Супер High-End-аппаратура и неподготовленная акустически комната​. Что делать?

Супер High-End-аппаратура и неподготовленная акустически комната​. Что делать?

Решение акустических проблем в гостиной с помощью звукового процессора.

История началась с того, как в большой гостиной комнате был установлен комплект очень качественной и дорогой стерео аппаратуры: поскольку основная задача системы была поставлена, как максимально качественное воспроизведение цифровой музыки - диски, файлы и стриминг, то инсталляторами была выбрана система на основе мечты аудиофила - 4-х блочная цифровая система dCS Vivaldi , в составе которой дисковый транспорт, апсемплер, супер DAC и мастер-клок, как общая внешняя синхронизация системы. Все компоненты очень высокого класса, я думаю что , если я скажу, что это топ индустрии на сегодняшний день, то не ошибусь. Плюс усиление Siltech SAGA и акустические системы Crystal Cable Arabesque. Занятно, что известные производители кабелей включили в линейки своей продукции усилитель (Siltech) и АС ( Crystal Cable ) . И то и другое у них получилось отменно!

Но, как водится "правильному" звуку сильно мешала комната - это большой зал около 80м2 с голыми стенами ( немного картин на стенах не в счет) , полное отсутствие акустической обработки и WF в полный рост - никакого дополнительного оборудования, и дизайн помещения должен был оставаться нетронутым. К тому же система была размещена в углу помещения, - с левой стороны , близко, - окно и стена, с другой - практически открытое пространство большого зала...

В итоге инсталляторы , естественно, получили ожидаемые проблемы - "бубнение" в басу и очень узкая сцена , я ее попробовал изобразить на фото ниже: сцена не выходила за АС и ,что еще хуже - из за продиктованного ситуацией расположения АС и места прослушивания, стереопанорама только по базовому углу была ограничена ~ 30 град., что ниже стандарта вдвое!

И тут инсталляторы из компании "Quinta" вспомнили о существовании акустического процессора Trinnov... Их отговаривали, говорили , как принято в аудиофильских кругах, про недопустимость дополнительных преобразований сигнала и прочее, но проблему надо было решать.

Сразу скажу, что все акустические проблемы Trinnov (модель ST-2 HiFi) решил. Сцена расширилась до стандартных 60 градусов, "бубнение" ушло, как класс. Расстановка КИЗ по стереопанораме четкая, сфокусированная.


..Появилась возможность поправить тональный баланс- получившаяся целевая кривая показана ниже


Плюс к этому была выровнена АЧХ системы - ниже, до и после коррекции:

Поправлена импульная характеристика:



В результате исправления импульсной характеристики звук стал более "живым", появилось больше динамики, экспрессии. Стали более слышимыми , буквально вышли из тишины самые тихие детали...

И, посмотрите на фазовую характеристику: изначально очень ровная , - всего "полтора оборота" , это рекордные значения 360+180 град. спад, - стала почти ровной ( смотрите по более наглядной , зеленой линии , не принимая во внимание влияние комнаты ниже 50 Гц и скачок фазы на 500Гц )

Что в итоге: звук стал цельным, появилось буквально осязаемое пространство. Великолепная сцена и тональный баланс. Сравнение звука с процессором тракте и без него показало отсутствие каких либо негативных артефактов звучания , вносимым процессором, что и не удивительно:- процессор ST-2 был внедрен в тракт по "цифре" , балансным кабелем в стандарте AES, с пропусканием до 196кГц\24бит, в разрыв между апсемплером и DACом. Даже обычные CD 16\44.1 играли замечательно, не говоря уже о файлах более высокого разрешения.

И по дизайну ST-2 тоже "встал" в стойку достаточно органично!


P.S.

Хочу сказать представителям "Квинты" , Эдуарду и Игорю большое спасибо за возможность работы с такой редкой аппаратурой, очень рад новому знакомству!

30 дБ +

Комментарии

#

Мне это напомнило "нового русского", которого занесло в авиасалон, хотя он просто шел пивка попить. В результате купил себе Боинг, а что с ним делать не знает.

