Кристоф Сико: «Focal — французская акустика, корни ее звучания ищите в национальных музыкальных традициях»

Кристоф Сико: «Focal — французская акустика, корни ее звучания ищите в национальных музыкальных традициях»

Побеседовать с Кристофом Сико (Christophe Sicaud), генеральным директором VerVent Audio Group (в этот холдинг сегодня входят Focal и Naim), мне удалось на конференции в Москве, где компания представила свои супернаушники Focal Utopia. Кристоф рассказал о том, как получается двум в чем-то конкурирующим компаниям сосуществовать в одном холдинге, что инженеры Focal считают самым важным в акустике и на что ориентируются при ее разработке.

— Кристоф, расскажите, кто и как определяет стратегию и философию Focal?

— Концепцию бренда Жак Мауль (Jacques Mahul) придумал еще в 1979-м, а первая модель акустики вышла на рынок год спустя. За прошедшее время многое изменилось, но многое и сохранилось. Например, мы с самого начала относимся к динамику как к основе всей конструкции акустики, считаем, что с него начинается разработка. И есть еще множество мелочей, которые все и не припомнить, но благодаря этому наработанному комплексу технологий вы легко узнаете Focal, будь то домашняя система, наушники или автомобильное аудио.

— Как построен процесс разработки новых продуктов и сколько человек в этом участвует?

— Отдел разработки — важнейшее для нас подразделение, в нем трудятся 22 человека. Отмечу, что если говорить о разработках в акустике, то на сегодня у нас самая большая команда в Европе среди всех компаний этого сегмента. И сейчас я говорю только об акустике. Как многие знают, несколько лет назад мы с английской фирмой Naim вошли в один холдинг Vervent Audio Group. Получается, что у нас есть дружественная нам команда разработчиков электроники, а если посчитать всех вместе — то наберется больше 50 инженеров. И если Focal работает в основном с акустикой, то у Naim это — самая разная электроника. Однако пересечения в продуктах есть.

— Много ли этих точек соприкосновения?

— Немало. Предположим, когда Naim нужно решить акустические вопросы, им на помощь приходят специалисты из Focal. Возьмем, например, такой продукт, как аудиосистема Naim Mu-so — динамики этой линейки разрабатывались с участием Focal. И наоборот, электронную начинку саундбара Focal Dimension помогала делать команда Naim.

Но стоит отметить, что смешения продукции нет. Нам важно сохранить уникальность каждой команды, а следственно, и фирменное звучание бренда, а не слепить нечто усредненное. Поэтому я бы даже говорил не о совместной разработке, а об участии и помощи разработчиков друг другу. В глобальном смысле Naim не станет акустическим брендом, как и Focal не начнет заниматься электроникой.

— Этот вопрос интересует покупателей всегда — может ли Focal порекомендовать компоненты в пару к своей акустике, может быть, что-то вы подбирали себе для тестовых прослушиваний?

— Есть масса подходящих сочетаний, у Focal — давняя история, а значит, и дилеры в разных странах, и владельцы искали лучшие варианты, поэтому их довольно много.

Но мы как разработчики концентрируемся не столько на практике, сколько на теоретических основах. В итоге во всей линейке акустики Focal вы не найдете моделей с запредельно низкой чувствительностью или экстремальным падением импеданса. Это не случайно, потому что сделать просто хорошую акустику — это одно, а сделать хорошую акустику, у которой не будет проблем со многими вариантами усиления, — это совсем другое, и в последнем случае задача несколько шире. Мы ориентируемся на возможности и транзисторного, и лампового усиления. Такой подход практиковался всегда, даже когда ламповая техника была в глубочайшем упадке.

Однако я дам конкретный совет. Вариантов много, и навязывать даже самые любимые мной сочетания я не буду. Каждый должен выбирать под себя.

— Несколько раз видел на фотографиях отдела разработки Focal акустические комнаты для измерений. А как обстоят дела с тестовыми прослушиваниями?

— Мы слушаем технику и не раз. Есть экспертная команда, которая занимается этим целенаправленно. Делается это неоднократно, ощущения оцениваются и сопоставляются с результатами измерений. Этот процесс, можно сказать, поставлен на поток. Особо отмечу, что ни один динамик не попадает на прослушку непрогретым — работает, как правило, хотя бы 50 часов по специальной методике.

Обычно в прослушиваниях участвуют несколько групп, и это не только разработчики, но и специалисты других направлений. Без успешного прохождения таких тестов продукт дальше не пойдет.

— Можно ли говорить, что у акустики Focal есть жанровые предпочтения?

— Нет, мы стараемся делать универсальные системы. Есть фирмы, которые придерживаются другого подхода, но Focal — компания большая, которая выпускает множество продуктов. Поэтому узкая специализация — это не наш вариант.

