MartinLogan: как разрушить опытный образец и стать №1 в мире электростатов

MartinLogan: как разрушить опытный образец и стать №1 в мире электростатов

Электростатические излучатели всегда занимали особое место в High-End-пантеоне. «Много званных, да мало избранных», MartinLogan с честью выдержали все испытания этой интересной и противоречивой технологии. Название бренда было положено в конце 70-х встречей Гейла Мартина Сандерса, изучавшего архитектуру и рекламное дело, и Рона Логана Сазерленда, занимавшегося электротехникой. Мартин да Логан — теперь все прочно ассоциируют эти имена с электростатами. Собственно, и сам принцип такого излучателя предельно прост — тонкая мембрана колеблется под воздействием высокого напряжения. Красота, ни тебе инерционности, огромная площадь излучения по сравнению с обычным диффузором… Ну что же, давайте посмотрим, из чего сегодня состоит современная электростатическая колонка MartinLogan.

Исторический пролог

В 70-х Сандерс собирал электрогитары и усилители к ним и параллельно интересовался Hi-Fi-аппаратурой. К 1975 году электростатическая технология уже существовала более полувека. Главным препятствием для ее широкого применения оставалось опасное высокое напряжение, громоздкость конструкции и проблемы с басом. На то время уже существовал ряд моделей от других производителей: классическая Quad ESL57 имела недочеты и не отличалась жанровой всеядностью. KLH Model 9 были габаритными, представляли собой тяжелую нагрузку для усилителя и стоили больших денег. Часы в технической библиотеке Канзасского университета не прошли даром, и в 1980-м у команды MartinLogan появился наконец прототип, который, правда, был тут же сломан во время испытаний.

Первый прототип электростатической акустики Martin Logan, 1980 г.

Эксперименты с авиационными материалами, проводящими покрытиями и диэлектриками продолжились. Была задействована майларовая пленка-мембрана, установленная между двумя перфорированными стальными статорами. Для улучшения диаграммы направленности Сандерс предложил технологию CLS — изогнутую в горизонтальной плоскости панель. Уже в 1982-м Гейл и Рон представили свой концепт с электростатическим излучателем на выставке CES в Чикаго, который завоевал награду CES Design and Engineering Award. Год спустя на CES’83 был представлен полнодиапазонный гибридный громкоговоритель Monolith с новой электростатической диафрагмой, которая могла выдерживать напряжение до 5000 В; он же и стал отправной точкой для начала массового производства.

В 85-м стартовали первые продажи MartinLogan, включая дистрибуцию за рубежом, а к 1988 году их объем увеличился в десятки раз. В начале 90-х компания представила первые электростаты центрального канала и настенные громкоговорители объемного звучания. В 1997-м был выпущен один из наиболее амбициозных продуктов компании — 400-килограммовый Statement e2. Через несколько лет вышла модель Prodigy, ставшая предвестником нового поколения электростатов Odyssey, Ascent, Aeon и Theater. В начале 2000-х появился легендарный сабвуфер Descent. В 2003-м была создана более компактная серия электростатов Design Series, в т.ч. получившая приз EISA модель Clarity. В следующем году были реализованы встраиваемые в стену модели Voyage и Passage. В 2005-м появился электростат Summit, который сочетал в себе активный сабвуфер и эффективный электростатический излучатель XStat.

Электростатическая технология от MartinLogan

Сегодня излучатель в фирменном исполнении MartinLogan включает в себя сверхлегкую пленочную мембрану, помещенную между двумя выгнутыми перфорированными пластинами статоров. Мембрана изготовлена из прочного полиэстера и обладает проводящим покрытием, нанесенным на ее поверхность путем плазменного напыления в вакууме. Пластины изогнуты в виде арки под углом в 30° для получения точных дисперсных характеристик. Между статорами из углеродистой стали, покрытыми нейлоновым полимером во избежание пробоя, и тонкой мембраной толщиной в 12 микрон установлены изолирующие пластины-ограничители ClearSpar, которые препятствуют их соприкосновению и усиливают жесткость конструкции.

На диафрагму подается постоянный электрический потенциал (2500–3000 В) от плюсовой клеммы высоковольтного блока питания, создающий мощное электростатическое поле. Статоры подключены к выходу усилителя аудиосистемы через повышающий трансформатор, создающий высоковольтные сигналы одинаковой силы, но разной полярности. Их поляризация меняется в зависимости от формы аудиосигнала. Между статорами и мембраной формируется переменное электростатическое поле, которое распределяется по ее поверхности равномерно и превращает ее в колеблющийся излучатель звуковых волн, работающий в двухтактном режиме. Конструкция обеспечивает мгновенный отклик по причине ничтожно малого веса диафрагмы и не подвержена паразитным резонансам в отличие от диффузора обычного динамика.

