Из всех моделей, представленных в серии JBL Studio Monitor, 4312Е наиболее близка к прототипу — легендарным мониторам JBL 4310, которые в 70-х годах прошлого века завоевали сначала студии звукозаписи, а затем и дома аудиофилов.

Говоря о серии акустических систем JBL Studio Monitor, нельзя не начать с истории, ведь они сами и есть значительная часть истории аудиоиндустрии.

Они отметились одинаково значимо и в качестве инструмента для записи, и в качестве средства для воспроизведения. В связи с бурным развитием звукозаписывающих студий и увеличением количества оборудования в них традиционные для 60-х годов прошлого века студийные напольные мониторы были заменены на более компактные полочные, которые можно разместить на микшерской консоли, подвесить на стену или под потолок.

Первой такой моделью в ассортименте JBL стал контрольный монитор 4310, выпущенный в 1968 году и за последующие несколько лет ставший самой популярной студийной акустикой. Тогда же, в середине 70-х, было решено создать домашнюю версию данного монитора. Модель, получившая название L-100, отличалась более дорогой отделкой, имела цветные грили, а динамики на передней панели были выстроены в одну вертикальную линию.

В современной линейке JBL Studio наиболее близкой к L-100 является модель 4319, тест которой был опубликован в ноябре прошлого года. Сегодняшний испытуемый — модель 4312Е имеет все основные признаки студийной версии монитора 4310 и является его прямым наследником.

Отделка у JBL Studio Monitor 4312E недорогая, практичная и без претензий на роскошь — черный ламинат с текстурой под дерево. Материал корпуса — ДСП толщиной 19 мм, усиленное внутренними распорками и ребрами жесткости. Расположение динамиков не в одну линию, как у домашних версий, а кучно, как у студийных мониторов.

СЧ и ВЧ-излучатели, подвес НЧ-динамика, трубка фазоинвертора. А по углам вверху - "липучки", крепления для защитных сеток - они сделаны так же, как их делали много лет назад.

Набор динамиков чисто визуально мало отличается от того, что можно видеть на классических мониторах 70-х. Большой белый диффузор НЧ, конический бумажный среднечастотник, средних размеров твитер. Однако от классических излучателей и технологии сохранилось лишь лучшее, а многое было значительно усовершенствовано.

Низкочастотник имеет целлюлозный диффузор с кольцевыми ребрами жесткости и специальным покрытием Aquaplus, снижающим паразитные резонансы. Подвес диффузора тканевый, гофрированный, обеспечивающий легкость движения, способствующую лучшей микродинамике. Большая двойная 75-мм звуковая катушка работает в поле сдвоенного ферритового магнита, обеспечивающего высокую точность работы и максимально полный контроль перемещений диффузора.

Литая алюминиевая корзина динамика имеет максимально открытую конструкцию, обеспечивающую свободный ход воздуха при обратном движении диффузора. Акустическое оформление НЧ-драйвера фазоинверторное. Его единственный порт выведен на переднюю панель.

Среднечастотный динамик также имеет бумажный диффузор диаметром 125 мм с полимерным покрытием. Звуковая катушка диаметром 25-мм намотана на каркасе из легкой и прочной полиамидной пленки Kapton. Корзина СЧ-динамика также имеет открытую конструкцию. 25-мм твитер с магниево-алюминиевым куполом установлен в неглубоком рупоре с фазовыравнивающим рассеивателем. Форма рупора круглая, что позволяет устанавливать акустику не только вертикально, но и горизонтально, как это делалось в студиях.

Кроссовер у JBL Studio Monitor 4312E настроен не совсем обычным образом. Частота раздела НЧи СЧ-динамика высокая — 2 кГц, а выше 5 кГц эстафету подхватывает твитер. Получается, что СЧ-динамик работает в достаточно узком диапазоне частот. Схема кроссовера подразумевает включение НЧ-излучателя напрямую без фильтра, что положительным образом сказывается на макрои микродинамике нижних и средних частот. В остальных звеньях используются фильтры первого и второго порядка, что также способствует прозрачности звучания и позволяет сохранить высокую чувствительность 93 дБ. Регуляторы кроссовера позволяют уменьшать или увеличивать отдачу на средних и верхних частотах. В отличие от домашних версий мониторов JBL Studio Monitor, у 4312E нулевое положение регуляторов находится не в положении 3⁄4 шкалы (на 3 ч), а ровно посредине (на 12 ч).

Для подключения акустики используется одна пара клемм, что исключает возможность двухусилительной схемы, если только пользователь не решится заменить клеммную колодку самостоятельно.

Последний штрих в описании конструкции JBL Studio Monitor 4312E — гриль. Это довольно массивная рамка из МДФ, обтянутая черной акустически прозрачной тканью. К передней панели он крепится довольно необычно, с помощью текстильной застежки Velcro (в просторечии «липучки»). Это тоже своеобразная дань традициям, ведь именно такой способ крепления грилей использовался на студийных мониторах 4310.

