Что такое звуковая сцена и образность звука, и так ли они важны? [перевод]

Что такое звуковая сцена и образность звука, и так ли они важны? [перевод]

Хорошо известно, что понятие образности («imaging») — один из аспектов аудиофилии. Не следует путать это понятие со «звуковой сценой» («soundstage»). Если посмотреть эти два термина в «Аудиоглоссарии» Гордона Холта, то звуковая сцена определена так: «физическая среда, в которой происходит или происходила запись». Это не совсем подходящее определение для того, что мы слышим из наших колонок.

Следующее определение в словаре — это «сценирование звука или представление звуковой сцены». И это больше похоже на то, что нам нужно: «точность, с которой система воспроизведения передает звуковую информацию в отношении размера, формы и акустических характеристик исходного пространства и расстановки исполнителей в нем». Что касается образности, то она определена как «точность, с которой стереосистема воссоздает исходные размеры и местоположение инструментов в звуковой сцене».

Кто-то скажет, что оба понятия по сути — одно и то же, и довольно часто эти термины заменяют друг друга. Звуковая сцена, если говорить об ее отношении к аудиофилии, — это записанное представление того, где происходила запись. Образность — это точное расположение инструментов в звуковой сцене. На образность влияют сразу несколько факторов: колонки, точка прослушивания, сама комната (и все предметы обстановки), оборудование и, конечно же, запись.

Надо полагать, что самыми важными факторами правильной образности являются расположение колонок и точка прослушивания. Общеизвестно, что чем ближе колонки стоят к стене, тем более мощными будут басы. Однако подобный подход также снижает глубину образности. Если отодвинуть колонки от стены, глубина увеличится, но НЧ станет меньше. Хитрость в том, чтобы найти правильное местоположение для акустики. Разумеется, здесь роль играют и личные предпочтения. Точка прослушивания должна находиться по отношению к колонкам так, чтобы получился равносторонний треугольник или, по крайней мере, что-то близкое к этому.

Другой важный аспект размещения колонок — расстояние от боковых стен, которое сильно влияет на точность образности. Мне пришлось несколько месяцев искать лучшее местоположение для колонок в моей новой комнате для прослушивания музыки. К вопросу я подошел настолько тщательно, что тратил на это все свое свободное время. Я хотел быть полностью уверенным в том, что нашел идеальное расположение и могу оставить колонки на этих местах. Поиск лучших точек для размещения АС — самая важная составляющая для получения удовольствия от прослушивания. Это одна из тех задач, где почти всегда можно добиться правильного решения. Почти.

Студийные звукорежиссеры тоже могут влиять на образность. Например, если вы когда-нибудь слышали барабанную установку с том-томами в одном углу комнаты и тарелками в другом, то это работа звукорежиссера. Может ли такая техника звукозаписи воссоздать то, что мы могли бы слушать вживую? Скорее всего, нет. С другой стороны, думаю, именно это делает записи, воспроизводимые на аудиосистеме, интереснее.

И зачем же я мучился с расстановкой, если в результате могу получить музыкальные инструменты «размазанными» в моей комнате между левым и правым фронтальными каналами? Слышу ли я звуковое воссоздание того, где музыканты действительно стояли, или же я слышу то, что хотел передать мне звукорежиссер? Для кого-то это важно? Аудиофилов не сильно волнует понятие образности, когда речь заходит о стереосистеме. Почему же меня это так беспокоит?

Легко ли ответить на этот вопрос? Образность позволяет звучать записанной музыке гораздо интереснее. Она погружает слушателя в музыку, создает ощущение присутствия на живом выступлении. Чувство пространства, если говорить о глубине и ширине музыки, добавляет реализма записанному материалу. Если главной задачей высококлассных аудиосистем считать идеальное воссоздание живой музыки, хотя это и недостижимо, то почему бы не принимать во внимание все мелочи, которые могут положительно повлиять на конечный результат?

