Разные реальности: тест проигрывателя виниловых дисков Clearaudio Innovation Compact

Разные реальности: тест проигрывателя виниловых дисков Clearaudio Innovation Compact

В нашем случае тестовый комплект сложился из проигрывателя виниловых дисков Clearaudio Innovation Compact с тонармами Clearaudio Satisfy, Jelco SA-750L и головок звукоснимателя Clearaudio Talismann V2 Gold и Sumiko Palo Santos.

Innovation Compact, как и следует из названия, — упрощенная и более доступная по цене модель проигрывателя, позаимствовавшая часть конструкции от модели более старшей — Clearaudio Innovation. Старший аппарат уже был у меня в тесте (в октябрьском номере за 2011 год), теперь очередь дошла и до младшей модели. В процессе теста я долго присматривался к этому проигрывателю, и у меня сложилось впечатление, что не все так однозначно — не хочется называть этот аппарат упрощенной моделью, хотя формально это так. Скорее при внешнем сходстве и понятной преемственности конструкции Innovation Compact мне кажется просто другой историей, в чем-то более минималистичной и лаконичной. Вполне можно допустить, что в таком конструктивном подходе найдутся свои плюсы не только в виде разницы в стоимости.

Конструкция

Первое впечатление от аппарата — очень хорошее сочетание линий, объемов и пропорций. Смотрится красиво и цельно. И качество изготовления, обработки, подгонки деталей на уровне. От модели старшей этому проигрывателю достались и форма как таковая, отчасти конструкция подшипника, мотор, опоры стола, и крепления тонармов. Вот со всем этим и надо разобраться по порядку. Из коробки проигрыватель извлекается разобранным на части, но собрать всю конструкцию совсем не сложно. Также сразу можно отметить внимание к мелочам, что свойственно для Clearaudio. Кроме самого аппарата, в комплект входят все необходимые руководства и описания, настроечный инструмент, уровень, полноразмерный стробоскоп, запасной пассик, подставки под ножки-шипы, запас смазки, перчатки — иначе говоря, все необходимое не только в обязательном порядке, но и то, что делает настройку и использование удобными, и то, на чем многие производители экономят. Так что если не торопиться, собрать и настроить проигрыватель не будет непосильной задачей даже для новичка. Разве что электронными весами стоит обзавестись сразу.

Тонарм Clearaudio Satisfy — не самый сложный конструктивно, немного капризный в настройке, но, как оказалось, в сочетании с прочими элементами тракта — вполне музыкальный.

Основу конструкции составляет легкая трехлучевая рама, которую и столом-то назвать сложно, настолько конструкция миниатюрная и легкая. Изготовлена рама из акрила и металла. Снизу имеются регулируемые ножки-шипы, на которые опирается вся конструкция. Внутри рамы размещена электроника, управляющая двигателем, система оптического контроля скорости, также на раме (на ее концах) располагаются мотор и две точки для крепления баз и, соответственно, для установки одного или двух тонармов. Да, и, разумеется, шкив подшипника по центру конструкции. В чем тут заимствование от старшей модели? Ее «стол» собран из двух подобных рам и проставок между ними.

Мотор у проигрывателя — постоянного тока, совсем маломощный и более-менее тихий. При этом есть три скорости вращения — 33,3, 45 и 78 оборотов в минуту. Переключение скоростей при помощи кнопок (вот только зачем кнопка Off светится всегда, когда проигрыватель не работает, большой вопрос), а также есть возможность подстраивать каждую из скоростей. Для подстройки имеются три регулировочных потенциометра. Вот только добраться до них не так-то просто — находятся они внутри рамы, и для того, чтобы хоть как-то попасть туда отверткой, нужно постараться. С другой стороны, часто что-то подстраивать не понадобится — при отключении питания настройки не сбрасываются, а всю систему управления скорости дополняет оптический датчик, отслеживающий скорость вращения. Вся электроника скрыта в корпусе рамы, выносным сделан только блок питания в виде вилки адаптера. Разъем у блока питания нестандартный, так что поиск альтернатив в случае возникновения такого желания затруднителен. Но это маловероятно потребуется — сделан блок добротно, и, судя по маркировке, даже не в Китае, а, как и сам проигрыватель, в Германии. Мелочь, а приятно.