Слева: A — пленочная мембрана, B — изолирующие пластины-ограничители ClearSpar, C — статоры MicroPerf
Справа: Работа электростатов. Мембрана всегда заряжена положительно. На статоры подается заряд, положительный притягивает к себе мембрану, а отрицательный — отталкивает.

Компания разработала свой электростатический преобразователь XStat, помещенный в алюминиевую раму AirFrame сложной конструкции для подавления интермодуляционных искажений. Статоры MicroPerf имеют множество более мелких, чем обычно принято, отверстий перфорации и в итоге увеличивают открытую рабочую зону панели, т.е. по эффективности XStat соответствует традиционному электростатическому излучателю вдвое большего размера.

Гибридный дизайн: сверху — электростаты, а снизу — традиционная акустика

Для достижения баса инженеры MartinLogan применяют гибридный дизайн, дополняя электростаты традиционным НЧ-динамиком. Гейл Сандерс объяснил необходимость в этом шаге так: «К гибридной конструкции нас привела физика. Увеличение площади излучателей, требуемое для хорошего воспроизведения низких частот, делает габариты электростатической системы неприемлемо большими. Тщательная разработка НЧ-блока, фильтры с фазовой компенсацией и другие идеи способны объединить достоинства различных излучателей».

Изогнутая электростатическая панель CLS

Модели MartinLogan используют изогнутые в горизонтальной плоскости под углом в 30° электростатические панели CLS (Curvilinear Line Source – «параболический источник линейного сигнала», другими словами, криволинейный излучатель, внешне напоминающий секцию цилиндра), демонстрирующие отличные характеристики направленности по горизонтали. Вертикальная дисперсия при этом ограничена с целью у уменьшения количества нежелательных волновых отражений от пола и потолка.

MartinLogan CLX Art: искусство в полном диапазоне

Топовый представитель «чистых» полнодиапазонных электростатов — CLX Art из серии Reserve ESL — не использует динамические головки и потому габариты его весьма солидны (1790 х 650 х 373 мм). Флагман оснащен ВЧ/СЧ-панелью XStat CLS (размер: 57" х 8.6") и плоским басовым электростатом DualForce (57" х 11.5") с парой мембран и тройным статором.

Электростатическая акустика MartinLogan CLX Art

Кроссовер Vojtko, укомплектованный полипропиленовыми конденсаторами и катушками без сердечника, делит полосы на отметке в 360 Гц. Технология Dipole Phase Stabilization (дипольная фазовая стабилизация) позволяет уменьшить степень подавления излучаемых тыльной стороной басовой панели НЧ-волн (электростатические панели имеют свойства диполей), что достигается за счет увеличения пространства позади АС и задержки сдвинутых по фазе волн, обращенных назад.

Электростатическая акустика MartinLogan CLX Art

Рама корпуса Art Frame выполнена из дерева, также используется экологически чистый материал EcoSound. Флагман включает в себя два трансформатора (тороидальный для ВЧ/СЧ-панели и Ш-образный для баса), имеет диапазон частот от 56 Гц до 23 кГц и рассчитан на мощность в 225 ватт.

И так, и так

Тем не менее основу производственной программы компании составляют гибридные АС, например, такие как напольник Summit X (серия Reserve ESL). Его панель XStat CLS имеет более скромные размеры (44" х 11,3"), а активная басовая часть представлена двумя обычными 10" динамиками с алюминиевыми диффузорами, которые «раскачиваются» усилителем (2 х 200 Вт) и помещены в закрытый трапециевидный корпус с передней наклонной панелью. Один из них закреплен на фасаде, а второй встроен в днище кабинета.

Гибридная (электроакустическая панель работает на высокие и средние частоты, а за бас отвечает динамический саб) акустика MartinLogan Summit X

К фасаду под некоторым углом крепится панель XStat CLS. Благодаря системе регулируемых ножек корпуса ее наклон можно изменять в пределах 12 градусов и влиять таким способом на дисперсные характеристики в вертикальной плоскости. Для бесшовной связки басового звена и диапазона СЧ/ВЧ используется кроссовер Vojtko Voiced с плавным смещением фазы сигнала в области частоты разделения полос.

Гибридная акустика MartinLogan Summit X

Технология управляемой дисперсии Controlled Dispersion PoweredForce позволяет точно согласовать звучание вуферов с панелью. На частоте более 160 Гц динамики ведут себя как диполи (работают в противофазе), чтобы соответствовать XStat CLS в точке разделения полос (270 Гц), а на значениях ниже 100 Гц фазы вуферов совпадают. Регуляторы уровня на частотах в 25 и 50 Гц помогают получить адекватный бас с учетом свойств помещения.

