Тест лампового усилителя PrimaLuna DiaLogue Premium: исцеление аудиофила

Тест лампового усилителя PrimaLuna DiaLogue Premium: исцеление аудиофила

Если рассматривать аудиофилию как болезнь, то одним из ее симптомов традиционно считают отвращение к транзисторному и «микросхемному» звучанию. Аудиофилу оно кажется холодным и безжизненным. Он ищет теплоты — и на помощь приходит ламповая техника, например, от нидерландской фирмы с итальянским именем PrimaLuna.

Немногие производители устройств класса High End имеют столь высокую и устойчивую репутацию, какой пользуется PrimaLuna у поклонников лампового звука, причем не только у земляков европейцев, но и в привередливой Америке.

Секрет успеха прост, как все гениальное: фирма производит первоклассную технику, а продает за бюджетные (по High-End-меркам, разумеется) деньги. Для этого PrimaLuna перенесла сборочные предприятия в Китай, но держит их в «ежовых рукавицах» контроля качества. В частности, действуют буквально драконовские меры, дабы сделать невозможной подмену высококлассных комплектующих дешевыми подделками.

Премиальный

Усилитель DiaLogue Premium относится к флагманской линейке фирмы, что явствует даже из его названия. По заявлению разработчиков, он объединяет в себе самые удачные черты моделей ProLogue One и Two, но изготовлен с использованием улучшенных компонентов.

На левую боковую стенку PrimaLuna DiaLogue Premium вынесен тумблер выключателя питания. В аналогичном месте справа находится переключатель настройки на лампы EL34 или КТ88

Выглядит он, без преувеличения, роскошно. Поворотные рукояти переключателя входов и регулятора громкости расположены на фасаде с идеальной симметричностью; впечатление солидной элегантности дополняет покатая решетка, защищающая лампы от случайных повреждений. Вспоминаются детективы из английских сериалов — джентльмены в дорогих, безукоризненно сидящих костюмах.

Не расставаясь с портновской терминологией, оглядим усилитель со спины. Здесь находятся шесть нерегулируемых входов и пять линейных регулируемых (один можно снабдить фонокорректором для работы с проигрывателем винила), выход на сабвуфер, клемма заземления, а также винтовые зажимы акустических кабелей для колонок с импедансом 8 или 4 Ом. «Минусовая» клемма обозначена не традиционным знаком вычитания, а пометкой «0 Ом» — в чувстве юмора голландцам не откажешь, верно?

О том, что ребята из PrimaLuna относятся к своим поклонникам аудиофилам с доброй отеческой иронией, свидетельствует и руководство по эксплуатации. Цитирую: «Усилитель комплектуется выходными лампами EL34 или KT88/КТ120 (желаемую конфигурацию можно выбрать при покупке; соответствующий переключатель находится на правой боковой панели аппарата). Если вы захотите экспериментировать с разными лампами, не советуем менять их слишком часто. Для этого усилитель придется выключить и снова включить, а ламповые компоненты этого не любят. Кроме того, вы рискуете расшатать контакты панельки. За эксперименты мы всей душой, но не надо сходить с ума и менять лампы по 20 раз на дню». Чем не рекомендация мудрого родителя?

В два ряда

Раз мы заговорили о лампах, опишем их подробнее. В общей сложности их 10, они расположены на верхней крышке в два ряда. Передний состоит из шести двойных триодов 12AU7, по три на канал. Один триод служит для предусиления, два управляют упомянутыми выше лампами выходного каскада. Их четыре (по две на канал), они составляют вторую шеренгу. Лампа EL34 обеспечивает 32 Вт выходной мощности, KT88 — 36 Вт, КТ120 — 43 Вт.

На боковой панели PrimaLuna DiaLogue Premium расположен переключатель, который потребуется при смене типа ламп

Но дело, разумеется, не только и не столько в этом, сколько в особенностях, которые лампы придают звучанию. Принято считать, что с EL34 «середина» звучит богаче, зато на краях диапазона мощность ощутимо снижается. Лампы KT88 и КТ120 дают обратную картину.

