Разговор с Бобом Сердженером из Neat Acoustics о том, что музыка первична и слушать ее нужно в свое удовольствие

Разговор с Бобом Сердженером из Neat Acoustics о том, что музыка первична и слушать ее нужно в свое удовольствие

В декабре прошлого года Москву посетил Боб Сердженер (Bob Surgeoner), основатель и главный разработчик компании Neat Acoustics, чтобы совместно с Naim провести презентацию своих акустических систем. Еще до его приезда мы предложили нашим читателям задать интересующие вопросы. Объединив их с вопросами от редакции, мы получили весьма обширный набор тем для беседы, так что данное интервью можно считать результатом нашей с вами совместной работы. 

— На презентации вы рассказывали о разработке акустики и упомянули, что большинство настроек производите на слух. Стоит ли понимать это буквально?

— Мы делаем измерения, конечно же, мы делаем много измерений. Но еще больше мы слушаем результаты. Музыка первична, поэтому если приборы говорят, что все хорошо, но музыка звучит как-то не так, мы следуем за музыкой и продолжаем настраивать акустику до тех пор, пока слуховые тесты не дадут однозначно положительный результат.

Измерения помогают в том плане, что мы можем проанализировать результат настройки на слух. Аппаратные измерения дают возможность измерять импеданс и уровень искажений, контролировать те параметры, которые отвечают за согласование акустики с усилителями. Эта сторона вопроса полностью зависит от измерений.



— Какую музыку вы используете для тестовых прослушиваний?

— Практически всю, начиная с раритетных записей сороковых и пятидесятых годов, блюза, фолка и джаза, и заканчивая современной музыкой, включая рок и тяжелый металл. В тестах, например, мы используем записи Metallica, Rage Againts the Machine, John Coltrane, ранние записи Элвиса. Там есть очень интересные вещи, записанные в экспериментальном на тот момент формате стерео, когда инструменты и вокал просто разбросаны по колонкам. 

Есть, конечно, и персональные предпочтения. Я вот люблю Тома Уэйтса и использую его музыку при тестировании акустики.


— Какие усилители вы обычно используете в тестах?

— Обычно Naim, кроме того, Exposure, Creek, преимущественно мы используем электронику британского производства.


— Ламповые усилители есть в списке?

— Да, в том числе. Мне нравится звучание ламповых усилителей.



— А какие кабели используете?

— Обычно мы учитываем пожелания производителей электроники, поскольку они знают, какие кабели используются для внутренней разводки их аппаратуры, а также, с какими кабелями их электроника звучит лучше всего. Опять же, немало британских брендов, например, Chord и Atlas.


— Как вы считаете, акустика Neat лучше подходит для цифровой Hi-Res музыки или для винила? Вы сами что предпочитаете?

— Neat одинаково хорошо воспроизводит и цифровой, и аналоговый звук. Лично я любитель винила. Если передо мной стоит задача оценить качество звукового тракта, услышать мельчайшие детали, я, конечно же, использую Hi-Res записи, но в ситуации, когда я слушаю музыку в свое удовольствие, чтобы отдохнуть и расслабиться, предпочту винил.


— По каким причинам вы предпочитаете изобарическую конструкцию корпуса?

— Эта технология позволяет получить достаточно мощный и большой звук при небольшом размере корпуса. Так изобарический сабвуфер получается в разы компактнее, чем сабвуфер с аналогичной глубиной баса и аналогичной мощностью в обычной конструкции. Кроме того, изобарическая конструкция позволяет значительно лучше контролировать воспроизведение баса. Звук получается более четкий и точный.


Так выглядит изобарическая конструкция корпуса в колонках Neat


— В акустике Neat не применяются большие НЧ-излучатели, почему?

— Мы провели исследования и пришли к выводу, что наилучший размер диффузора динамика для воспроизведения баса составляет порядка 170 мм. С таким драйвером мы можем получить бас, начиная с 20 Гц. Используя при этом, скажем, двухполосную конструкцию, НЧ-излучатель меньшего размера гораздо легче согласовать с твитером.


