Обычно я рассматриваю практические аспекты кабельной тематики, но в этот раз мне хочется порассуждать о том, как же ситуация в отрасли и на рынке в целом влияет на нас, аудиофилов, или, выражаясь языком рынка, конечных потребителей.

Ситуацию в целом радостной назвать сложно. Если проанализировать, как изменилось в общем и целом соотношение цены и качества лет, к примеру, за 10, то вообще становится грустно. Иногда меня посещает мысль, что если раньше разработчики старались сделать просто хороший кабель, то сейчас, сделав его, они получают задание от маркетологов несколько раз ухудшить результат, чтобы таким образом сделать более бюджетные модели. Когда разница в цене в разы на практике оказывается лишь уменьшенным сечением или упрощенной (слегка) конструкцией, это смотрится не очень красиво. Конечно, есть производители, очень много вкладывающие и в разработку, и в производство, но в общем и целом приходится констатировать такой, например, факт — если я захочу сменить кабельную обвязку в своей системе, состоящую по большей части из кабелей 10—12 летней давности и с ретейлом в среднем 500—700 долларов, то сейчас, выбирая из современных моделей, чтобы не потерять общий уровень, придется заплатить примерно в два-три раза больше. И на инфляцию и изменение курсов валют такую разницу не спишешь.

Самое сложное — искать что-то подходящее в среднем ценовом диапазоне, часто разница во влиянии на звук между вполне бюджетными моделями и моделями, стоящими уже весьма недешево, такова, что платить эту разницу совсем не хочется. В дорогом сегменте все получше в плане соотношения ожидаемого и результата, но и не более. Впрочем, бывают и приятные исключения. Пример тому — тест USB-кабелей, который я делал в прошлом месяце. Видимо, производители в массе своей еще не поняли, как же сделать этот тип кабелей действительно хорошим и подходящим под специфические аудиофильские задачи, а кто-то еще не придумал, как испортить полученный результат. Поэтому весьма бюджетные модели пока могут конкурировать с моделями даже в десятки раз дороже. Но подозреваю, что это ненадолго и через какое-то время соотношение цены и качества будет таким же, как и в прочих типах кабелей.

И еще один момент, который совершенно нельзя не вспомнить, — подделки. Если 10 лет назад можно было смело экономить на покупке кабелей на вторичном рынке, то сейчас очень многие модели активно подделываются в Китае, подделываются внешне качественно, и нередко определить, подделка это или нет, особенно не держа кабель в руках, например, при покупке на eBay, крайне сложно. Есть, правда, небольшой сегмент подделок, которые не совсем и подделки, а просто вынесенная налево продукция, производящаяся на китайских заводах, куда многие кабельщики вывели свое производство, но угадать, что да как, сложно. Даже при производстве в Китае могут встречаться как экземпляры заводского происхождения, так и заводского, но совсем с другого завода (и не иметь ничего, кроме внешнего сходства), так и экземпляры откровенно сделанные на коленке. Последние два варианта, по сути, представляют собой мусор. Хотя и тут бывают редчайшие исключения — я однажды видел откровенно поддельный кабель, сделанный под модель именитого производителя, однако подделка звучала лучше оригинала. Но это случай один на тысячу, наверное.

И что же нам остается в сухом остатке? Искать и искать. Искать те современные модели, которые обладают нужными качествами (все-таки стоит сказать, что есть немало производителей, делающих качественные кабели в разных ценовых диапазонах), искать что-то среди малоизвестных производителей (тут плюс в том, что количество производителей увеличилось), искать варианты на вторичном рынке или те, которые не имеют подделок, или экземпляры с достоверно известной историей. А еще помнить, что кабель не должен быть важнее компонента. Он может что-то подправить, раскрыть, но исправить звучание кривой техники — нет. Есть только редкие случаи, когда одна кривизна выправляет другую.