Перезагрузка: репортаж с российской конференции Focal

Перезагрузка: репортаж с российской конференции Focal

Бренд Focal знаком отечественным ценителям Hi-Fi уже давно. Все прекрасно знают, что такое Utopia и помнят, что раньше акустика Focal называлась JMLab. Но всё это относится к прошлому, а в настоящем продукцию Focal в России с весны этого года представляет дистрибьюторская компания «Бонанза», в офисе которой и прошла первая конференция старого знакомого бренда.

Примечательно, что конференция прошла 14 июля, в день взятия Бастилии. Для французов это важный национальный праздник, и тот факт, что иностранные гости приехали в Россию именно в этот день, был призван подчеркнуть особую ценность нашего рынка. Ситуация, на мой взгляд, весьма показательна. Текущее положение дел в российском мире Hi-Fi уже давно не добавляет оптимизма местным дилерам, а французы видят перспективы и, как я считаю, правильно делают.

Дружба навек

Первым выступил генеральный директор компании, Кристоф Сико (Christophe Sicaud), который начал с истории бренда и довольно быстро перешёл к его нынешнему состоянию. Думаю, не все в курсе, что Focal-JMLab — это уже не отдельная компания, а часть холдинга VerVent Audio Group, в который так же входит небезызвестная английская компания Naim.

Кристоф Сико рассказывает как две независимые компании могут успешно работать вместе

Объединению двух компаний способствовало, как это ни парадоксально, нежелание вливаться в большие Hi-Fi-холдинги и следовать общепринятым трендам. Ни Focal, ни Naim до последнего момента не собирались объединяться с кем бы то ни было, сохраняя свою целостность и независимость. Однако объединение Focal и Naim все же состоялось, и теперь компании активно поддерживают друг друга в борьбе с многочисленными конкурентами.

Стабильный рост

«Я не знаю, зачем вы фотографируете это», — сказал Кристоф Сико про слайд презентации, который привлёк особое внимание публики, и поспешил перейти к следующему. Речь шла о статистике по годовому обороту компаний, распределённой по направлениям: домашний Hi-Fi, домашнее мультимедиа, автомобильное и профессиональное аудио.

Оборот компании Focal с 2006 года по 2016 (прогноз) в млн евро

В первую очередь вызывает уважение стабильный рост продаж в целом. Успехи профессионального аудио Focal меня порадовали особенно. Рынок этот достаточно консервативный, но студийные мониторы Focal исключительно хороши. Не зря ими пользуются мои любимые Chemical Brothers и Фарелл Вильямс.

Абсолютные наушники

Когда речь зашла о продукции компании Focal, слово взял директор по маркетингу компании, Николя Дебар (Nicolas Debard). В центре внимания оказались новые наушники, причём Россия стала первой европейской страной, где прошла их презентация. «Мы решили привнести новые технологии в сегмент наушников, — многообещающе начал Николя. — Сначала мы протестировали наушники с излучателями, выполненными по различным технологиям: динамические, электростатические и магнитнопланарные. Оказалось, что все они имеют ограничения по динамическому диапазону».

Во флагманской модели наушников Utopia продумана каждая деталь

Спору нет, динамика — это действительно проблема многих моделей. В погоне за разрешением и ровной АЧХ производители сильно демпфируют динамики и делают подвесы максимально упругими, стремясь взять диффузор под полный контроль. Вселенский вопрос «Что делать?» для меня остался открытым, а инженеры Focal нашли на него ответ. Те самые новые технологии, с которых начал Николя, есть не что иное, как новое поколение динамического излучателя. Его принципиальное отличие от всех существующих ныне заключается в том, что диффузор полностью раздемпфирован. Говоря по-простому, позади динамика нет никаких акустических фильтров, ограничивающих прохождение воздуха и свободу перемещения диффузора. По этому принципу работают большие динамики акустических систем.