Представим, что мы на концерте симфонического оркестра. Например, вы сидите в пятом ряду, прямо посередине. В таком случае вы с легкостью смогли бы видеть, где сидят музыканты: струнные, духовые, перкуссия, клавишные и т.д. Также вы бы слышали направление звука инструментов. С точки зрения умения определять направленность звука, наши уши и мозг творят настоящие чудеса. Если вам нравятся подобные звуковые эффекты, почему бы не добиваться чего-то близкого от домашних аудиосистем? И неважно, как именно происходила запись.

Для меня образность — один из важнейших аспектов, на которые я обращаю внимание, когда речь заходит о системе аудиофильского класса. Когда я слушаю мою систему, больше всего внимания я уделяю точному расположению инструментов в звуковой сцене. Для меня образность так же важна, если не важнее, как сила НЧ, динамика и чистота саунда.

Образность делает музыку интереснее. Прослушивание точно сделанной фонограммы способна перенести слушателя в прошлое — например, это может быть любимый концерт или незабываемое мероприятие. Образность сильно влияет на нашу эмоциональную связь с музыкой, которую мы воспроизводим на системе. И если воссоздаваемый звук никогда не станет эквивалентом живого выступления, то попытки приблизиться к этому делают прослушивание музыки гораздо более приятным.

Оригинал: Is Stereo Imaging Overrated?

76.81 дБ +

Комментарии

#

Спасибо!

Оказывается, я тоже путаю эти понятия... и в понятие "сцена" включаю и "образность". Вообще, для меня эта самая образность, больная тема, если ее нет, не могу по настоящему получать удовольствие от прослушивания.

Точка прослушивания должна находиться по отношению к колонкам так, чтобы получился равносторонний треугольник

Часто слышал рекомендации, да и убеждался на личном опыте, что расстояние до точки прослушивания, должно быть несколько большим, чем расстояние между АС.

Может ли такая техника звукозаписи воссоздать то, что мы могли бы слушать вживую? Скорее всего, нет.

Полностью согласен. Многие говорят, что качественная аудиофильская запись, это максимально приближенная к живому звучанию. Да где вы такое слышали при живом исполнении? Можно сравнить с фотографией без обработки (серой и неинтересной ) и с обработкой (яркой и красочной).


- 60.79 дБ +
⇡ в ответ @allkef #

Согласен. Если расстояние до АС чуть больше, то как правило это улучшает восприятие, тем более, что сцена должна строиться шире базы АС. Тут многое и от записи зависит.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Serg_E #

Многое зависит и от АС. Как показала практика последнего десятилетия , когда появился новый тип АС на фрактально-волновых колебаниях. Диаграмма направленности у них до 160 град (а не 30) , посему стереобаза шире и четче, звук в воздухе ПЕРЕД колонками (т.н голографический) а не внутри за линией диффузоров , как у обычных. Для многих сиё явилось настоящим шоком и очарованием.

- 50 дБ +
#
Представим, что мы на концерте симфонического оркестра. Например, вы сидите в пятом ряду, прямо посередине. В таком случае вы с легкостью смогли бы видеть, где сидят музыканты: струнные, духовые, перкуссия, клавишные и т.д.

Это хрестоматийный пример, но многие современные музыканты пишутся вообще не видя друг друга: записывают свои партии у себя дома и потом просто высылают их в цифровом виде в студию, где их сводят. Либо в случае one man band все партии пишет один человек, естественно в разные время и в разных местах. Или когда альбом полностью электронный?

Вот в таких случаях есть ли смысл и возможность в готовом альбоме пытаться определить расположение музыкантов, или это невозможно в принципе? Или я чего-то не понимаю в этом вопросе?

- 56.02 дБ +
⇡ в ответ @Ishkur #

Насколько я понял все это в руках звукорежиссёра. Увы, хорших все меньше и меньше.

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @Serg_E #

То есть, Вы этот вывод делаете с высоты 30-ти записанных Вами альбомов и парочки "Гремми" полученных в качестве за режиссерский труд? Блин, ну приличный вроде форум......

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Ishkur #

Вот почему лучшие и ДЕЙСТВИТЕЛЬНО КАЧЕСТВЕННЫЕ записи ТОЛЬКО те что записаны в живую стерео микрофоном.