Боб Сердженер показывает напольную акустику Neat IOTA Alpha


— Модель Neat Ultimatum оснащена супертвитерами на верхней части корпуса. Нужна ли какая-то специальная подготовка помещения для ее эффективной работы? И для чего в принципе нужно было располагать их обязательно наверху?

— Именно такая конструкция получилась в результате экспериментов. Изначально мы ставили супертвитеры на переднюю панель, но поскольку для выравнивания отдачи и импеданса нам нужно было использовать сразу два супертвитера, они занимали много места на передней панели, и акустика получалась высокой. Поместив супертвитеры наверх, мы удивились тому, насколько сильно изменилась звуковая картина: сцена стала объемнее и шире, улучшилось общее восприятие звука вплоть до более естественного звучания басовой области.

Что касается помещения — особенных подготовительных процедур не требуется. Это может быть обычная комната.



— В вашем ассортименте есть весьма специфическая модель — напольная акустика IOTA Alpha, которая имеет высоту всего 45 см. Какого размера должно быть помещение для нее и как ее лучше расположить в пространстве?

— Это не обязательно должна быть маленькая комната. IOTA Alpha может озвучивать достаточно большие помещения. Однажды я тестировал цифровое пианино. У меня было несколько акустических систем, среди которых —  большие напольники XL10 и полочная версия IOTA. Я слушал, как звучит цифровое пианино, обращал внимание на полноту басовых нот и был уверен, что к системе подключена акустика XL10. Каково же было мое удивление, когда оказалось, что это были миниатюрные полочные колонки IOTA! На самом деле тут сработал психоакустический трюк: колонки не воспроизводили глубокие басовые ноты, но отлично передавали их верхние гармоники, создавая ощущение полноты и цельности звука.

IOTA Alpha в отличие от полочной версии имеет направленные вниз НЧ динамики. Ее мощности достаточно, чтобы озвучить помещение порядка 45 квадратных метров. Звук их вполне сравним с крупной напольной акустикой.

Расположение акустики зависит от того, какой эффект вы хотите получить. Если нужен широкий звук, заполняющий помещение, поставьте их твитерами наружу. А если хотите сфокусировать звук — поменяйте акустику местами и получите более узкую зону прослушивания с более точной локализацией.


— Экспериментировали ли вы с дипольными конструкциями?

— Да, мы пробовали такие варианты. Звук интересный и необычный, но пока нет понимания, как можно использовать этот эффект в наших моделях. Возможно, в будущем мы рассмотрим вопрос более детально и сможем применить диполи, все возможно.



— Некоторые производители акустики решили попробовать себя в сегменте портативного аудио и теперь производят наушники. Как вы на это смотрите? Ожидать ли нам наушников Neat?

— Я не могу себе представить ситуацию, в которой Neat начали бы производить наушники. Это совершенно другой мир. Создавая акустику, мы стремимся к тому, чтобы сделать акустику универсальной, хорошо звучащей в различных условиях, поскольку комната принимает непосредственное участие в формировании звуковой картины. С наушниками совершенно другая история: это персональное устройство, никто в точности не знает, как те или иные наушники сочетаются с анатомией и физиологией того или иного человека. Говоря о звучании наушников гораздо сложнее быть объективным.

Сам я, конечно, использую наушники, но чаще в сугубо утилитарных целях. Например — послушать аудиокнигу в дороге. Если я хочу получить удовольствие от музыки, то использую акустику.


— Не планируете ли вы сделать активную акустику?

— Для этого нужно быть специалистами еще и в электронике. Кроме того, мы будем вынуждены полностью переделывать корпус. Нельзя просто взять и поставить внутрь уже имеющейся модели усилитель, не навредив при этом звуку. Именно поэтому пока мы предпочитаем производить пассивную акустику.


— Помимо разработки акустик вы еще и музыкант. Какие мониторы используете в студии?

