Тест проигрывателя виниловых пластинок Pro-Ject Xtension 9 Evolution: эмоциональная подача

Тест проигрывателя виниловых пластинок Pro-Ject Xtension 9 Evolution: эмоциональная подача

Модельный ряд проигрывателей Pro-Ject, наверное, больше, чем у любого другого производителя. И в нем есть аппараты от самых бюджетных до довольно дорогих. Тем не менее, многие аудиофилы и меломаны отмечают, что у всех проигрывателей Pro-Ject есть собственный узнаваемый «почерк». Вдобавок, при таком разнообразии моделей сложно ожидать, что все аппараты будут ровными и предсказуемыми. Что-то получается лучше — есть модели, которые не меняются уже много лет, а некоторые быстро снимают с производства. Что примечательно, Pro-Ject постоянно выпускает новые модели.

Проигрыватель Pro-Ject Xtension 9 Evolution относится к линейке Classic, в которой имеются как бюджетные, так и дорогие аппараты, в том числе и побывавший у нас в лаборатории проигрыватель Xtension 12 Evolution, укомплектованный тонармом Ortofon RS-309D. В этот раз на тест пришел готовый комплект с тонармом Pro-Ject 9cc Evolution c МC-головкой Ortofon Quintet Black — верхняя модель линейке Ortofon Quintet. Попробуем разобраться насколько этот комплект удачен и каковы его сильные и слабые стороны.

Конструкция

Проигрыватель поставляется в разобранном виде, но с установленными тонармом и головкой. Распаковать аппарат и собрать его — дело 15 мин, и здесь не будет каких-то затруднений даже у новичка. А вот настройки нужно проверять и что-то делать самому — хоть головка и закреплена на тонарме, но мне пришлось немного все перенастроить, плюс выставить прижимную силу. Последнее совсем не сложно, но все-таки это лучше делать при помощи электронных весов, а не на глаз и не с помощью простеньких механических весов, идущих в комплекте.

Если попробовать обобщить первые впечатления от проигрывателя, то получается следующее. Весьма продуманная конструкция, качественно изготовленная и рассчитанная на ценителей классического дизайна. Корпус проигрывателя изготовлен из МДФ. Отделка может быть шпоном или черным рояльным лаком. Наш аппарат в черном лаке. Качество отделки неплохое, но если говорить о впечатлении в целом — проигрыватель в шпоне лично мне нравится больше, и на нем не будет заметна каждая пылинка и каждый отпечаток пальца. Ну а остальное — дело вкуса.

В черном лаке Pro-Ject Xtension 9 Evolution смотрится вполне аккуратно, но отделка шпоном, в моем понимании, еще красивее — и фактура дерева красивая, и пыль с отпечатками пальцев заметна меньше

На стойку стол устанавливается при помощи трех ножек, которые при сборке нужно прикрутить самостоятельно. Что интересно — ножки промаркированы, какую куда устанавливать. Сложная конструкция развязки настроена в каждой ножке индивидуально, в зависимости от нагрузки, а в инструкции особо отмечено, что ножки отстроены на заводе и что-то корректировать нужно только в случае крайней необходимости. Кстати, сама развязка очень хороша и внешних помех не слышно совершенно, даже если активно простукивать аппаратную стойку.

К корпусу крепится вполне качественная акриловая пылезащитная крышка, которую можно установить по желанию, а на задней поверхности есть разъем для подключения блока питания, который представляет собой вилку-адаптер. Выход проводки от тонарма не в виде разъемов RCA на корпусе, как можно было ожидать. Здесь используется классический DIN-разъем, а в комплекте имеется фонокабель Connect it 5P-C. Фактически кабель — единственное, что можно заменять «на вырост» на этом аппарате. Смысла что-то делать с блоком питания я не вижу, а ситуация с головкой станет понятной в процессе прослушивания.

МС-головка звукоснимателя Ortofon Quintet Black. Как оказалось — вполне удачное сочетание, если рассматривать тракт в целом

Конструкция подшипника и диска одновременно и похожа, и отличается от того, что использовано в модели Xtension 12, подшипник инвертированный с относительно тонким шкивом и керамической вставкой на конце шкива. Бронзовый стакан вмонтирован в диск. И магнитная поддержка в конструкции есть, но такое ощущение, что магнит менее мощный. Хотя основной диск только чуть-чуть легче, чем у старшей модели, но выглядит он намного менее массивным, что достигается за счет формы, и стоит сказать, что такая внешность мне нравится больше. Основное же отличие в том, что вокруг подшипника нет специфической системы демпфирования с засыпкой, как сделано у старшей модели. И есть ощущение, что это как раз к лучшему (когда я тестировал Xtension 12, аппарат мне показался немного излишне переглушенным, зажатым).

