Тестирование стереофонических и кинотеатральных систем, как правило, подразумевает рассмотрение готового комплекта, который можно перенести в комнату или дом потенциального пользователя без каких-либо существенных изменений. Но когда речь идет о демозале, всегда появляется возможность познакомиться с куда более затейливыми конфигурациями.

Кинозал на базе акустики MK Sound, созданный дистрибьюторской компанией Alef Hi-Fi, имеет расширенный набор акустических систем для того, чтобы соответствовать сразу трем стандартам многоканального звука: Dolby Atmos, DTS X и Auro 3D. Это предоставляет уникальную возможность не только послушать, как звучит кинотеатр профессионального уровня, но и сравнить все три формата с соблюдением базовых требований каждого из них.

Смешанный стиль

Кинозал укомплектован сразу несколькими различными типами акустики MK Sound. Три фронтальных канала озвучивает встраиваемая модель IW300. Она имеет традиционную для MK Sound конфигурацию с квадратным фасадом, парой полипропиленовых СЧ/НЧ-излучателей сравнительно небольшого калибра (165 мм) и тремя 25-мм твитерами с мягким тканевым куполом. Все динамики оснащены двойной магнитной системой и обладают высокой перегрузочной способностью. Акустическое оформление — закрытое.

Скромный черный прямоугольник, почти квадрат — вот и вся High-End-встройка

Корпус IW300 по периметру оснащен поворотными креплениями типа DogLegs, а фасад имеет тонкую накладку, периметры которой выходят за основной габарит кабинета и позволяют закрыть неровные края монтажного отверстия. Переднюю панель колонки закрывает аккуратный безрамочный гриль с магнитным креплением. Хотя если бы экран кинозала был чуть шире, грили бы не понадобились вовсе, а все три колонки можно было бы скрыть за акустически прозрачным полотном.

Вид без гриля куда более интересный и узнаваемый

Поскольку помещение кинозала сравнительно небольшое, в конфигурацию вошли только два тыловых канала, но со специальной триполярной конструкцией. Модель S300T имеет один СЧ/НЧ- и один ВЧ-излучатель на фасаде (по размеру и типу аналогичны излучателям модели IW300), а на скошенных боковых стенках акустики стоят по два 100-мм широкополосных излучателя — они и обеспечивают расширение направленности звучания акустики.

Триполярная акустика для максимально широкого распространения звука

Эти пять колонок образуют основной уровень, который позволяет прослушивать традиционные нетрехмерные форматы кинотеатрального звука. Однако в современном кинотеатре все самое интересное располагается выше уровня глаз, а именно — на потолке или под потолком. В демозале Alef Hi-Fi реализованы оба решения. Второй уровень, необходимый для формата Auro 3D, озвучен четырьмя колонками MP150II, имеющими настенное крепление и наклонный фасад, подразумевающий их установку существенно выше уровня ушей слушателя. Они висят фактически под потолком на передней и задней стене. Эта модель несколько меньше серии 300 и имеет пару 133-мм полипропиленовых СЧ/НЧ динамиков и три твитера.

На боковых стенках установлены широкополосники, а не традиционная пара ВЧ-СЧ/НЧ

Третий и самый высокий уровень озвучен пятью небольшими встраиваемыми колонками IW5. И если все вышеназванные модели имели закрытые корпуса, эти малыши таковых не имеют. Колони оснащены 100-мм полипропиленовым СЧ/НЧ-излучателем и 25-мм тканевым твитером (с неодимовым магнитом вместо двойного ферритового). Любопытно: прямоугольный фасад акустики прикрыт круглым грилем, что делает IW5 неотличимой от большого количества разнообразных потолочных колонок.

И вновь под грилем загадочный черный прямоугольник

А в заключение изучения списка акустических систем опустимся на самое дно частотного диапазона — в басовую область. За нее отвечает пара разнокалиберных сабвуферов: 10-дюймовый X10 и 12-дюймовый X12. Оба имеют конструкцию типа пуш-пулл, о которой я уже рассказывал раньше в тесте модели X10. Вкратце — это бас-машина невероятной мощности. А в случае с X12 мы имеем все то же самое, но в несколько увеличенном масштабе.

Специфику конструкции без труда можно разглядеть в окне корпуса

Два сабвуфера разного размера и мощности понадобилось, чтобы получить достаточный запас мощности и избежать эффекта компрессии баса на самых громких и энергоемких низкочастотных эффектах. Кроме того, подобный подход позволяет расширить эффективный рабочий диапазон низкочастотного канала и дает больше возможностей по тонкой настройке результирующей АЧХ.

Сабвуферы с балансным подключением? Норма для High End

Как видите, список колонок в данном кинозале получился лишь немного короче списка кораблей в Илиаде. Специально для тех, кто уже сбился со счета, напишу итоговую конфигурацию в виде цифр: кинозал построен по схеме 5.2.4.5.

