Кинотеатральный звук Meyer Sound: мягкая сила

Кинотеатральный звук Meyer Sound: мягкая сила

Среднестатистическому аудиофилу или киноману название Meyer Sound может ни о чем не говорить, хотя есть вероятность, что многие, сами того не зная, сталкивались со звуком, созданным при помощи техники этой компании. Ведь в первую очередь продукция Meyer Sound ориентирована на профессионалов — тех, кто работает в студиях, на концертных площадках и в залах. Но между тем в каталоге фирмы присутствуют модели, вполне применимые в «домашних» условиях. Точнее, в условиях такого дома, где найдется место полномасштабному кинозалу.

В начале необходимо небольшое отступление для краткого знакомства с профилем компании. Здесь есть моменты, интересные не только профессионалам. Первый — сама история компании. Это не безликая контора, наоборот, семейный бизнес, созданный Джоном и Хелен Майер много лет назад.

В далеком 1967 году, Джон и Хелен Майер выбрали для своего первого свидания аудио-магазин в Беркли, где Джон тогда работал, чтобы после закрытия послушать альбом The Beatles «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band» на хорошей аудиосистеме. И этот вечер стал началом и для будущей семьи (Джон и Хелен поженились в 1969 году в Индии), и для созданного впоследствии семейного бизнеса, выросшего в компанию Meyer Sound.

Джон и Хелен Майер

В этом году, чтобы отпраздновать свою годовщину и 50-летие Лета Любви (и это не некий журналистский оборот, именно так сами Майеры назвали это событие и эту дату), Джон и Хелен на протяжении всего года посещают своих партнеров в разных странах мира. Кстати, в Москву Джон и Хелен Майер прибудут 30 октября.

Согласитесь, история похожа на то, как появились многие именитые аудиофильские бренды. И всегда приятно за техникой видеть тех, кто ее создал, а не безымянных взаимозаменяемых инженеров. Хотя, разумеется, Meyer Sound сейчас совсем не маленькая компания, и это уже не история одного-единственного автора-разработчика.

Общий вид кинозала с выстроенной в нем системой

Второй момент, на который я бы хотел обратить внимание, — Meyer Sound это не столько отдельные продукты, сколько решения, что вполне соотносится с областями их применения. Ведь при внешней схожести задач не бывает двух одинаковых студий, двух одинаковых концертных залов или открытых площадок. А значит, нужна разная техника, разные модели и масштабируемые, настраиваемые решения, включающие в себя не только акустику как таковую, но также усиление и остальное — вплоть до программного обеспечения. И это все есть в каталоге, хотя даже первое беглое знакомство с сайтом компании дает понять — все для профессионалов, а праздно гуляющим здесь делать нечего. Посмотреть линейки продукции, картинки и коротенькие описания, что к чему — пожалуйста, а дальше уже нет. Хотите руководство полистать или изучить технические характеристики? Для этого нужно зарегистрироваться, с обязательным указанием своей компании и прочих данных.

Для профессионалов и не только

Но кроме совсем «больших» решений для залов и площадок, в каталоге есть техника с «двойным назначением» — например, культовые мониторы Meyer Sound HD-1, знакомые также некоторым аудиофилам, а не только профессионалам, или акустика, ставшая предметом этой статьи. Линейки и модели, которые могут подойти как для студии, предназначенной для работы с многоканальным звуком, так и для частного кинозала. Хотя тут надо учесть несколько значимых отличий. В домашних условиях многоканальный звук может быть получен разными средствами: кто-то просто расставит в гостиной комплект акустики (пусть дорогой, но обычной, без дополнительной работы с помещением), кто-то выберет так или иначе подогнанный под задачи и совмещенный по функциям интерьер и установит там встраиваемую акустику. А вот то, что делает Meyer Sound, не подойдет ни для каких половинчатых решений. По виду акустика профессиональнее некуда — черные ящики, совсем не миниатюрные по размеру. Логично предположить, что место им в полностью подготовленном кинозале, за специальной звукопроницаемой обшивкой и за экраном.

Акустика Meyer Sound HMS-10 имеет двухполосную конструкцию и "наклонный" корпус переменной толщины. Небольшая по габаритам акустика снабжена встроенным усилением

На примере именно такого зала, приближенного к реальности, и проходило мое знакомство с кинотеатральным звуком, собранным на компонентах MeyerSound. Функциональные отличия, если сравнивать с домашним кинозалом, здесь умеренные, а различия «эстетические» нужно подчеркнуть, чтобы не возникло неоправданно-предвзятого отношения. Домашний кинозал строится в идеале один раз на много лет, и апгрейд акустической схемы в нем — редкое явление. А демозал инсталляционной компании — совсем другая история. Это одновременно и демозал, и мастерская, и лаборатория в одном помещении. Здесь постоянно что-то меняется, перестраивается, что в свою очередь сильно ограничивает изящные интерьерные решения. Их в исследуемом зале минимум, весь упор сделан на функционал и на необходимую звуковую обработку.

