Калибровка проектора и телевизора: философия, цели и средства (часть 1)

Калибровка проектора и телевизора: философия, цели и средства (часть 1)

Мне случалось сопровождать Hi-Fi-выставки. В комнату, где была развернута экспозиция «топовых» решений для домашнего кинотеатра, зашел посетитель. «Это большая панель?», — спросил он меня. «Нет, просто очень хороший проектор и очень хороший экран», — ответил я и про себя добавил, что на калибровку картинки ушло несколько часов. «Не ожидал такого реализма…», — поделился со мной посетитель. А вот я ожидал такой реализм. Можно сказать, своими руками его и сделал.

Разумеется, все мы желаем иметь дома совершенную картинку на огромном экране, и не только для удовлетворения своего эго, хотя и это не зазорно. Аксиоматику реализма начали формулировать еще братья Люмьер: «Кино — место, где единственный объект внимания — экран». И эта мысль за XX век въелась в сознание генетически.

И мы готовы за это платить. Дорого. За условную добавку в 20% качества — двойную цену. Потому что, если ты видел 100% и поверил, то 80% — уже не реализм, и теперь мало что стоит. Здесь опыт и знания ведут к мощной девальвации прежних идеалов, но домашний кинотеатр как раз та уникальная среда, где менталитет максималиста — единственный эффективный инструмент для достижения цели. Того самого реализма, который радует каждый день и захватывает с первой минуты просмотра.

Изучив «матчасть» и приняв обоснованное решение, мы обнаруживаем, что в линейке High-End-компонентов ДК, скажем, проекторов, существует иерархия — здесь тоже есть начальный, средний уровни и свои «топ-модели». Что странно: световые потоки, разрешение и цветовой охват одинаковы, добавка контрастности не столь высока, а разница в цене значительна. Становится интересно: в чем «дельта»? Разве что в значках-сертификатах на корпусе — ISF, THX и подобных?

Отчасти и во многом так. Говорят, что такие модели имеют полноценную систему управления цветом (CMS) и обработки видеосигнала, поэтому могут быть откалиброваны под реальные условия ДК. Коварная хитрость производителей в том, что именно в самых дорогих моделях сочетаются и производительная электроника, и совершенный интеллект управления — по принципу «соблазнительно, необходимо и достаточно».

Средства и стандарт

Расширенное определение звучит так: «Калибровка — это приведение настроек средства отображения информации в соответствие со стандартами изображения». «Средства» — это все, что формирует изображение: мониторы, телевизоры, проекторы, видеостены и даже рентгеновские аппараты. А стандарт — это правило, гарантирующее достоверность изображения с точки зрения создателя контента. Проще говоря, реализации идей режиссера на вашем экране или дисплее ТВ. Хотелось бы предостеречь от использования термина «цветокалибровка», так как полная калибровка помимо цвета охватывает ряд других параметров. Кроме того, черно-белые мониторы также подлежат калибровке.

Необходимость в стандартах изображения обусловлена тем, что разработчик контента и потребитель разделены во времени и пространстве. Первый не знает, как и на чем вы смотрите его произведение, а второй не догадывается, что смотрит не совсем то (или совсем не то), о чем думал режиссер. Вы не были на съемочной площадке, возможно — никогда не будете в той местности, где снимался фильм, не видели лично актеров и предметы окружения.

Здесь медвежью услугу оказывает механизм адаптации зрения, когда мозг назначает ложные эталоны цвета в процессе просмотра, а порой диктует неверные решения. Например, сцена фильма отдает легким фиолетовым оттенком. Зритель заправски берет пульт и бодро убирает синий в меню — вот теперь норма («мне ли не знать цвет волос этой актрисы — сто раз в журналах видел»). Будь рядом режиссер, воскликнул бы: «Что вы наделали! Я специально применил софит с фильтром для создания тревожного настроения, а вы убили картинку. Вызовите лучше специалиста».

