Побеседовать с Кристофом Сико (Christophe Sicaud), генеральным директором VerVent Audio Group (в этот холдинг сегодня входят Focal и Naim), мне удалось на конференции в Москве, где компания представила свои супернаушники Focal Utopia. Кристоф рассказал о том, как получается двум в чем-то конкурирующим компаниям сосуществовать в одном холдинге, что инженеры Focal считают самым важным в акустике и на что ориентируются при ее разработке.

— Кристоф, расскажите, кто и как определяет стратегию и философию Focal?

— Концепцию бренда Жак Мауль (Jacques Mahul) придумал еще в 1979-м, а первая модель акустики вышла на рынок год спустя. За прошедшее время многое изменилось, но многое и сохранилось. Например, мы с самого начала относимся к динамику как к основе всей конструкции акустики, считаем, что с него начинается разработка. И есть еще множество мелочей, которые все и не припомнить, но благодаря этому наработанному комплексу технологий вы легко узнаете Focal, будь то домашняя система, наушники или автомобильное аудио.

— Как построен процесс разработки новых продуктов и сколько человек в этом участвует?

— Отдел разработки — важнейшее для нас подразделение, в нем трудятся 22 человека. Отмечу, что если говорить о разработках в акустике, то на сегодня у нас самая большая команда в Европе среди всех компаний этого сегмента. И сейчас я говорю только об акустике. Как многие знают, несколько лет назад мы с английской фирмой Naim вошли в один холдинг Vervent Audio Group. Получается, что у нас есть дружественная нам команда разработчиков электроники, а если посчитать всех вместе — то наберется больше 50 инженеров. И если Focal работает в основном с акустикой, то у Naim это — самая разная электроника. Однако пересечения в продуктах есть.

— Много ли этих точек соприкосновения?

— Немало. Предположим, когда Naim нужно решить акустические вопросы, им на помощь приходят специалисты из Focal. Возьмем, например, такой продукт, как аудиосистема Naim Mu-so — динамики этой линейки разрабатывались с участием Focal. И наоборот, электронную начинку саундбара Focal Dimension помогала делать команда Naim.

Но стоит отметить, что смешения продукции нет. Нам важно сохранить уникальность каждой команды, а следственно, и фирменное звучание бренда, а не слепить нечто усредненное. Поэтому я бы даже говорил не о совместной разработке, а об участии и помощи разработчиков друг другу. В глобальном смысле Naim не станет акустическим брендом, как и Focal не начнет заниматься электроникой.

— Этот вопрос интересует покупателей всегда — может ли Focal порекомендовать компоненты в пару к своей акустике, может быть, что-то вы подбирали себе для тестовых прослушиваний?

— Есть масса подходящих сочетаний, у Focal — давняя история, а значит, и дилеры в разных странах, и владельцы искали лучшие варианты, поэтому их довольно много.

Но мы как разработчики концентрируемся не столько на практике, сколько на теоретических основах. В итоге во всей линейке акустики Focal вы не найдете моделей с запредельно низкой чувствительностью или экстремальным падением импеданса. Это не случайно, потому что сделать просто хорошую акустику — это одно, а сделать хорошую акустику, у которой не будет проблем со многими вариантами усиления, — это совсем другое, и в последнем случае задача несколько шире. Мы ориентируемся на возможности и транзисторного, и лампового усиления. Такой подход практиковался всегда, даже когда ламповая техника была в глубочайшем упадке.

Однако я дам конкретный совет. Вариантов много, и навязывать даже самые любимые мной сочетания я не буду. Каждый должен выбирать под себя.

— Несколько раз видел на фотографиях отдела разработки Focal акустические комнаты для измерений. А как обстоят дела с тестовыми прослушиваниями?

— Мы слушаем технику и не раз. Есть экспертная команда, которая занимается этим целенаправленно. Делается это неоднократно, ощущения оцениваются и сопоставляются с результатами измерений. Этот процесс, можно сказать, поставлен на поток. Особо отмечу, что ни один динамик не попадает на прослушку непрогретым — работает, как правило, хотя бы 50 часов по специальной методике.

Обычно в прослушиваниях участвуют несколько групп, и это не только разработчики, но и специалисты других направлений. Без успешного прохождения таких тестов продукт дальше не пойдет.

— Можно ли говорить, что у акустики Focal есть жанровые предпочтения?

— Нет, мы стараемся делать универсальные системы. Есть фирмы, которые придерживаются другого подхода, но Focal — компания большая, которая выпускает множество продуктов. Поэтому узкая специализация — это не наш вариант.

Владельцы Focal по своему вкусу могут подобрать усиление, остальные компоненты, чтобы сформировать конечное звучание системы. И опять же, в силу универсальности получается много вариантов.

Посмотрите даже на старшую линейку Utopia — там и акустика многое позволяет: настройка кроссоверов по нескольким параметрам, подстройка геометрии корпуса у Grand Utopia, регулировка подмагничивания.