За небольшим по размерам рупором Meyer Sound HMS-10 прячется драйвер с 2-дюймовой диафрагмой

В рамках этого материала у меня в планах было знакомство исключительно с акустикой и звуковой системой, поэтому подробное описание видео части и систем управления я опущу. Если кого-то заинтересуют эти детали, то необходимый минимум информации можно найти в конце, в списке оборудования. Оценочная часть также будет сосредоточена только на звуке во всех его проявлениях.

Анатомия системы

Звук в кинозале построен на акустике линейки Meyer Sound HMS. На первый взгляд такое решение выглядит необычно, потому что эта линейка в первую очередь предназначена для дополнения схем окружающего звучания в системах, использующих на фронтальных и центральном канале акустику серий Acheron, или Bluehorn System. Но и то и другое было бы, во-первых, явно более затратным, а во-вторых, просилось бы в помещение большей площади, с большим экраном, за которым расположены фронты и центр, а никак не в маленький кинозал с двумя креслами. Поэтому в данном конкретном случае был сделан выбор в пользу акустики HMS.

Meyer Sound HMS-5 с парой 5-дюймовых динамиков и 2-дюймовым драйвером в рупоре

Фронтальные и центральный каналы — акустика Meyer Sound HMS-12. Внешне не очень большие корпуса, две полосы с 12-дюймовыми низкочастотниками на жестких тканевых подвесах, фазоинверторным исполнением и СЧ/ВЧ секцией в виде драйвера с 3-дюймовой диафрагмой в широком 100-градусном рупоре. Акустика активная со встроенным усилением в классе D и выносным 48-вольтовым питанием. Нужно сказать, класс D я недолюбливаю в составе классического стерео, но вот для озвучивания кино и спецэффектов такое усиление может оказаться идеально подходящим. Что касается размеров и мощности — по формальным признакам даже от одного 3-дюймового драйвера с хорошо согласованным усилением можно многого ожидать... А ведь в серии HMS 12-я модель не самая крупная акустика, есть и побольше, с 15 дюймами на басу.

Активный сабвуфер Meyer Sound X-400C x 2. Здесь можно увидеть в конструкции «олдскульный» 18-дюймовый диффузор на жестком тканевом подвесе

Также по фронтальной стене, под экраном, расположилась и пара сабвуферов Meyer Sound X-400C. И эту модель производитель называет компактным (!) кинотеатральным сабвуфером. Впрочем, смотря с чем сравнивать. На борту у этих «малышей» имеется по одному длинноходному 18-дюймовому басовику в фазоинверторном исполнении, и встроенное усиление, тоже в классе D. Как я понял, вся акустика производителя построена с использованием фазоинверторов, закрытых ящиков не применяют. Коммутация, разумеется, только балансная, как и у всех прочих моделей Meyer Sound, и как полагается профессиональной технике.

Верхний фронт в системе — пара Meyer Sound HMS-10 с 10-дюймовыми низкочастотниками и 2-дюймовыми драйверами. Боковые и тыловые каналы — HMS-5 — младшенькие в серии колонки, оснащенные парой 5-дюймовых низкочастотников и рупорными драйверами с 2-дюймовыми диафрагмами. Соответственно, рупора у этих двух моделей немного другие, с меньшим градусом, а активная схема и внешнее питание сделаны в общих чертах по уже известной схеме.

Пара блоков Meyer Sound MPS-488HPp предназначены для питания встроенных в акустику усилителей. Над ними в рэковой стойке разместился процессор Datasat RS20i

Добавленная потолочная часть системы, построенная на «саундбаре» James Loudspeaker SPLQ5LCR, в тесте не участвовала, а значит, и рассматривать ее подробно нет необходимости. На мой взгляд, это к лучшему — впечатления будут более точными.

В качестве источника, из всех имеющихся в наличии, я воспользовался только Blu-ray проигрывателем Oppo UDP-203 в паре с процессором Datasat RS20i. Для чистоты эксперимента. Хотя, конечно, звук кинотеатральной системы — это не только источники или акустика, пусть даже активная и с собственным отдельным питанием, но еще и процессинг, настройка всего этого железа. Да и о помещении с его звуковой обработкой категорически нельзя забывать.

