Предмет нашего теста — два набора виброразвязывающих ножек, или подставок, производства небольшой бельгийской компании AKTYNA Technology. Как обычно,с подобными вещами сначала интересно немножко потеоретизировать, а потом перейти к практике, чтобы не придумывать результаты заранее, а просто услышать, что к чему.

Что же мы видим? Внешне не очень большие и вполне аккуратные металлические конструкции. Изготовлены ножки качественно — размеры экземпляров в наборе полностью совпадают, обработка поверхностей очень хороша. По форме ножки напоминают два конуса, острием вставленные друг в друга. О внутренней конструкции, как водится в таких случаях, производитель говорит и много, и почти ничего одновременно. В каждой ножке между двумя металлическими частями запрессован особый полимер, и в дополнение к этому обе металлические части стянуты между собой винтом. Разобрать конструкцию, к сожалению, не получилось. Снизу выемку со скрепляющим винтом закрывает вставка из пористого пластика. Такая же вставка сверху закрывает крепления для винта-переходника. В первую очередь производитель рекомендует использовать ножки вместо штатных, и для крепления существует линейка винтов-адаптеров следующих размеров: M4-M6, M4-M8, M4-M10, M4-1/4-20", M4-5/16". Крепить ножки можно как к обычным компонентам, так и к акустике — допустимая нагрузка на одну ножку составляет 100 кг. Более того, нет жестких ограничений, можно крепить, а можно использовать как подставки. Внешне модели ARIS Evo2 и DynARIS PIEZO+ различаются разве что надписями, выгравированными на нижней поверхности. Внутри же в одном случае запрессован просто некий полимер, в другом — нечто, использующее пьезоэффект для преобразования колебаний. Вдаваться в теории я просто не вижу смысла, у каждого производителя чего-то подобного существуют свои гипотезы и обоснования, свои соображения, что же нужно делать с резонансами. Их можно поглощать, рассеивать, как-то видоизменять, но материя это очень сложная и неоднозначная. Для примера могу предложить самый простой эксперимент. Если взять усилитель и затянуть внутри все крепления узлов и плат на максимум — звук изменится. Или, наоборот, если ослабить крепления — звук опять изменится. То же самое произойдет, если под все крепления подложить какие-то шайбы. С медными, пластиковыми или деревянными шайбами всегда будет разный результат. А поскольку решать уравнение с таким количеством неизвестных сложно, остается самое простое — испытать подставки в разных условиях и зафиксировать полученный результат, не предсказывая его, не пытаясь угадать, да и вообще не ожидая ничего. Так на самом деле и информативнее, и интереснее. Разве что еще стоит упомянуть, что обе модели ножек-подставок выпускаются комплектами по три или четыре штуки. Кроме того, выпускаются специальные адаптеры для установки ножек на акустику Bowers & Wilkins — модели Nautilus и 800-й серии.

Сверху под заглушкой - отверстие для резъбового соединения ножки с аппаратом.

Для теста я попробовал приспособить по очереди каждый из комплектов под совершенно разные аппараты — под CD-транспорт, ЦАП, предусилитель, усилитель мощности, под интегрированный ламповый усилитель, фонокорректор и, конечно же, под акустику.

Начал с младшей модели ARIS Evo2. Источники — CD-транспорт, проигрыватель виниловых пластинок, ламповый фонокорректор, блок питания предусилителя и акустика — отреагировали на подставки наиболее ярко и отчетливо (конечно, в каждом случае по-разному количественно, но примерно в одном ключе в плане характера). А предварительный усилитель
и усилитель мощности среагировали, наоборот, минимально, почти незаметно. Для компонентов практически всегда хватало трех подставок, а наилучший результат получался, если не ставить подставки под или вместо ножек, а искать точки по слуху, учитывая примерно внутреннюю архитектуру аппаратов и расположение узлов. Для акустики, конечно же, четыре подставки. Негативных эффектов не было ни в одном случае. А основное влияние, если постараться его суммировать, свелось к следующему: звук стал более легким и беглым, более воздушным и фактурным. Совершенно не ощущалась какая-то зажатость. Особенно отчетливо было слышно, как структурировались, прочистились бас и нижняя середина. Причем это не эффект уменьшения количества, наоборот, нижний край диапазона ощущается четче, основательнее. Выше прозрачность, детальность, подвижность. Лучше и точнее прорабатывыаются образы и планы сцены. Музыка звучит живее, но нет никаких перекосов, приукрашиваний. Вообще эффект отличный, я такого не ожидал. На акустику подставки повлияли наиболее выраженно — появилась глубина, прозрачность, воздушность и легкость. Как будто убрали некие препятствия на пути звучания. Музыка стала более многогранной и многоплановой.

Заглушка на нижней поверхности закрывает болт, стягивающий ве детали ножки между собой. Внешняя разница между моделями - только в надписи на корпусе.

Со старшей моделью DynARIS PIEZO+ эффект в целом схож, но более выражен количественно, особенно в том плане, что повышается прозрачность, разборчивость, детальность, проработка самых тонких нюансов. Но одновременно совершенно не возникает чувства, что музыка стала ярче или назойливее. И нет аудиофильской подачи в плохом понимании этого явления — нет расчленения цельной музыки на набор рассматриваемых под микроскопом звуков. Наоборот, есть ощущение естественного раскрепощенного и сбалансированного и именно музыкального звучания.

Отдельно скажу про работу подставок при использовании с проигрывателями виниловых пластинок. Мне редко встречались настолько подходящие для этих целей экземпляры. Даже при использовании проигрывателя с зажатым консервативным звуком удалось услышать явно положительную динамику. А казалось бы, всего лишь подставки.

Выводы в результате напрашиваются вполне однозначные: эти скромные на вид «железки» можно смело пробовать в сочетаниях с самой разной техникой и на разных стойках. Конечно, есть вероятность, что где-то подставки не пойдут, но, учитывая количество проведенных экспериментов, думаю, что вероятность эта невелика. В целом нечасто встречаются подобные аудиофильские «улучшатели», действительно хорошо и отчетливо работающие.