Люди любят послушать прогнозы экспертов, хотя все они, как правило, не сбываются. Как только не ругали умники в техноблогах новый айфон, а продажи получились фантастические. Судьба проекта Pono относится к таким же парадоксам.

Все это время я и мои коллеги, точно так же считающие себя большими специалистами в области крутого аудио, отмахивались от этого начинания. Судите сами, почтенный Нил Янг в интервью не раз бурчал о засилье МР3. Ах да, он еще жаловался об этом Стиву Джобсу. Ну и что, собственно? Мало ли кого раздражают МР3, и мало ли кто встречался с покойным? Однако же в сентябре 2012 года на телепередачу «Вечернее шоу с Дэвидом Леттерманом» наш старец явился с желтенькой трехгранной штучкой.

Аудиоплеер Pono (по-гавайски «правильный») внешне скорее походил на шоколадку Тоблерон или детскую игрушку, но заявка была отчеканена нешуточная: не много ни мало – «лучший звук, который вы сможете достичь». Flea - басист Red Hot Chili Peppers, послушал как играет PonoPlayer в «кадиллаке» Янга, после чего стал первым селебритиз в цепочке «сарафанного радио». Под это дело обещан музыкальный сервис PonoMusic, который будет устроен аналогично iTunes, но без МР3, так ненавистных Янгу. Строго лосслесы, а пуще того - высокого разрешения по ценам от 15 до 25 долларов. Занятно, что маэстро обещает бесплатно предоставлять доступ к треку, если со временем он появится в PonoMusic Store в более высоком качестве.

Проект требовал 800 тысяч долларов, для сбора которых была задействована известная краундфандинговая платформа KickStarter. В предзаказе плеер стоил 300 долларов, а после 15 апреля уже 400. Подробностей было маловато, техногики выглядели не очень довольными. Вместо подробностей мистер Янг ограничивался метафорами на тему «прямого звука из студии прямо в ухо» и прочей художественной чепухи. И сработало! Добрые люди чуть ли не в первый день собрали в полтора раза больше, а в настоящий момент объем взносов превысил четыре миллиона долларов. Как так получилось?

Для начала проясним-таки нюансы начинки PonoPlayer, которые удалось узнать в последнее время. Его емкость составляет 64 гигабайта внутренней памяти плюс еще столько же через карточку microSD. Партнером Pono вроде бы сначала значилась Meridian, но что-то не срослось.

В итоге аналоговая и цифровая часть устройства была разработана американской компанией Ayre на основе опыта своих «взрослых» моделей ЦАПов QB-9, QA-9 и усилителя KX-R Twenty. Преобразованием в PonoPlayer занимается довольно-таки неплохой 32-битный чип Sabre ESS ES9018. Цифровой фильтр работает в минимально-фазовом режиме.

В отличие от классических фильтров фазолинейного типа, здесь отсутствует паразитный «звон» перед фронтом импульса сигнала. Правда, идеального фильтра в природе не существует и в данном случае платить за это приходиться некоторым фазовым сдвигом в полосе пропускания. Однако многие утверждают, что ЦАПы с минимально-фазовыми фильтрами звучат более «музыкально». Очевидно, что сторонники этой теории нашлись и в Ayre.

Все цепи PonoPlayer не используют обратной связи, а выходные каскады выполнены на дискретных элементах и обладают низким импедансом. Последнее будет весьма кстати для согласования с разными типами наушников, да и в целом все выглядит как минимум обнадеживающе. Помимо регулируемого выхода на наушники, предусмотрен еще и второй – линейный; разработчики уверены, что из Pono получится знатный источник звука хоть в автомобиле, хоть на чужой стереосистеме.

Хотя изначально Нил Янг толковал о каком-то своем чарующем формате «мастер-качества», официально заявлено, что к продаже будут допущены FLAC-файлы. Также он утверждал, что в PonoMusic будут продаваться треки именно в том виде, в котором они были финализованы на студии. На официальном сайте значится четыре градации качества фонограммы - 44/16, 24/48, 96/24 и 24/192. Скорее всего треки 24/44 или 24/88 также будут воспроизводиться, просто не были включены в список. Помимо FLAC заявлена совместимость плеера с ALAC, mp3, WAV, AIFF и AAC.

Размеры PonoPlayer при весе в 128 грамм составляют 127 х 54 х 25 мм. Три цвета: желтый, синий и черный. Красного бы еще, для полноты картины и актуальности. Время работы от одной зарядки ожидается в районе восьми часов. К небольшому сенсорному экрану прилагаются три кнопки: вкл/откл, а также плюс и минус громкости. Вот и все – простота лучше воровства!

По факту имеем что? Да, собственно, ничего сверхъестественного! Идея портативного плеера с аудиофильской начинкой не нова. Китайцы не первый год работают на этом поприще. Начиная с страшненького HiFiMan, последовали более презентабельные Astell&Kern, iBasso и другие. И дискретный выход, и ES9018 – все это уже давно присутствует на рынке. Но, похоже, объемы Pono им и не снились. И не только потому, что за High-End портатив китайцы просят тысячу долларов, а американцы за Pono - более чем в два раза меньше. Можно поставить хоть по два ЦАПа на плечо, но если у тебя нет бренда, сидеть тебе в нише вместе с технознайками.

В случае Pono (как и с MonsterBeat, кстати) бренд-локомотивом выступил знаменитый музыкант со своими друганами по сцене. Вывод на рынок карманного плеера с HD-звуком был не просто выстрелом в пустоту. Он был синхронизирован с открытием соответствующего поля с контентом. Та же Warner Music потихоньку переводит свои архивные записи в 24/192 и намерена размещаться в PonoMusic Store. При этом осознание, что перед нами более аудиофильская вещь чем тот же MonsterBeat – несомненно. Будем надеяться, что благодаря этому HD-аудио записи перестанут быть достоянием каких-то аудиогномов в пещерах, и станут обычным житейским развлечением типа винила. Да, а по-гавайски Pono значит «правильный».