Правильный динамик

Конструкция динамика наушников, по сути, аналогична конструкции обычного излучателя, скажем, твитера. Отличие состоит в том, что все детали миниатюрные и предельно лёгкие. Массу подвижной системы снизили насколько это возможно. Получилось всего 135-150 мг в зависимости от модели. Звуковую катушку инженеры Focal смогли сделать вообще без каркаса, есть только провод, намотанный в форме цилиндра в один слой и связывающий его клей. Диффузоры из лёгких металлов и имеют М-форму, обеспечивающую большую жесткость и более подходящую для наушников дисперсию. Подвес изготовлен из материала NBR — он предельно лёгкий и тонкий, всего 70 микрон. Благодаря сочетанию жесткого диффузора и гибкого подвеса удалось добиться большого рабочего хода без компрессии и искажений.

Модельный ряд новых наушников начинается со вполне традиционной модели Listen, но следующие за ней Elear и Utopia это нечто совершенно новое

На данный момент в линейке Focal представлены две модели наушников, выполненные по данной технологии: сравнительно недорогая Elear с диффузором из алюминиево-магниевого сплава и High End модель Utopia с диффузором из бериллия. Обе, по понятным причинам, открытого типа. Еще одна новая модель, Listen, предназначена для использования с мобильными устройствами. Она имеет закрытый корпус и традиционный излучатель, аналогичный выпущенным ранее моделями серии Spirit.

Для дома, студий и авто

Диапазон продукции Focal достаточно широк. Он включает в себя встраиваемую и свободно стоящую акустику, направление мультимедиа, объединяющее наушники, комплекты акустики 5.1 и появившийся недавно саундбар, а также автомобильное и профессиональное аудио. В каждом из направлений компания развивается планомерно и весьма эффективно. Как сказал Николя Дебар «уже 3500 звукозаписывающих студий США оборудовано исключительно мониторами Focal SM9». Что это, если не успех в отдельно взятой нише?

Нашли в списке любимую группу или саунд-продюсера? Теперь вы знаете на какой акустике их музыка будет звучать лучше всего

В направлении автомобильного аудио дела тоже в порядке. Не так давно было подписано соглашение с Пежо, согласно которому комплект акустики Elite будет поставляться как Hi-Fi-опция к новому кроссоверу Пежо 3008. А младшая линейка Integration уже доступна в виде готовых комплектов, с помощью которых можно легко провести апгрейд штатной акустики БМВ, Фолькцваген, Тойота, Рено и Пежо.

В чём сила, брат?

О том, что является самой главной ценностью акустики Focal, Николя Дебар сказал следующее: «Мы разрабатываем излучатели с нуля и сами производим свои динамики. Многие компании используют сторонние производства, но для нас это было бы неудобно и попросту невозможно. Для создания излучателей нашей High-End-продукции нужны технологии и оборудование, которых нет ни у кого».

Твитер с инвертированным куполом — визитная карточка Focal

Хорошим примером такой технологии является бериллиевый твитер. Он уникален во всём. Фольга, из которой формуется его вогнутый диффузор, имеет толщину 25 микрон, что примерно в два раза тоньше человеческого волоса. Такое действительно не закажешь на производстве в Китае.

Научное обоснование того, почему при подборе материала диффузора разработчики Focal выбрали именно бериллий

Не менее уникальна технология изготовления диффузоров W-сэндвич. Сочетая наружные слои из плотного стекловолокна и внутренний слой из легкого пеноматериала Rohacell, инженеры Focal разработали сэндвич, в котором можно получить любые желаемые сочетания жесткости, веса и внутреннего демпфирования. При этом диффузор получается лучше, чем любые другие. Николя привёл отличный тому пример: «Если взять этот диффузор НЧ-излучателя студийного монитора СМ9 и поставить на него гирю весом 16 кг, он не помнётся и не сломается».

Руководство компании Бонанза представляет новую акустику Focal, а заодно и свой новый шоурум

По схожей технологии производятся уникальные динамики Flax, внутренним наполнением которых является не искусственная пена, а натуральный французский лён. Диффузор Flax сочетает механические характеристики кевлара с внутренним демпфированием бумажного диффузора.

Начиная с Утопии

Лучшие технологии Focal по традиции реализуются сначала во флагманской модели Utopia. В описании текущей, третьей по счёту модификации, меня удивили две вещи. Во-первых, управляемый изгиб передней панели. Сегменты, из которых состоит акустика, можно складывать или раскладывать в небольших пределах фокусируя тем самым звучание всех излучателей в заданной точке.

