Тест Panasonic DMR-E100
Представляемое устройство, по сути, является уже не обычным DVD-рекордером, а скорее мультимедиа-комбайном, не без основания претендующим на статус центрального хранилища домашнего архива мультимедийной информации. Фактически это — мощный, специализированный компьютер, стилизованный под привычный дизайн DVD-плейера. Помимо собственно DVD-рекордера (способного вести запись в форматах DVD-RAM и DVD-R на оптические диски), в аппарате имеется жесткий диск (HDD) для записи как видео в различных форматах (об этом немного позже), так и неподвижных изображений (электронных фотографий). Отдельный интерес представляют расширенные коммуникационные возможности аппарата. Пожалуй, впервые, помимо всевозможных интерфейсных разъемов (включая DV), он оснащен слотами для флэш-карт. Помимо чтения фирменных карт памяти SD, машина может работать с флэш-картами любого формата, поскольку имеется универсальный PCMCIA-порт, к которому остается добавить соответствующий адаптер. Это обстоятельство должно заинтересовать владельцев цифровых фото- и видеокамер, тем более что уже целый ряд камер пишет на флэш-карты не только фото, но и потоковое видео в форматах MPEG-2 и MPEG-4. Кстати, здесь используется фирменный кодек MPEG-4 — SD Video (широко распространенный DivX не поддерживается).
Как отмечалось, многое в поведении аппарата проявляет его компьютерную природу и организацию. На современном этапе такое направление развития сложной бытовой техники, скорее всего, стоит признать рациональным. Из этого следуют как несомненные плюсы, так и ряд минусов или, лучше сказать, непривычных пока особенностей. Например, при включении аппарата инициализация занимает около полминуты — происходит самотестирование узлов и загрузка операционной системы; выключается аппарат тоже отнюдь не мгновенно. При переключении ряда операций рекордер, по сравнению с большинством DVD-плейров, выглядит откровенно «задумчивым». Зато компьютерные корни выгодно использовать для взращивания обширнейшего набора функций. Разработчики грамотно распорядились возможностью гибкого комбинирования, наделили аппарат способностью показывать пользователю практически любую информацию как о режимах, так и о записанном материале. Все меню и сообщения выводятся на экран в текстово-графическом виде; возможен вывод сообщений в оконном режиме. Так, при вызове функции DIRECT NAVIGATOR (как на HDD, так и на DVD) на картинку накладывается небольшое окно с перечнем записанных на диске сюжетов. При перемещении курсора по списку одновременно переключается и изображение, то есть, перебирая фрагменты, вы не только опознаете их по имени, дате и т.п., но и видите конкретное содержание. Оконный режим используется и в функции Time Slip, которая позволяет, не прекращая запись, просмотреть любой участок ранее записанного материала. Воспроизведение идет на полном экране, а запись демонстрируется в окне площадью 1/4 экрана (аналогично PIP). Причем «соскальзывание» воспроизводимого материала назад по временной оси от 30 секунд и в пределах фрагмента задается пользователем с точностью до минуты. Если же вы хотите только воспроизводить, контрольное окно записи убирается. Еще одна оригинальная функция, Flexible Recording, применяется при перезаписи с HDD на DVD или при таймерной записи с эфира, то есть в ситуации, когда заранее известна длительность программы, а свободное пространство на диске ограничено. Аппарат автоматически «подгонит» режим записи под имеющийся информационный объем, меняя степень компрессии как у продвинутых видеомагнитофонов.
Вкратце упомянем некоторые из полезных возможностей аппарата: частичное редактирование (монтаж) видеоматериалов, запись по DV-входу с автоматическим разбиением на главы, преобразование из MPEG-2 в MPEG-4, создание альбомов, организация слайд-шоу… Оценивать качественные характеристики современных комбинированных устройств становится все сложнее. Дело не только в прогрессе технологий (объективно контролируемые параметры достигают порой предельных величин), но и в огромном количестве комбинаций различных режимов работы и параметров сигнала. Начнем по традиции с параметров аудиотракта, ведь воспроизведение классических дисков CD-Audio остается важнейшей функцией домашнего центра развлечений. Компьютерная начинка устройства оказывает здесь свое отрицательное влияние; особенно заметно это сказалось на спектре высокочастотных помех — их уровень отчетливо виден на комплексном спектре сигнала, несмотря на тщательную экранировку (винчестер надежно упрятан в закрытый металлический отсек). Нелинейные и интермодуляционные искажения относительно невелики, как и уровень шумов, измеренный в звуковом диапазоне, — около 108 дБ. АЧХ имеет классическую форму с равномерным спадом на краях (на 20 кГц достигает 0,3 дБ). Импульсные характеристики отличаются хорошей симметрией и малым уровнем «звона». Что касается видеотракта, то здесь основной вклад вносит специфика используемых алгоритмов компрессии и скорость цифровых потоков видеоданных. Что касается соединений по S-Video или компонентным портам, то здесь аппарат демонстрирует ожидаемый от данной ценовой категории класс качества: АЧХ видеотракта простирается до 5 МГц (по S-Video спад немного сильнее). Это же можно сказать и о цветовом охвате — компонентное соединение обеспечивает практически идеальное попадание цветовых координат. S-Video дает несколько повышенные шумы в канале цветности, а цветовая насыщенность немного недотягивает до эталона. Впрочем, эта ситуация «лечится»: ширину охвата можно компенсировать соответствующими регулировками телевизора или проектора. Использование в DVD-рекордерах алгоритмов компрессии изображения требует более детальной субъективной оценки. Не секрет, что дефекты компрессии проявляются в основном на живых сюжетах. Здесь сюрпризов нет — бескомпромиссное качество обеспечивает только режим с минимальной компрессией (XP). Стандартный режим (SP) вполне подходит для записи эфирных программ на жесткий диск. А экономичные режимы (LP–EP) скорее напоминают старый добрый VHS с явными артефактами компрессии (правда, шумы менее заметны).
Весьма интересны богатые возможности по переносу видеоинформации с различных видов носителей. Причем в ряде случаев это именно перенос, поскольку в работу вмешиваются требования по защите авторских прав: в этом случае после записи на другой носитель информация с прежнего стирается целиком! Для классической перезаписи предусмотрены два режима: с рекомпрессией (скорее всего осуществляется через аналог, при этом у копии может быть установлен любой допустимый битрейт) и ускоренная перезапись без дополнительных преобразований сигнала (перенос на DVD-R происходит на четырехкратной скорости). Понятно, что в последнем случае качество сигнала остается без изменений. А вот при копировании через аналог (это может стать актуальным в будущем при копировании видео с карт памяти SD на DVD-болванку) картинка немного ухудшается при сопоставимых битрейтах оригинала и копии. В любом случае определяющим фактором остается скорость потока.
Учитывая колоссальное количество функций и возможностей использования, можно смело рекомендовать аппарат энтузиасту новых мультимедийных технологий, имеющему в своем арсенале все многообразие современных носителей информации и стремящемуся не только идти в ногу со временем, но и опережать его на полшага.
Измерения
Технический комментарий
Идеальная идентичность каналов АЧХ — с завалом всего 0,3 дБ на 20 кГц и 0,1 дБ на 20 Гц (рис. 1). Практически полное отсутствие продуктов интермодуляционных искажений в звуковом диапазоне (рис. 2) говорит о хорошей линейности звукового тракта. Цветовой баланс (рис. 3) довольно точен, все типы подключения слегка подчеркивают насыщенные цвета; шумы на сплошных цветных полях невелики.