Маленький принц. Тест проигрывателя виниловых дисков SME Model 10

Маленький принц. Тест проигрывателя виниловых дисков SME Model 10

В сочетании с тонармом SME M2-9 и головками звукоснимателя Clearaudio Melody V2, Goldring Legasy.

История

Более старшая модель проигрывателя SME 20/12 уже была предметом нашего пристального изучения некоторое время назад, сейчас же нам достался на тест самый младший аппарат этого английского производителя — Model 10. Девятидюймовый тонарм из серии M2 также можно назвать самым младшим в линейке. Вдаваться в подробности истории английской компании SME Limited, появившейся на свет в 1946 году мы не будем, скорее интересно обратить внимание на выпускаемую ей сейчас технику. Из всего относящегося к аудио — это только проигрыватели виниловых пластинок и тонармы. Никаких побочных продуктов, только механические составляющие винилового тракта. Надо сказать, что даже младшую модель проигрывателя дешевой назвать никак нельзя. Да и младший в линейке тонарм тоже не относится к самым доступным на рынке. Однако, весь опыт общения с техникой SME позволяет сделать один вывод — да, дорого, но в принципе понятно за что платишь деньги. Продуманные технические решения, высокое качество изготовления узлов и деталей, качественные материалы. Придраться можно к концепции (например компания никогда не выпускала одноопорных тонармов), или к стилистике звучания, или к цене, но вот к качеству идей и реализации их в железе придраться очень сложно. Даже в мелочах: в комплекте с проигрывателями или тонармами идет все что нужно для использования, без дополнительных вложений. Выбор моделей и опций — более чем достаточный. Даже просто инструкции к технике — не какие-то бумажки, а полноценная техническая документация.

На первый взгляд аппарат не сложный, но впечатление это достаточно обманчивое. По сути, вся конструкция состоит из нескольких металлических пластин: нижняя является опорой для мотора и опорного подшипника диска; вторая пластина также поддерживает опорный подшипник, но уже развязана от мотора посредством опор; третья пластина выполняет функцию базы для тонарма. Вся конструкция опирается на регулируемые ножки, и ножки эти весьма странного вида — снизу они представляют собой полусферы из очень мягкого материала, то ли резины то ли силикона, который просто прилипает к поверхности стойки и за счет своей пружинящей консистенции обеспечивает виброразвязку. Также дополнительную развязку обеспечивают три опоры, сложной конструкции, которые соединяют все детали проигрывателя в единое целое. Мотор хотя и установлен, по сути, на корпусе, но эффективно развязан при помощи мягких проставок. Да и сам мотор хоть и мощный, но тихий — услышать его затруднительно, а диск он раскручивает быстро и уверенно. Управляется мотор при помощи внешнего блока, в корпусе которого установлен и блок питания и электронная система управления скоростью.

На фотографии можно увидеть внутреннюю конструкцию проигрывателя — основание, опоры и прочие элементы, и их взаимное расположение. Так же становится понятно как реализовано крепление тонарма.

Сразу можно сказать, что скорость аппарат держит очень точно. Вращение мотора передается на субдиск посредством короткого и достаточно жесткого туго натянутого ленточного пассика. Сверху на субдиск устанавливается основной диск, традиционно для SME, выполненный как сборная конструкция из металла и специфического фирменного материала напоминающего собой камень. Винтовой прижимной клемп, такой же как и на всех прочих аппаратах, удобный и практически не влияющий негативно на звук. Что касается базы для тонарма, то она изначально рассчитана на установку «родного» тонарма. Потенциально, возможность установить сторонние тонармы на базу есть, но далеко не все — размеры и конфигурация базы накладывают свои ограничения. Штатным тонармом может быть или модель M2-9 или 309. Более старшие тонармы обычно встречаются на столах верхних моделей, хотя технически нет никаких ограничений, чтобы, к примеру, установить SME V. Переходя к тонарму можно сразу сказать — SME M2-9 хоть и считается младшим, точнее самым коротким тонармом в младшей линейке, к моделям конструктивно или технологически слабым отнести его никак нельзя. Подвижные узлы реализованы на качественных высокоточных подшипниках, имеются все необходимые настройки, и настройки эти точны и удобны. Единственный момент к которому нужно приноровиться — настройка азимута. Чтобы настроить его, нужно ослабить крепление магнезиевого съемного шелла к трубке тонарма и просто повернуть шелл до требуемого значения. Вот только затянуть крепление обратно и не сбить настройку, получается с первого раза не всегда. Все же остальное настраивается быстро и просто. Также стоит отметить традиционную для SME систему сдвига тонарма относительно базы — это необходимо для настройки, так как шеллы и этого, и других тонармов, для крепления головки имеют не прорези, а только круглые отверстия под винт. Задать смещение головки относительно шелла не представляется возможным, поэтому приходится использовать сдвиг тонарма. Впрочем, штатный настроечный шаблон, делает процедуру

