Музыка

MAX RICHTER

(CD, FatCat, 2004, 40:36) Stereo&Video Июль 2004
MAX RICHTER}
Жанр: классика

Значимость произведения искусства всегда определяется только мерой таланта его творца, и музыка — не исключение. Скудость средств минималистских опусов — попытка прикрыть отсутствие содержания крылом псевдоэлитарной формы или высокий концентрат эмоции и воли, действительно искусно выполненные намеки и иносказания, ключи и шифры?.. «The Blue Notebooks» — талантливая, какая-то трансцендентально бережная работа. И просто очень красивая музыка. При не очень внимательном прослушивании может показаться, что некоторые ее фрагменты заимствованы из какого-то хорошего кино. Но очень скоро по изысканности композиции, по тонкости смысловых арок, мастерской выделке музыкальной фактуры признаешь самостоятельную («станковую») работу неординарной художественной значимости. Макс Рихтер, пианист и композитор родом из Германии, открывает свои «Лазоревые записные книжки» текстом Ф. Кафки — читает английская драматическая актриса, не на языке оригинала — по-английски. Очень осторожно вводятся, наслаиваются друг на друга рояль, скрипка, альт, синтезированные звучности, голос чтеца, пишущая машинка, воронье карканье... Материал автор добавляет не нарочито — с тонким ощущением меры, со вкусом, так, что недосказанность нигде не оборачивается тривиальной идеей. Это настоящая музыка — в том смысле, что она, минуя стадию мозговых идей, апеллирует непосредственно к твоему подсознанию — совершенно неназойливо, даже комфортно, оставляя при том у слушателя ощущение «недочувствованности», существования иных — второго и третьего — эмоциональных горизонтов.

Артем АВАТИНЯН