Вращение со шкива мотора передается на массивный акриловый диск при помощи слегка натянутого силиконового пассика. Вопрос, как же такой маломощный мотор справляется с раскручиванием тяжелого диска (что происходит весьма быстро), объясняется конструкцией подшипника. Подшипник инвертированный, с магнитной поддержкой — работает он так, что, по сути, верхней точки контакта шкива и стакана подшипника просто нет. Да и в конструкции нет ни шарика, ни отполированных поверхностей. Зато шкив сам по себе интересен — это не очень толстая керамическая трубка. В сочетании с отполированным стаканом подшипника и парой капель жидкой силиконовой смазки вся конструкция работает практически без усилия, и мощности мотора оказывается более чем достаточно. Проигрыватель даже немного пошустрее, чем старшая модель Innovation, у которой к акриловому диску снизу добавляется еще тяжелый металлический диск. Здесь же — акрил и вес меньше.

Корпус мотора с вынесенными на верхнюю крышку кнопками управления, шкив и пассик.

Базы для крепления тонармов выпускаются в различных вариациях, и устанавливать можно не только родные тонармы. Подробный список баз можно найти на сайте производителя, благо что нехваткой информации он не страдает. Сами базы цельнометаллические, крепятся они к основанию при помощи мощного болта. На нижней поверхности базы имеется тонкая демпфирующая прокладка, также есть дополнительный винт, не дающий смещаться базе относительно оси основного крепления, — ведь усердствовать и затягивать крепления баз не стоит. Также при выборе баз можно обратить внимание на универсальные, под 9- и 12-дюймовые тонармы с возможностью установки такой опции, как VTA-Lifter. Эта конструкция позволяет крепить тонармы Clearaudio, тонармы с посадочными стандартами Linn, Rega и легко регулировать высоту «на ходу». Жаль только, что с SME так не получится.

Теперь тонармы. В нашем комплекте их два, а это всегда интереснее. 9-дюймовый Clearaudio Satisfy — не самый сложный по конструкции статически сбалансированный тонарм с необычным поворотным креплением головки и практически всеми необходимыми настройками. Поворотный узел у тонарма классический, не с магнитной системой, как у некоторых других моделей Clearaudio. В настройке тонарм не особенно сложен, да и шаблон в комплекте имеется, но есть два момента: настройку прижима без весов будет сделать затруднительно — противовес не имеет разметки и на трубку тонарма накручивается по резьбе резиновыми вставками. Второй момент — антискейтинг. По принципу работы он магнитный, но вот конструкция необычная, по указаниям в руководстве (мало-средне-много, в зависимости от прижима) точное значение подобрать сложно — то, что у меня получилось при настройке по тестовой пластинке, не совсем совпадало с рекомендуемым, а рекомендуемые значения давали такой эффект, что тонарм при опускании немного соскальзывал наружу. Кабель у тонарма несъемный, с RCAразъемами и клеммой заземления.

Второй тонарм — уже 12-дюймовый, Jelco SA750L — одноопорный, статически сбалансированный с вязкостным демпфированием. Тут все немного проще, и без весов можно обойтись (хотя лучше все же точная настройка и потом подстройка на слух), а в остальном тонарм удобен и надежен. Только с заливкой и количеством демпфера надо определяться экспериментально, и стоит учесть вот что — штатные кабели Jeclo далеко не идеальны, неплохи и не более того. В качестве времянки сгодится, а потом можно подобрать и что-то получше.

Остаются головки. В случае наличия двух тонармов имело смысл продумать какую-то подборку не столько тестового, сколько жизненного свойства — иначе какой прок от двух тонармов? Из имеющихся тестовых запасов подобралась вот такая пара: на тонарм Clearaudio родная головка Talismann V2 Gold, а на Jelco — Sumiko Palo Santos. Идея примерно такая: Talismann для рока, классической музыки, старых и умеренно потрепанных пластинок, может, даже для моноизданий, а Sumiko для малых классических составов, джаза, вокала, фолка и тому подобного.