Общие характеристики

Во вступлении я не просто так использовал слово «профессиональный» применимо к акустике MK Sound. Дело в том, что фирменная акустика не просто имеет сертификат THX, но еще и весьма активно используется в студиях записи музыки и мастеринга саундтреков фильмов. В частности, звуковые дорожки трилогии-приквела «Звездных войн» сводили и обрабатывали именно на акустике MK Sound, поэтому при просмотре этих фильмов звучание обещает быть аутентичным в самом прямом смысле этого слова.

Сателлиты, висящие под потолком, — это еще не самый верхний уровень

Прежде чем начать говорить о звуке, буквально пару слов стоит сказать об остальной части системы. В роли цифрового транспорта выступал проигрыватель Oppo UDP-203, за обработку аудиосигнала отвечал 32-канальный AV-процессор Storm Audio ISP 3D.32 ELITE, работал он в паре с 16-канальным усилителем мощности Storm Audio PA 16 ELITE. Процессор может похвастать не только наличием всех трех декодеров 3D-звука, но еще и технологией DIRAC Live, которая проводит высокоточную калибровку звука, компенсирует акустические особенности помещения и приводит АЧХ в полное соответствие кинотеатральным стандартам.

Небольшой наклон передней панели позволяет расположить акустику окружающего звучания так, как этого требуют кинотеатральные стандарты

Казалось бы, при таком подходе сложно выявить характер акустики или ее вклад в общую звуковую картину. Однако специфика звука MK Sound все же неплохо идентифицировалась. Все, кто слушал эту акустику без калибровки, узнают детальное, выразительное и предельно аккуратное звучание, без каких-либо некомфортных искажений тонального баланса и выкриков в верхней середине, как это любят делать многие разработчики, пытающиеся компенсировать яркостью звука недостаток деталей. Никуда не делась и способность MK Sound звучать реалистично, ну а самой эффектной частью прослушивания стала оценка низкочастотных эффектов. Пара сабвуферов MK Sound серии X дали возможность буквально физически ощутить бас. Звуковое давление получилось настолько высоко, что при воспроизведении особенно глубокого баса на слушателях, словно от порыва ветра, начинала шевелиться одежда.

Все, кто не первый год знает акустику MK Sound, наверняка заметили знакомые кусочки поролона

Использование знакомых тестовых роликов и видео поначалу дало неожиданный результат. Часть контента звучала реалистично, объемно, с точной проработкой пространства, ощутимым перемещением звуков вокруг слушателя, а не из одной колонки в другую. Например, эффектно отыграл деморолик Leaf с диска Dolby Atmos: звуковое поле оказалось абсолютно бесшовным, и перемещение звуков вокруг слушателя — очень естественным и плавным. Но при этом в некоторых видеороликах не было привычной жесткости звука, либо звуковая картина получалась рыхлой, нечеткой. Так, например, на деморолике фильма «Безумный Макс. Дорога ярости» саундтрек прозвучал на удивление комфортно, без резких шершавых звуков и с лучшей проработкой пространства, чем мне приходилось слышать раньше.

Х10 или Х12? Не берусь угадать так сразу

Причина, как я полагаю, — высокая разрешающая способность акустики и компонентов, более полно раскрывающая хорошие записи и демонстрирующая несовершенство мастеринга менее качественных саундтреков. Другими словами, ситуация аналогично той, что бывает при прослушивании высококачественных стереосистем. Чем выше класс системы, тем актуальней подбор качественной записи и формата контента.

Все тот же пуш-пулл, но чуть меньше размером

Ведь по-настоящему качество мастеринга звуковых дорожек в кино — вопрос столь же сложный и неоднозначный, как качество мастеринга в стерео. Кому-то нравятся первопрессы, другому подавай японские релизы, а третий современному ремастерингу рад. Поэтому оставим эту тему для самостоятельного изучения будущим и нынешним обладателям кинозалов класса High End.

Ребра на задней панели совсем не большие, но это все же радиаторы, используемые усилителем для отвода тепла

Если же говорить о форматах звуковых дорожек, с этим дела обстоят довольно просто. Минимальным рекомендуемый уровнем качества являются форматы Dolby TrueHD и DTS-HD, обычные Dolby Digital и DTS звучат уж совсем не интересно, а наилучшим вариантом стали форматы трехмерного звучания, ради которых кинозал и создавался.

Такое разное 3D

Имея возможность сравнить все три формата в одном кинозале, было бы глупо ей не воспользоваться, что я сделал в процессе тестирования. В роли референса выступили ролики, записанные в формате LPCM.

Эффект погружения в звуковое пространство весьма впечатляющий

Больше всего мне понравилось звучание записей Auro 3D: они давали наиболее точную проработку пространства, максимальное разрешение и отличную динамику. При переходе на Dolby Atmos результат был близок, но будто бы уменьшили масштаб. Хотелось в первую очередь добавить детальность и динамику. В DTS-X с динамикой все было хорошо, детальность примерно на уровне Dolby Atmos, объекты чуть лучше очерчены в пространстве, но характер звука жестче. Примечательна в данном случае не только разница между форматами, но и тот факт, что в других кинозалах эти отличия я не услышал.

