В Санкт-Петербурге появилось удивительное место – DIY-цех по производству аудиокассет GoTape. На нем уже вышло приличное количество релизов, особо отметились "Бром", Mad Pilot, x_oca_x и Bong Rips. Основатели GoTape Максим Иванов и Илья Квасов открыли этот бизнес в 2013 году. Через какое-то время нашлись и поставщики магнитной ленты, и разнообразные корпусы для кассет. Сейчас GoTape предлагает полный цикл производства кассет.

Некоторые музыкальные группы уже воспользовались предложением издать альбом на магнитной ленте. Тем более что она может быть не только стандартной прозрачной, но и, например, одноцветной — красной, желтой, зеленой. Конечно, варьируется и длительность — не только базовые варианты, но и изготовленные по индивидуальному заказу на необходимое количество минут. В общем, бизнес растет, хотя, казалось бы, кассеты уже никогда не вернутся.

Максим Иванов: «Русские дубликаторы работают намного лучше иностранных»

Об истории создания GoTape рассказал Максим Иванов, идеолог кассетного производства:

— Вообще мы играли независимую музыку и занимались организацией концертов, туров. Мой коллега Илья Квасов — музыкант и инженер. Я организовывал мероприятия, ездил в туры и знакомился с иностранными музыкантами. Да и в россиийском DIY-сообществе кассетная культура всегда имела своих поклонников. Количество кассетных лейблов даже в 2000-е, во время особой популярности CD, не становилось ниже. Я выпустил свой первый релиз на кассете в 2009 году, когда мне было 19 лет. С первой записью (это были московские авангардисты Asian Women On The Telephone) и начал функционировать лейбл, который всегда оставался «под землей» — никаких сайтов, каталогов, ничего. Мы знали, где можно выпустить кассеты, и даже в России, но это было, пожалуй, не то, из чего нужно выбирать.

Слева: первый релиз лейбла GoTape. Справа: один из самых интересных релизов по словам Максима Иванова

Примерно год назад ко мне зашел старый приятель с Ильей, который рассказал о своей идее покупки оборудования на умирающем заводе где-то в центральной части России. Это показалось авантюрой, но мы решили попробовать. Мы даже написали бизнес-план, чтобы найти денег на стороне (а это ни много, ни мало — новая «Нива»!). Правда, никто не заинтересовался, только отговаривали. Но в этом мы с Ильей по духу сошлись, наскребли денег, взяли в компанию старого приятеля и уже через два месяца, кажется в ноябре, ехали в седане, забитом кассетами, футлярами, дубликаторами, пультами и прочим «берите все, что есть» в Питер. Через неделю пришли наматывающие станки, тампопечатные машины, дубликаторы, которые мы не смогли увезти сразу. Что интересно — русские дубликаторы работают намного лучше и дольше иностранных.

— Вы уже сегодня предлагаете полный цикл производства аудиокассет?

— Почти. В данный момент мы пытаемся наладить собственное производство полиграфии, настраиваем тампопресс, доводим до ума дубликаторы.

— А сами корпус напечатать сможете?

— Печать самих корпусов предполагает пресс-формы, на данный момент этим заниматься мы не можем, так как такое «тяжелое» производство предполагает и весьма тяжелые инвестиции. Но, слава богу, продуманным бизнесменам 90-х и нулевых, корпуса еще есть в наличии, хоть их и становится все меньше и меньше (из того, что на складах).

— В своей официальной группе вы пишете о кассетных релизах. Это только те кассеты, которые выпущены на GoTape? Можно сказать, что на сегодня это не только производство, но и своего рода лейбл?

— GoTape задумывался как производство, но мне кажется вполне очевидным, что он (или она, или оно) будет функционировать и как лейбл. Все релизы будут печататься с обезьянкой на обложке. Это наш фирменный знак. Вообще у нас есть два фирменных логотипа, один просто более официальный, а другой для тех, кто в теме.

