Музыка

THE STROKES

(CD, BMG Russia, 2004, 33:08) Stereo&Video Июль 2004
THE STROKES}
Жанр: поп+рок
Оценка диска: 

Говорят, что для создания первого альбома времени у музыканта — целая жизнь, а для второго — от силы год или два (да и из них большая часть времени проходит в изнурительной пахоте на ниве шоу-бизнеса — бесконечные турне, интервью и т.д.). Отсюда и понятие — «трудный второй альбом»; оно обычно всплывает, когда говорят об исполнителе, дебютная пластинка которого была встречена «на ура» публикой и критиками, и от второй ждут слишком многого. Дебют нью-йоркского квинтета The Strokes «Is This It» вышел в конце лета 2001 г. и сразу же вызвал истерику в прессе, которая объявила группу «спасителями рока» и самой значительной рок-группой XXI века. В дальнейшем машина раскрутки продолжала работать, не сбавляя оборотов, опираясь, с одной стороны, на любовь широких народных масс к мальчуковым группам (а все пятеро молодых людей исключительно фотогеничны), а с другой — на ностальгию по гитарному року, который к концу 90-х значительно сдал свои позиции нью-металлу и хип-хопу. Команда почти непрестанно гастролировала, а постоянно увеличивающаяся армия ее поклонников с нетерпением жаждала продолжения. Масла в огонь ожидания подлили сообщения о том, что над новым альбомом The Strokes будут работать с продюсером Radiohead Найджелом Годричем. Однако с Годричем у них что-то не заладилось. Молодые люди оказались слишком осторожны, чтобы свернуть на новый, еще неизведанный путь, и записали «Room On Fire» с продюсером своего первого альбома Гордоном Рафаэлем. Искать различия в звучании между двумя дисками The Strokes — все равно что искать различия между альбомами Guided By Voices или Stereolab. Все разговоры о том, что «Under Control» имеет Motown’овское звучание, в «Automatic Stop» содержатся элементы реггей, а в «The End Has No End» — металла, кажутся чудовищным преувеличением. На самом деле это очень незначительные вариации уже известного нам саунда. Все тот же альтернативный гитарный рок в варианте The Strokes: дуэль двух стакатто-гитар; прыгучий, пульсирующий бас; легкий и живой ритм; записанный с перегрузкой вокал (голос Касабланкаса зачастую звучит, как из телефонной трубки). Все то же, но, как говорил поэт, где же ты, «утраченная свежесть, буйство глаз и половодье чувств»? Нет уже больше того убийственного молодежного коктейля из небрежной наглости и очаровательной беспечности, нервной агрессивности и грубоватого уличного юмора. Раньше они казались естественными, ступали легко и дышали свободно, а теперь все у них кажется каким-то натужным, скучноватым повторением. Конечно, они никогда не были оригинальны, но раньше их образцами для подражания были достойные группы (The Velvet Underground, Television), а теперь в их музыке слышны от силы бледные отзвуки The Cars (особенно в «12:51»). Тексты тоже становятся все более неопределенными и унылыми (по большей части они посвящены разрыву несложившихся отношений), и все чаще кажется, что ребятам просто нечего сказать.

Владимир НАСОНОВ