Музыка

NAPALM DEATH

(CD, Feto Records/Snapper Music/Союз, 2002/2004, 44:42) Stereo&Video Июль 2004
NAPALM DEATH}
Жанр: поп+рок
Оценка диска: 

Napalm Death всегда отличались тем, что очень ответственно подходили к делу наименования своих альбомов, подтекст угадывался на раз (вспомним: «Scum» — «Отбросы», «From Enslavement to Obliteration» — «От рабства к уничтожению», «Diatribes» — «Диатрибы» и т.п.). И в этот раз они не стали нарушать заведенного статус-кво. «Орден пиявок» — такое название носит последний на сегодняшний день студийный опус лидеров грайндкора, выработавших в отношении окружающего мира своего рода саркастический смешок. На обложке — царственные вурдалаки в коронах, как будто сошедшие с «Возвращения Короля» из Армии Мертвых. И это — прямое указание на заглавную тему диска. Барни Гринуэй — вокалист и основной сочинитель текстов, известный своими ультралевыми убеждениями, на этом альбоме превзошел самого себя по части глумления над власть предержащими. В «To Lower Yourself (Blind Servitude)» («Слепое раболепие») он выступает как общественный обвинитель монархии: «Одно дело — восхищение, совсем другое — тупое повиновение, наши «милостивые» главы государства, наши пустые главы государства! Короли и королевы — орден пиявок. Величества, хватит с меня вашей опеки!» Барни подобрал для них свой эпитет — «царственные ворюги». В «Continuing War on Stupidity» («Непрекращающаяся война с глупостью») слышим: «Тэтчер, Рейган и Буш — трехглавое чудовище, в ваших глазах — сплошная ненависть». Другими словами: нет империалистическим войнам за нефть! Еще более ясно этот мотив проступает в «Forewarned Is Disarmed?» («Предупрежден — значит, разоружен?»): «Хотим мира — с целыми арсеналами, поднятыми в воздух, жаждем мира — хотя готовы нанести удар в любой момент…» и дальше — «Эскадроны смерти — добрые христианские воины». Что касается музыки, то N.D. ставят новые рекорды скорости: «Order of the Leach» явно быстрее, нежели предыдущий «Enemy of the Music Business»: он построен на множественных бластбитах, но градус злости и агрессии на нем чуть понижен. Вероятно, свою лепту внесло то обстоятельство, что барабаны на сей раз записаны слишком механистично и лишены теплых, более приличествующих случаю естественных красок. Но и подход к написанию песен претерпел некоторые изменения (на мой взгляд, не всегда в лучшую сторону). Согласно высказываниям басиста Шейна Эмбери, на этом альбоме они попытались объединить старое звучание с новым, более «прогрессивным», которое они разрабатывали, начиная с середины 90-х: «это — крикливый дет-металлический хардкор, но со странным инди-нойзовым настроением». Жесткость музыки N.D. — не самоцель. Это средство исследования окружающего мира. В наше время повального вовлечения людей и слушателей в те или иные формы эскапизма N.D. видят свою задачу в том, чтобы ввести нас в контакт с миром реальным — с присущими для него насилием, агрессией, социальной конфронтацией, несовершенством, прочими неприятностями. В принципе, на богатое и достаточно разнообразное (N.D. — пример команды, никогда не стоявшей на одном месте) наследие бирмингемцев я бы советовал обратить внимание даже тем поклонникам (анти)музыки, для которых «металл» — понятие из прошлого века, нечто носящее налет «немодности» и культурного ретроградства

Николай КИРЮХИН