Разумеется, это приблизительные выкладки, многое зависит от громкоговорителей. Вот почему самые бескомпромиссные аудиофилы покупают с усилителем не один, а два или даже три комплекта выходных ламп и добиваются наилучшего, по их мнению, согласования со своей акустикой. Инструкция, о которой шла речь выше, предостерегает от чрезмерного увлечения именно такими экспериментами.

Самое время отметить: разработчики стремились к тому, чтобы усилитель доставлял как можно меньше хлопот. В частности, его оснастили фирменной схемой автоматического контроля величины смещения выходных ламп (Adaptive AutoBias). Иными словами, пользователю не нужно вручную подстраивать ток смещения (он меняется по мере старения ламп). Схема автоподстройки, полностью изолированная от аудиоцепей, непрерывно измеряет величину смещения и определяет ее оптимум. При полном исчерпании ресурса лампы около нее загорится светодиод, сигнализирующий о необходимости замены.

Металлический корпус PrimaLuna DiaLogue Premium выпускается в черной или серебристой отделке. На фасаде царит полная симметрия. Покатая «клетка для ламп» выглядит на редкость эффектно

От перегрузки защищены не только лампы, но и выходные трансформаторы — как важнейший элемент ламповой схемы. Кстати, их конструкция модифицирована для расширения диапазона воспроизводимых частот и лучшего согласования с акустикой. Доработке подверглись и входные каскады, что благотворно сказалось на детализации звучания. Вместо плавких предохранителей установлены релейные.

Аудиосхема изготовлена вручную методом навесного монтажа и проходит индивидуальную настройку. Проводка усилительного тракта выполнена посеребренным проводом из сверхчистой монокристаллической меди в тефлоновой изоляции.

Задняя панель лампового усилителя PrimaLuna DiaLogue Premium. К усилителю можно подключить пять источников линейного стереосигнала, сабвуфер, а также акустические системы с импедансом 4 или 8 Ом

В схеме применяются первоклассные комплектующие — высокоточные резисторы Takman, конденсаторы SCR с оловянной фольгой, переменный резистор ALPS Blue Velvet, акустические клеммы WBT. Ламповые пары скрупулезно подбираются по параметрам (из ста полученных ламп 40 обычно возвращаются производителю как не соответствующие стандартам PrimaLuna).

От лампы к музыке

Наконец пришел черед рассказать о том, что этот усилитель способен сотворить с музыкой. При прослушивании мы попеременно использовали две пары громкоговорителей — «резвые» полочники и «тугие» напольники. Дело в том, что лампы EL34 наиболее уверенно работают с колонками чувствительностью порядка 90 дБ. При замене EL34 на КТ120 усилитель без проблем раскачал и солидные 3-полосные «башни», при этом все ценное, что сообщили звучанию «тридцатьчетверки», сохранилось практически в неприкосновенности.

Комплект создавал чрезвычайно насыщенную подробностями аудиокартину без каких бы то ни было «острых углов». Образы исполнителей были так четко очерчены и аккуратно расставлены, что стоило закрыть глаза, и становилось невозможно определить, где именно находятся колонки: звуковая сцена по ширине значительно превосходила расстояние между АС.

Аккуратный пульт ДУ в металлическом корпусе оснащен и кнопками доступа к основным режимам работы CD-проигрывателя ProLogue Premium 8

Многие ламповые усилители не без труда отрабатывают сигналы с крутыми фронтами, но PrimaLuna таких проблем не имеет: даже сумасшедшие композиции в стиле спидметал воспроизводятся реалистично. Справедливости ради надо заметить, что с наибольшим воодушевлением усилитель откликается все-таки на джаз и «спокойную» рок-музыку в духе Dire Straits, позволяя слушателю смаковать тончайшие нюансы записи.

Честное слово, никакого желания «менять лампы по 20 раз на дню» у наших экспертов (тех еще аудиофилов!) не возникало. Произошло чудесное исцеление, мы начали слушать не аппарат, а музыку...

