Вопрос равновесия. Тест проигрывателя виниловых пластинок Avid Acutus Chrome SP

Вопрос равновесия. Тест проигрывателя виниловых пластинок Avid Acutus Chrome SP

В этот тест попал виниловый тракт, состоящий из следующих компонентов: проигрыватель виниловых дисков Avid Acutus Chrome SP с тонармом SME V, головки звукоснимателя Goldring Legacy и Benz Micro Ebony H и фонокорректор Avid Pulsare II.

Что можно сказать об английской компании Avid? История ее похожа на истории многих производителей High-End-аудиоаппаратуры. Талантливый энтузиаст Конрад Мас в далеком 1977 году у себя в гараже собирает первый проигрыватель. Но дальше все происходит не так уж и быстро — компания Avid появляется только в 1995 году. И сразу ставка делается на технически сложные проигрыватели с явно необычной конструкцией. Одновременно это весьма дорогие аппараты — даже самая младшая модель в линейке Avid стоит достаточно дорого. В линейке производителя несколько проигрывателей, фонокорректоры и в ближайших планах — расширение линейки и выпуск усилителей. Обладая серьезной технической базой и возможностями заниматься качественной металлообработкой и инженерными расчетами, компания также занимается разработками в областях, не имеющих отношения к аудио.

Конструктив

Аппарат в нашем тесте — вторая сверху модель, если не считать юбилейной серии, выпущенной ограниченным тиражом. Отличие от старшего в линейке проигрывателя заключается в блоке питания и управления мотором, но в отношении Avid это очень существенный момент — питанию и моторам производитель уделяет особое внимание.

Проигрыватель виниловых дисков Avid Acutus Chrome SP с тонармом SME V, выносной блок питания (сверху) и двухблочный фонокорректор Avid Pulsare II.

Собирая проигрыватель и изучая его конструкцию, сразу напрашивается несколько выводов. Первый — конструкция продумана в мелочах и реализована в материалах очень качественно. О плюсах и минусах самой конструкции можно и нужно спорить, как и в случае с любым другим аппаратом, но техническое исполнение на высоком уровне. Второй вывод: это проигрыватель для тех, кто никуда не спешит. И это касается и сборки, и настройки, и эксплуатации.

Конструктивно проигрыватель кажется необычным. Но если присмотреться, общие идеи, заложенные разработчиками, не новы, а вот реализация в целом интересная. Стол, если по привычке так назвать опорную конструкцию, состоит из двух частей. Нижняя — массивная металлическая пластина, устанавливающаяся на три регулируемых ножки-опоры, которые сами по себе легкие, и никаких шипов в конструкции не имеют, а продолжаются тремя «стаканами», в них расположены пружины, держащие на себе основную часть конструкции проигрывателя. Т.е. по сути это привычная и известная давно пружинная подвеска, но реализованная необычным образом. Кроме пружинной развязки, состоящей из самих пружин и резиновых колец, соединяющих верхнюю и нижнюю часть стола, конструкция в целом предусматривает две ступени регулировки — сначала можно отрегулировать по встроенному уровню основание, а потом — верхнюю часть стола за счет регулировки подвески. Хотя производитель утверждает, что выравнивание по уровню верхней части и поверхности диска не особенно критично, я не могу с этим согласиться. Так что регулировка эта совершенно необходима, хотя в старых моделях этой возможности вообще не было.

На фотографии можно увидеть и верхнюю, и нижнюю части стола, подшипник в сборе и принцип установки тонарма.

Верхняя часть стола — литая металлическая конструкция сложной формы, на которой установлен опорный шкив подшипника, и эта же часть несет на себе базу для тонарма и обрезиненные опоры для стыковки с нижней частью. В сборке этой конструкции и в регулировке нет ничего сложного, но описать ее труднее, чем изучить вживую или по фотографиям.

Шкиф и стакан подшипника отличаются нетривиальной конструкцией и материалами.

Конструкция основного подшипника инвертированная, шкив имеет переменное сечение. В верхней точке шкива, в углублении располагается вольфрамовый шарик, упирающийся в сапфировую вставку на дне стакана. В плане работы подшипника ничего необычного не наблюдается, разве что немного удивляет тот факт, что подшипник рассчитан производителем на сухую эксплуатацию, без какой-либо смазки.

