Разговор вокруг музыки

Предлагаю интересную статью размышлений великих джазменов об импровизации:

Оригинал.

Бóльшая часть людей, слыша слово «импровизация», сразу думает о джазе. И, конечно, тому есть обоснование. Однако, говоря о ней, едва ли можно ограничиваться одним жанром – это один из самых эффективных путей приобретения новых музыкальных навыков, и совершенно неважно в каком стиле вы играете. Импровизация помогает лучше писать песни, лучше играть соло, придумывать больше интересных партий, да и вообще прокачивает все «мышцы», отвечающие за игру. И, в конце концов, как говорил Уэйн Шортер – «Композиция – это просто успокоенная импровизация, а импровизация – это подгоняемая композиция».


Однако за экспертным мнением по поводу импровизации лучше всего обращаться все-таки к джаз-музыкантам. Если слушать то, что они говорят, можно научиться огромному количеству трюков, применимых в совершенно разных стилях и жанрах. Вот четыре урока, которые помогут овладеть этим мастерством.

1. БИЛЛ ЭВАНС: УВАЖАЙТЕ ПЕСНИ

Вот одно известное изречение легендарного пианиста Билла Эванса: «Лучше играть одну песню 24 часа подряд, чем играть 24 песни в течение часа». Эванс за свою музыкальную карьеру сыграл огромное количество разных композиций, но в то же время помногу раз он исполнял одни и те же песни. Ему нравилась идея глубокого «проникновения» в песню до начала импровизации. «Интуиция – продукт знания, она не может возникнуть просто так, из ниоткуда», - говорил он.

В чем урок? Если вы собираетесь сочинить новые партии к песне, уделяйте достаточно времени тому, чтобы тщательно расслушать то, что в ней уже есть. Вы можете быть приятно удивлены тем, чего не заметили во время бурного сочинения (в случае, конечно, если речь идет о собственной композиции). И в тот момент, когда она хорошо уложится у вас в голове, можно начинать привносить что-то новое.

Вот запись беседы Эванса и британского композитора и пианистки Мэриан МакПартленд. Если вы знаете английский, то можете узнать немного больше деталей о вышеописанной концепции.

2. БИЛЛ ФРИЗЕЛЛ: ОГРАНИЧИВАЙТЕ СЕБЯ ФИЗИЧЕСКИ

Множество музыкантов впадает в ступор, даже находясь в процессе импровизации. Дело в том, что пока мы изучаем методы игры, мы приобретаем большое количество привычек, от которых не так легко отойти. Это касается гитаристов, потому как существует огромное количество изученных приемов игры – но ими дело не ограничивается, те же проблемы бывают и у пианистов, и у барабанщиков и даже у вокалистов.

Гитарист Билл Фризелл рассказывает о том, что ему нравится создавать искусственные ограничения для себя. На этом видео (начиная с 7:30) Фризелл говорит, что можно, например, ограничить себя одной единственной струной и попробовать создавать музыку только с помощью нее.

Если вы не гитарист, то этот метод можно применить и к другим инструментам. Например, на клавишах можно играть только одним пальцем или внутри одной октавы. Такой трюк сильно сокращает «поле действия», зато помогает воображению и заставляет активнее думать.

3. ДЖУЛИАН ЛЕЙДЖ: СЛЕДУЙТЕ СВОЕМУ ЛЮБОПЫТСТВУ

Иногда мы попадаем в ловушку, начиная думать об импровизации и используя понятия «правильно» и «неправильно». «Какой аккорд последует за этим?», «Могу ли я здесь использовать вот эти ноты?» и т.д. Если мы думаем с точки зрения верного и неверного, то очень сильно рискуем до смерти перепугаться возможности появления в композиции неправильных нот, а это очень сильно влияет на возможность появления чего-то по-настоящему интересного.