Диск проигрывателя имеет дополнительную систему демпфирования в виде вставленного в круговой паз специального материала, также имеется несъемный виниловый мат. Дополнительно в комплекте идет тяжелый 800-г металлический клемп. Простой и удобный, как минимум подходящий для того, чтобы пластинка не проскальзывала по диску при чистке пыли. А как он влияет на звук, опять же послушаем.

Тонарм Pro-Ject 9cc Evolution

Мотор проигрывателя — постоянного тока. Установлен он в корпусе, в процессе сборки нужно только набросить пассик на шкив и закрепить сверху декоративно-защитную крышку, закрывающую всю конструкцию. Это скорее эстетическая составляющая, так как на звук крышка никак повлиять не может. Все управление сводится к включению-выключению и переключению скоростей между 33,3 и 45 об/мин. Подстройка скорости не предусмотрена, но своя система контроля имеется — пока не набрана нужная скорость, будет мигать светодиод. А вот саму светодиодную подсветку можно было сделать более тусклой. И совсем непонятно, почему опять использованы синие светодиоды. Единственное, что хорошо, — сбоку их света не видно.

Тонарм Pro-Ject 9cc Evolution относится к старшей собственной линейке. По традиции трубка изготовлена из карбона, поворотный узел вполне классической конструкции, по принципу работы тонарм статически сбалансированный, с небольшой эффективной массой 8,5 г. Антискейтинг имеет всего три положения настройки в зависимости от прижимной силы и регулируется при помощи вывешивания грузика на леске в нужном положении. А что необычно — в комплекте к тонарму идут четыре сменных противовеса для головок с разной массой и прижимной силой. В настройке тонарм вполне привычен, но, повторюсь, заводские настройки мне пришлось проверять и корректировать.

Головка Ortofon Quintet Black по характеристикам и цене больше всего похожа на упрощенный вариант линейки Cadenza. Почему бы и нет, серия Cadenza стоит весьма существенно, а младшие линейки все же проще — действительно хотелось видеть какое-то промежуточное звено и вот оно появилось. В плане характеристик и настроек Ortofon Quintet Black — вполне привычная МС-головка, низковыходная, с достаточно податливым боровым иглодержателем и заточкой иглы Shibata. Разве что вес головки — 9 г. Но в нашем случае нет никаких проблем, это не предельный вес для тонарма. Расчетная резонансная частота у меня получилась 10 Гц, что в точности совпало с частотой измеренной. Хороший показатель, совместимость нормальная. По опыту я больше люблю на 9-дюймовых тонармах использовать менее острые заточки, но что и как получится в случае с нашим испытуемым, только практика покажет.

Мотор расположен в корпусе, а шкив закрыт съемной накладкой

При желании можно, конечно, приобрести проигрыватель и без головки, но стоимость «комплектной» головки заметно меньше, чем если приобретать стол отдельно и такую же головку отдельно. Тут есть над чем подумать, если сочетание окажется удачным.

Звучание

В плане приработки головка оказалась вполне сносной, хоть ей и надо 30—40 ч, как всем, процесс не так чтобы раздражает, что-то слушать можно начинать достаточно быстро. Менять или нет кабель для теста, я решил определить в процессе, но для начала оставить штатный, а клемп — здесь все вполне предсказуемо. Подъедает воздух, делает звук более зажатым, но в целом влияние не очень заметно, так что если пластинка немного неровная, хорошо бы клемп использовать, если нет, то без него лучше. Подбирать мат для аппарата можно, но, как показало прослушивание, большой необходимости в этом нет. Полученные плюсы всегда сопровождаются какими-то появляющимися минусами. Вот если бы штатный мат был бы съемным, тогда другое дело, искать варианты стоило бы, а при несъемном мате проще оставить все как есть.

Прослушивание я начал с пластинки Aurex Jazz Festival '82 «The Woody Herman Big Band», звук мне показался слегка сглаженным, обволакивающим, с более явной прорисовкой эмоциональной составляющей. Есть небольшой акцент, чуть расцвеченная и подчеркнутая подача средневерхнего диапазона, но в целом звук достаточно сбалансированный. Детальность очень даже не плоха, динамика ненавязчивая, но звук точно не медленный. Бас средней глубины, неплохо наполненный, фактурный и хорошо читаемый. Середина и прозрачная, и слитно-цельная одновременно. На верхах, кажется, есть и небольшой акцент, и легкая вуалька. Нюансы чуть сглаживаются, маскируются, но выражено это совсем чуть-чуть и в целом как-то только сглаживает картину и остроту звучания. Подробности в звучании инструментов, будь то труба или контрабас, слышны достаточно достоверно, общий настрой правильный. Впечатление от звука — мелодичность, округлость, легкость. Да и подача по характеру скорее светлая, легкая, ненавязчивая, но совсем не мутная, не вялая.