Владельцы Focal по своему вкусу могут подобрать усиление, остальные компоненты, чтобы сформировать конечное звучание системы. И опять же, в силу универсальности получается много вариантов.

Посмотрите даже на старшую линейку Utopia — там и акустика многое позволяет: настройка кроссоверов по нескольким параметрам, подстройка геометрии корпуса у Grand Utopia, регулировка подмагничивания.

Упомяну один нюанс. Focal — все-таки французская акустика, корни ее звучания ищите в национальных музыкальных традициях. А у нас это особое внимание к звучанию голоса. Французы не полюбят акустику, которая плохо воспроизводит вокал, поэтому на наших колонках голос должен звучать идеально.

— Какие еще подходы и технологии вы бы назвали ключевыми для Focal?

— В первую очередь, технологию производства динамиков. Мы уделяем огромное внимание материалам диффузоров, конструкции. За всем этим стоят исследования, эксперименты и многолетний опыт. Например, бериллиевые мембраны — без особых технологий такую мембрану не сделать. Или диффузор с использованием льняных волокон, как в акустике Aria: ход нестандартный, но нам очень понравился результат.

Теоретические основы построения диффузора у всех одни и те же — жесткость и малый вес. Но реализация разная, и у Focal — своя. В команде разработчиков есть несколько специалистов, работающих только с материалами, которые потом становятся деталями конструкции. Из всего этого множества состоит разработка драйвера. Она для нас очень важна, и мы считаем, как я уже говорил ранее, что звук акустики в первую очередь — это динамики.

Акустика Focal Aria

Конечно же, мы уделяем большое внимание конструкции и материалам корпуса: настраиваемый угол кабинета Grand Utopia — хороший тому пример. Мы заботимся и о конечном внешнем виде акустики, ее дизайне. Но никакой корпус не превысит влияния динамиков на звук. Вот так мы понимаем, что первично, а что вторично.

Отдельно скажу о технологии подмагничивания НЧ-драйверов у старших моделей в линейке Utopia. Технология сама по себе не новая, но переосмыслив ее на современный лад, мы решили ее использовать. На практике таких смельчаков мало, потому что это сложно и совсем недешево. Однако если у тебя есть собственное производство — вполне реально. Ведь в итоге мы получаем непревзойденную по характеристиками низкочастотную секцию, другими словами, великолепный бас. Плюс дополнительные возможности настройки акустики под помещение, и можно обойтись менее мощным усилителем.

— А как у компании Focal построена производственная инфраструктура, где и что расположено по миру?

— Разработчики и офис находятся во Франции, там же — производство динамиков, средних и старших моделей акустики. Отдельно мы делаем корпуса, тоже на собственных мощностях во Франции. Это позволяет нам без проблем и задержек делать акустику в корпусах с отделкой на заказ. Хотите под цвет вашей машины? Не вопрос.

Младшие линейки акустики, мультимедийные и беспроводные системы, саундбар Focal Dimension — они производятся в Китае. Там у нас есть собственная инженерная команда, которая следит за контролем качества. Кстати, есть исключения: линейка Dome полностью делается во Франции.

Если обобщить, то получится, что мы размещаем производство во Франции, когда это возможно, когда итоговая цена будет адекватна рынку. И если нам требуется удешевить продукт, чтобы конкурировать в конкретном сегменте, мы переносим производство в Китай.


— Расскажите, пожалуйста, о Focal Sopra. Эта линейка оказалась между Utopia и Electra. Это новая ниша или она приходит на смену Electra?

— Это новая ниша. Если посмотреть на положение линеек мы увидим, что Utopia — это бескомпромиссно, но дорого, а Electra, в моем понимании, верхняя меломанская акустика. Как раз между линейками была некая пустота, и Sopra сочетает качества, позволяющие ей уверенно разместиться между старшей и младшей линейками. Разрабатывая Focal Sopra мы использовали все имеющиеся у нас на настоящий момент наработки и даже больше.

Что любопытно, некоторые решения, которые мы нашли в ходе работы над Focal Sopra, вполне могут стать основой для обновления и Electra и даже Utopia. В любом случае, новая линейка нам очень понравилась: она, несомненно, успешная и полноценная линейка, позволяющая построить как стереосистему разного масштаба для самых разных помещений, так и систему многоканального звучания в различных конфигурациях. Разве что только под форматы 3D-звучания потолочной акустики в линейке пока нет.

Почитайте тест наушников Focal Utopia

— Какие новинки планирует выпустить Focal в ближайшее время?

— Новое есть и сейчас: линейка акустики Focal Sopra, наушники Focal Utopia — это очень интересные и ни на что не похожие модели.