Кучное расположение динамиков позволяет использовать для JBL Studio Monitor 4312E стойки стандартной высоты. Единственная сложность — найти стойку достаточно широкую, чтобы акустика могла разместиться на ней надежно и устойчиво. Зеркально симметричное расположение СЧи ВЧ-излучателей дает возможность управлять звуковой сценой, в нашем случае хорошо подошел вариант расстановки, когда СЧ-динамики находятся ближе к центру, а ВЧ-динамики дальше.

Сцена получилась широкой, выходящей за пределы стереобазы и с хорошей глубиной. Если нужно получить сцену более узкую и глубокую или предполагается прослушивание мониторов в ближнем поле, нужно поменять местами колонки. Слушая дорогую домашнюю акустику за сотни тысяч рублей, порой трудно удержаться от мысли: «Ну почему же так дорого? Стоили бы они хотя бы тысяч сто!» И вот, пожалуйста, как раз такой вариант. Ценник у JBL Studio Monitor 4312E меньше ста тысяч, но фактически весь бюджет потрачен на звук, который соответствует домашней High-End-акустике многократно большей стоимости. Микро и макродинамика превосходны, частотная характеристика не ограничена ощутимо по краям. Тональный баланс идеально ровный, а если что то не устраивает — тональность можно подправить регуляторами.

Самый простой и для большинства убийственный тест на разрешающую способность — концертная запись Eagles — «Hotel California» 1994 года. Редкая акустика способна воспроизвести эту композицию полноценно, так, чтобы можно было четко услышать расположение или хотя бы просто определить количество звучащих акустических гитар. Мониторы делают это легко и непринужденно, четко расставляя всех музыкантов по местам. При этом исключительно богато и точно передаются мельчайшие оттенки, тембры, интонации исполнения. Невозможно не заслушаться, и длинная композиция пролетает как один миг. Ставлю симфоническую и камерную классику, органную музыку — тот же эффект. Очень живо, точно, эмоционально богато, вовлекающе.

Проверять, как студийные мониторы JBL играют рок, это как пытаться убедиться, что Ричи Блэкмор умеет играть на гитаре, ведь на первых версиях моделей 4310 и 4312 и записывались первые рок-хиты. Достав из архива первый альбом Daft Punk, слушаю, как мониторы справляются с электронной музыкой. Может, это станет непреодолимым препятствием? Но нет. Бит звучит удивительно четко, плотно, управляемость баса просто превосходная, и это при том, что большой НЧ-излучатель воспроизводит еще и солидную часть СЧ-диапазона! Что удивительно: даже нарочито электронная синтезированная музыка звучит предельно выразительно, интересно, и даже хочется применить к звучанию эптитет «натурально» или «живо».

Итак, найти музыку, с которой JBL Studio Monitor 4312E не смогли бы справиться, мне не удалось. А есть что-то, чего эта акустика не может? Из-за высокой чувствительности малейший поворот ручки громкости усилителя создает весьма солидное звуковое давление. Это является естественным ограничением — JBL Studio Monitor 4312E нуждаются в достаточно большом помещении. Ну а для комнат поменьше есть специальная мини-версия данной модели 4312MII, тестирование которой запланировано в ближайшем будущем.

Результаты измерений

Частотная характеристика ровная на оси, имеет заметный спад при отклонении уже на 15%. Искажения предельно малы в основном диапазоне частот и незначительно возрастают в ВЧ-диапазоне. Единственный пик импеданса приходится на область нижних частот, что ограничивает выбор усилителей моделями с высокой мощностью и высоким демпинг-фактором.

Данные лаборатории Stereo&Video, март, 2013.

Средний КНИ:

100—20 000 Гц, 82/88/92 дБ: 0,24/0,17/0,10%

40—100 Гц, 82/88/92 дБ: 0,14/0,14/0,25%

Чувствительность на 1 кГц: 95,5 дБ

Нижняя граничная частота (–10 дБ): 42 Гц

Неравномерность АЧХ:

100 Гц — 20 кГц: +/–4,14 дБ

160—1300 Гц: +/–0,66 дБ

1300 Гц — 20 кГц: +/–4,22 дБ

300 Гц — 5 кГц: +/–1,32 дБ

Средняя неравномерность (угол 30°): 5,79 дБ

Дисбаланс (160—1300 Гц): –0,37 дБ

Дисбаланс (1300 Гц — 20 кГц): –2,94 дБ

Дисбаланс (угол 30°): –8,94 дБ

Импеданс:

Среднеквадратичное отклонение: 3,68 Ом

Среднее значение: 7,17 Ом

Максимальное значение: 20,79 Ом

Минимальное значение: 4,62 Ом

Частотный диапазон: 40—40 000 Гц (–6 дБ)

Конфигурация: 3-полосная

Частота раздела кроссовера: 2 кГц, 5 кГц

ВЧ-динамик: 25 мм, магниево-алюминиевый купол

СЧ-динамик: 125 мм, конус из полимер-мелованной бумаги

НЧ-динамик: 320 мм, бумажный с покрытием Aquaplas

Акустическое оформление: НЧФазоинвертор

Чувствительность: 93 дБ

Импеданс: 6 Ом

Номинальная мощность: 200 Вт

Габариты: 597x362x298 мм

Вес: 18,1 кг