- 50 дБ +
#

В терминах российской "школы" аудиофилии понятие образность соответствует"локализации в пространстве". Важна не только рассатновка музыкантов на виртуальной сцене, но и правильная передача соотношения физических размеров инструментов. Так, например, в некоторых фонограммах, "выкаченный" на передний фронт рояль, представляет из себя виртуальными размерами чуть-ли не соборный орган, нарочито доминируя в музыкальном повествовании. В бюджетном сетапе это добавляет весомости саунду и красоты, но в более качественном начинает уже звучать нелепо. Этим страдает огромное количество ремастеров (сложнее найти правильный), достаточно послушать цифровые переиздания Синатры (любят его голос звукорежи выпячивать, а замечательный и не менее важный одноименный оркестр звучит словно из-за полуоткрытой двери соседнего помещения) и сравнить их с монофоническими виниловыми оригиналами. И вот тут проявляется самый удивительный и совершенно необъяснимый эффект, когда т.н. "сцену", точную передачу характеристик физических размеров инструментов и даже их схематичную расстановку в пространстве воспроизводит МОНО ЗАПИСЬ! Я даже поначалу списывал это на некие слуховые галлюцинации, пока почти слово в слово не услышал подобное от других любителей качественного звука.


- 59.03 дБ +
#
...роль играют и личные предпочтения.

ВОТ!!!

- 50 дБ +
#
Что касается образности, то она определена как «точность, с которой стереосистема воссоздает исходные размеры и местоположение инструментов в звуковой сцене».

Совершенно утопический термин. В реальности ничего не значащий. Много аудиофилов посещали павильон ВВС, где пишутся симфонические оркестры? Много аудиофилитиков посещают студии звукозаписи? Да, они и на концерты то не ходят, откуда им знать как должна звучать фонограмма в реальности. Как они поймут что с чем сравнивать и где эталон?

Ну и нафига нужен термин, который мало кто может использовать?


Это так же относится и к "сценированию звука" и к "образности".

Ну зачем аудиофилы лезут в область им явно недоступную? Оно, конечно, есть повод порассуждать о как бы, профессиональных вещах в профессиональных терминах, и поизображать из себя специалистов работающих на Мосфильме или на "эпл рекордс". Все же "Битласов" слушали........ ;)

Вот и хочется прямо кричать!!!!! Эгспэрды..... Вы либо советуйте используя свой опыт работы в студии или свой опыт музыкальных критиков, посещающих по 20 концертов в месяц, либо не забывайте к своим советам добавлять ИМХО!!!!!!

ИМХО и только........

- 56.02 дБ +
⇡ в ответ @PoruchikGT #

жаль, что могу "плюсануть" тока раз...

мои +0.97 ситуацию явно не спасут ;-)

- 53.01 дБ +
#

ребята, две недели назад был на концерте, малый оркестр 32 инструмента, сцена формата среднего ДК советского периода. Нет никакой локализации, звук практически из одной точки. Четвертый ряд. Кстати, потом вышел и слушал с заднего входа в районе ряда 16 - тогда зал добавил кучу переотражений и объема звуку

- 56.02 дБ +
⇡ в ответ @french_alex #

Очень частая ситуация. В некоторых филармониях по периметру специально стоят звукоотражающие щиты. Они для того, что бы слушать камерные коллективы без усилителей, соответственно с большими оркестрами такие залы не справляются. Искусство слушателя - тоже требует усилий и знаний.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @PoruchikGT #

ну 30 же не большой оркестр. Просто зал совсем не музыкальный

- 50 дБ +
⇡ в ответ @french_alex #

Ну и деньги за билеты не как в Большом театре. А на самом деле, слушать нужно учиться. При желании, можно услышать всё и даже различать звук каждой скрипки. Мало того, при этом начнете понимать даже настроение музыкантов, появится эйфория при прослушивании сложных полифинических произведений.