Их отговаривали, говорили , как принято в аудиофильских кругах, про
недопустимость дополнительных преобразований сигнала и прочее
Правильно отговаривали, Trinnov решение для залов ДК с большим количеством источников звука, отражений и переотражений. Вы-же не стреляете по крысам из гранатомета? Что касается Hi-Fi системы, то Вы совершили классическую ошибку - положились на безответственного инсталлятора (коих у нас в РФ к сожалению подавляющее большинство), который услышав про "неограниченный бюджет" тут-же забыл обо всем остальном. Изначально 80 кв.м. качественно озвучить единственной стереопарой АС чрезвычайно сложно (это мой личный опыт и гора набитых шишек на этом пути). Мне в свое время пришлось разделить фальш перегородкой пространство гостиной и кухни (разделив на 40 кв.м. и 20 кв.м.), благо такой вариант изначально был заложен в проект. Задачей было озвучить гостиную 40 кв.м. и высотой в свете почти 6 метров. Построение Hi-Fi системы дело сугубо интимное (в отличие от профессионального ДК), мне на помощь пришли знания о старинных технологиях строительства концертных залов. Вариант АС с обычными динамическими головками сразу-же исключался, как и транзисторные усилители в тракте (как раз по причине непредсказуемой "сцены" на большой площади). В подобных сетапах связка усилитель-АС намного важнее источника, ибо расстояния с точек прослушивания нивелируют какие-то мелкие огрехи (как с ТВ - чем дальше мы находимся от него, тем большую диагональ можем выбрать или меньшее разрешение изображения). В моем случае наоборот пришлось ВЕРНУТСЯ к практически голым стенам, ибо разные стеклянные и хрустальные штуки (фужеры, полки и т.п.) попросту взрывались (это не шутка) даже на сравнительно небольшой громкости. Ситуацию с ВЧ и их равномерным рассеиванием выправила здоровенная кованная люстра с огромным количеством хрустальных висюлек (чистить ее дважды в год та еще головная боль), огромные оконные проемы были оборудованы автоматизированной системой их перекрытия тяжелой драпировкой. Пришлось добавить заказанный специально здоровенный диван и пару кресел (диван и кресла собирали по месту, их просто было не внести в проемы). Из пары больших дровниц для камина получилась неплохие бас-ловушки, хотя еще две пришлось ставить в углы... В общем звучание моей системы меня полностью удовлетворяет и без каких-либо цифровых программно-аппаратных "прокладок", а зачастую до сих пор удивляет и завораживает. Мелкие доработки наверное будут длиться до самой моей смерти. Из минусов - совершенно безбашенная реакция на любые перестановки и какие-то сравнительно крупные предметы интерьера (в частности хотел поставить серьезное электропианино Yamaha для подруги - пришлось таки утащить в холл второго этажа). Если я правильно понял Ваши фото, то Вы еще и из угла пытаетесь озвучить все помещение, и в этом тоже есть проблема (на серьезную "сцену" можно было изначально не рассчитывать).
- 60.79 дБ +
⇡ в ответ @DmitriyD #

трудно ответить на такую кучу замечаний сразу, попробую хоть на что то:

"Trinnov решение для залов ДК с большим количеством источников звука, отражений и переотражений. Вы-же не стреляете по крысам из гранатомета? "-Триннов изначально решение для студий , с 2005 года . Кстати, студии акустически обработаны обычно. Многоканальные модели для кинотеатров появились позже, где то в 2010.

"Построение Hi-Fi системы дело сугубо интимное (в отличие от профессионального ДК)" - на все есть стандарты построения , и КДП , и залов кинопросмотра. Если следовать стандартам, то интим в общем, тут кончается.

"разные стеклянные и хрустальные штуки (фужеры, полки и т.п.) попросту взрывались (это не шутка) даже на сравнительно небольшой громкости."

-Это шутка? Ни разу о таком не слышал. Но , наверное , если задаться такой целью, то возможно:-)

"Если я правильно понял Ваши фото, то Вы еще и из угла пытаетесь озвучить все помещение, и в этом тоже есть проблема (на серьезную "сцену" можно было изначально не рассчитывать)."

- Диван для прослушивания находится примерно в 4-х метрах от АС на центральной оси. Все помещение озвучить - такой задачи не ставилось. На "серьезную" сцену никто и не рассчитывал, хотя бы в силу слишком близкого друг к другу расположения АС. Но как раз со сценой процессор и справился на 5+




- 50 дБ +
⇡ в ответ @AVsergeman #
Триннов изначально решение для студий , с 2005 года . Кстати, студии

акустически обработаны обычно. Многоканальные модели для кинотеатров
появились позже, где то в 2010.

Звук в студии и звук Hi-Fi системы (да еще и в большом помещении) две совершенно разные вещи, зачастую находящиеся в прямом противоречии. Имею некоторый опыт по этой части. К примеру:

- попробуйте по служебному гостевому пропуску сходить в Мариинский театр;

- со служебного входа 12-го подъезда изначально попадете на т.н. "Мужскую сторону", переходите по рекреационному переходу вокруг сцены (в районе под оркестровой ямой) и попадаете на "Женскую сторону". Ищите у входа на сцену дверь с надписью "Студия звукозаписи" и заходите туда;

- студия проектировалась и создавалась ведущими мировыми инженерами в области профессиональной студийной звукозаписи, оснащена по самому последнему слову техники, позволяя писать редактировать потоковые мастеры на многодисковые специализированные NAS в формате 32 бита 768 кГц;

- специализированного "процессора" исправляющего акустику помещения Вы там точно не встретите, зато найдется топовые мониторы Genelec, огромные экраны аудиоредакторов, стойки с профессиональным оборудованием, современные акустические материалы на стенах, потолке и даже на полу, ну и пару километров цифрового кабла, а так-же дорогущих профессиональных балансных кабелей производства XLO (по смете помню стоили около $600 за 1 метр);

- если хлопнете в ладоши в студии, то не услышите и намека на эхо;

-затем выйдете на сцену (вход буквально напротив дверей студии) и хлопните в ладоши там - услышите эхо, создаваемое множеством переотражений.