Особенно остро проблема калибровки стоит для проекционных изображений. Здесь действуют неприятные «теоремы»: контрастность изображения не равна контрастности проектора, точность цветопередачи зависит от дизайна кинозала, дистанция проекции влияет на достоверность ярких сцен и прочие. Нередко даже в референсных условиях результаты измерений дают иное, нежели обещано в меню. Поэтому качественная система управления цветом и возможность сделать из очень хорошей картинки настоящую привлекают и оправдывают добавку к и без того высокой цене аппарата.

Приближение к идеалу

Но не все так просто. Наука о цвете и восприятии изображений возникла на стыке физики и физиологии и до сих пор не является точной. Это математическая модель, основанная на анализе статистики экспериментальных данных (нашего зрения), усреднений и компромиссов технологий. Стандарты также отражают попытку техники и математики угодить человеческим критериям оценки «истина-ложь». Соответственно и алгоритмы калибровки не обещают идеала, а дают что-то близкое к нему — с определенной точностью.

Сложность в том, что калибровка оперирует примерно с 20 параметрами изображения, вернее с их оценками. Регулировка одних параметров влияет на другие — ранее уже настроенные, а сам процесс напоминает витки итераций, каждая из которых приближает к цели. По крайней мере — должна. Неумелая игра подобна квесту, где неопытный игрок должен вернуться с пятого на второй уровень и начать почти сначала. Наоборот, опытный калибратор подобен кукловоду, осторожно дергающему за десятки нитей. Он знает, что можно делать и в каком порядке, а что нельзя — дабы не затянуть клубок в гордиев узел.

Профессиональная калибровка использует сочетание программно-аппаратных методов с экспертной оценкой. С первыми ясности больше. Более дорогой спектрорадиометр и генератор тестовых сигналов — лучше: и точность и скорость работы выше (тысячи измерений — обычная практика). Программы калибровки от лидеров — очень хорошо: отточенный движок и логика плюс поддержка устройств и стандартов. Но финальный критерий «машинного» результата все же человек. Эксперт проверяет работу на адекватность с помощью контрольных фото и тестового видеоряда. В жюри участвует и заказчик: «принимаю, раз так надо», или — «давай оставим то-то», или — «предпочитаю неправильную картинку».

Есть еще фактор, заставляющий калибратора быть всегда в тонусе. Вы можете в совершенстве освоить программу и оборудование. Но каждый раз, калибруя новую модель, вы ее параллельно изучаете, осваивая «норов» чужой системы управления цветом. В этом смысле вы — опытный гонщик на новом экспериментальном болиде. Бывает, калибровка идет гладко. Но нередко приходится решать олимпиадные задачки, применяя совершенно нелогичные приемы, которые, однако, ведут к успеху. Так что калибровка по сути — увлекательный «хакинг».

Чтобы «хакинг» не казался триллером, предложим нестандартный прием — «понимание от противного». Что вы не получите после калибровки? В следующей части мы рассмотрим 10 мифов о калибровке.

Продолжение следует.

70 дБ +

Комментарии

#

Хотелось бы больше конкретики и меньше эпитетов :)

- 56.02 дБ +
#

Присоединяюсь к Orbital. То что калибровщик - романтичная профессия, это я уже понял. Но во второй части хотелось бы узнать, как на бюджетном кухонном Самсунге получить буйство красок и супер реалистичную картинку ;)

- 56.02 дБ +
#

Тут и второй части ждать не надо! Об этом можно прочесть в моей книге "Никак" :)

- 50 дБ +
#

Вот как бы устройства по цветопередаче делятся на те что можно откалибровать, и это делается сразу на заводе, и те что нельзя откалибровать))) Например iPad и например телевизеры LG.

Калибровка вне стен завода рассчитана максимум на компенсацию износа. Причем конкретной линейки техники конкретного производителя. Универсальные инструменты типа трайдента не могут себе позволить даже производства и находятся в лабораториях, которые обслуживают целые группы компаний.