Основной диск проигрывателя устанавливается сверху на стакан подшипника. Шпиндель проигрывателя — продолжение стакана подшипника, а не часть диска. Диск тяжелый, тяжелее всей остальной конструкции, металлический, с несъемным трехслойным полимерным матом, материал которого я затрудняюсь определить.

Вращение на диск передается при помощи двух круглых резиновых пассиков, но пассики не охватывают диск по внешнему краю, а одеваются на некое подобие субдиска снизу. В комплекте к проигрывателю даже идет специальное приспособление, облегчающее установку, но в целом это далеко не самая удобная часть сборки. Мотор — мощный, синхронный, переменного тока, установлен в отдельном тяжелом корпусе, который зачем-то крепится к нижней части стола при помощи резиновой петли. Не просто устанавливается рядом, а именно крепится. Зачем так сделано, понять сложно, скорее всего, чтобы обеспечить точное позиционирование мотора и натяжение пассиков так, как это было задумано разработчиками. Впрочем, подобная близость никак на звуке не сказывается — виброразвязка у стола на очень хорошем уровне. Блок питания и управления мотором отдельный, весьма увесистый, использовать в блоках трансформаторы с солидным запасом по мощности в привычке производителя. Каждую скорость вращения можно подстраивать, но в нашем случае этого не понадобилось — скорости проигрыватель держал идеально.

Нижняя сторона диска проигрывателя. Пассик передает вращение с мотора на некое подобие субдиска. В отверстиях расположены винты, вероятнее всего, используемые для балансировки диска.

По базе тонарма можно сразу заметить, что тонармы SME — одни из приоритетных, по мнению производителя. С одной стороны, это хорошо — тонармы достойные и хорошо звучащие, с другой — все-таки хотелось бы иметь некоторую свободу выбора. На сайте производителя абстрактно указано, что можно что-то заказать дополнительно, но все равно список возможных к установке тонармов остается неясным. По опыту знаю, что на штатную базу можно устанавливать еще тонармы Dynavector, но на мой слух это не самое удачное сочетание. Что же делать в случае, когда хочется установить тонарм длиной 12 дюймов, остается только догадываться. Зная хорошего токаря, конечно, можно изготовить площадку для практически любого 12-дюймового тонарма, но хотелось бы, учитывая стоимость проигрывателя, более изящных решений, предоставляемых самим производителем. Также, к моему большому сожалению, нельзя установить два тонарма.

Теперь стоит упомянуть несколько особенностей в использовании проигрывателя, в силу наличия которых я назвал его проигрывателем для тех, кто никуда не спешит.

Блок фонокорректора Avid Pulsare II. Схема - балансная.

Во-первых, конструкция. За счет подвески верхняя часть стола с диском и тонармом подвержена некоторым колебаниям, так что о смене пластинок «на ходу» можно забыть. Мотор быстро раскручивает диск, но останавливать его для смены пластинок необходимо. Да и перед тем как опускать тонарм, нужно чуть-чуть подождать, пока все успокоится. Следующий момент — клемп. Он идет в комплекте и он не просто винтовой, а сложной конструкции, которая создает разную степень прижима в разных частях яблока диска. Так что его нужно не спеша накрутить, а потом при помощи второго кольца еще поджать пластинку. Но в целом все эти манипуляции не вызывают какого-то явного раздражения. Винил вообще не терпит суеты и спешки.

Блок питания фонокорректора Avid Pulsare II.