Максимально доходчиво попытался объяснить суть разницы постановки звука в студии и большом зале. В первом случае это некое подобие безэховой камеры с минимальным влиянием на звук отражений и переотражений; во втором их умелое комбинирование, для тонкой настройки "акустики" помещения, помогающего в воспроизведении звуков со сцены и оркестровой ямы в самых удаленных точках зала.

Что касается специальных процессоров для многоканальных кинотеатров, то они появились гораздо раньше, чем в 2010 г. В середине 90-х у меня в гостиной стояла система Dolby Prologic с соответствующим ресивером, осуществляющим временную поканальную задержку сигнала, смещение фазы и некое подобие элементарного эквалайзера. До нынешних вычислительных мощностей ему было бесконечно далеко, но со своей задачей справлялся и он, а физические принципы с тех пор никак не поменялись.

на все есть стандарты построения , и КДП , и залов кинопросмотра. Если следовать стандартам, то интим в общем, тут кончается.

Согласен на все 100, просто для ДК их куда больше, связано это с визуальной составляющей. Домашнюю аудиосистему при наличии опыта и понимания основ способен построить любой аудиофил и за вполне приемлемые деньги, ставя во главу угла не "крутость" железа, а представление итогового результата в реальном константном объеме.

-Это шутка? Ни разу о таком не слышал. Но , наверное , если задаться такой целью, то возможно:-)

Это, к моему глубокому сожалению, даже близко не шутка! Слушаешь себе пластиночку Пата Метани с бокалом коньячка и в окружении домашних любимцев и вдруг ба-бах - взорвался мелкими осколками фужер в стенке, или сразу целая стеклянная полка... Громкость для этого события вовсе не нужна запредельная - вполне достаточно т.н. "интимной" и качественных ВЧ (плюс наличие сигнала в исходнике) на частоте резонанса материалов. Хрен с ним со стекляшками и деревяшками - без них в гостиной даже стало лучше, но я сильно переживал за специализированные заказные энергоэффективные стеклопакеты с большой площадью остекления (цена одного сравнима со стоимостью какой-нибудь "Калины"). Как оказалось, видимо создаваемое внутри разряжение воздуха сильно меняет резонанс стекла, да и специальная пленка на стекле тоже. В общем Бог пока миловал, а слушаю музыку я иногда на такой мощности и громкости, что скорее нужно беспокоится что-бы сами стеклопакеты из стен не вырвало из-за огромного звукового давления на большой площади остекления.


Диван для прослушивания находится примерно в 4-х метрах от АС на
центральной оси. Все помещение озвучить - такой задачи не ставилось. На
"серьезную" сцену никто и не рассчитывал, хотя бы в силу слишком
близкого друг к другу расположения АС. Но как раз со сценой процессор и
справился на 5+
Ну что Вам ответить? 4 метра от АС это вполне бытовая ситуация, не требующая каких-то специальных экзерсисов по части насилия над исходным сигналом. Что касается "сцены" с которой якобы справился Ваш процессор, то это лишь ее иллюзия, воссозданная цифровыми алгоритмами обработки, но даже близко не имеющая ничего общего с заложенной в источнике аудиоинформацией. Она всегда статична и однообразна, не передаст особенность живой записи в джаз-клубе или рок-концерта на стадионе. Звуковая карта производства Creative баксов за 100 делает ТОЖЕ САМОЕ, при включении какого-нибудь EAX или CMSS. Такая вот печальная правда, хотя в Creative можно еще и дополнительно выбирать пресеты акустики известных залов.
- 50 дБ +
#

Позабавило, что у половины дэцээсов ножки поскручивали, лишь бы в тумбу запихнуть)

- 60 дБ +
#

Эталон безвкусицы и технической безграмотности... В инсталляции чудовищно все, от позолоты и расстановки, до выбора техники.

Скорее всего в большей мере виноват заказчик-владелец, не могу знать какие у него там сложные личные обстоятельства, но по хорошему - продали такую дорогую технику и на этом стоило б остановится, а не пытаться на этом попиариться. Порвут вас в сети на клочки по закоулочкам. И правильно сделают - сумма вложенных денег не равна результату, создать проблему, чтобы потом ее решать за дополнительные деньги - не показатель профессионализма.

- 56.02 дБ +
⇡ в ответ @FatBob #

вы так пишете, будто слышали результат :-)

А оценивать интерьер... - о вкусах не спорят. На мой вкус там ничего кричащего нет, и позолота смотрится очень даже гармонично

- 50 дБ +
#

дорохо-бохато. а колонки наверно в тон тумбы выбирались. ну а пост ради пиара тринова, не иначе.


хочется других инсталляций, без кучи бабла, или всяких психо-акустических прибабахов. "как сделать аудиокомнату в хрущёвке за 50000рэ" - вот чего душа и мохг требует, ну а картинки с дорогими системами и в гугле можно глянуть

- 53.01 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.