Ламповый фронт. Тест усилителя PrimaLuna ProLogue Premium

Ламповый фронт. Тест усилителя PrimaLuna ProLogue Premium

Небольшая компания, появившаяся в 2005 году благодаря усилиям Германа ван ден Дунгена (Herman van den Dungen), уверенно отвоевывает место на рынке лампового High End'a, выпуская аппаратуру высокого качества по более низким, чем у конкурентов, ценам.

Голландская фирма PrimaLuna, специализирующаяся на выпуске ламповой аудиотехники, предлагает по восемь моделей усилителей — предварительных, мощных и интегральных — и CD-проигрывателю в каждой из серий ProLogue и DiaLogue. Сохранив все лучшее первой серии и добавив некоторые возможности второй, компания выпускает четыре аппарата ProLogue Premium, среди которых и представляемый интегральный стереоусилитель. В отличие от подобных усилителей ProLogue One и Two, где в выходных каскадах использовались EL34 или KT88 соответственно, усилитель Premium можно заказать с любыми, но, конечно, одинаковыми, а оптимизировать режим под используемые с помощью переключателя их типа. Одной из причин повсеместного перехода в середине прошлого века на транзисторные усилители был относительно небольшой срок службы ламп. Для используемых в ProLogue Premium он составляет от 5000 до 10 000 часов для четырех 12AU7 работающих в предварительных каскадах и до 3000 часов для мощных ламп.

Лицевая панель из толстого листа алюминия. Выключатель для выбора типа ламп справа сбоку; такой же для питания — с другой стороны.

Понятно, что при таком сроке службы замена мощных ламп неизбежна. Но в моделях PrimaLuna какая-либо регулировка после замены ламп не требуется. Разработанная на фирме схема Adaptive AutoBias постоянно контролирует и автоматически устанавливает необходимое смещение. Разработчики указывают на еще одно ее преимущество: она позволяет в наиболее используемом диапазоне мощностей от 12 до 30 Вт реально снизить искажения почти на 40%. Заботой о продлении жизни ламп (как самого ценного) объясняется использование схемы плавного пуска SoftStart, которая снижает тепловой удар от резкого включения питания, особенно цепей накала ламп. Этой же цели служит и введение четырех новых схем защиты. Когда параметры мощной лампы ухудшаются настолько, что AutoBias уже не в состоянии выполнять свою функцию, загорается светодиод рядом с лампой, а реле, управляемое этой же схемой, отключает усилитель. В предыдущих моделях в этом случае срабатывал предохранитель. Две схемы защищают выходной трансформатор от перегрева при отказе ламп или ошибке пользователя. После остывания трансформатора или замены лампы усилитель сам возвращается в рабочий режим. Широко распространено мнение, что ламповые усилители требуют длительного прогрева. По мнению специалистов PrimaLuna, для выхода их усилителей на нормальный режим вполне достаточно нескольких десятков секунд: об окончании прогрева после включения сигнализирует изменение цвета диода с красного на зеленый в центре передней панели. А затем за дело принимается схема Adaptive AutoBias, которая удерживает лампу на оптимальной точке рабочей характеристики (sweet spot). И нет никаких ручных регулировок напряжения смещения, которые нужно периодически по мере старения лампы подстраивать.

В усилителе, как и всегда в моделях PrimaLuna, использованы компоненты наивысшего качества: керамические ламповые панельки, конденсаторы Nichicon в цепях питания, потенциометр Blue Velvet фирмы ALPS в качестве регулятора громкости, позолоченные входные разъемы, клеммы WBT для акустики, а также новые сетевой с тороидальным сердечником и выходные трансформаторы. И теперь усилитель имеет пульт ДУ, который позволяет регулировать громкость, переключать входы, а также управлять CD-проигрывателями PrimaLuna. Поворотный переключатель селектора входов позволяет выбрать один из четырех линейных входов или пятый, обозначенный НТ (домашний кинотеатр), в котором усилитель переводится в режим с фиксированным усилением. Это позволяет использовать ProLogue Premium как в стереосистеме, так и в составе многоканальной системы домашнего кинотеатра. В этом случае на вход НТ усилителя ProLogue Premium подается сигнал фронтальных каналов от внешнего AV-процессора, который отвечает также и за регулировку уровня сигнала этих каналов. Для любителей грамзаписи фирма опционно предлагает усилитель-корректор для ММ-головки звукоснимателя, который устанавливается внутрь усилителя и подпаивается к разъемам одного из линейных входов. Хороший запас мощности позволяет ProLogue Premium работать с любой акустикой: при прослушивании с напольной системой комфортный уровень громкости обеспечивался при выведенном всего на треть регуляторе. Присущая лампам мягкая теплота звучания хорошо ощущается на живой камерной и джазовой музыке. Чуть растянутый бархатистый бас с немного смягченным демпфированием, свободно заполняющий отведенное ему пространство, отлично дополнен чистой серединой и детальными, хорошо прорисованными верхами.

Качество используемых в усилителях PrimaLuna выходных трансформаторов всегда было очень высокое и позволило в ProLogue Premium получить очень широкую (особенно для лампового варианта) полосу пропускания: на 20 Гц спад всего около 0,3 дБ, а верхняя рабочая частота по уровню –3 дБ лежит за пределами 100 кГц. Выходная мощность при КНИ 0,7% равна 15 Вт, но искажения на половине этой мощности составляют от 0,56% на высоких частотах до 0,47% на низких. Отсутствие регулятора баланса компенсируется высокой идентичностью регуляторов громкости: разбаланс в реально используемом диапазоне регулировки не превышает 0,14 дБ. Выходное сопротивление высоковато, хотя у чисто ламповых оно малым и не было, но величина коэффициента демпфирования равная 2,7 все же может оказаться недостаточной для капризной акустики.

Текст: Алексей Грудинин

Опубликовано в журнале Stereo&Video, № 4, 2010
ТЕГИ:#PrimaLuna
50 дБ +

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.