Упомяну один нюанс. Focal — все-таки французская акустика, корни ее звучания ищите в национальных музыкальных традициях. А у нас это особое внимание к звучанию голоса. Французы не полюбят акустику, которая плохо воспроизводит вокал, поэтому на наших колонках голос должен звучать идеально.

— Какие еще подходы и технологии вы бы назвали ключевыми для Focal?

— В первую очередь, технологию производства динамиков. Мы уделяем огромное внимание материалам диффузоров, конструкции. За всем этим стоят исследования, эксперименты и многолетний опыт. Например, бериллиевые мембраны — без особых технологий такую мембрану не сделать. Или диффузор с использованием льняных волокон, как в акустике Aria: ход нестандартный, но нам очень понравился результат.

Теоретические основы построения диффузора у всех одни и те же — жесткость и малый вес. Но реализация разная, и у Focal — своя. В команде разработчиков есть несколько специалистов, работающих только с материалами, которые потом становятся деталями конструкции. Из всего этого множества состоит разработка драйвера. Она для нас очень важна, и мы считаем, как я уже говорил ранее, что звук акустики в первую очередь — это динамики.

Акустика Focal Aria

Конечно же, мы уделяем большое внимание конструкции и материалам корпуса: настраиваемый угол кабинета Grand Utopia — хороший тому пример. Мы заботимся и о конечном внешнем виде акустики, ее дизайне. Но никакой корпус не превысит влияния динамиков на звук. Вот так мы понимаем, что первично, а что вторично.

Отдельно скажу о технологии подмагничивания НЧ-драйверов у старших моделей в линейке Utopia. Технология сама по себе не новая, но переосмыслив ее на современный лад, мы решили ее использовать. На практике таких смельчаков мало, потому что это сложно и совсем недешево. Однако если у тебя есть собственное производство — вполне реально. Ведь в итоге мы получаем непревзойденную по характеристиками низкочастотную секцию, другими словами, великолепный бас. Плюс дополнительные возможности настройки акустики под помещение, и можно обойтись менее мощным усилителем.

— А как у компании Focal построена производственная инфраструктура, где и что расположено по миру?

— Разработчики и офис находятся во Франции, там же — производство динамиков, средних и старших моделей акустики. Отдельно мы делаем корпуса, тоже на собственных мощностях во Франции. Это позволяет нам без проблем и задержек делать акустику в корпусах с отделкой на заказ. Хотите под цвет вашей машины? Не вопрос.

Младшие линейки акустики, мультимедийные и беспроводные системы, саундбар Focal Dimension — они производятся в Китае. Там у нас есть собственная инженерная команда, которая следит за контролем качества. Кстати, есть исключения: линейка Dome полностью делается во Франции.

Если обобщить, то получится, что мы размещаем производство во Франции, когда это возможно, когда итоговая цена будет адекватна рынку. И если нам требуется удешевить продукт, чтобы конкурировать в конкретном сегменте, мы переносим производство в Китай.


— Расскажите, пожалуйста, о Focal Sopra. Эта линейка оказалась между Utopia и Electra. Это новая ниша или она приходит на смену Electra?

— Это новая ниша. Если посмотреть на положение линеек мы увидим, что Utopia — это бескомпромиссно, но дорого, а Electra, в моем понимании, верхняя меломанская акустика. Как раз между линейками была некая пустота, и Sopra сочетает качества, позволяющие ей уверенно разместиться между старшей и младшей линейками. Разрабатывая Focal Sopra мы использовали все имеющиеся у нас на настоящий момент наработки и даже больше.

Что любопытно, некоторые решения, которые мы нашли в ходе работы над Focal Sopra, вполне могут стать основой для обновления и Electra и даже Utopia. В любом случае, новая линейка нам очень понравилась: она, несомненно, успешная и полноценная линейка, позволяющая построить как стереосистему разного масштаба для самых разных помещений, так и систему многоканального звучания в различных конфигурациях. Разве что только под форматы 3D-звучания потолочной акустики в линейке пока нет.

Почитайте тест наушников Focal Utopia

— Какие новинки планирует выпустить Focal в ближайшее время?

— Новое есть и сейчас: линейка акустики Focal Sopra, наушники Focal Utopia — это очень интересные и ни на что не похожие модели.

Над наушниками (единственными в мире и за всю историю, оснащенными бериллиевыми мембранами) инженеры компании трудились долго, была проделана огромная работа. Стоит сказать, что как направление наушники появились у нас не так и давно, и мы считаем, нам удалось добиться определенных успехов, в том числе и в самом верхнем сегменте.

В следующем году ожидаются новинки, но на этот раз это в первую очередь коснется акустики, бюджетной и не очень. Однако до их выхода еще много времени, и говорить об этом, пожалуй, рано. Также у нас будет интересная новинка, которая станет плодом совместных усилий Focal и Naim. Но это пока тоже секрет.

В профессиональной линейке все останется как есть, а вот в разделе автозвука выйдет новая линейка. Упомяну, что мы развиваем сотрудничество с Peugeot: автомобили 3008 и 5008 могут оснащаться аудиосистемой производства Focal, а в перспективе моделей авто, куда опционально придет Focal, станет больше.