Вместо того, чтобы задавать себе подобные вопросы гитарист Джулиан Лейдж задается вот таким: «Что, на самом деле, интересного я могу придумать? Что мне любопытно?». Выключив голову, можно прийти на совершенно неизведанные территории и открыть что-то новое. Единственное правило импровизации для Лейджа: «Главное, чтобы звучало круто». В этом мастер-классе он (начиная с 17:30) говорит о своей концепции.

4. КЛАРК ТЕРРИ: ИМИТАЦИЯ ПРИВОДИТ К ИННОВАЦИЯМ

Для американского джазового трубача Кларка Терри импровизация – это возможность придумывать что-то новое, базируясь на том, что было придумано раньше. Вот что он говорил о копировании своих кумиров в 1993:

Дорога к новому для Терри проста: она начинается с копирования кого-то другого. Чтобы найти собственный голос, необходимо сначала подражать уже звучащим голосам.

Еще один знаменитый сторонник этого метода – канадский пианист Оскар Питерсон. Он мог идеально имитировать игру своих кумиров – Арта Тэйтума и Нэта Кинг Коула. Затем он просто собрал все свои навыки воедино, добавил несколько придуманных им трюков и обнаружил свой собственный стиль, который в наши дни более чем узнаваем. Вот на этом видео отлично видно его навыки имитации:

Если вы не знаете, как начать учиться импровизации, старайтесь копировать своих кумиров. Даже игра нота-в-ноту может научить очень многому, показать, как именно эти люди думали и сочиняли.


Напоследок, от себя хотелось бы сделать маленькое дополнение:


5. ЖИВАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ- ЕСТЬ ПРОДУКТ СИМБИОЗА

a).фантазии,

b).жизненного опыта,

c).переработанного музыкального материла и

d).техники того, кто импровизирует.

Хочу заострить Ваше внимание на пункте 5.c) переработанный музыкальный материал:

Архи важно иметь в голове большую фонотеку подручного материала, именно этот "банк данных" будет показывать потолок полёта фантазии (точнее - кругозор утилит для цитирования и преобразования муз. материала) у того, кто импровизирует.

Когда тапёр в кабаке без устали, где надо и не надо, гармонизирует септаккордами и их обращениями и думает, что он Bill Evans , то мне с его фантазией (её отсутствием) не по пути. Хочется подойти и спросить:

-Ребята, можно сделать заказ?

-Да, пожалуйста. Что сыграть?

- Поиграйте, пожалуйста, 10 минут в домино.


Есть несколько примеров музыкального воздержания от жаждущего вставить свои VI65 , I7... тапёра и заполонить собой фактуру, вот , например, song of no regrets или Nightfall-Brönner.

(Я сплю и представляю, как кто-то ловко наложил сверху джазовые ударные с щёточками и рояль в стиле Kenny Baron)

Ну, и не для усугубления, а наоборот, для облегчения жизни практикующих музыкантов, произошла структуризация музыкальной горизонтали И музыкальной вертикали .

Это если раскинуть шатёр или палатку расставить, то, конечно, инженерная наука о статике, в отличие от проектировки моста или управляемого взрыва, не нужна.

Так же и в музыке, если, что-то посерьезней, не по вершкам , а поглубже копнуть, то нужна структуризация эмпирического познания и тут без музыкальной статики теории не обойтись.

Точно , как и не обойтись без обширного кругозора музыкальной литературы, что бы осознанно находки применять и удивлять публику, иначе музыкальные поделки будут напоминать человечков из желудей в детском садике


73.01 дБ +

Ответы

#

Мне кажется, это не совсем тематика сайта) Да и с такими делами, надо статью писать, а не вопрос) Тема очень интересная и серьезная!

А вообще, срочно Джорджа сюда!)

- 50 дБ +
⇡ в ответ @allkef #
Тема очень интересная и серьезная!

Да, и мы почти на всех топиках на эту тему скатываемся, вот я и решил "свиньёй пойти" сразу с неё и начать.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Tess #

Просто, чтобы эту тему глубоко понимать, надо самому быть хорошим музыкантом, как вы, например.