Музыка без кино

Отдельного внимания заслуживает способность системы работать с музыкальным материалом. Поскольку при записи музыки звукорежиссеры уделяют больше внимания вопросу качества звучания, результат был неизменно хорош. С музыкальной точки зрения система оказалась нейтральной со знаком плюс: она не привносит в звук ничего нового (если вы заблаговременно отключили соответствующие «улучшайзеры»), но при этом сочетание высокой детальности и отличной динамики делает звук выразительным и реалистичным.

А еще акустика MK Sound на редкость музыкальна

В двухканальном режиме музыка звучала как на приличной стереосистеме класса High End, но поскольку сабвуферы для чистоты эксперимента были отключены, объектом гипотетического сравнения были, конечно, полочные мониторы. Помимо высокого разрешения, хорошо проработанной сцены, предельно комфортного и естественного звучания, сателлиты MK Sound порадовали большой перегрузочной способностью.

Если в режиме кинотеатра колоссальный запас динамики и высокое звуковое давление можно было объяснить количеством задействованных в процессе акустических систем, в стерео пара колонок осталась с большим и акустически подготовленным залом один на один. И даже при таком раскладе IW300 уверенно работали на любом уровне громкости, без малейшего намека на перегрузку.

Тканевые твитеры обеспечивают чистый и комфортный звук

Однако наиболее интересным вариантом применения кинозала для прослушивания музыки являются записи концертов в формате Auro 3D, которые, кстати, существуют в достаточном количестве. Просмотр записи Рождественского концерта Венского Филармонического Оркестра обеспечил эффект полного погружения в происходящее. Слышать такой концерт вживую мне не приходилось, но, судя по впечатлениям от услышанного и опираясь на тот факт, что микрофоны в этом зале свисали с потолка, располагаясь над музыкантами, могу предположить, что запись воспроизводилась весьма аутентично.

Выводы

Характер и класс звучания акустики MK Sound неизменны на моей памяти без малого десять лет. И в данном случае стабильность — признак качества. Также крайне важно отметить полную совместимость колонок разного размера, типа и мощности. Звуковое поле было по-настоящему цельным и бесшовным, что крайне важно для работы с объектно-ориентированными аудиокодеками.

На тыловом сателлите твитер расположен внизу, поскольку даже нижний уровень нужно размещать чуть выше ушей слушателя

Организуя кинозал класса High End на базе акустики MK Sound не забудьте попросить инсталляторов создать в AV-процессоре несколько предустановленных режимов, сформированных согласно вашим звуковым предпочтениям. Таким образом можно будет «оживить» неудачно записанные саундтреки фильмов и получить желаемый характер звучания при прослушивании музыки. И даже в этом случае не могу не порекомендовать будущим владельцам подобного кинозала уделять больше внимания качеству воспроизводимого аудиоматериала. Только так от просмотра и прослушивания можно будет получить максимальное удовольствие.

Высокий класс качества, комфортная и естественная подача звуковых дорожек, хорошо подходит для прослушивания музыки

Кинозал требователен к качеству контента

MK Sound IW300, MK Sound MP150II, MK Sound IW5, MK Sound S300T, MK Sound X10, MK Sound X12

MK Sound IW300
Тип: Встраиваемая

Количество в кинозале: 3 (центр и фронт основного уровня)

Диапазон частот: 80-22000 Гц

Чувствительность: 93 дБ

Импеданс: 4 Ом

Мощность: 25-500 Вт

Габариты: 430х345х120 мм

Масса: 10 кг


MK Sound MP150II

Тип: Настенная

Количество в кинозале: 4 (фронт и тыл верхнего уровня)

Диапазон частот: 77-22000 Гц

Импеданс: 4 Ом

Мощность: 25-400 Вт

Габариты: 314х268х137 мм

Масса: 7,7 кг


MK Sound IW5

Тип: Встраиваемая, потолочная

Количество в кинозале: 5 (потолочный уровень)

Диапазон частот: 100-20000 Гц

Чувствительность: 80 дБ

Импеданс: 4 Ом

Мощность: 80 Вт

Габариты: 4164х124х103 мм

Масса: 2,4 кг

MK Sound S300T

Тип: Настенная, триполярная

Количество в кинозале: 2 (тыл основного уровня)

Диапазон частот: 80-22000 Гц

Импеданс: 4 Ом

Мощность: 25-400 Вт

Габариты: 345х345х180 мм

Масса: 12 кг

MK Sound X10

Тип: Сабвуфер

Количество в кинозале: 1

Диапазон частот: 20-200 Гц

Мощность: 350 Вт

Габариты: 380х560х420 мм

Масса: 28 кг

MK Sound X12

Тип: Сабвуфер

Количество в кинозале: 1

Диапазон частот: 20-200 Гц

Мощность: 400 Вт

Габариты: 440х660х460 мм

Масса: 36 кг