Результаты измерений и паспортные данные лампового усилителя PrimaLuna DiaLogue Premium

Измеренная на одном канале мощность (для усилителя с лампами EL34) превзошла заявленную примерно на 10%, так что в стереорежиме будет обеспечено порядка 33 Вт/кан. Коэффициент демпфирования очень маленький (типично для ламповой схемы), так что к подбору акустических систем необходимо подойти с особой тщательностью.

Амплитудно-частотная характеристика лампового усилителя PrimaLuna DiaLogue Premium

КНИ на один-два порядка выше, чем у транзисторного усилителя, что тоже закономерно. Зато нет никаких ограничений по «частотке» — даже на 95 кГц амплитуда выходного сигнала снижается всего на 2 дБ. Уровень разделения каналов — хороший, дисбаланс ничтожен.

Данные лаборатории Stereo&Video, февраль 2014

Рвых, Вт (КНИ 1,0%, 8 Ом, EL34) на 80/1000/10 000 Гц: 35,5/36,0/34,6

Коэффициент демпфирования: 2,7

КНИ на 0,5 Pвых, % на 80/1000/10 000 Гц: 0,47/0,43/0,56

Верхняя рабочая частота по уровню –0,5/–3/–6 дБ, кГц: 90/>95/>95

Неравномерность в полосе частот 20—20 000 Гц, дБ: 0,2

Уровень АЧХ на 10/95 кГц, дБ: –0,03/–2,06

Разделение каналов (L-R/ R-L), дБ: 45/48

Дисбаланс каналов, дБ: 0,1

Паспортные данные

Выходная мощность, Вт., лампы EL34/KT88/KT120: 32/36/43

Диапазон рабочих частот (±0,5 дБ), Гц: 20—30 000

Используемые лампы: 6х12AU7, 4хEL34 (опц. KT88 или КТ120)

Линейные стереовходы: регулируемый: 5, нерегулируемый: +

Акустические выходы на колонки с импедансом, Ом: 4/8

Прочая коммутация: клемма заземления для LP-проигрывателя

Масса, кг: 29

Габариты, мм: 405x210x385

Система защиты трансформаторов:

выходных (OTP): +

силового (PTP): +

Управление: пульт ДУусилитель/CD-плеер

Опубликовано в журнале Stereo&Video, № 3, 2014
ТЕГИ:#PrimaLuna
71.46 дБ +

Комментарии

#
Здесь находятся шесть нерегулируемых входов и пять линейных регулируемых

Напутали что-то, всего 5 входов и 1 (домашний театр).

Да и печатные платы тоже присутствуют... в изобилии

- 53.01 дБ +
#

Слушал такую штуку. Подтверждаю - звук отличный! И пульт! Это очень редко бывает с ламповыми усилителями

- 50 дБ +
#

Если рассматривать аудиофилию как болезнь, то одним из ее симптомов традиционно считают отвращение к транзисторному и «микросхемному» звучанию. Аудиофилу оно кажется холодным и безжизненным. Да уж точно болезнь мне мой Perreaux таким абсолютно не кажется , считаю это устаревшей догмой

- 42.22 дБ +
#

Поддерживаю, у меня тоже Perreaux (Audiant 100p), звук очень вкусный.

- 50 дБ +
#

О! новый "убийца ламповых усилителей" пожаловал.

- 50 дБ +
#

Ну вот на счёт микросхем не соглашусь с Вами. Если это не STK (коих уже не выпускают, как я знаю), и не OPA с AD - то звук гадиться неплохо. А ведь в бюджетной технике обычно стоят бомжовые 5532 и прочее г**** "общего назначения", простите за лексику. Звучит оно плоско и невыразительно. Вот хорошие схемы на "рассыпухе" - другое дело. Тут никакой аудиофилии - даже неискушённый слушатель заметит разницу.

- 50 дБ +
#

5532 тоже разные (производители и годы выпуска). Главное знать, что ставишь, PHILIPS - очень и очень, например. Не стоит всех в коричневый цвет...