Звучание

После настройки и положенной приработки можно начинать прослушивание. Начал со связки Jelco SA-750L и Sumiko Palo Santos. Диск Stan Getz, Joao Gilberto, Antonio Carlos Jobim своим звучанием меня немного даже удивил, так цельно подавал музыку тракт. Звук аккуратный, точный, может быть, чуть-чуть отстраненный, но совершенно нейтральный и чистый. Аккуратный бархатный бас, прозрачная серединка и точные чистые верхние частоты, очень приличная локализация деталей и прорисовка пространства.

Вид снизу, ножка-опора, база для крепления тонарма.

И при этом нет ощущения камерности, но нет и неповоротливой грубости, масштаб сочетается с прозрачностью и аккуратностью. Окраски или излишней теплоты совершенно не ощущается, но нет и холодности, которой я в данном случае немного опасался. С поправкой на небольшие нюансы запись звучит фактически так, как ее хочется слышать. Явная аналитичность тракта с хорошей детальностью и ровной динамикой не давит и не утомляет, при этом и нюансы слышны хорошо, а эмоциональные оттенки и переходы — и того лучше.

Следующая пластинка — Jethro Tull «Live at Montreux 2003». Атмосфера, объем концерта чувствуются отлично. Хотя звук очень аккуратный, детальный, и масштаб присутствует, но музыка не наваливается на слушателя стеной, наоборот, при неплохом масштабе все вполне прозрачно, легко и подвижно. Разве что на этой записи немного не хватило нижнего баса, выраженной основательности, впрочем, эту особенность я бы распределил между самой записью и трактом даже не в равных долях, а больше в сторону записи. Здесь важнее то, что соблюдается точность звучания, стройность, и то, что тракт от себя фактически ничего не добавляет.

Еще пластинка — Pink Floyd «The Wall». Звучание чуть-чуть смягченное, но очень проникновенное, чувствуются объем, атмосфера, воздух и все эмоциональные переходы. Тональный баланс практически ровный, детали и призвуки слышны просто очень хорошо. За счет хорошей слитности и цельности динамика может показаться слегка сглаженной, впрочем, это воспринимается спокойно, в любом случае, это лучше, чем когда тракт по собственной «инициативе» вдалбливает в голову основные ноты. Отсутствие окраски, нейтральность и аккуратность, конечно же, идут на пользу — слушать-то все-таки хочется музыку, запись, а не доигрывание тракта.

База для крепления и поворотный узел тонарма Jelco SA-750L.

Здесь я переключился на вторую связку головки и тонарма — Clearaudio Satisfy и Clearaudio Talismann V2 Gold. И одновременно немного поэкспериментировал. В плане матов-клемпов как-то ничего из имеющегося полезным не оказалось, разве что, если нужно чуть-чуть загустить серединку и не тронуть остальное, может подойти мат из очень тонкой, немногим толще бумаги, кожи. А клемп здесь и так не особенно нужен, разве что для искривленных пластинок. Почерк второй связки головки и тонарма оказался немного другим — больше динамики, звук уже явно напористый, более объемный, но в нюансах и более однозначный, прямолинейный. Послушав пластинку Queen «Made In Heaven», заметил два момента — во-первых, обе связки головок и тонармов очень хорошо себя показали, я даже не смог однозначно определиться, какой же из вариантов подачи мне понравился больше. С Sumiko больший упор на тонкие нюансы и эмоциональные переходы, с Clearaudio — более выражена динамика. В конце теста я поменял головки местами и пришел к выводу, что на 12-дюймовом тонарме обе звучат лучше, но если головка Clearaudio относительно неприхотлива, то для Sumiko длинный тонарм однозначно показан, хотя при любом сочетании эта головка более чувствительна к даже не очень сильно изношенным пластинкам. Но пока надо слушать и тестировать дальше. Пластинка Eric Clapton «Pilgrim» показала, что вообще-то тракт может выдавать весьма существенный бас, если он есть на записи. Только воздуха в звучании этой пластинки немного не хватало.

Запись Gabriel faure «Ballade pour piano et orchestre» — точный, правдоподобный звук, ровный тональный баланс, только в области средних частот иногда инструментам недоставало точности и нюансировки, совсем малозаметные звуки терялись, оттого возникало чувство легкой упрощенности и сглаженности.