«Послушаем» кино

Для начала теста я решил «послушать» какое-нибудь современно кино, со спецэффектами и динамичным звуком. Под руку попался диск с фильмом «Обливион». Некоторые сцены из него явно любимы многими инсталляторами. Первые минуты просмотра/прослушивания меня приятно удивили сразу несколькими моментами. Во-первых, отличной локализацией голосов и звуков. Во вторых — прекрасной проработкой тихих «деталек» и моментальными переходами от почти тишины к большой громкости. Ничего не теряется, не смазывается в кучу, и по фронтам, и по боковым-тыловым каналам раскладка ощущается как точная и естественная. На большой громкости система не кричит, не режет слух, не утомляет. А звук остается мощным, полновесным и точным.

Источники в системе — универсальный плеер Oppo UDP-203 и медиа-сервер Kaleidescape. Для чистоты эксперимента я решил ограничиться только неплохо уже знакомым проигрывателем OPPO

И особенно понравилась мне отработка низких частот. Ну не люблю я, когда сабвуферы начинают массировать мне печень и тревожить содержимое желудка... Так получилось, что совсем недавно мне довелось познакомиться с некоторыми кинотеатрами, где звука было столько, что можно «ложкой есть», да только звук этот был крайне не комфортным, раздражающим и утомительным, особенно на фрагментах спецэффектов в современном кино. В нашем же случае по всему чувствуется, что звук полновесный, сбалансированный, полностью комфортный.

Отдельное удовольствие доставило игровое кино. Опять же, уже подмеченная точная локализация звуков, отменная ясность и прозрачность, приятная читаемость фоновых шумов, будь то записанный далекий рокот моря или шум городской улицы. Но лучше всего, конечно, в таком кино слушать оригинальный звук на примере диалогов. Если сыграно и озвучено качественно, то даже завуалированные в речи эмоции и нюансы отлично считываются. Что-нибудь типа «Король говорит!», «1+1» или «Остров» совершенно точно хочется пересмотреть еще раз именно с таким звуком. Кроме того, прекрасно заметна разница в саундтреках на примере разных фильмов. В том, как выдерживается баланс основных и второстепенных «шумов» — голоса и фона, в чем заключается разница в звукорежиссерской работе от фильма к фильму. В этом эффекте явно чувствуются студийные корни, и мне это очень даже нравится.

Совсем небольшой по размерам кинозал рассчитан только на два посадочных места

Отдельно скажу о старом кино и о кино малобюджетном, озвученном простыми средствами, а подчас и с «косяками». Да, шероховатости саундтреков заметнее, чем во многих других кинотеатрах, которые мне встречались. Но эти особенности звука и даже явные недостатки не вызывают отторжения, а воспринимаются как нечто обычное. Ведь объективно сложно ждать современного звука от того же «Завтрака у Тиффани», или от другого кино 50-70-х годов. Но даже моно или кривоватая стерео-каша не отвлекают от сути. Лично для меня важнее детальность и точная проработка всего имеющегося на звуковой дорожке диапазона, и желательно без перекосов или приукрашивания.

Напоследок посмотрел-послушал несколько музыкальных концертных записей, не только изданных на видео, но и просто на CD и SACD. Разница есть, она заметна от диска к диску, и если концерты звучат просто хорошо, то некоторые музыкальные издания показались звучащими чуть странно. Это как разница между саундтреком, записанным с участием симфонического оркестра специально для воспроизведения в кинозале, и просто обычной фонограммой, не имеющей никакого отношения к кино. И получилось так, что обычные записи зазвучали немножко как саундтреки. На стерео звук показался немного избыточно-красивым, с какой-то подчеркнутой воздушностью. Но на общем фоне эта разница не существенна, да и к непосредственным задачам кинотеатра отношения не имеет. И я не представляю того, кто, ценя одновременно и одинаково музыку и кино, выберет их соединение в одном зале, а не раздельные системы равного уровня.

Официальный сайт: Meyer Sound

Проектирование и настройка системы: Компания Техинтерьер Групп

Оборудование

Акустика (схема Dolby Atmos / DTS X)

Фронтальные каналы: Meyer Sound HMS-12 x 3

Низкочастотные каналы: Meyer Sound X-400C x 2

Surround каналы: Meyer Sound HMS-5 x 4

Потолочная акустика: James Loudspeaker SPLQ5LCR

Электронные компоненты

Аудио процессор: Datasat RS20i

Блоки питания: Meyer Sound MPS-488HPp x 2

Усилитель мощности (для потолочной системы на James Loudspeaker): Luis Wassmann KINO8 2K7 x 1

Видео-система

Проектор: Digital Projection HighLite 335 HC

Экран: Prismasonic 136 дюймов, curved

Видеопроцессор: Lumagen 2143

Анаморфная линза: Prismasonic

Источники

Blu-ray проигрыватель: Oppo UDP-203

Медиа-сервер: Kaleidescape(M500 + Server 1U)

Управление

Контроллер: BitWiseBC-1

Интерфейс: iPad (+LaunchPort)

Освещение: Lutron GrafikEye

Мебель: моторизированные кресла Cineak

Сетевой кондиционер: Furman

76.02 дБ +

Комментарии

#
Отдельное удовольствие доставило игровое кино. Опять же, уже подмеченная точная локализация звуков, отменная ясность и прозрачность, приятная читаемость фоновых шумов, будь то записанный далекий рокот моря или шум городской улицы. Но лучше всего, конечно, в таком кино слушать оригинальный звук на примере диалогов. Если сыграно и озвучено качественно, то даже завуалированные в речи эмоции и нюансы отлично считываются.
И далее по тексту...