А вот неизвестный китаец с кривой надписью - явно дешевая поделка "а-ля 5532", а может и брак перемаркированный.

- 50 дБ +
#

Попадались и Philips, и ST. Не понравилось совсем, что поделать. Балованный стал, наверное)))

- 50 дБ +
#

Болезненные случаи встречаются крайне редко. Бывает конечно, но чаще это все проявляется в нелогичности, непоследовательности и неумении соразмерить траты с доходами. Но повторюсь, бывает это редко.

Дальше стоит учесть, а какая звуковая/музыкальная среда формировала вкусы человека. 70-е, 90-е и нынешние годы дадут самые разные архетипы и тяготение к разной стилистической подаче. А что поделать, техника разная, носители и их характер звучания тоже. В СССР очень мало кому была доступна хорошая техника "оттуда", а местная почти всегда нещадно красила звук... Да и о чистоте звучания, учитывая недорогие вертушки и десятые копии на ленте стоит учесть. В постсоветские годы все покупали совершенно разное, в том числе просто по внешности и по ценнику - кто во что горазд. Культуры в то время еще не сложилось. И сейчас все иначе - человек, пришедший к этому увлечению начиная с пережатых mp3 и ушей-затычек (которые ой как слух то сажают) тоже вполне может иметь странные представления о звуке и его достоверности. Плюс, прибавьте к этому "доступность" живых исполнений - их у нас катастрофически мало и многие вообще смутно представляют, как звучат те или иные инструменты.

---

И еще момент, все разговоры про "теплое-ламповое" часто просто от того, что не слышали люди того, о чем говорят. Полудохлый Прибой или ранний китаепром не дадут даже близкого представления о ламповом звуке. Хорошо бы послушать хороший комплект Lamm, BAT, Sun Audio, Nagra, Luxman, Wavac и т.д. (список может быть очень обширным, особенно если упомянуть тех производителей, которые не особо на слуху) - так вот, нету там никакой патологической теплоты. Нюансы, особенности, гармоники - но ни теплоты ни мутности. Даже аппараты на 300В, которую считают иногда очень красящей лампой, при хорошей реализации и с подходящей акустикой могут прекрасно справиться с тем же Реквиемом Верди и мыла или меда в звуке не будет...

У меня в разных системах и сочетаниях уживается и ламповое усиление и студийные проф. мониторы, но каких то радикальных противоречий я не вижу и не слышу - у хорошо построенной и подобранной техники этих проблем нету, есть разница только в нюансах.

Впрочем, если кто то рос на лаповом звуке Ригонды и ему нравится так слушать - не вижу причин для осуждения, пусть уж каждый в рамках своей концепции сам решает и выбирает. Только бы выбор этот был осмысленным, а не наугад...

- 62.04 дБ +
#

Если вы не ошиблись с выбором мощности, то да, а вообще нет.

По-хорошему бытовой усилитель работает в диапазоне мощностей 0,1-10Ватт (диапазончик в районе 30дБ всего заметьте). Но у всех есть соседи, у некоторых они живут в соседнем поместье, а у некоторых за гипсолитовой стенкой. Поэтому может потребоваться самая малая мощность. И тут транзисторник выдаст все пороки как они есть. (один из рецептов британских аудиофилов: хотите чище - крутите громче)

Далее, когда потребуется мощность более 10 ватт, тут уже на пиках будет сложно удержаться в рамках, если у вас не переделанный под хайфай сварочный аппарат. И тут окажется, что клиппирование у транзисторников мягко говоря много хуже чем у электровакуумных изделий. Первые скрежещут и идут в разнос сжигая высокочастотники, вторые интеллигентно компрессуют звук (что кстати особенно хорошо в плане соседей за гипсолитовой панелью).

