Стереосистема — это цепь компонентов, результатом совместной работы которых становится конечный звук. Правильно подобранное (согласованное) оборудование — ключ к хорошему и, что самое важное, правильному звучанию.

У каждого компонента аудиосистемы свое предназначение. И не так просто подружить технику друг с другом, как кажется со стороны. Чтобы получить действительно хороший результат — нужно найти компоненты, которые по отдельности оказывают минимальное воздействие на звук или же дополняют друг друга. У каждого устройства есть свои слабые места, и в хорошей системе они незаметны, в то время как достоинства выведены на первый план.

Если говорить в общем, то существуют две философии построения аудиосистемы. В первом случае она собирается под определенного слушателя со сформировавшимся вкусом. Речь может идти о теплом, о максимально детализированном звуке, о звуке с выраженными басами или верхами и т.д. Кому-то нравится широкая и глубокая звуковая сцена, другие предпочитают прямолинейный звук мониторов. Понимание того, что нужно слушателю, упростит подбор компонентов.

Есть и другая философия построения стерео: и в этом случае мы не говорим о привычках слушателя, а строим систему с правильным, «настоящим» звучанием. Те, кому приходилось слушать музыку на системах с точно согласованными референсными компонентами, знают, что у всех лучших домашних аудиосистем есть несколько общих черт. Во-первых, звучанием можно действительно наслаждаться. Лучшие конфигурации заставляют слушателя забыть обо всех спецификациях и полностью погрузиться в музыку. Во-вторых, запись транслируется честно: плохая запись на хорошей системе заиграет плохо, а хорошая — потрясающе. Наконец, правильная система всегда воспроизводит музыку с динамикой и громкостью, соответствующими жанру. Лучшие системы одинаково хорошо справляются со всеми динамическими изменениями в записи.

Реклама акустики University Speakers, 1963 год

Если послушать систему, которая строилась для реалистичного и чистого звука,— вернуться потом к комплекту, собранному для звука с определенным выраженным характером, будет весьма сложно. Все эти термины вроде «теплоты» и «яркости» станут бессмысленными, когда стереосистема начнет передавать звук записанных инструментов таким, какой он есть.

В большинстве случаев, чтобы достичь идеального результата в построении системы, нужно потратить немалую сумму денег, но иногда можно подобрать компоненты так, чтобы цена не получилась слишком высокой. В этом помочь может опытный продавец, если вы найдете с ним общий язык. Помните: продавец, имеющий длительный опыт работы в индустрии, прослушал гораздо больше систем, чем вы. И если он честен — подружитесь с ним. Да, на интернет-форумах тоже найдется немало «знатоков» (и их число постоянно растет), но большинство из них слышали несравнимо мало систем в разных комбинациях и помещениях. Их идеальный звук может сильно отличаться от ваших предпочтений.

При сборке аудиосистемы нужно учитывать, насколько сильно влияет работа того или иного компонента на чистоту конечного звучания. В первую очередь обратите внимание на акустику, а в последнюю (вопреки распространенному мнению) — на силовые кабели.

Акустическая система

Звучание системы зависит от колонок примерно на 80%. Акустическая система — это набор подвижных частей. Колонка работает эффективно при четком движении драйверов и их правильном расположении, также важен резонанс (или его отсутствие) корпуса АС.

Разные модели акустики отличаются друг от друга гораздо сильнее, чем любые другие компоненты. Но с другой стороны, при выборе АС есть возможность избежать ненужных вам свойств, поэтому советуем выбирать колонки, у которых отсутствует то, что вам и так не нужно.

Промоизображения магнитофонов, ~ 1960 год

Например, акустика, играющая только от верхнего баса, чаще всего обладает замечательным тональным балансом по сравнению с полнодиапазонной колонкой за ту же цену. Потому что получить качественный бас от недорогой АС — задача очень сложная. Кроме этого, следует учитывать параметры помещения — звучание будет лучше, если опять же выбрать модель с немного меньшим уровнем баса, чем хочется изначально.

Есть и другие вопросы, которые хорошо бы себе задать: насколько громкой должна быть система, помещение — большое или маленькое, как далеко от стен вы поставите колонки? Ответы на них позволят грамотнее подойти к выбору акустики.

Усилитель

Усилитель — главный партнер акустики. К этой паре следует относиться как к единому целому. Звучание АС во многом зависит от работы усилителя — импеданс, чувствительность колонок и общий тональный баланс. Нередко случалось, что, согласно паспортным данным, акустика и усилитель подходят друг другу идеально, однако в реальности усилитель не мог раскачать колонки. И часто бывало, что усилители со скромными техническими параметрами выдавали внушительный звук.

