Луи Армстронг — первое имя, ассоциирующееся со словом «джаз» и остающееся по сию пору главным именем жанра. Однако в его фильмографии есть несколько лакун, одна из которых была закрыта только в этом году.

Армстронг, говоря нынешним языком, фигура медийная — не только великий трубач, первым сделавший идею импровизации краеугольным камнем джаза, но и певец, и телеведущий, и вообще, пусть неофициальный, но «Посол джаза» (это звание ему присвоил в начале 1950-х Госдепартамент США). В конце концов, еntertainer — развлекатель — Божьей милостью. Даже несведущие в жанре с легкостью напоют пару тактов из «Go Down Moses» или «Hello, Dolly». Казалось, о нем известно практически все. Однако это не совсем так или даже совсем не так — например, в своей книге «Американский гений» Дж. Л. Коллиер пишет: «Нет ни одного документа, который бы проливал свет на то, как жил Луи до восемнадцати лет <...> Все, что мы знаем о нем, рассказал нам он сам или его современники, теперь уже пожилые люди. Но такие источники всегда ненадежны Кое о чем мы можем догадаться и сами, зная, в каких условиях он рос и формировался». Ранние годы, понятно, — отсталая эпоха, проволочный телеграф, магниевые вспышки, патефоны и пр. Однако последние сорок лет жизни Армстронг жил в самом сердце стремительно развивающейся цивилизации, ездил по всему миру, записывался в лучших студиях, был под прицелом кинои телекамер... И тем не менее концерт, посвященный его 70-летию, впервые был издан на видео только в этом году! Дело было на знаменитом джаз-фестивале в Ньюпорте в июле 1970-го. Джордж Вейн, основатель фестиваля и, вообще, главный на нем человек, пригласил Армстронга как специального гостя для сольного концерта. Но поскольку считалось, что Армстронг родился в 1900-м (только недавно было с точностью установлено, что все-таки в 1901-м), концерт этот решено было сделать юбилейным, придав ему торжественности и праздничности. В концерте приняли участие оркестр Jazz Hall Preservation Society, «королева госпела» Махалия Джексон, трубачи Уайлд Билл Дэвисон, Бобби Хэкетт, Джо Ньюман, Рэй Нанс, Джимми Оуэнс и Диззи Гиллеспи... К тому же Вейн и его партнер Сидни Стайбер наняли небольшую съемочную группу, чтобы запечатлеть событие. Оба выступили в качестве продюсеров и режиссеров съемки. Более того, Джордж Вейн озаботился тем, чтобы спустя некоторое время после фестиваля съездить к Армстронгу и взять у него небольшое интервью... И сорок лет весь этот материал пролежал в архивах компании PBS. Фрагменты были использованы, в частности, Кеном Бернсом в его знаменитом сериале «Джаз» — но только сегодня, когда вышел в свет DVD «Louis Armstrong: Good Evening Ev'rybody», становится понятна реальная значимость этого концерта и этого фильма. Да, у Вейна и Стайбера, снимавших на 16-мм кинопленку, получилось настоящее джазовое кино. Понятно, что продюсер Альберт Спевак, который занимался подготовкой DVD-релиза, сделал много для того, чтобы разнообразить картинку (в исходном материале, говорят, был переизбыток статичных планов), но, не будь этого материала, не было бы и фильма. Поражает та тщательность, с которой был произведен трансфер с оригинальных пленок: качество картинки великолепно (хотя окончательно избавиться от артефактов пленки, конечно, не удалось), цвета богаты и насыщенны. Звук сведен в два монофонических канала, однако это ничуть не мешает расслышать все нюансы (при подготовке DVD использовались как магнитофонные ленты, так и оптическая дорожка с кинопленки) — даже когда Махалия Джексон отходит от микрофона, мы отчетливо слышим все нюансы ее голоса. Умели работать звукорежиссеры в 1970-м! На диске есть три небезынтересных бонуса: извлеченные из ткани фильма фрагменты интервью Армстронга, где он рассказывает о Нью-Орлеане и раннем джазе, и о песне «When It’s Sleepy Time Down South» — оба сопровождаются соответствующими звуковыми фрагментами с репетиций концерта. Плюс любопытнейший — 14-минутный монолог Джорджа Вейна, рассказывающий об истории этого фильма. Впрочем, самое интересное на диске — записи репетиций: музыка буквально на наших глазах возникает как будто из ничего. Вот начинает играть сухопарый и седоусый трубач Бобби Хэкетт, и Луи вынимает изо рта сигарету, чуть сдвигает белую бейсболку, подтягивает красные шорты и начинает петь. Вот к нему наклоняется тромбонист Бенни Мортон, и Армстронг начинает «Blueberry Hill» — и на его лице всплывает та самая знаменитая улыбка, которая много лет кажется неофициальным символом джаза. Год спустя его не станет, а еще через 39 лет меломаны, покупая этот DVD, будут жалеть лишь о том, что знаменитый биографический документальный фильм 1957 года «Satchmo The Great» так до сих пор и не переиздан в цифровом формате.

Louis Armstrong Good evening ev’rybody

92 минуты, широкоэкранный (16x9) Image Entertainment/Universal Music, 2010

Текст: Артем Липатов