Намоточная конструкция перед АС обеспечивает работу усилителя в режиме усилителя мощности, а не напряжения, как это происходит с транзисторниками (да бывают усилители тока, я в курсе, но это тоже крайность транзисторной безысходности). Это позволяет идеально закрыть места сшивки многополосных АС, а так же выровнять АЧХ каждого динамика в отдельности.

На лампе не принято лечить одну кривизну другой. Поэтому если на таком усилителе есть косяки, то их слышно сразу и явно, без размышлений на тему "все хорошо да вроде не хорошо" и отслеживаний меандров на "мечущейся стрелке осцилографа".

ЗЫ Термин "теплый ламповый звук" - мем, придуманный задиристыми школярами от мема "теплый клетчатый плед". Спросите любого тубофила, никакого тепла, кроме как на катоде, там не предусмотрено.

ЗЫЫ Никогда, никогда транзисторник не будет выглядеть так же эффектно, как ламповый аппарат. Горка серых пыльных деталек, стыдливо спрятанных внутри транзисторника вызывает чувство жалости рядом с сиянием и блеском рядов ламп.

- 50 дБ +
#

Это я к той фразе что никогда никогда транзисторные усилители не будут выглядеть так же эффектно как ламповые. Разве не эффектно? Среди транзисторных очень много эффектных усилителей ! Но дизайн дело субъективное .

- 50 дБ +
#

Если честно, то ничего из того, что на картинках я не слышала. Все усилки на фото красивые...

Но Макинтош - настоящий красопед!!!

;-))

- 53.01 дБ +
#

бггг, шоу фриков, дерганые волоски с подсветкой от неонки

- 53.01 дБ +
#

А мне очень нравится.

Жаль только, что он с эквалайзером :(

- 50 дБ +
#

Luxman M-05 приходилось слушать, интересный аппарат.

- 50 дБ +
#
никакого тепла, кроме как на катоде, там не предусмотрено.

Вообще, львиную долю тепла дают аноды. Включите ламповую конструкцию без подачи анодного напряжения - лампы будут чуть теплыми. Ну, и опять же: тёплый звук - так тёплый звук, у нас же не holy war филологов тут.

На лампе не принято лечить одну кривизну другой.

Зато ООС ввести вполне принято.

Сияние и блеск рядов ламп - конечно, выглядят эффектно, только вот не шибко приктично. Сверху ничего не поставишь, а ставить 15-20кг монстра на сидюк или тюнер стремно. Только отдельное место в стойке.

- 50 дБ +
#

Не на анод я не грел, он сам)))

Зато ООС ввести вполне принято.

Прибой же получится... я только в плане что ООС на лампе можно вполне избежать, а на транзисторе по-серьезному нет (за исключением некоторых исполнений Zen наверное)

- 50 дБ +
#

Не все живут в домах с гипсокартонной стеной если вы живете в таком мне вас искренни жаль , был на концерте Metallica , даже страшно подумать сколько должен стоить ламповый усилитель который смог бы передать всю энергию драйф этого концерта , любите лампу на здоровье но не надо при этом перегибать палку , купите себе Wavac HE-833 v.2

- 50 дБ +
#

вопрос не в мощности усилителя, а в чувствительности АС. 95дБ будет более чем достаточно.

- 53.01 дБ +
#

Это точно та же Metallica отлично играет на 300B , если колонки 3 полосы и высоко чувствительные .

- 50 дБ +
#

нидерландской фирмы с итальянским именем PrimaLuna. :) Херен ван ден Данген если не ошибаюсь

На сколько помню это 100% OEM от "Австралийского знаменитого бренда" из Шендженя .

Все Австралийское в данном бренде заключается в том что Отец и сын основатели (китайцы) некоторое время жили в Сиднее если не ошибаюсь где у них был салон , и где начали паять первые свои ламповые усилители . А потом предприятие разрослось и был построен завод в Шенджене . Где теперь делаются многие Австралийские ,американские ,Голландские и т.д БЛЕДНОЛИЦЫЕ БРЕНДЫ !

Что ни в коей мере не умаляет качество усилков - ВЕСЬМА ПРИЛИЧНОЕ.

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.