Надо сказать, что у компании Canton особое отношение к разработке и выпуску новых линеек. Разработчики иногда придумывают что-нибудь совсем новое (вспомним хотя бы линейку саундбаров), традиционно ежегодно обновляют популярные линейки, однако есть в каталоге модели, чья история измеряется едва ли не десятилетиями. Такой, например, является референсная серия.

Сама по себе флагманская линейка Canton Reference выпускается уже давно, но несколько лет назад компания решила-таки ее обновить и выпустила Reference K (за одной этой буквой «К» скрываются довольно серьезные изменения).

Отношение и подходы Canton к разработке я положительно оценил еще в 2012 году, когда мне довелось побывать на производстве в Германии, где производится эта линейка, и пообщаться с разработчиками. Первое и главное, что я тогда заметил — чрезвычайно тщательный подход, внимание к деталям и процессу исследований, начиная с компьютерного моделирования.

Помню, как главный инженер Canton Франк Гейбл около часа рассказывал о том, почему разрабатываются столь сложные профили подвесов динамиков, и еще почти столько же о том, как все тестируется в разных условиях и сколько исследований приходится на безэховую камеру. И все это только применительно к профилям подвесов и некоторым другим элементам конструкции, а кроме них в акустике можно насчитать десятки взаимно влияющих друг на друга деталей и материалов. Каждый элемент моделируется, макеты многократно подвергаются модификациями — так что за конечным продуктом стоят нормальные технические подходы, физика и математика.

Предположу, что новую линейку Canton Reference K просчитывали, моделировали и готовили к выходу в серию со всем должным вниманием и педантизмом — процесс в итоге занял не один год. В действительности я понятия не имею, сколько сил и времени потратили инженеры на процесс создания Reference K, но уверен, что делали они это очень тщательно и без спешки.

Акустика Canton Reference 1 K в тестовой системе

Линейка Canton Reference K весьма обширна — кроме тестируемой флагманской «единички» в нее входят еще три модели напольной трехполосной акустики, различающиеся габаритами и набором динамиков, двухполосная полочная акустика, центральный канал и активный сабвуфер. То есть отдельные модели Canton Reference K можно рассматривать не только самостоятельно, но и как потенциальный набор акустики для построения многоканальной системы — модельный ряд позволяет собрать достаточное количество сочетаний.

Относительно дизайна и исполнения: с первого взгляда становится очевидно, что исследуемая акустика — именно Canton Reference. Впрочем, она явно наследует черты предыдущей линейки, уж слишком узнаваемы формы корпусов с их изгибами и множество других деталей конструкции.

Динамики из металлокерамики

У Reference 1 K трехполосная конструкция и фазоинверторное оформление низкочастотной секции. Отмечу, что порт выведен не на переднюю или заднюю поверхность, а вниз, и направлен в массивное основание акустики. Но самое интересное в конструкции это, конечно же, динамики. Здесь на смену алюминиевым, традиционным для многих моделей Canton диффузорам пришли металлокерамические мембраны.

Среднечастотный динамик Canton Reference 1 K

И хотя использование керамики в подобных целях встречается, решение это все-таки довольно дорогое и потому редкое. Здесь же оно вдвойне интересно, поскольку это не закупаемые у кого-то готовые динамики с керамикой в конструкциях, а свои собственные разработки.

Не менее значимо и то, что металлокерамика в различных ее вариациях применена во всех излучателях линейки Reference K — это и купольные твитеры, и среднечастотники, и низкочастотные излучатели. Понятно, что для купола твитера и остальных динамиков используются разнообразные материалы разного состава, но все относящиеся к сочетанию металлов и керамики.

Смысл применения таких диффузоров понятен — достижение наибольшей механической стабильности и точная работа динамиков с минимальной собственной окраской. Для этих же целей используются и сложные профили подвесов (о них я упоминал ранее) и все прочие элементы конструкции, суммарный результат которых сводится к тому, чтобы создать те самые рабочие характеристики и тот звук, который задумывался разработчиками.

Твитер с металлокерамическим куполом закрыт несъемной защитной сеткой

Canton Reference 1 K — действительно крупная акустика, рассчитанная на работу в больших помещениях. Точных рекомендаций производитель не дает, но даже если просто прикинуть умозрительно — 134 килограмма веса каждой колонки и в сумме четыре 12-дюймовых низкочастотных динамика сложно увязываются с маленькими комнатами. Так же стоит упомянуть, что эти же размеры и дюймы НЧ-динамиков очень значимы для многих аудиофилов — сколько было споров, сколько существует убеждений, что без басовика в 12-15 дюймов полноразмерной акустике не бывать. И во многом эти утверждения оправданны.