Не только расположение акустики в помещении, но ещё и изменение кривизны передней панели помогают сфокусировать звук в точке прослушивания

Производится эта процедура с помощью кривой ручки наподобие патефонной. Ну а во-вторых, меня крайне впечатлили басовые излучатели. В них вместо привычного постоянного магнита используется электромагнит с медной катушкой весом 7 кг и внешним блоком питания, регулировка которого меняет характер звучания.

Ценители звука и дизайна Utopia вполне могут остановить свой выбор на модели Sopra. Она тоже весьма похожа на модный спорткар и звучит, надо признать, не хуже старшей сестры. Её саунд мне нравится даже больше, поскольку он исключительно живой и подвижный.

Электромагнит чудовищных размеров обеспечивает басовику характеристики, которые просто невозможно было бы получить с постоянным магнитом

Не только дизайн, но и часть технологий Sopra заимствованы у Utopia. Среди прочего — полностью раздемпфированный твитер, тыльная часть которого нагружена на открытый расширяющийся рупор. Чувствуете, откуда у инженеров Focal появилась идея динамиков для наушников?

Вопросы и ответы

В заключение дня на вопросы дилеров и журналистов, посетивших конференцию, ответили генеральный директор Кристоф Сико (Christophe Sicaud), коммерческий директор Арно Анду (Arnaude Hendoux), директор по маркетингу Николя Дебар (Nicolas Debard) и главный менеджер по экспорту Карстен Рот (Carsten Roth).

Уникальный комплекс по производству бериллиевых диффузоров обеспечивает Focal технологическое превосходство над конкурентами

Среди прочих прозвучал традиционный вопрос: «Кого вы считаете своими конкурентами?». Обычно дипломатичные французы не отвечают на этот вопрос прямо, но в этот раз ответ был на удивление открытый и честный. Кристов Сико ответил практически не задумываясь: «Bowers&Wilkins». Однако на фоне альянса Bowers&Wilkins + Classe связку Focal + Naim месье Сико видит более универсальной с точки зрения звучания и более перспективной с точки зрения бизнеса.

На мой вопрос о перспективах появления портативной электроники, которая логично дополнила бы новое поколение наушников, ответ был, увы, отрицательный. В обозримом будущем мы можем рассчитывать лишь на обновление линейки стационарных усилителей для наушников, выпускаемых под брендом Naim. Что ж, подберём плеер сами из того, что есть.

Презентация акустики Focal Grande Utopia EM в британской студии Abbey Road

А по презентации Focal у меня всё. Впрочем, наверное, надо и мне ответить на один вопрос. «Удалось ли послушать новые наушники?». Ответ: да. И не просто послушать, а ещё и протестировать их с различными источниками и усилителями. Тест будет в ближайшем будущем.

UPD: Тест наушников Focal Utopia: самые-самые

ТЕГИ:#Focal
70 дБ +

Комментарии

#

Интересно, старшенькие Утопии к нам привезут в перспективе? И какова будет локальная цена вопроса...

- 50 дБ +
#

Применительно к Утопии о цене лучше не говорить. Просто наслаждаться звуком :):):)

- 50 дБ +
#

Почему сразу не говорить... Да, денег стоят но и возможности у всех разные. И это не самые дорогие на свете колонки, кстати. Далеко не самые. Периодически гощу в доме у владельца грандов, знаю что за акустика и чего от нее можно добиться. В Москве и около вопрос скорее встанет в подходящем помещении - не в ангаре же ставить? А все остальное соответствующего качества и метража будет иметь циферки пострашнее чем цена акустики. Хотя если прикинуть всю систему на круг...

- 50 дБ +
#

C каким усилением стоят гранды?

- 50 дБ +
#

Сейчас с моноблоками Vitus Audio, точно модели не назову, до того были Halcro, VAC и в начале Accuphase.

- 50 дБ +
#

Судя по рекламе на самые топовые наушники можно накопить только к старости. :)

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.