Если перевернуть и изучить проигрыватель снизу, то все выглядит очень просто. Хотя надо заметить, что ножек из такого материала я больше нигде не встречал. Также видна нижняя часть узла подшипника.

весьма простой. Также удобна точная настройка VTA — тонарм можно смещать вверх и вниз, вращая настроечное кольцо по резьбе. Единственное мое традиционное нарекание в отношении тонармов SME — штатный выходной кабель — на мой слух его потенциал заметно ниже, чем потенциал самого тонарма, да и почерк этого кабеля мне слышится грубоватоупрощенным. В нашем случае, кабель был сразу заменен на давно приработанный старый Ortofon 1000-й серии. Головки в нашем тесте две — Clearaudio Melody V2 и Goldring Legasy. Обе по своему интересны конструктивно, к тому же тестируя проигрыватель с несколькими головками, проще понять, какая составляющая звукового почерка относится к столу и тонарму, а что привносят сами головки. Если учесть, что одна имеет деревянный корпус и намотку катушек золотом, а другая корпус из магниевого сплава или, например, неодимовый магнит — можно смело предположить, что столь разные конструкции дадут разный звук, разную подачу и почерк. Вот на этой разнице мы и попробуем разобраться что к чему, и сделать какие-то выводы о музыкальных способностях стола, тонарма да и самих головок.

Звучание

Я начал прослушивание установив и дав приработаться головке Clearaudio Melody V2. Первая пластинка — Sarah Vaughan «Vaughan And Violins». В целом, звук собранный и глубокий. Звук детальный, прозрачный, лишенный какой бы то ни было окраски. И инструменты, и голос воспроизводятся исключительно правильно и точно. Пропорции для моно-записи строятся неплохо, но все же не идеально. Также, что расстраивает — головка не самым лучшим образом справляется со старыми пластинками. Я привык, на этой записи (кстати, находящейся в неплохом состоянии), слышать все же музыку, а не артефакты. Немного поэкспериментировав с настройками и пластинками не вошедшими в основное прослушивание, пришел к выводу, что все бы хорошо, но вот старые записи, даже в состоянии VG+, для данной конкретной головки оказываются трудноразрешимой задачей.

Традиционно для проигрывателей SME, блок питания и управления вынесен в отдельный корпус. Внутри корпуса, как можно увидеть, все далеко не так просто, как обычно бывает у большинства проигрывателей.