Корпуса акустики, вопреки внушительным размерам, смотрятся весьма изящно в первую очередь за счет хорошо выверенных пропорций и сглаженных линий. От понятия «ящик» эта акустика далека. Неплохо дополняют дизайн и массивные основания. Корпуса всех моделей Canton Reference K изготовлены из многослойного ламината толщиной 5 сантиметров. Подробный состав сандвича производитель не раскрывает, но корпуса явно жесткие и отлично задемпфированные.

Защитные грили колонок Canton Reference 1 K состоят из двух частей

Отделка строгая, из вариантов есть черный или белый рояльный лак превосходного качества. В плюс дизайну и аккуратные съемные грили на магнитных креплениях. Что хорошо — грили состоят из двух частей, одна закрывает низкочастотники, а вторая — среднечастотники и твитер. Удобное решение, к тому же при желании позволяющее закрыть только низкочастотные динамики, для которых присутствие акустической ткани намного менее критично. Кстати, раздельные грили используются не только у «единички», но и у напольных моделей помладше.

Массивное основание акустики, в которое направлен порт фазоинвертора. Также на фото видно некое подобие волновода

Ножки-опоры — металлические, их конструкция проста. Единственное, что может доставить неудобство, — наклейки-вставки на ножках, предназначенные для того, чтобы не повредить поверхность пола. Передвигать акустику волоком не рекомендуется, хотя при таком весе любая реализация опор (кроме колесиков) едва ли упростит жизнь владельцу — 134 килограмма не подразумевают варианты легкого перемещения.

В плане функционала акустика позволяет использовать обычное подключение, би-вайринг или би-ампинг. К би-вайрингу я отношусь весьма скептически, а вот использование раздельного усиления здесь может оказаться кстати — мощности для раскачки такой акустики требуется много.

Коммутационные клеммы и перемычки, предназначенные для подстройки параметров работы

Кроссоверы в данном случае увидеть не удалось, но мне приходилось видеть те, что использовались в предыдущей линейке, — весьма качественная и добротная конструкция с хорошей элементной базой. На задней панели колонок расположены специальные перемычки, позволяющие корректировать отдельно работу кроссовера в НЧ/СЧ-секции (от 100 до 300 Гц) и твитера (от 7 до 28кГц) в диапазоне -1,5/0/+1,5 дБ. Полезная функция — подстройка помогает учесть некоторые особенности акустики помещения и скорректировать нюансы звучания, например вокала.

Ко времени теста акустика уже достаточно поработала и была прогрета. В плане расстановки пришлось довериться подготовленной к тесту схеме — передвинуть колонки в процессе не представлялось возможным. Однако установкой занимались хорошие специлисты, поэтому и желания что-то изменить у меня не возникло.

Тестовая система: интегрированный усилитель Mark Levinson No.585 и CD/SACD проигрыватель McIntosh MCD550

По тестовой системе — мне и раньше доводилось слышать разные Canton в паре с Mark Levinson. У обоих производителей полный порядок с преемственностью, поэтому я ожидал предсказуемой сочетаемости. По моим наблюдениям этой акустике необходимо отменное по качеству, мощное усиление, и Mark Levinson вполне подходит под это определение, ну а дальше уже возможны варианты.

Звук: открытый и строгий

Для начала я поставил диск Coleman Hawkins «Good Old Broadway». Это очень хорошее цифровое переиздание старой записи, на котором слышны все особенности, привносимые техникой тех лет. Бывает так, что современная аппаратура подобные записи отыгрывает тускло и плоско, отдавая предпочтение жестко перекомпрессированным изданиям последних лет. Обычно в этом винят источник, но свой вклад, и значительный, может вносить в картину в том числе и акустика, в чем я убеждался не раз. Но здесь я услышал чистый, детальный открытый звук с отличной проработкой нюансов и совершенно не зажатой динамикой.

Жесткости в звуке как таковой не было (а у прежней серии Canton Reference доля жесткости была заметна), скорее звук стройный, в меру строгий, без заметной холодности или наоборот теплоты, разве что чуть сухой. Или же просто старые записи сами по себе больше ассоциируются с некой присущей им спецификой. Детальность высокая по всему диапазону, который, в свою очередь, прорабатывался полновесно, без провалов или перекосов, НЧ-секция не опаздывает. Хорошо были слышны все инструментальные партии со всеми звуками и призвуками. Масштаб звуковой картины у акустики действительно внушительный. Бас, насколько его можно оценить по этой записи, глубокий, быстрый и объемный. Середина светлая, прозрачная, чуть прохладная, то же самое можно сказать и относительно верхних частот.