Слева: вот так делаются обложки для кассет. Справа: релиз для «Бензольных мертвецов» делали на цветных кассетах

Сегодня я переписывался со своими голландскими друзьями (это одна их самых уважаемых хардкор-групп Старого Света). Мы предложили сделать им сотню-другую туровых кассет (они приедут в начале сентября с четырьмя концертами). После того как я послал логотип с обезьянкой, мне сразу пришел ответ: «Фантастика! Я – за. Урегулирую со своими тремя обезьянками и пришлю мастера».

— Сегодня в музыке, что касается материальных носителей, наблюдается «застой». CD окончательно уступили место онлайн-сервисам, хотя винил становится популярнее. А что с кассетами, особенно в России? У нас не любят покупать музыку.

— Я веду список городов, куда мы отправляли кассеты. Это самые разные точки: от Хельсинки и Минска до Томска, Екатеринбурга и Мурманска. Наверное, это значит, что интерес к кассетам есть, и все это не просто так.

Илья Квасов: «Как в старые добрые времена — без примесей единичек и нулей»

Про аппаратную часть рассказал Илья Квасов, инженер и музыкант:

— Основа нашего производства — аппарат для размотки пленки в кассеты С-0 (С — это обозначение времени звучания кассеты, С-0 означает, что в корпусе кассеты нет магнитной ленты). Это полуавтоматический станок итальянского производства начала 90-х годов Tapematic 2000. Пленка — корейская SKMA или китайская ACME, хотя последнее время задумываемся о покупке европейской ленты производства ECP.

Слева: сердце производства — Tapematic 200. Справа: склад пустых корпусов (5000 штук)

Разноцветные корпуса заказываем в Италии, прозрачные кассеты — азиатские, однако привозим их из США. Намотанные кассеты записываем на дубликаторах постсоветского производства фирмы «Катюша». Они оказались лучше по характеристикам, чем аналогичная аппаратура от Sony и Telex. Вообще, найти достойное оборудование для тиражирования кассет не так-то просто, поскольку новых решений, естественно, не предлагается, а старая аппаратура, как правило, в нерабочем состоянии. Через несколько лет после того, как кассеты покинули широкий рынок, огромное количество техники отправилось на российские свалки. Поэтому сейчас мы по крупицам собираем записывающие и воспроизводящие головки, выпуск которых приостановлен практически во всем мире.

Для настройки головок используем цифровой осциллограф и тест-кассеты, записанные одним магнитолюбителем, сохранившим технику и технологию настройки оборудования и записи кассет. Подача мастер-записи на дубликаторы осуществляем с цифрового источника, но в аппаратуре существует возможность записи с мастер-кассеты. Мы сохраняем ее для аналоговых студий, которые пишут музыку без использования компьютеров, сводят все на магнитную ленту и потом тиражируют сразу в кассеты. Получается тираж как в старые добрые времена — без примесей единичек и нулей.

Объективно, магнитозапись имеет меньший частотный и динамический диапазон, чем цифровая, но многим людям по-прежнему аналоговый звук ближе, чем выхолощенный цифровой. Зачастую записанный с компьютера на кассету альбом звучи плотно и слитно, скрашиваются «острые углы» записи. В погоне за качеством звука, за детализацией, люди забывают о том, что музыка — это не частотный диапазон и насыщенность басов. Музыка — это гармония, мелодия, ритмика, это средства музыкальной выразительности в руках композитора и исполнителя. Великую песню не испортит то, что она играет с ленты или пластинки, проигранных до этого тысячи раз.

Тираж перед отправкой

Из-за малых размеров и легкого веса аудиокассеты завоевали популярность среди любителей музыки. Сегодня их можно слушать в дороге, да и записать что угодно — от звуков природы до концертов. Кассета в коробочке весит в три раза меньше виниловой пластинки и при этом устойчива к многократным проигрываниям. И вот наш совет: наслаждайтесь теплотой аналогового звука по доступной цене!