Остается фонокорректор. Модель Avid Pulsare II — старший из четырех, выпускаемых компанией фонокорректоров. Конструкция двублочная, с отдельным и весьма приличным блоком питания. Сам фонокорректор имеет балансную схемотехнику, и можно при желании выбирать нужный тип коммутации на входе и на выходе. А вот наличие только одного входа не удивляет. Раз уж проигрыватели Avid не предусматривают установки нескольких тонармов, то зачем делать дополнительный вход? Хотя использовав в конструкции несколько селекторов (притом далеко не самых дорогих), установить еще один переключатель и группу входных разъемов, точно можно было бы без ущерба. В плане настроек все вполне удобно — можно выбирать коэффициент усиления, сопротивление, емкость. Есть монорежим, фильтр среза нижних частот и возможность отключения сетевой земли. Из необычных возможностей стоит указать на возможность подбора сопротивления, путем подключения впаянных в RCA разъемы резисторов. В комплекте идут два разъема, в инструкции есть подробные рекомендации, что и как рассчитывать, а на плате корректора есть гнезда, к которым можно все легко подключить. Внутри корректора все хоть и сделано добротно, но никаких «аудиофильских» деталей нет, все добротно-скромное, более того — усиление реализовано не на дискретных элементах, а на микросхемах. Для аппарата подобной стоимости это выглядит как-то несерьезно. В целом, конечно, можно понять: английское производство, именитый производитель, неплохая схемотехника, паспортные данные и функционал, но на первый и даже на второй взгляд стоимость фонокорректора завышена.

Задние панели блока питания проигрывателя (сверху) и блоков фонокорректора.

Звучание

Так как этот проигрыватель — величина мне хорошо знакомая (подобные аппараты приходилось и слушать, и настраивать не раз и не два, в том числе с разными тонармами и головками), сразу скажу, что никаких экспериментов с матами-клемпами я не проводил — почерк у аппарата сам по себе вполне цельный. К тому же штатный клемп пусть и немного неудобен в использовании, на звук влияет определенно положительно, добавляя стройности. Да и в целом корректировать звук нет никакой явной необходимости, просто нужно определиться, нравится он или нет. А дальше — подбор тонарма, головки, кабеля. SME V очень хорошо сочетается с этим столом, и если я нередко, когда речь идет о тонармах SME, советую модели помладше, то здесь «пятерка» как раз к месту. Единственное, если есть потенциальное желание перебирать различные головки, то лучше заплатить немного дороже и установить версию тонарма со съемным шеллом. Одновременно это позволит регулировать азимут. Также безусловная рекомендация — заполнять вязкостный демпфер тонарма и регулировать его, начиная с минимума и подбирая результат на слух. И конечно же, выходной провод — я в случае с тонармами SME предпочитаю его менять всегда. Для этого теста я подключил многократно испытанный 5000-й Ortofon.

Головки для теста подобрал так: сначала Goldring Legacy, потом Benz Micro Ebony H. Обе головки отлично встают на наш тонарм, собственная резонансная частота в одном случае составила 9, в другом 7 Гц, а все настроечные тесты прошли на отлично. Вязкостный демпфер я настроил чуть-чуть больше, чем на минимум.

Начал прослушивание с замечательной и любимой пластинки Oscar Peterson & Joe Pass «Porgy & Bess». Звук легкий и одновременно полновесный, чуть светлый. Сразу заметна отличная динамика, высокая детальность, звуки отлично прорисовываются в пространстве. Эмоций много, но нет ощущения искусственности или навязчивости. Альбом этот по сути исключительно камерный, но на нем можно очень хорошо услышать, насколько точно тракт воспроизводит средневерхний диапазон. И в случае нашего тракта все получается очень хорошо и естественно. В звучании много воздуха, и все в целом воспринимается именно так, как нужно. Окраски не слышно вообще, есть только ощущение осветленности, легкой фактурности музыки.

Следующая пластинка — The Dave Brubeck Quartet «Time Out». Такого легкого, насыщенного деталями и переливами, эмоциональными нюансами и прочими тонкостями звучания этой пластинки я давно не слышал. Одновременно нет нарочитой, показной детальности, нет ощущения изучения звука под микроскопом. Есть просто музыка, и звучит она очень живо, легко и быстро. В силу специфики записи оценить способности тракта воспроизводить басовую составляющую сложно, но то, что в данном случае можно назвать басом, подается очень хорошо — подробно, наполненно и объемно. При желании можно легко проследить партию каждого инструмента, а можно просто слушать музыку. Тут еще нужно отдать должное головке — она в сочетании с трактом меня несколько удивила. Я прекрасно знаю ее особенности и с некоторых пор привык воспринимать ее как очень хороший рабочий инструмент, точный, честный, но немного педантичный — что-то наподобие хороших студийных мониторов для каждодневной работы. Однако в сочетании с тестируемым проигрывателем, тонармом и корректором именно в плане воспроизведения музыки, а не изучения способностей тракта результат получился просто отличный.