Следующий альбом — Nicki Parrott & Ken Peplowski «Like A Lover». Специфику изданий Venus Records оценивают по-разному, но именно в этой записи присутствует очень густой, тягучий, но в то же время подробный и многогранный бас. И акустика преподнесла его таким, какой он есть, — мощным, масштабным, но не грубым и не тяжелым. Нижняя середина и верхний бас отрабатывались точно, не забивая и не маскируя среднечастотный диапазон.

Отмечу многоплановую и правильно выстроенную сцену, а также вокал, который звучал очень детально. Разве что играло все чуть строже и суше, и это непривычно. Хотя если вслушаться во все составляющие записи, приходишь к выводу, что картина в целом точная и правдоподобная. И еще один плюс — скорость: переходы, затухание нот, соотношение тихих и громких звуков — вот это все акустика отыгрывает не просто хорошо, прекрасно! Нет ощущения слишком быстрого угасания звуков, но нет и затянутости или чувства, что звуки торопятся или запаздывают.

Звук: детальный и цельный

Слушаю дальше — диск Sylvain Luc «Trio Sud». Здесь тоже своя специфика — немного гипертрофированное на записи звучание акустической гитары, слишком мягкий, слегка раздутый и смазанный бас и большое количество переходов от тихих почти соло-фрагментов к одновременному смешению всех инструментов.

При прослушивании порадовала разборчивость: вместо звуковой каши получилась музыкальная слитность. При хорошей детальности и просто великолепной динамике акустика не предполагает жесткого препарирования музыки на отдельные звуки — картина в любом случае остается цельной. Эмоции же акустика передает несколько необычно — вроде бы все слышно, но немного строго, сдержанно и консервативно. И хотя очевидных перехлестываний через край не было, не покидало ощущение, что сейчас вот-вот перехлестнет. Хорошо это или не очень — при возможности каждый решит сам для себя. Поскольку все эффекты выражены весьма тонко, давать им однозначную оценку крайне сложно.

Да, колонки играют строго, даже немного сухо, но в то же время очень детально. И эта детальность вызывает желание рассмотреть каждый звук по отдельности. Но при этом музыка, как уже нечто цельное и полное, обволакивает тебя. И такая диалектика никак не мешает прослушиванию, наоборот, увлекает — хочется слушать и слушать.

Следующий альбом — Richard Hawley ‎«Truelove's Gutter». Здесь мне понравилось точное, детальное и объемное воспроизведение практически каждой ноты, а также то, что музыка при этом оставалась музыкой. Незначительная холодность этому альбому совсем не навредила, а отсутствие любой прочей окраски — тем более. Информативность прослушивания высокая, эмоции же хоть чуть и отходят на задний план, все равно считываются легко. По подаче частотного диапазона здесь в равной степени хорошо все — и бас, и середина, и верхние частоты — все цельно и ровно. Правда сцена была масштабирована больше, чем того требует запись, — акустика все-таки внушительная, поэтому слушать треки было слегка непривычно.

Звук: человек и море

Если взять музыку потяжелее, например, альбом My Dying Bride «The Dreadful Hours», можно сделать вывод, что детальность акустики и правду очень высока. В процессе прослушивания можно отчетливо услышать нюансы, которые на других системах чаще всего теряются вовсе. Однако эмоциональная составляющая стала для меня неожиданной: минорное настроение акустике явно нравится больше, но ощущения погружения нет, скорее получается спокойное созерцание, хотя созерцаемая эмоциональная картина полностью соответствует произведению. И все же уровень эмоционального взаимодействия между слушателем и музыкой меньше. В какой-то мере это происходит из-за того, что часть внимания оттягивает на себя высокая детальность, а может, из-за сдержанности и легкой отстраненности звучания.

12-дюймовый низкочастотный динамик — во всей линейке такие излучатели есть только у Canton Reference 1 K

Чтобы лучше проиллюстрировать эти ощущения, я попробую привести вот какую аналогию — общение человека и моря. Кому-то нужно искупаться, ощутить свое тело в воде, не обращая внимания ни на что. А кому-то необходима просто близость воды, видеть самые разные ее состояния — в шторм и в штиль, в лучах заходящего солнца и при свете луны. Формально погружения и прямого контакта при этом не происходит, но вот спектр ощущений несравнимо шире и глубже. Также и с данным конкретным прослушиванием тестируемой акустики — это скорее второй случай.