Следующая пластинка — Charlie Byrd «Sugarloaf Suite». Вот тут все намного лучше — не самая старая запись, стерео, да и сама пластинка в состоянии близком к идеальному. Звучание глубокое, быстрое и насыщенное. Может быть чуть легкое и светлое, с незначительным тяготением к верхней половине частотного диапазона, но в остальном претензий практически нет. Все воспроизводится весьма достоверно. Сцена точная и проработанная, хотя по размерам скорее ближе к камерной. Планы разделены точно и явно, между ними более чем достаточно воздуха. Тонкие звуки и послезвучия не теряются и не выпячиваются, а занимают вполне подобающее им место. Но, впрочем, и данная конкретная запись далеко не самая сложная для тракта. Поскольку захотелось чего-то посложнее, я выбрал пластинку Tsuoshi Yamamoto Trio «Misty». Пусть это и не первый пресс, но издание очень хорошее, да и музыка сама по себе исключительна: как в плане исполнения, так и в плане записи. Слышу, уже ставший привычным, легкий и быстрый звук. Прекрасно прорабатывается звучание рояля — слышен объем деки, струны, клавиши. При всей точности и качестве подачи, в целом картина получается немного более светлая и легкомысленная, чем я привык слышать. Чуть не хватает масштаба и одновременно основательности баса и нижней середины. И ударная установка, и контрабас звучат хорошо, но, в отличие от инструментов составляющих верхнюю половину диапазона, они прорисовываются не столь объемно и не так насыщенно, картинкаполучается не совсем трехмерная.

Подвижный узел тонарма выполнен продуманно и качественно. Противовес позволяет ставить даже тяжелые головки и очень удобен для точной регулировки прижима. Конструкция с подвижной базой также обеспечивает возможность точной настройки.

Претензий к качественной составляющей нижней части диапазона, по сути, нет, но вот количественно, все получается несколько неуравновешенно — если в верхней части картинка трехмерная, чуть не дотягивающая до голографичной, то чем ниже, тем больше все уплощается и упрощается. Закончив с джазом, решил послушать альбом Pink Floyd «The Wall». Вот тут результат получился немного неожиданным. Я ожидал того же легкого, чуть осветленного звучания, а получилось, что скорее не хватает не нижнего диапазона и основы, которые отрабатываются весьма неплохо, а того самого ожидаемого «флойдовского» воздуха. Хотя, впрочем, и некая легковесность звука все же осталась. Подобная подача вполне подойдет, например, для классики периода барокко или для струнных квартетов, но универсальной ее счесть сложно. Можно предположить, что в некоторой мере эту ситуацию можно исправить при помощи опционального вязкостного демпфера к тонарму, который, стоит заметить, реализован у SME очень грамотно и действительно работает. Но такового в нашем распоряжении не оказалось, поэтому для более полного тестирования я решил установить и настроить другую головку. После прогрева и приработки Goldring Legasy, я послушал тот же музыкальный материал и вернулся к «стене». Звук получился, с одной стороны, более мягким не столь очерченным по верхним частотам, но одновременно более плотным, насыщенным и уравновешенным. Верхние частоты, скорее, спокойные, серединка плотная, насыщенная и одновременно живая, телесная. Бас и нижняя середина получились более основательными и сбалансированными относительно всего остального диапазона. Детальность в целом чуть ниже, однако на целостную картину это не сильно влияет — звук скорее подкупает своей слитностью, благородной напористостью и одновременно деликатностью. Всего получается в меру, хотя подача, скорее, силовая. Воздуха стало немного меньше, но опять же — это нельзя счесть однозначным недостатком, просто стилистика воспроизведения изменилась, не потеряв какой-то своей цельности. А цельность эта задается, видимо, потенциально ровным тональным балансом самого проигрывателя, отличной динамикой и хорошим уровнем детальности, который может, как и многое другое, варьироваться в зависимости от головки, но механические части тракта — стол, тонарм не мешают всему этому происходить. Тут можно отвлечься и сравнить впечатления от тонарма SME M2-9 и его сородичей по серии, и от тонармов более старших. Да, старшие тонармы с трубкой переменного сечения из магнезиевого сплава в чемто точнее, детальнее и может быть нейтральнее, но живость и телесность подачи в целом именно у серии М2 оказывается более явной.


Обе головки МС с «низким выходом», обе относятся к почти одной ценовой категории. Но звучание получается совершенно разное. Clearaudio дает более облегченный и осветленный, но, одновременно, более детальный звук. Как показывает опыт, все «старшие» головки этого производителя склонны к светлому звучанию, а вот детальность и динамика, у старших моделей выше. Goldring звучит в лучших традициях «английского звука» — при чуть меньшей детальности, тональный баланс ровнее. Напористость в целом получается выше.