Над наушниками (единственными в мире и за всю историю, оснащенными бериллиевыми мембранами) инженеры компании трудились долго, была проделана огромная работа. Стоит сказать, что как направление наушники появились у нас не так и давно, и мы считаем, нам удалось добиться определенных успехов, в том числе и в самом верхнем сегменте.

В следующем году ожидаются новинки, но на этот раз это в первую очередь коснется акустики, бюджетной и не очень. Однако до их выхода еще много времени, и говорить об этом, пожалуй, рано. Также у нас будет интересная новинка, которая станет плодом совместных усилий Focal и Naim. Но это пока тоже секрет.

В профессиональной линейке все останется как есть, а вот в разделе автозвука выйдет новая линейка. Упомяну, что мы развиваем сотрудничество с Peugeot: автомобили 3008 и 5008 могут оснащаться аудиосистемой производства Focal, а в перспективе моделей авто, куда опционально придет Focal, станет больше.

ТЕГИ:#Focal
76.23 дБ +

Комментарии

#

Над наушниками (единственными в мире и за всю историю, оснащенными бериллиевыми мембранами) - http://rbhsound.com/hp2.php

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Anxius #

Из бериллия, а не с бериллиевым покрытием. С покрытием ещё xiaomi mi headphones.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Georgiy #

Ну кстати да. Но опять же, по причине отсутствия информации о техпроцессе, мы не можем знать фактического положения вещей. Может там подложка минимальной толщины и на нее нанесен толстый слой бериллия. Кроме того, его должно быть много или мало, чтобы было хорошо? Полагаю, что если много - то это про ювелирку, а не про звук. А если мало - ну так напылить можно гораздо более тонко, чем отштамповать. В общем - ясно, что ничего не ясно, кроме того, факта, что есть наушники С бериллием по цене 100-200 долларов...

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Anxius #

Вообще то информация о технологиях и процессах есть, использование бериллиевых диафрагм как таковых имеет давнюю историю, и не в Focal это придумали. Так что в этой плоскости вопросов то как раз особенно и нет, все примерно ясно, а дальше - слушать нужно. Кроме этого интересно, как поведут себя те же наушники в долгосрочной перспективе.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #

Ааа, ну хорошо, коли ясно. Тогда, если можно, вкратце, что лучше: осаждение или штамповка, тонко или толсто, выпуклый или вогнутый диффузор (применительно к наушникам), крепление каркаса звуковой катушки по центру или по наружной кромке, материал подвеса?.. Ну чтобы четко уже понимать разницу в цене в несколько десятков раз)

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Anxius #

Про штамповку или осаждение сложно сказать - это вам технолог расскажет только. Или специалист по металлам и сплавам, но только не рядовой выпускник МИСиС, а именно специалист в своей области, знакомый с конкретными технологиями. Вогнутый или выпуклый? Следуя логике Фокала - видимо вогнутый. А может и нет - сравнить то у нас возможности нет - средств и матчасти для своих изысканий не наблюдается, так что остается только анализировать конкретные примеры. То же самое можно и про остальные элементы конструкции сказать.

Чтобы понимать разницу в любое количество раз достаточно послушать. И тут уж обычно выходит так - у кого есть возможность приобрести такие наушники - тот и будет рассматривать их в сравнении не по принципу присутствия какого то элемента, а просто в сравнении с моделями схожего класса. потому что не ради попыток что то угадать про технологии (потому что при таком сложении неизвестных дело бесполезное), а просто чтобы выбрать то что нравится. В остальных случаях мы получаем или технические умствования, или спор двух манагеров в последней маршрутке до Бутово - что же лучше, Феррари или Ламборджини. Только 0,0001 процента дискуссуй прийдется на разработчиков, но у них есть и знания и материальная база для некоторых экспериментов.

- 50 дБ +
#

Уравниловку не включили, фокалонайм не планируют - вот главное.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @FatBob #

Именно. Расспрашивать генерального о тонкостях технологий не всегда логично, а про планы и стратегию - как раз к нему.

- 50 дБ +
#

"у кого есть возможность приобрести такие наушники - тот и будет рассматривать их в сравнении не по принципу присутствия какого то элемента" - так а вот же они, золотые слова. Выходит, что манящее слово бериллий в описании наушников - ничто, фикция, а главное - как они играют. То есть человек за 300 с лишним рублей покупает, ну скажем так, просто наушники, от компании, ранее занимавшейся в основном колонками, как например B&W или Sonus faber. При этом, если мне не изменяет память, флагманы большой тройки (АКГ/Байер/Сенх) стоят максимум сотку. И что-то мне подсказывает, что опыта и знаний у них в этом вопросе несколько больше.

- 50 дБ +
#

Если бы. Пройдемся по старшим моделям...

Sennheiser HD 800 S - € 1598,00 300 Ом - серьезная нагрузка, в смартфон не воткнуть. Родной усилитель потянет примерно столько же что и наушники.