Опять таки окончательная доводка осуществляется на глазок в ввиду отсутствия обоснованной цельной теории цвета. И вот это наглазок может сделать только специалисты с опытом от десяти лет и ежедневной практикой.

- 50 дБ +
#

Прошу прощения, исключительно ради праздного любопытства, какие телевизеры, по Вашему мнению, можно откалибровать?

- 50 дБ +
#

Любые, на заводе при поддержке лаборатории)))

Надо брать уже ровное изделие. Эталоном можете считать iPad.

При покупке надо проверять на нормальном режиме, как правило в магазине включен задраный демонстрационный.

- 46.99 дБ +
#

Точная калибровка на заводе невозможна - она возможна только в месте установки. Да и вообще для ТВ калибровка не так актуальна, как для проектора из-за того, что ТВ устанавливается в местах с разным уровнем освещенности в течение дня. Хотя некоторые калибруют ТВ с двумя пресетами - для темного времени суток и для светлого.

- 53.01 дБ +
#

Насчёт iPad согласен,в остальном нет.. И Лыжы можно откалибровать.. Они есть разные.. К примеру лично наблюдал LG 65 EF950V, до и после калибровки.. Так думаю не только я.. Почитайте для интереса тест ОЛЕД на www.hdfever.fr

- 50 дБ +
#

Речь ведь не только о ТВ - есть еще и проекторы. А вот тут у многих моделей есть серьезные возможности для калибровки. В т.ч. и ISF калибровки.

- 50 дБ +
#

Вопросы:

Зачем? Почему не установить сразу заводской адаптивный пресет?

Мой ответ, чтобы в сотый раз заработать денег на "калибровках", продавая спайдэров и иксрайтов, но без необходимого для их работы софта, потом продавая отдельно модули, которые как понятно тоже не будут достаточным набором.

- 46.99 дБ +
#

Автор, я уверен, скоро раскроет "зачем" - не буду отнимать у него хлеб :) Но если кратко - калибровка делается исходя из конкретной инсталляции. В различных помещениях существует разный уровень паразитной засветки, отражений от стен и потолка и т.п. Если есть желание получить картинку именно в том виде, в котором ее замыслил режиссер, то можно откалибровать конкретное устройство в конкретных условиях размещения по стандарту THX или ISF (они очень похожи надо сказать...). Что же касается использования заводских пресетов, то мой опыт показывает, что мало у кого из производителей они сколько-нибудь приемлемые. Можно ли не калибровать? Можно, если вас устраивает результат.

- 50 дБ +
#

Если отвлечься от телевизоров, и перейти к связке проектор - экран, где влияние окружающей среды заметно выше, калибровка по месту, под конкретные условия, единственный способ получить цвета в том виде как их задумывал создатель контента. Делать это можно по разному, в том числе и на глаз, но таких спецов единицы.

- 50 дБ +
#

Грубая работа по приборам, окончательная на глаз, но она обязательна. Без специалистов, которых единицы, а в Москве при делах по-моему никого не осталось уже года два как, можно и не начинать. Купить хороший аппарат и экран - грамотное решение.

- 50 дБ +
#

Верно, но надо еще добавить в связку помещение :-) вся комбинация: проектор-экран-помещение, если владелец не готов "затачивать" дизайн под ДК, придется выбирать проектор и экранное полотно под условия помещения, иначе деньги на ветер.

- 50 дБ +
#

Помещение - серый стены без окон. Мебель тоже серая, на всех серые халаты, кроме инженера, он традиционно в черной рубашке с логотипом компании на спине)))

- 60 дБ +
#
- 50 дБ +
#
Насчёт iPad согласен,в остальном нет..

То есть вы считаете, что принятые в 1934 году CIE постулаты имеют за собой некие отличные от эмпирики обоснования? А ICC закрепившая их, имела интересы отличные от продвижения почившего в бозе линотайпа? То-то коммерческие лаборатории моделируют по MX без проходок в Lab.