В-о-о-о-о-т!

Лично для меня важнее детальность и точная проработка всего имеющегося на звуковой дорожке диапазона, и желательно без перекосов или приукрашивания.

В-о-о-о-о-т! №2

И я не представляю того, кто, ценя одновременно и одинаково музыку и кино, выберет их соединение в одном зале, а не раздельные системы равного уровня.

Ну почему же?

Именно поэтому (см. также оба "В-о-о-о-о-т!") я смотрю всё кино в стерео на основной системе...

разница в звукорежиссерской работе от фильма к фильму. В этом эффекте явно чувствуются студийные корни, и мне это очень даже нравится.

Я бы вообще сказал, что "порядка" в кино и мультипликации, включая в первую очередь аниме, много больше в работе звукорежиссёра, начиная с уровня громкости этой самой дорожки.

- 60.79 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #
я смотрю всё кино в стерео на основной системе

Симметрично )))

- 56.02 дБ +
⇡ в ответ @BigD #

Я ещё, для понравившегося больше всего, сам делаю off-line downmix to stereo с помощью eac3to.

Результат по получаемым эмоциям стоит небольших доп. времязатрат.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #

У меня стерео интегрировано с домашним кинотеатром в одном помещении. Но surround в кино я слушаю редко (если это не Пёрл Харбор ))), а sacd, pure audio bd и прочее подобное в многоканале, когда стерео является вторичным от первичного многоканального микса (Amused to Death, Dark side или последний Гилмор Помпейский )))

- 56.02 дБ +
⇡ в ответ @BigD #
Amused to Death

У меня многоканал вообще не предусмотрен, но вот последнее издание цитируемого в стерео меня просто поразило по тому, что я слышал справа/слева/сверху/сзади и как осязаемо и натурально... после смены усиления на 30-летний экземпляр...

- 59.03 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #
я слышал справа/слева/сверху/сзади и как осязаемо и натурально... после смены усиления на 30-летний экземпляр...

Боюсь это не так уж сильно связано с усилением 30-летней давности...) Запись такая, об этом говорено-переговорено, и может показать свои возможности на различных хороших системах!

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @Rodomir #

"После смены усиления на 30-летний экземпляр" - означает, что на современном, что был до него, так не было.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #
30-летний экземпляр

Здравствуйте, какой, если не секрет?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @dvorbor #

Сменил Krell Vanguard на KSA-80 + PAM-7 из чистого любопытства и азарта "исследования + поиска + покупки".

И офи... открыл много нового...

P.S.

Я ему ещё и профилактику не делал даже.

Но внешне и "внешне, но внутри", УМ + пред. яки новые.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #

Конечно, все дело в аппарате


- 50 дБ +
#

Интересная статья, только вот не хватает информации о стоимости такой системы. А то рассказали как про какую-нибудь ракету по дискавери, которая не продается.

- 50 дБ +
#

А кстати, интересно - это частный проект или для дилера проектировалось?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @BigD #

От Вас не ожидал ))

Функциональные отличия, если сравнивать с домашним кинозалом, здесь умеренные, а различия «эстетические» нужно подчеркнуть, чтобы не возникло неоправданно-предвзятого отношения.
...
А демо-зал инсталляционной компании — совсем другая история. Это одновременно и демо-зал, и мастерская, и лаборатория в одном помещении. Здесь постоянно что-то меняется, перестраивается, что в свою очередь сильно ограничивает изящные интерьерные решения. Их в исследуемом зале минимум, весь упор сделан на функционал и на необходимую звуковую обработку.
- 50 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #

Вот ведь беда (три раза прочел и не вник ((( Синяя дверь смутила )))

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @BigD #

Таки я Вам больше скажу ;-)

Внизу же (сравните там фото):

Проектирование и настройка системы: Компания Техинтерьер Групп

P.S.

Самое главное же, чтобы по основной занятости (если она основная) ТЗ правильно читались и правильно проекты рассчитывались ;-)

Тут-то ладно...

- 50 дБ +
#

Ой, и я смотрю кино в стерео....... 5:1 практически не включаю...... В основном из лени.....

- 53.01 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.