Следующая пластинка — Д. Бортнянский «Хоровые концерты». Пусть она и записанана «Мелодии», но записана очень неплохо, а по сути музыкального материала, она «запись для любого тракта». Хоровые записи особенно требовательны к детальности, динамике, слитности звучания и ровной подаче частотного диапазона. В нашем же случае все слышно очень хорошо — хор отлично читается, голоса не сливаются в голос одного единственного непонятного существа. Даже быстрые моменты не доставляют тракту каких-либо затруднений. Однако есть и некоторая недосказанность — чуть не хватает масштаба. В целом по подаче, вероятно, предыдущая головка оказалась бы предпочтительнее, но и там нехватка масштаба, как показало последующее прослушивание, все равно присутствовала. Закончить тест я решил двумя пластинками совершенно разных жанров. Если к записи «Времен года» Вивальди, претензий как таковых не нашлось, то вот эмбиентный альбом Murcof «Cosmos», с обоими головками звучал не совсем привычно. Чуть более воздушно и детально или чуть более напористо и телесно, но основательности дыхания музыки, в полном объеме услышать не удалось. Все на уровне «почти, вот-вот», но до конца раскрыть потенциал записи немного не получается. Вероятно — это как раз и можно отнести к разнице в почерке между младшей и более старшими моделями проигрывателей SME.

Резюме

Аппарат хоть и младший у производителя, но все равно обладает уровнем, доступным не каждому серьезному проигрывателю, в том числе и среди более дорогих. Безусловно приятное впечатление оставляют конструкция и качество изготовления узлов и деталей, а также четко выверенная и слышимая концепция. Разница с более старшими моделями, в плане детальности или динамики, почти не слышна, но вот прорисовать масштаб настолько реалистично и точно, как это могут модели более старшие, этому аппарату в полной мере не удалось.


Музыкальный материал

[01] Charlie Byrd — Sugarloaf Suite — Concord Jazz Picante CJP 114 / Stereo

[02] Murcof — Cosmos — Leaf Label BAY 59V / Stereo

[03] Pink Floyd — The Wall — CBS/Sony Japan 40AP 1750-1 / Stereo

[04] Sarah Vaughan — Vaughan And Violins — Mercury MG20370 / Mono

[05] Tsuoshi Yamamoto Trio — Misty — Trio Records PAP-20001 / Stereo

[06] Vivaldi — Four Seasons — Polish Chamber Philharmonic Orchestra, Daniel Gaede, violin — TACET L-163 / Stereo

[07] Д. Бортнянский — Хоровые концерты — Камерный хор Московской государственной консерватории, дирижер Валерий Порянский — Мелодия С10-11485-6 / Stereo

Технические характеристики

Проигрыватель SME Model 10

Привод: пассиковый

Скорость вращения: 33,3, 45 и 78 об/мин

Габариты: 370х350х161 мм

Масса: 16 кг

Тонарм SME M2-9

Тип: поворотный, динамически сбалансированный

Шелл: съемный, нестандартный, из магнезиевого сплава

Настройки: прижим, горизонтальный и вертикальный углы, антискейтинг

Выходной разъем: RCA

Эффективная длина: 233,20 мм

Эффективная масса: 9,5 г

Допустимый вес головки: 5 — 12 г

Головки звукоснимателя: Clearaudio Melody V2 / Goldring legasy

Тип: МС / МС

Частотный диапазон: 20-100000 Гц / 20-22000 Гц

Разделение каналов: > 25 дБ / 1 кГц / > 25 дБ / 1 кГц

Выходное напряжение: 0,7 мВ / 0,25 мВ

Импеданс: 30 Ом / 100 Ом

Прижимная сила: 2,8 г / 1,75 г

Динамическая податливость: 15 / 16 5x10-6 см/дин

Профиль иглы: эллипс различной степени заточки

Материал корпуса: эбеновое дерево / магниевый сплав

Вес: 6,3 г / 8 г

Опубликовано в журнале Stereo&Video, № 12, 2011
70 дБ +

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.