А запись клавесинных произведений J.S. Bach — Partita for Cembalo в исполнении Карла Рихтера прозвучала заметно лучше ожидаемого. Все звуки и послезвучия находились там, где им и положено, без зажатости и без резкости. Наоборот — деталей, воздуха было более чем достаточно.

Конструкция проигрывателя — от ножек-опор до дисков и тонармов, здесь видно все, что создает контуры, силуэт аппарата.

Резюме

Вполне взрослый проигрыватель из разряда «конструкторов» с достаточным количеством степеней свободы, позволяющий построить для себя такую конфигурацию, какая будет нужна. Можно обойтись одним тонармом, можно поставить сразу два, можно разнести процесс во времени. Главное, что возможности имеются. Правда, я бы рекомендовал сразу подбирать 12-дюймовые тонармы. И не забывать о таком моменте: стол хорошо развязан, но к внешним вибрациям конструкция чувствительна немного больше обычного. Сам же стол вполне нейтрален и не имеет выраженной резкости или холодности, которые я немного опасался услышать. Жанрово тракт вполне универсален, хотя по интуитивному ощущению слегка тяготеет к рок-музыке.

Музыкальный материал

Eric Clapton — Pilgrim / Reprise WPJR-200172002 / Stereo

Gabriel Faure — Ballade Pour Piano et Orchestre – Vasso Devetzi,

Serge Baudo — Le Chant Du Monde – LDX-A 8330 / Stereo

J.S. Bach — Partita For Cembalo, BWV.825-830 Karl Richter

London K15C-8091/2 / Stereo

Jethro Tull — Live at Montreux 2003 – Audio Fidelity AFZLP2 041 / Stereo

Pink Floyd — The Wall — CBS/Sony Japan 40AP 1750-1 / Stereo

Queen — Made In Heaven / Parlophone 7234 8 36088 1 2 / Stereo

Stan Getz, Joao Gilberto, Antonio Carlos Jobim – Verve/Polydor Japan 23MJ 3162 / Stereo

Технические характеристики
Проигрыватель Clearaudio Innovation Compact
Привод: пассиковый
Скорости вращения: 33,3, 45 и 78 об/мин, с возможностью подстройки
Мотор: постоянного тока, с внешним блоком питания
Размеры (ШхГхВ): 479x485x141 мм
Вес: 12 кг
Тонарм Clearaudio Satisfy
Тип подвеса: поворотный
Эффективная длинна: 222 мм
Шелл: несъемный
Настройки: прижим, горизонтальный и вертикальный углы, антискейтинг
Выходной разъем: несъемный штатный провод
Тонарм Jelco SA-750L
Тип подвеса: поворотный с жидкостным демпфером
Эффективная длина: 305 мм
Шелл: съемный, с разъемом SME-типа
Настройки: прижим, горизонтальный и вертикальный углы, антискейтинг
Выходной разъем: mini-DIN
Головки звукоснимателя Sumiko Palo Santos / Talismann V2 Gold

Тип: МС / МС
Частотный диапазон: 10–40 000 / 20–20 000 Гц
Выходное напряжение: 0,5 / 0,7 мВ
Импеданс 12 / 30 Ом
Разделение каналов: > 30 / > 30 дБ
Разбаланс каналов: < 0.5 / < 0.5 дБ
Податливость игложержателя: 8 / 15 x10-6 см/дин
Материал иглодержателя: бор / бор
Тип заточки иглы: Line Contact 75 х 5 мкм / Micro HD
Прижимная сила: 2 / 2,8 г
Корпус: розовое дерево, сталь / черное дерево и сталь
Вес: 8,3 г / 10,8 г

Опубликовано в журнале Stereo&Video, № 4, 2014
71.46 дБ +

Комментарии

#

С описанием сложно не согласиться... У сына почти такая вертушка (только модификация Wood), с 12-дюймовыми тонармами - SME 312 с головой Koetsu Black и Jelco SA-750L с головой Shelter 501 Mono - отлично агрегат работает, по косвенным наблюдениям даже больше нравится, чем старшая Innovation - более человечный звук что ли, живой но чистый.

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.