Гибридные электростаты MartinLogan Ethos

В серию Reserve ESL также входят младшие напольные «гибриды» Montis (с активной НЧ-секцией и 24-битным DSP) и Ethos (с активным 8" вуфером, пассивным басовым радиатором, DSP и усилителем класса D). К этой же серии относится АС центрального канала Stage X с парой 6,5" НЧ-драйверов, вогнутой панелью XStat CLS и установленным прямо за ней ленточным твитером Folded Motion. Такая конструкция позволяет Stage X устранить дифракцию на ВЧ, улучшить фазовую когерентность СЧ/ВЧ-диапазона и повысить дисперсные характеристики.

Гибридные напольные электростатические колонки MartinLogan ElectroMotion ESL

Младшая серия ESL состоит из гибридных напольников Theos и ElectroMotion ESL, центрального канала Motif X и настенной модели EFX для тыловых каналов. На базе ElectroMotion ESL создана универсальная линейка с одноименным названием, предназначенная для работы, как в стереосистемах, так и в ДК.

Напольные колонки 60XT из линейки акустики MartinLogan Motion

Серия Motion использует обычные динамические головки в связке с ленточными твитерами Folded Motion. Их сложенная в виде «гармошки» ленточная мембрана имеет в 8 раз большую площадь рабочей поверхности по сравнению с обычным 1" твитером. Ее работа напоминает движение мехов аккордеона.

Беспроводная система MartinLogan Crescendo построена на традиционных динамических драйверах. Принимает сигнал через Wi-Fi (DLNA, AirPlay), Bluetooth, USB (iOS-гаджеты), Ethernet, оптический цифровой и аналоговые входы

Линейка Architectural – вотчина встраиваемых в стену спикеров. В программе MartinLogan также значится линейка сабвуферов (две модели BalancedForce с оппозитно расположенными драйверами и более традиционная серия Dynamo), беспроводная система Crescendo и несколько моделей наушников.

Динамика

В арсенале MartinLogan имеется технология PoweredForce, позволяющая получить динамичный и артикулированный бас с помощью небольшого корпуса за счет применения инновационных драйверов и эффективного усиления, а встроенный НЧ-эквалайзер позволяет точно согласовать сабвуфер с особенностями помещения. Конструкция BalancedForce, используемая в одноименной линейке сабов, уравновешивает действие движущихся частей нескольких подключенных синфазно НЧ-драйверов и предусматривает их оппозитное расположение друг по отношению к другу.

Сабвуфер MartinLogan BalancedForce

Система PBK (Perfect Bass Kit) помогает откалибровать сабвуферы в соответствии с особенностями комнаты для прослушивания. Технология ForceForward (применяется в модели Ethos и др.) контролирует взаимодействие динамика с тыльными стенами комнаты и борется со стоячими басовыми волнами.

MartinLogan также выпускает модели с обычными динамическими СЧ/НЧ-головками, но комплектует их твитерами Folded Motion на основе преобразователей Хейла. Подобная конструкция обладает площадью излучения в 8 раз большей классического 1-дюймового твитера. Помимо этого высокочастотники Хейла обладают высокой чувствительностью.

Как видим, из любительских экспериментов за тридцать лет MartinLogan вырос в империю электростатов с первоклассной командой разработчиков. Бывших законодателей мод электростатического дизайна сегодня знают лишь знатоки, а конструкция и технологии, опробованные в колонках MartinLogan обрели своих поклонников среди ценителей звучания во всем мире.

66.02 дБ +

Комментарии

#

Если говорить об электростатах, то Magnepan не менее интересны...

- 53.01 дБ +
#

Виктор, Magnepan не электростаты, а планары, имеют звуковые катушки и магниты - принципиально другая конструкция. общее только то, что излучает легкая пленка.

- 60 дБ +
#

Конструкции разные, а вот сложности, из за этой самой пленки схожие... Локализация сцены и согласование с басовой секцией.

Хотя у меня и с наушниками-электростатами совсем не сложилось.

- 50 дБ +
#

кто не сожалеет о электростатических излучателях - у того нет сердца

- 50 дБ +
#

А чего о них сожалеть то? Впрочем, как и о любых других излучателях, да и о железе вообще...

- 50 дБ +
#

это был парафраз известной цитаты

- 50 дБ +
#

Электростаты штука конечно интересная но уж очень проблемная иза того что излучает в обе стороны отсюда проблемы с переотражениями и с расстановкой тоже прийдется повозится . А в гибридах ещо и тяжело согласовать разные типы излучателей так чтоб не было слышно стыковки и различия в подаче . В этом плане мне больше импонируют Quad они не настолько элегантны но излучают только с помощью электростата

- 50 дБ +
#

Quad тоже интересны, само собой.

- 50 дБ +
#

Слушал ElectroMotion ESL, лично мне очень понравились, никаких глобальных проблем со стыковкой электростата и саба я не заметил. В целом звучание "завораживающее". Те кто решится на покупку не "по шаблону" точно разочарованы не будут.

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.