Сцена получается средней глубины и ширины, в меру воздушная, с читаемыми образами и планами. Но ощущения полной прозрачности нет, впрочем, как нет и явной камерности.

Шкив подшипника у Pro-Ject Xtension 9 Evolution небольшой, с керамической вставкой, а сам подшипник дополнен магнитной системой поддержки. Рассчитан подшипник на использование достаточно густой смазки

Следующая пластинка — Sarah Vaughan «No Count Sarah». Запись старая, да и издание тоже. Имеющиеся дефекты пластинки заметны не явно, они слышны, но как бы на втором плане, а если где-то и есть щелчки, то они выражены слабее обычного. Все-таки конструкция головки, и в особенности заточка иглы, в данном случае работает. Звук получается цельный, без нарочито-винтажной окраски, хотя все особенности записи и вся специфика слышны. Но нет того, что иногда встречается у современных проигрывателей, когда старые пластинки звучат явно хуже новодела. Тут же все ровно — слышны особенности именно самой записи, а не наслаивающаяся собственная окраска тракта. Сцена строится правильно по глубине, как и должно быть на монопрессе, инструменты и голос хорошо разделены и явно различимы, звук характерный и эмоциональный, но легкий, без перебора по эмоциям и без слащавости. Хотя мне привычен звук более ровный и нейтральный, не могу не отдать должного — характер у проигрывателя хоть и с особенностями, но вполне цельный.

Еще пластинка из «относительно легкого жанра» — Sade «Promise». А здесь получилось как-то немного странно. Казалось бы, насыщенность, эмоции и неплохие динамика и детальность есть, но на некоторых фрагментах, не самых-то и сложных, звук чуть терялся, появлялась какая-то неуверенность. Я так и не смог понять, точно ли это специфика тракта или это остаточные явления окончания процесса приработки головки и проводки. Скорее всего, дело именно во времени, так изредка случается, а головки линейки Quintet мне раньше не встречались. На этом этапе я все же решил поменять кабель — и да, это оправданно. Звук стал ровнее, точнее, немного детальнее и воздушнее, но не потерял своих особенностей. Что же, спишем кабель на некое слабое звено в тракте. С кабелями из базовой поставки почти всегда так, за редким исключением. И по стоимости кабель из комплекта — далеко не самый дорогой, а, наоборот, попадает в бюджетный сегмент.

Диск у Pro-Ject Xtension 9 Evolution не очень большой и не так чтобы сильно тяжелый. Стакан подшипника встроен в диск, дополнительно есть виброгасящая вставка по внешнему краю

Дальше прослушивание пошло немного по-другому. Характер в целом, как я уже упомянул, не изменился. Детальность имеется, разве что иногда можно заметить легкую упрощенность, звук вполне себе быстрый, беглый и легкий, подача частотного диапазона стала поровнее, хотя некая приподнятость в средневерхнем диапазоне сохранилась. Характер в целом миролюбивый и жизнерадостный, если можно так сказать. Эмоций много, они чуть приподнятые, радостно-ажурные.

Слушаем дальше, теперь Pink Floyd «Dark Side Of The Moon». Эта запись прозвучала вполне атмосферно, но не так объемно, как хотелось бы. Ощущается как бы очерченность звука в пространстве и иногда граница оказывается или слишком явной, или не там, где ее хотелось бы слышать. При этом есть и приличная проработка баса, и открытая, даже более подробная, чем я ожидал, серединка, и вполне приличные верхние частоты. Только острые моменты немного сглаживаются, а эмоционально заметна чуть более светлая и приподнятая подача даже там, где, казалось бы, должно все звучать темно, тревожно или грустно. Нет, конечно, музыка не перекрашивается, но как-то иногда ощущается непривычно и неожиданно.

Еще диск — Richard Hawley «Standing at the Sky's Edge». Здесь как-то все больше зависело от конкретного трека, они сами по себе несколько различаются и по записи, и по характеру вообще, но общее впечатление неплохое. Где-то чуть не хватало глубины, объема и проникновенности, но в остальном, в плане нюансов, эмоциональности и напора, все хорошо. самое интересное, как тракт воспроизводит напористые, насыщенные «силовые» по характеру композиции. Напор и динамика есть, а вот грубости или вульгарности, если только это не предусмотрено на записи, нет.