Источник

Источник — это место исходного сигнала, поэтому очень важно подобрать нейтральный источник, который не внесет в сигнал ничего от себя. К счастью, сегодня большинство техники сделано достаточно качественно. Цифровые плееры даже начального уровня работают с гораздо большей степень точности, если сравнивать их с акустикой по той же цене. Хорошие ЦАПы можно найти по цене около 1200 долларов США, и это будет достойная аудиофильская техника.

Реклама аудиосистем The Fisher, ~ 1960 год

Однако если вы слышали дорогой первоклассный проигрыватель виниловых пластинок в хорошо собранной системе, то с большой вероятностью согласитесь с утверждением, что винил превосходит другие форматы по звучанию. Пластинка, согласно нашему мнению, лучше CD и имеет лишь один недостаток — фоновый шум. Кстати, даже относительно недорогая вертушка может по качеству звука переиграть дорогой CD-проигрыватель.

Покупать или нет аналоговый источник — решать вам. Но мы бы советовали сходить в магазин, где вы сможете послушать разные примеры. Современные проигрыватели виниловых пластинок с новыми картриджами звучат лучше, чем те, что продавались 20 лет назад. И это удивительно.

Межкомпонентные кабели

Межкомпонентные кабели передают самые низкоуровневые сигналы в аудиосистеме и очень разнятся в зависимости от их структуры. Как правило, звучание кабеля не зависит от его цены, поэтому остерегайтесь «драгоценных» кабелей.

Межблочные кабели не испортятся от того, что их лишний раз послушают в составе системы — попросите продавца дать пару рекомендаций, и возьмите кабели напрокат домой. Кабель может повлиять на тембр таким образом, что устранит небольшие недочеты в аудиосистеме. Однако может и наоборот выдать все ее недостатки. Некоторые аудиофилы тратят тысячи долларов на провода, но мы уверены, найдутся кабели стоимостью 100-500 долларов, которые идеально подойдут вашей системе.

Реклама домашней системы из усилителя Regency HF-150, вертушки Webcor Diskchanger и динамика Jensen Duette, 1956 год

Никогда не думайте о межкомпонентных кабелях как о способе решить проблемы со звуком — лучше поищите компонент, который портит звук. Его прежде всего и следует заменить.

Акустический кабель

Акустические кабели обладают примерно теми же свойствами, что и межблочные. Мы советуем тщательно выбирать кабель, от усилителя к колонкам. Особенно актуальным этот вопрос становится, когда речь заходит о длине больше 3,5 метров — в этом случае нужно искать провода, рассчитанные на такие расстояния. Как и в случае с межблочниками, акустические кабели лучше всего протестировать дома в своей системе.

Стойки для аппаратуры

Сделать из хорошей аудиосистемы отличную поможет правильная установка, и особую роль здесь играют стойки для акустики. Для одних колонок нагрузка от собственной массы не является помехой, но другим моделям для достижения верного тонального баланса требуется больший резонанс. Поэтому важно подобрать правильные стойки для своих колонок.

Каталог Cabiart, 1957 год

И для аналоговых, и для цифровых компонентов также желательно использовать стойки. Довольно часто причиной неприятных артефактов в звуке становятся нежелательные вибрации в плеере и стойке. Аналоговым источникам особенно нужна хорошая защита от внешних вибраций. Наконец, вся техника должна быть точно выстроена по уровню (без наклонов).

Силовые кабели

От силовых кабелей зависит общее качество работы системы, однако ажиотаж, который наблюдается в последние годы, на наш взгляд, совершенно не обоснован. О кабеле питания следуют думать в самую последнюю очередь, когда хорошо звучащая система уже собрана. Силовой, идущий в розетку, не спасет плохо играющую систему. Лучше потратьте деньги на новый компонент или колонки, чем на дорогой кабель. В бюджете системы силовые кабели не должны составлять больше 10%.

Итог

Пока собираете аудиосистему, временно забудьте о собственных вкусовых предпочтениях. Думайте о ней именно как о системе, т.е. связанном комплексе различных устройств. И когда будете докупать новый компонент в уже сложившуюся систему — не забывайте об этом, не нарушьте случайно тонкую взаимосвязь.

Кстати, если вы нашли систему, звук которой вам нравится, зачем искать к ней другие компоненты? Просто купите эту систему.

Реклама аудиосистемы Empire Grenadier, конец 1960-хх

Наконец, если вы все-таки решили улучшить свою систему — уделите этому больше времени в начале. Изучите ее заново, послушайте внимательно, поменяйте места установки колонок (таким образом уже можно выявить слабые и сильные места). Послушайте системы других людей. Подумайте, как добиться желаемого звука именно в вашем помещении.

Самые счастливые аудиофилы — те, кто завершив наконец подборку компонентов системы, больше ничего менять в ней не собираются. Представьте только, насколько это здорово — иметь такую стереосистему в своем доме и просто наслаждаться музыкой!

Оригинал: How to Build a Good System