— Одними из основных мониторов являются Tannoy Reveal и IOTA. А для финального мастеринга мы используем несколько профессиональных мониторов семидесятых годов и акустику Neat серии Ultimatum. 



— Наши читатели спрашивают о ценах. Планируете ли вы сделать акустику Neat более доступной?

— Текущая ценовая политика, а именно ее нижняя планка  — тот уровень, за который мы не хотели бы заходить. Невозможно сделать по-настоящему качественную акустику совсем дешевой. Если будет возможно снизить цену, не потеряв качества, мы сделаем это в будущем.


— А брексит сказался на цене производства и продаж?

— На самом деле для нас уже заметно изменились закупочные цены на некоторые комплектующие, но пока мы  удерживаем розничную стоимость на прежнем уровне. А изменение курсов валют позволяет некоторым нашим партнерам покупать Neat заметно дешевле, чем раньше. В итоге мы, конечно, придем к коррекции отпускных цен, когда изменения станут критическими.


Полочная акустика Neat IOTA


— Что самое дорогое в акустике?

— Без сомнения, дорого обходится разработка. Если же говорить об акустике как конструкции, то это, пожалуй, корпуса: они требуют много затрат, времени и сил на создание.


— Как бы вы описали вашего покупателя?

— Сложно сказать, кто именно наш покупатель. Проще всего думать, что это аудиофил и ценитель Hi-Fi из семидесятых годов. Но на самом деле значительная часть наших покупателей молоды и часто слушают музыку с iPod. Реальная аудитория очень размыта, Neat покупают совершенно разные люди.


— Какие рынки сбыта кроме Великобритании наиболее важны для вас, и что вы думаете о российском рынке?

— На данный момент мы имеем хорошие продажи в США, Германии и Австрии. Российский рынок, на мой взгляд, имеет достаточно большой потенциал.



— Сколько вам было лет на тот момент, когда вы начали работать в аудио?

— Все началось, когда я был музыкантом и играл в панк-группе.  Мы имели сравнительно небольшую аудиторию и зарабатывали мало. Поэтому мне пришлось задуматься над тем, как заработать денег в свободные от выступлений дни.  Подумав некоторое время, я занялся продажей Hi-Fi компонентов. Потом сделал акустику для работы в группе, но постепенно работа в Hi-Fi-индустрии стала меня интересовать даже больше карьеры музыканта. Мне было около тридцати.

Через некоторое время я решил полностью погрузиться в мир Hi-Fi и помимо продаж попытался разработать собственную акустику. Первую колонку, производство которой стало массовым, я сделал, когда мне было уже около сорока лет.


— Как много времени уходит на разработку одной модели?

— Для создания рабочего прототипа нужно несколько недель, а для превращения его в конечный продукт — несколько месяцев, а иногда больше года.


— Что вдохновляет вас на создание акустики?

— Я думаю, прежде всего —  желание удивить людей тем, насколько впечатляюще и живо может звучать музыка.

77.16 дБ +

Комментарии

#

Интересный материал. Одно время думал над приобретением Neat, но не срослось. Может и зря. 

- 53.01 дБ +
#

Ни что не вечно, в т.ч. и ваш текущий выбор :) Возможно вы еще купите Neat :)

- 50 дБ +
#
...наилучший размер диффузора динамика для воспроизведения баса составляет порядка 17 см. С таким драйвером мы можем получить бас, начиная с 20 Гц. 

А у нас большинство аудиофилов уверены, что с НЧ-динамиком меньше 25 см о басе и мечтать не стоит. 

- 57.78 дБ +
#
Однажды я тестировал цифровое пианино. У меня было несколько акустических систем, среди которых —  большие напольники XL10 и полочная версия IOTA. Я слушал, как звучит цифровое пианино, обращал внимание на полноту басовых нот и был уверен, что к системе подключена акустика XL10. Каково же было мое удивление, когда оказалось, что это были миниатюрные полочные колонки IOTA! На самом деле тут сработал психоакустический трюк: колонки не воспроизводили глубокие басовые ноты, но отлично передавали их верхние гармоники, создавая ощущение полноты и цельности звука.