Еще для общего развития можно про Sennheiser Orpheus погуглить - так, для сравнения. Хотя это не совсем корректное сравнение, все же - не просто наушники, а исключительно вместе с усилителем. Но вот цифры...

Beyerdynamic T-1 (Gen.2) - €1,199.00 И они 600-омные, стало быть точное попадание на хороший усилитель, а их собственный - так себе.

AKG K 812 - европейскую цену для сравнения не нашел, американская что то около 1500$, у нас просят 126 000.

Еще можно вспомнить Audio-technica - давнишний игрок на рынке - старшая модель ATH-W5000 - € 1500. Про них много всего написано, кроме как с родным усилителем мало с чем уживаются... Специфика такая.

Про Stax, Audeze, Final Audio и разные редкости можете дальше сами поискать.

- 50 дБ +
#

K812 - $1140, T1 G2 - $1100, HD800S - $1600, это - раз. Два - Орфеусы вообще отдельная песня, если мы говорим за премиум, то этой самой премиальности у них в аккурат на порядок больше, чем в Утопиях :)

Три - а мы сейчас про хорошие наушники вообще или исключительно про наушники для айфона? Ибо во втором случае - нужны не только низкий импеданс и высокая чуйка, но еще и закрытое АО, а в этом случае имеем отличные LCD-XC ($1800) и T5p ($1100). Я ж не спорю, Утопии хороши сами по себе, как продукт, просто они зачем? Открытое оформление и низкий импеданс - это самое абстрактное сочетание на моей памяти.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Anxius #

Открытое-закрытое это почти как про лампу-транзистор или рупор-не рупор... Зачем вообще? Поляну попробовать закрыть - владелец утопийных колонок - вероятный покупатель и утопийных наушников, почему нет? И зачем кому то еще отдавать?

Про звук - пока только с чьих то слов могу судить, потому и не готов его обсуждать - пока все ходили на прослушку привезенной из Франции пары я как раз с Кристофом и разговаривал - прослушивания мне не досталось. Наверстаю когда нибудь, тогда и звук буду готов обсудить.

Импеданс? Модно сейчас так. Вдруг владелец захочет пойти с портативом прогуляться или еще чего... Это мне не совсем понятно, у меня дома наушники с импеданом 250 и 600 Ом и 11 кило транзисторного усилителя в классе А, портативные же наушники я никогда всерьез не воспринимал. Да, тоже есть, иногда пользуюсь, но без претензии на то, что возможно получить в домашних условиях.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #

Открытое/закрытое - это мне скорей про кабриолет/седан, кагбэ не разные методы решения одной проблемы, но диаметрально противоположные концепции. Про закрыть поляну - подпишусь на 146%, просто не надо стесняться это озвучивать, мол человеку не наушники нужны, а вся техника одной марки ;)

Звук мы тут не обсуждаем от слова совсем, просто беседуем про технику и ее позиционирование. И в разрезе ТТХ утопий мы видим как минимум компромисс, а как максимум - недоразумение. Открытое АО - это совершенно точно дом и домашнее же усиление, которому высокий импеданс прямо в радость. Низкий же импеданс - это в первую очередь высокая громкость от маломощных источников (тех же смартов) и возможность мобильного использования (улица/поезд/самолет и т.д.), где в свою очередь закрытое АО - даже не рекомендация, а насущная потребность. В итоге имеем химеру, задорого.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Anxius #

То, что сложно представить владельца таких наушников, со смартфоном и в парке на прогулке - факт. Позиционирование - а многие о нем думают что то покупая? Аудиофил может быть как рационалистом так и совершеннейшим мистиком. Но и тот и другой с примерно одинаковой долей вероятности могут выстроить отлично звучащую систему.

Теоретизировать можно долго, но мне видятся два варианта - слушать и наблюдать, как наушники будут чувствовать себя на рынке в перспективе хотя бы год-два.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #

Кстати T5p единожды в метро видел, сильно удивился)

- 50 дБ +
#

Вопрос:

— Этот вопрос интересует покупателей всегда — может ли Focal порекомендовать компоненты в пару к своей акустике, может быть, что-то вы подбирали себе для тестовых прослушиваний?

Ответ:

— Есть масса подходящих сочетаний, у Focal — давняя история, а значит, и дилеры в разных странах, и владельцы искали лучшие варианты, поэтому их довольно много.

А поняв, что заигрался с маркетингом, сообщил:

- Но мы как разработчики концентрируемся не столько на практике, сколько на теоретических основах.

Выходит, теория построения звуковоспроизводящей техники у Фокала есть, но этой теорией ни кто не пользуется и ни где эту теорию не публикуют, а главное не патентуют...... Всё отдано на откуп неких "экспертов", даже не инженеров......

Странный подход к технике.

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.