Еще одна запись для прослушивания в рамках теста — Cecilia Bartoli, Andras Schiff «Italian Songs». Опять же все отлично по динамике и детальности, сцена строится правильно, нигде нет и намека на кашу или сумятицу. И хотя все есть, на этой записи мне не хватило некой воздушно-эмоциональной вовлеченности. При практически голографической точности, хорошо зная, что же записано на диске, включая смысл этих самых песен, остался эффект некоторой отстраненности и недосказанности. Впрочем, я понимаю, насколько разные материи внесли в музыкальную культуру и Италия, и Германия (тогда, когда ни единой Италии, ни единой Германии вовсе не было), и немножко чувствую эту разницу музыкальной культуры, ее эмоционально-смысловую наполненность. Но вот что интересно: чтобы акустика подчеркивала настолько тонкие моменты — такое я встречал очень редко. Обычно характер техники менее многогранен и менее многослоен.

Прилагающиеся к акустике результаты измерений

И последняя запись в тесте — Первая симфония Малера в исполнении Chicago Symphony Orchestra под руководством Klaus Tennstedt. Может быть, это и не самое лучшее исполнение, но и запись, и ее современное издание — превосходны. Воздух, тихие звуки, разные группы и инструменты в оркестре — все это здесь прекрасно записано.

Сначала пройдемся по формальным признакам. Прекрасная сцена, выдающийся масштаб звучания, достаточное количество воздуха. Оркестр прослушивается очень хорошо, точно и достоверно. Динамика даже на сложных фрагментах нареканий не вызывает, детальность тоже всегда остается уверенно-высокой. Можно просто слушать и получать удовольствие. Тем более, речь идет о большой акустике с внушительным звуком, что для симфонической музыки всегда очень критично. Хотя стоит отметить, что большим напольникам отыграть такие записи всегда несколько проще, чем полочникам (а таких, которые на это полноценно способны, по пальцам можно пересчитать). Но тестирую-то я именно напольники, и сравнения здесь можно оставить на уровне теоретизирования, а по факту оказывается, что любая акустика, полноценно и без придирок играющая симфоническую музыку, — большая редкость.

Выводы

Очень многогранная акустика. Звук, несомненно, точный и не окрашенный. Детальность и динамика очень высоки, при этом есть ровная проработка всего диапазона, провалов или ограничений по краям не ощущается вовсе. Жанровая универсальность очевидна. К этому же прибавим выдающийся масштаб и объем — акустика сама по себе крупная, и это не только очевидно, но и слышно. Не учитывать размеры помещения при выборе такой модели категорически нельзя. Да и о свойствах самого помещения стоит задуматься.

Есть некоторая специфичность подачи — легкая эмоциональная отстраненность, строгость, хотя и не переходящая в явную жесткость и не сопровождающаяся излишней резкостью. В разных системах и с разными компонентами характер звучания совершенно точно будет меняться, поэтому я бы рекомендовал избегать с одной стороны использовать компоненты (усиление), с резким, жестким или подчеркнуто-ярким звучанием. Впрочем, аппараты с явно затепленным, смягченным или замыленным звуком тоже не выглядят подходящими, особенно если хочется получить ту детальность и ту динамику, на которую способна эта акустика.

Музыкальный материал

1.Cecilia Bartoli, Andras Schiff — Italian Songs / Decca 440 297-2 / CD Stereo

2.Coleman Hawkins — Good Old Broadway / JVC JVCXRCD-0035-2 / XRCD Stereo

3.Mahler — Symphonie №1 — Klaus Tennstedt, Chicago Symphony Orchestra / EMI — Esoteric ESSE90068 / Stereo SACD

4.My Dying Bride — The Dreadful Hours / Peaceville CDVILED90 / CD Stereo

5.Nicki Parrott & Ken Peplowski — Like A Lover / Venus Records VHCD-1050 / CD Stereo

6.Richard Hawley ‎– Truelove's Gutter / Mute CDSTUMM312, 5099968638627 / CD Stereo

7.Sylvain Luc - Trio Sud / Disques Dreyfus FDM 36632-2 / CD Stereo

Canton Reference 1 K

1 750 000 рублей

Количество полос: 3

ВЧ: металлокерамический купол, 25 мм (1')

СЧх1: металлокерамический диффузор, 180 мм (7')

НЧх2: металлокерамический диффузор, 310 мм (12')

Оформление НЧ: фазоинвертор, направленный вниз, в основание акустики

Чувствительность: 89,5 дБ

Импеданс (номинальный / минимальный): 8 / 4 Ом

Частотный диапазон: 18-40000 Гц

Частоты раздела кроссоверов: 180 Гц, 3000 кГц.

Мощность номинальная/максимальная: 500/900 Вт

Размеры (ВхШхГ): 1250х480х690 мм

Вес: 134 кг