крупнейших международных скрипичных конкурсов: имени Паганини (1981), имени Сибелиуса (1985) и имени Чайковского (1986).

В результате эксперимента выяснилось, что большинству слушателей больше нравится звучание современных скрипок. Кроме того, оказалось, что ни слушатели, ни даже сами исполнители не могут на слух отличить современную скрипку от знаменитой старинной.

Два других исследования, проведенные той же командой ученых в 2010 и 2012 году, показали, что сами скрипачи также предпочитают современные скрипки, когда не знают, на чем именно они играют.

Копию скрипки Страдивари недавно распечатали на 3D-принтере. Здесь можно послушать, как она звучит.

Комментарии

#
Кроме того, оказалось, что ни слушатели, ни даже сами исполнители не могут на слух отличить современную скрипку от знаменитой старинной.

Это говорит и о слушателях / исполнителях и... о весьма приличном ;-) уровне "старинных" скрипок и о технологии изготовления скрипок...

- 50 дБ +
#
скрипачи также предпочитают современные скрипки, когда не знают, на чем именно они играют

Как держа в руках скрипку Страдивари ее можно спутать с сoвременной?!!!

- 50 дБ +
#

Вот это как минимум очень странно.

- 50 дБ +
#

Довольно легко, если завязаны глаза.

- 50 дБ +
#

Единственный, но очень важный момент, о котором "ученые" не говорят, это как они выбирали слушателей для экспертных групп. Потому как если случайным образом, это совершенно не репрезентативно. Средний неподготовленный слушатель отреагирует на чуть большую громкость, а не на нюансы тембра. А еще в случайной выборке будет куча народу с дефектами слуха

- 60.79 дБ +
#

Это и есть репрезентативная выборка. Или в консерваторию ходят только просветленные слухачи? :)

- 50 дБ +
#

Нет конечно. Но такие слухачи там не редкость, и ориентироваться наверное стоит в первую очередь на их мнение. Рискну предположить, что в дорогих ресторанах тоже далеко не все из заказывающих элитные вина, сумели бы вслепую отличить их от имитаций:)

- 50 дБ +
#

Интересно конечно

но я участвовал в подобном - было три скрипки= 17 век, начало 18 и конец 18

да конечно более поздние варианты играют яснее, громче и пронзительнее, но после игры на старом инструменте тельняшка на груди рвется и душу выворачивает. Многие аудиофилы скажут что звук у неё грязный - но за такой звук можно душу продать. Хотя я конечно согласен что и сейчас есть великие мастера и дай бог если их инструменты через триста лет будут также хорошо звучать как сейчас.

- 60 дБ +
#

Да, и не только это. Музыканты выбирают инструменты под себя, под множество своих особенностей. Иначе можно было бы сказать, что все скрипачи "звучат" одинаково, разница только в инструментах.

- 50 дБ +
#

(я скрипач)

Отличить в руках инструмент 350-летний от 15-летнего обычно можно. Нельзя, только если новодел специально копировали, как всё- можно скопировать визуально и тактильно. Обычно этим не занимаются.

На слух: в симбиозе инструмента и исполнителя (имхо) я бы отдал 60% исполнителю, а оставшиеся 40% остаются на скрипку, смычок, струны, волос, крепление фурнитуры (мостик/подушка, подбородник), канифоль.

Ценность старых итальянцев заключается в их ограниченном предложении на рынке и тем, что через 100 лет они будут продолжать ТАК ЖЕ звучать, новодел может "погаснуть" лет через 30-40 (необязательно).

- 63.42 дБ +
#

Ну мастера заголовка... "Британские ученые" выдали очередной перл сомнительного содержания, а по заголовку получается чуть ли не раскрытие аферы нескольких веков. Ребята не становитесь похожи на лайф и подобные ресурсы.

- 60 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.