Мой совет, не надо расти на поле "вслушивания в искажения" дорогой техники для возможности её обсуждения на форуме, нужно расти на поле музыки переходя с уровня на уровень по сложности и масштабности произведений. Я сам многого не понимаю в некоторых оркестровках, но стараюсь погружаться. И, конечно, лень...... меня уже дети периодически пытаются на концерты вытащить, а я тут с Вами сижу! :)))))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @PoruchikGT #

А зачем одно другому противопоставлять? И с техникой интересно возиться и на концерт сходить. Никак одно другому не мешает. А музыку можно учиться понимать всю жизнь, если интерес не пропадет то всегда найдется и новое и интересное и место переосмыслению.

- 61.46 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #

Полный "одобрямс".. Одно хочу сказать,даже в Москве очень мало залов,где интересно слушать музыку..

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #
И с техникой интересно возиться......


Вот в этом и проблема!!!!! Активный маркетинг не предусматривает того, что покупатель будет требовать раскрытия технических свойства товара. Маркетингу проще научить потребителя терминам типа: "мягкий, быстрый, глубокий, теплый, прозрачный... и.т.д." Маркетинг уже создал мем, типа: "Графики и циферки - это для лохов!" То есть, не нужно разбираться с сутью вопроса...... "Голосуй сердцем и плати деньги!".

И в тот момент, когда люди начинают общаться неоднозначным, а по сути бессмысленными терминами, начинается разложение социума. Нельзя подменять понятия, нельзя зелёное подменять на теплое. Это - огромный шаг назад..... или путь к рабству, когда элита владеет терминами, а плебс - как и строители Вавилона вроде говорят о чем то, но по сути друг друга не понимают.

Это страшно.


- 50 дБ +
⇡ в ответ @george #

Главное в Москве есть цирк,где слоны могут .......Вот это важно!

- 50 дБ +
⇡ в ответ @BS2016 #

Тссс..... Жорж играл на органе в Московском костеле ........ :)))))))))))))))))))))))))))

- 39.21 дБ +
⇡ в ответ @PoruchikGT #

Гы........ :))))))) Минусуйте....... тролли...... :))))))) Минусуйте!!!!! :)))))))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @PoruchikGT #

Вы отказываете любому человеку, кроме как обладающему техническим образованием, в способности понимать звук и музыку? Это технический снобизм высшего порядка...

Про одинаковые термины - вообще смешно. Это импеданс можно в одинаковых терминах обсуждать. А остальное - получится как в анекдоте про помидоры - "есть люблю, а так нет".

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #

Ни в коем случае!!!!! Не подменяйте понятия! Человек слышит и музыку сфер и шум дождя на орбите. Я с этим не спорю.....

Я сильно волнуюсь за наше общество в которое делают вбросы которые вырождают и выхолщивают понятия. Когда люди теряют вербальные реперы, они становятся рабами тех, кто эти реперы (базы) сохраняют.

Бессмысленные термины убивают прогресс и через некоторое время в это общество придет полная деградация. Достаточно внушить человеку, что не нужно утруждать себя доказательствами и...... привет!!!!! Человек превращается в смешного "гуру" с небольшой, но такой же смешной паствой. И вот такими социумами очень легко управлять......

Хорошо это или плохо? Не знаю, каждый пусть сам решает! :))))))))

Но блин, Россия вроде страна более менее грамотных людей........ Я раньше так думал...... :))))

Видать мода на знания прошла.

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @PoruchikGT #

если вы лично мне, то я в оркестре на репетиции ходил еще в материнской утробе. И если мне напоминать про совершенствование навыков в этом направлении, то нужны другие методы

хотя, видимо, всему форуму. Джорджу вон в Москве залов мало. А у нас их вообще нет

- 50 дБ +
⇡ в ответ @french_alex #

Играйте музыку сами....... Поверьте, это общение с вселенной...... Играйте, хоть на органчике, хоть на органе. Это общение с музыкой сфер......