Здесь музыканты есть, надеюсь они поддержат разговор. Иногда музыканты становятся аудиофилами) Лично у меня от обратного, я пока только учусь и мне нечего сказать)

А скатывается тут в основном одна личность) Остальные - каждый на свое)

- 50 дБ +
⇡ в ответ @allkef #

Я уже и свалился,уже тут.. Крайне интересная тема,однозначного ответа дать не могу., Импровизом начал заниматься видимо с 1968 года. У моего отца был друг,народный артист СССР, он тогда работал в Омске,привез мне после гастролей в США, записи очень приличных музыкантов,это пианист Оскар Петтерсон и Хаммонд -орган Джимми Смита,был у нас с неделю,потом послушал меня и сказал-в этой стране ты будешь никто.. Я конечно продолжал играть всякое,начиная с попсы,но всегда не забывали про джаз. Импровиз для меня все.. Вообще не люблю играть по НОТАМ,закрываю свои глаза и все... Я уже писал,что мой заочный учитель Рэй Чарлз и он слепой.. В этом плане и я слепой.. Вот что слышу,то и сыграю..

- 50 дБ +
⇡ в ответ @george #

Здравствуйте, George!

исходя из:

что слышу, то и сыграю.

можно предположить следствие высказывания:

Что не слышал, то не сыграю...

и отправить Вас с пункту 5.c) см. выше.

А Вы посмотрели начало "Меланхолии" и вот это видео про первые аккорды в "Тристане" Вагнера?

- 50 дБ +
#

Вы знаете,вы мой первый оппонент с которым мне лично приятно поговорить.. Я ведь не писал,что не слышал то и не сыграю !! А наоборот,читайте внимательно меня,в Москве я слушаю радио Джаз,со спутника могу послушать и Свисс Джаз-всегда предпочитаю мне лично незнакомые темы,стараюсь играть вместе с ними... Тут для меня и профессиональный интерес,смогу ли я к примеру предугадать развитие гармонии ?? Я вообще могу обыграть любую мелодию всякими аккордами.. Видео еще не смотрел,у меня должна скоро родиться внучка !! Это для меня намного важнее всего.. Тогда полечу в Лондон

- 50 дБ +
⇡ в ответ @george #
должна скоро родиться внучка !

Поздравляю! Но, может пока ждёте можно и посмотреть, потом в Лондоне не до того будет.

предпочитаю мне лично незнакомые темы, стараюсь играть вместе с ними.

тогда вам может понравится сыграть с записью забытую тему, там как раз, для вашего клавира место свободным оставили :)

(если захотите, что бы пианино идеально с записью строило, настройте на А=441Hz)

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Tess #

Спасибо,но для начала она должна родится,скоро узнаю,тогда я ее научу,тому что знаю.. Тему послушал-очень хорошо..

- 50 дБ +
#

Мне любопытно,где учились ?? Судя по постам-грамотный человек..

- 50 дБ +
⇡ в ответ @george #



Судя по постам...

Мы же тут не о бо мне собрались говорить, а о музыке...

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Tess #

Можно и об музыке,у меня есть диск на DVD,Larry Calrtlon&Robben Ford.Montreux Jazz Festual 2007. Оба классных гитариста,но один из них ближе к джазу., догадайтесь,кто мне больше подходит ??Да и гитары у них разные..Потом напишу и про пианистов..

- 50 дБ +
⇡ в ответ @george #

вы подобное видео имели ввиду?

Немного не мой эллемент, но я посмотрю.

через 5 минут просмотра: Carlton ближе к джазу, Ford- к блюзу.

Наверное , вам Carlton ближе...

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Tess #

Хотя , они оба , на мой взгляд, абсолютно вписываются в блюз.,

чем дальше слушал, тем меньше т.н. «джазовости» у Карлтона оставалось.

- 50 дБ +