- 50 дБ +
#

Простейший опыт, как бы намекающий.

Возмите калибратор и откалибруйте несколько мониторов в студии, но не одинаковых а разных производителей матриц и желательно на компах разных операционок. Загрузите на них одну и ту же картинку.

Бггг! Как бонус послушайте объяснения продавца калибратора. Запишите объяснения и в дальнейшем используйте как эталон проезда по ушам.

- 50 дБ +
#

Никакого "Бггг" не будет, если у монитора есть возможности по точной настройке - все будет выглядеть одинаково. В этом и есть смысл калибровки.

- 50 дБ +
#

Преступайте.

ЗЫ я вам потом может даже поведаю что такое люминофоры и отчего за изобретение синего светодиода давеча дали Нобелевскую премию.

- 50 дБ +
#

постоянно этим занимаемся

- 50 дБ +
#

и они у вас одинаковые прям становятся)))

- 50 дБ +
#

Если технические возможности по настройке позволяют - да. Вопрос в том как долго они останутся одинаковыми, т.к. у проекторов деградирует лампа, а у мониторов/телевизоров - подсветка.

- 50 дБ +
#

В любом случае калибровка - это периодическая процедура. Делать ее один раз и полагать при этом, что качество останется навсегда - утопия. Например модули видеостен подстраиваются минимум раз в пол года, а большинство современных решений имеет систему автоподстройки, когда все устройства равняются на самого "слабого".

- 50 дБ +
#

Ну я говорю об опыте с построением icc профиля монитора. Неужели этого не достаточно? Неужели, как я написал ранее нужно, чтобы это был правильный монитор от правильного производителя? Неужели все что мы можем, так это только компенсировать износ, а правильнй профиль может поставляться с завода?

- 50 дБ +
#

Все украдено до нас, последние партии мониторов Митсубиси имели встроенные датчики отслеживавшие износ и компенсировавшие его, а барки тупо считали время.

- 50 дБ +
#

Вы только что разоблачили мафию калибровщиков и открыли народу icc профили. Жизнь больше никогда не будет прежней :)

- 53.01 дБ +
#

На форуме ixbt есть тема "Аппаратная калибровка современных TV". Там можно найти и теорию, и софт, и тестовые паттерны. Изучив тему уже сам было собрался откалибровать свой самсунг. Но остановила цена самого датчика калибровки (калибратора). Пишут, что самый доступный и более-менее стабильный по характеристикам калибратор стоит от 20 т.р. Услуги по калибровке ТВ доступны лишь в Москве и Питере. В нашей же провинции о калибровке ТВ вообще не слышали, могут лишь сделать цветокоррекцию компьютерных мониторов.

- 50 дБ +
#

А для визуальной калибровки софта нет, как в macos? Поверьте старику, ее достаточно.

- 50 дБ +
#

И как визуально можно откалибровать три цветовых компонента по десяти точкам? Визуально это невозможно. С помощью тестовых таблиц визуально можно лишь настроить яркость/контрастность и общую цветовую насыщенность.

- 50 дБ +
#
три цветовых компонента по десяти точкам

Да все так же, посмотрите как это реализовано в macos (не забудьте включить режим профешионал, а то точек будет мало), просто вместо спектрофотометра глаз на совпадение плашки с сеткой, все гениальное - просто.

- 50 дБ +
#

Сносно реализовано, но для проф. применения (я именно про мониторы, не про телевизоры) лучше "паука" подвесить и софтину поставить. Так же как для фото/видео всяческие калибровочные шкалы стоит использовать, не только серую карту. Здорово упрощает жизнь.

- 50 дБ +
#

В быту же, потратившись на телевизор или проектор, которые стоит калибровать, стоит и калибровкой озаботится - в сравнении с железкой затраты маленькие, но на выходе от железки можно получить то, на что она способна, а не нечто усредненное.

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.