Интересно, смогу я побить рекорд падения рейтинга? 03.11.17 мой рейтинг был 71, теперь уже 40!!!!! Готов побить рекорд падения...... Готов быть чемпионом!!!! :))))))

Прикольный на форуме движок!!!! :))))))

- 56.02 дБ +
⇡ в ответ @PoruchikGT #

Что меня всегда удивляет,ну какая-то звериная злоба,на всякое инакомыслие.. В основном это пишут те,кто сами не могут,даже нажать на одну ноту,что бы там было понятно,тут пиано или форте ?? Играл в свои лучшие годы не в России,а мне тут про Московский костел,так и про цирк,про слонов всяких. Да,я пишу,что сам видел,в том числе и про цирк.. И что я сказал ?? В Москве очень мало залов,где есть хорошая акустика,ну пускай меня попробуют переубедить ?? Еще раз про слонов.. Я играл и точно видел,как они срали прямо в ведро.. Это было примерно в 1973г,когда многих из моих критиков еще мама не родила.. Что бы все это понять,нужно было пожить в том времени,там была поголовная нищета,мне что бы было купить долбанный Вэйльтмейстер с 2х-рядным мануалом и возможностью играть и ногами,нужно было отдать деньги,как за машину,а сколько стоили приличные гитары типа Фэндер или Джипсон ?? Поэтому я и работал,там где мог..

- 63.8 дБ +
⇡ в ответ @george #

Не в инакомыслии дело, это общая проблема человеческого взаимодействия. Если бы только одни слова значили одно и то же - пол беды. Но очень многие искренне считают, что все остальные думают и испытывают эмоции точно так же. А что еще хуже - обязаны думать и чувствовать так же. Но в природе так не бывает, и у людей не будет, даже если перевести все на бинарную систему.

- 60.79 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #

Согласен,для успокоения себя я сейчас слушаю и смотрю блестящего пианиста из "прошлого",-это Элл Гарднэр..

- 50 дБ +
⇡ в ответ @george #

Да, нет никакой злобы, если Вы хотя бы гаммы и арпеджио играли, то все аудиофилы не смогли получить и сотой части удовольствия от создания музыки, которое получили вы. Музыка - это сакральное действо. Слушание музыки такое же сакральное действо. Разница только в том, кто пастырь а кто идущий за пастырем. И фик с ним с расписанием московских костёльных органов. В конце концов, полет фантазии ни кто не в силах прервать........ ;)

- 50 дБ +
⇡ в ответ @PoruchikGT #

Наконец вы заговорили нормальным языком..В свое время я умудрился прочитать за бесконечными гаммами и арппеджио полное собрание Вальтера Скотта,если не забыл-это было 20 томов !! Потом Дюма и бог знает чего.. У меня родители работали в музыкальном училище и доверяли моей бабушке,ей было одинаково,что я играл-главное 4 часа в день. Потом я разнообразил творчески для себя,перешел на бугги-вугги,тут можно было играя по "квадрату",хоть как-то играть и импровиз. Шел просто по хроматизму,что бы одинаково себя чуствствовать в разных тональностях.. Особенно по пальцовке.. Это было полезно и очень на мелкой и октавной технике... Потом мне это сильно пригодилось в будущем,в том числе и в цирке,там были и "слоны",которые какали в ведра,а из-за вони я нот не видел !! У меня было всего лишь 2-варианта,играть на память или на слух.. Я выбрал на слух,теперь давно мне ноты не нужны. Что бы не быть голословным,забейте в Ютуб бугги и послушайте,как могут играть и главное посмотреть,на что способны яркие представители этого стиля-думаю у вас техника это позволит.. Классику я люблю,но это не мое.. А то с легкой руки Я.Годыны-меня достали..

- 50 дБ +
#

Разве что в записях Chesky Records с использованием бинаурального микрофона в голове манекена можно говорить о стремлении воссоздать расположение музыкантов и приблизить звучание к реальности.

- 50 дБ +
#

06.11.17..... мой рейтинг 38!!!!!! Иду на рекорд!!!!!

- 50 дБ +
#

А есть технические характеристики АС, которые влияют на эти "образность", "сцена" и прочее?

Как по мне, так лишь бы не искажался звук. А остальное зависит от звукорежиссера.

- 50 дБ +
#

На заглавной картинке изображен принцип Гюйгенса?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @mexkb #

Изображено расположение микрофонов, когда капсули находятся друг над другом, образуя прямой угол, в простонародии называется- ХY,

У него есть свои плюсы и минусы.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Tess #

Образовался, спасибо.

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.