Вот Вам и ответ, какие низы слышит этот эксперт и какие ошибки делает на тестах. Увы и ах..... Это прокол...... Ну, или, маркетологи поработали над его презентацией, а тут он решил отсебятину влепить и прокололся. И в общем, сложилось впечатление, что интервьюированный хотел угодить всем..... 

- 39.21 дБ +
#

У меня сложилось то же впечатление.

Как раз в ответ предыдущему крмментатору насчет размера динамика - маэстро глуховат стал, вот и нет разницы между 17 и 25 динамиками ;)

- 43.98 дБ +
#

А в чём прокол то? Речь шла о тестировании цифрового пианино, а не акустики. Это совершенно разные точки приложения внимания, не было задачи угадать размеры и модель колонок, предполагалось что они большие. Думаю, что если Боб и услышал какие то недоработки по басу, то списал это на характер звучания инструмента.

IOTA действительно очень большой звук дают, сразу не поймёшь что это малыши, надо специально вслушиваться. При случае послушайте, убедитесь сами. Очень любопытные в этом плане колоночки.

- 60.79 дБ +
#

Если честно, то интерьеры для фото сессии выбраны настолько вычурные и помпезные, что сложилось впечатления того, что интервьюируемый из глубокой деревни.  А смутило меня вот это признание:


 Я слушал, как звучит цифровое пианино, обращал внимание на полноту басовых нот и был уверен, что к системе подключена акустика XL10. Каково же было мое удивление, когда оказалось, что это были миниатюрные полочные колонки IOTA! 

и сам объяснил это:

На самом деле тут сработал психоакустический трюк: колонки не воспроизводили глубокие басовые ноты, но отлично передавали их верхние гармоники
- 40 дБ +
#

Фото были сделаны на презентации Neat в резиденции посла Великобритании в Москве, там такой интерьер :)

- 50 дБ +
#

Думаю, что силком его туда ни кто не тащил....... Полагаю он сам выбрал место сессии......

- 50 дБ +
#

Для справки:

Объект культурного наследия памятника садово-паркового искусства «Городская усадьба П.И. Харитоненко"

Бывший особняк, построенный по заказу дореволюционного миллионера, сахарозаводчика Павла Ивановича Харитоненко в 1899 г. Архитектор Василий Залесский, внутренняя отделка и дизайн в стиле готического модерна - Ф. О. Шехтель. После 1917 г. дом отошёл наркомату иностранных дел. Вначале здесь обитала единственная иностранная миссия в красной РСФСР — Датского красного креста, затем — видные иностранные гости. В этом здании останавливался английский писатель и публицист Герберт Джордж Уэллс (1866-1946), выступали Ф. И. Шаляпин и А. Н. Скрябин. Премьер-министры Великобритании - Уинстон Черчилль, Антони Иден, Гарольд Вильсон, Маргарет Тэтчер также останавливались здесь во время своих визитов в СССР.

Скорее всего, никого из выше перечисленных силком в этот особняк не тащили. 

- 50 дБ +
#

Я по-моему довольно понятно написал - в резиденции была презентация Naim'a и Neat'a и Боб там соответственно присутствовал. Журналист там взял у него интервью. Никто специально место для фотосессии не выбирал.

- 53.01 дБ +
#

Да не волнуйтесь, я просто высказал своё мнение по поводу фотосессии. Дядька явно рисуется на фоне дорогого антуража. Это сильно бросается в глаза (сравните его фото с другими).  Здесь нет ничего предосудительного..... это его психотип. :)))))

- 36.2 дБ +
#

Это скорее тогда мой психотип ))) Я выступал фотографом и попросил его встать так, чтобы был виден вид из окна и понятно место съемки — в английских интерьерах, но как бы в самом центре России. Мне такая эклектика показалась любопытной. Дядька-то как раз очень скромный, на мое мнение.

- 61.46 дБ +
#

Сори..... моё мнение о фотосессии я высказал, остальное это уже Ваш профессионализм.

- 40 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.