Штатный фонокабель Connect it 5P-C.

На пластинке с исполнением Schumann «Concerto in A minor for Cello and Orchestra, Op. 129», сильнее заметны перепады в характере, некоторая собственная эмоциональность, впрочем, до явной окраски никак не дотягивающая. Даже учитывая знакомую специфику записи, можно заметить, что звучанию виолончели не хватает телесности и наполненности, но на общем фоне это не так критично, как можно было бы ожидать. сцена здесь немного более камерная, чем хотелось бы, но и пропорции, и читаемость вполне на уровне, без ухудшения. Эмоционально же все равно заметно легкое тяготение к радостной и светлой подаче.

И последняя запись — произведение Francois Couperin «Troisieme Livre». А вот здесь все очень близко к идеальному, разве что чуть-чуть остроты и пронзительности не хватает, но не более. И инструмент прорисовывается хорошо во всех нюансах, и общее настроение, видимо, совпадает с характером тракта. При этом звук строится так, что его вполне может слушать и ценитель клавесинных произведений, и человек с ними мало знакомый — перекосов почти нет, а минимальная сглаженность упрощает процесс для неподготовленного слушателя, не упрощая явно ни музыку, ни звук.

Выводы

Из множества встречавшихся мне проигрывателей Pro-Ject этот аппарат, если рассматривать его целиком, в комплекте с головкой, — один из самых сбалансированных вариантов. Как по звуку, так и по внешнему виду. И при этом есть собственный, «фирменный» звук. Предположу, что аппарат этот — для меломанов с легким нравом, любящих эмоциональную легкую подачу. Но подачу без слащавости и перебора, без навязчивости и без мониторной точности до последней ноты. Жанрово же можно слушать практически что угодно, здесь я не вижу возможных затруднений, в рамках своего характера тракт вполне универсален.

Pro-Ject Xtension 9 Evolution с установленной пылезащитной крышкой

Музыкальный материал

1. Aurex Jazz Festival '82 — The Woody Herman Big Band — Toshiba EMI / Aurex EWJ-80236 / Stereo

2. Francois Couperin — Troisieme Livre — Pieces de clavesin — Alan Curtis, Frans Bruggen, Bruce Haynes, Lucy van Dael — EMI — 1C 151-30750/1 / Stereo

3. Pink Floyd — Dark Side Of The Moon — Odeon/Harvest/Toshiba Japan EOP-80778 / Stereo

4. Richard Hawley — Standing at the Sky's Edge / Parlophone P436 6981 / Stereo

5. Rostropovich, L. Bernstein, Orchestre National De France — Schumann — Concerto in A minor for Cello and Orchestra, Op. 129 — EMI/HMV ASD 3334 / Stereo

6. Sade — Promise — CBS — EPIC/SONY Japan 28-3P-628 / Stereo

7. Sarah Vaughan — No Count Sarah — Mercury MG C20441 / Mono

Технические характеристики

Проигрыватель Pro-Ject Xtension 9 Evolution

Привод: пассиковый

Мотор: встроенный, с внешним блоком питания и системой контроля скорости

Скорости вращения: 33,3 и 45 об/мин

Габариты (ШхГхВ): 465 x 350 x 185 мм

Вес: 16 кг

Тонарм Pro-Ject 9cc Evolution

Конструкция: поворотный, статически-сбалансированный

Шелл: несъемный

Эффективная длина: 230 мм

Эффективная масса: 8 г

Допустимый вес головок: 4—14 г, с прижимной силой до 2,5 г

Выходной разъем: Mini-DIN

Головка звукоснимателя Ortofon Quintet Black

Тип: МС

Частотный диапазон: 20—20 000 Гц +/- 1.5 дБ

Разделение каналов: > 23 дБ/1 кГц, > 15дБ/15 кГц

Выходное напряжение: 0,3 мВ

Импеданс: 20 Ом

Прижимная сила: 2,1—2,5 г, рекомендованная – 2,3 г.

Динамическая податливость: 15x10-6 см/дин

Профиль иглы: Shibata

Материал корпуса: алюминий/пластик

Вес: 9 г

Опубликовано в журнале Stereo&Video, № 6, 2014
77.32 дБ +

Комментарии

#

Спасибо, Виктор! Полезный материал!

- 50 дБ +
#
Вес: 9 г

Хороший аппарат, но очень уж легкий по весу:)

- 50 дБ +
#

Олег, это вес головки Ortofon Quintet Black, сам проигрыватель весит 16 кг, его спецификации выше, там же есть и данные о тонарме.

- 50 дБ +
#

Повозился с таким. Пришлось азимут выставлять, и кнопка западала.

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.