Следующий диск — Joe Dassin «Le Jardin Du Luxembourg». Слышна та же легкая, но музыкально, да и детально-емкая подача, практически ровное воспроизведение во всем диапазоне, хорошая локализация, прорисовка нюансов вокала и тихих звуков.

Здесь я могу еще раз удивиться, на этот раз способностям фонокорректора. От аппарата на микросхемах и относительно недорогих деталях я такого звука не ожидал. Поэтому я решил немного отвлечься от основной темы и более пристрастно изучить корректор, благо что в моем распоряжении была пара приличных корректоров и еще один проигрыватель. И здесь результат получился двояким. В стороннем тракте, даже с той же самой головкой, тем же кабелем и теми же настройками фонокорректор Avid Pulsare II уже не показал настолько слитного результата. Да, очень неплохо, добротно, честно, но того слитного и цельного звучания не получилось. Так же и с проигрывателем Avid Acutus Chrome SP пара корректоров показала просто стабильный, уверенный результат. Ни в том ни в другом случае не получилось той легкости, точности и мелодичности. Все это еще раз продемонстрировало, что звук — материя тонкая и неоднозначная, и у разных производителей степень синергии между собственными компонентами может разниться. И именно правильно подобранные сочетания нередко важнее, чем просто набор добротных компонентов, собранный по формальным признакам. Поэтому я вернул тракт к изначальному состоянию и продолжил тест, поставив пластинку JJ Cale & Eric Clapton «Road to Escondido». Музыка мне очень даже нравится, но вот сама запись — не очень. Обычно эта пластинка звучит излишне «жирно», с перебором по басу и нижней середине и излишней напористостью звука в целом. Но в нашем случае все прозвучало объективно лучше обычного — напористо, местами грубовато, но легко, с масштабным и правильным басом. В таком виде слушать запись заметно приятнее, так как интуитивно понятно, что получившийся звук ближе к тому, который можно было бы услышать при живом исполнении, без студийного докручивания ручек.

Диск David Gilmour «On An Island» прозвучал почти образцово. Объем, воздух, слышимость всего диапазона от края до края, без ощущения каких-то жестких границ, тонкие эмоциональные переливы, широкая, глубокая и воздушная сцена. И опять при всей легкости, переливчатости подачи нет ни легковесности или упрощенности, ни излишнего маршевого напора. Примерно та же картина на записи Queen «Made In Heaven». Все недостатки записи слышны, но в первую очередь воспринимается не запись, а музыка.

И последняя пластинка — Carl Orff «Carmina Burana». Запись сложная, однако и детальность, и динамика присутствуют в должной мере. И сцена строится хорошо, и разборчивость на уровне. Правда, один недостаток нашелся — при формально правильном воспроизведении чуть не хватает ширины «эмоционального диапазона» для того, чтобы передать особенности этого музыкального произведения. Иногда все получается слишком приподнято.

Закончив эту часть теста, я поменял головку на Benz Micro Ebony H и продолжил прослушивание. В целом характер тракта не изменился, но появилась некая бархатистость, более высокая слитность звучания, чуть-чуть подчеркнутой стала подача среднечастотного диапазона. В звуке появилась изящно-утонченная камерность. И хотя даже сложные записи звучали вполне динамично и насыщенно, определилось тяготение к неэлектрическим инструментам и малым составам, вокальным произведениям.

Резюме:

Протестированный тракт (а я оцениваю здесь и проигрыватель, и фонокорректор) по многим показателям оказался очень интересным. Я не уверен, что точно смог передать словами особенности эмоциональной трактовки записей, но за формальные показатели, впрочем, как и просто за способность воспроизводить музыку, а не звуки, я совершенно спокоен. Несмотря на наличие выраженного собственного характера, наш испытуемый, как и полагается хорошему проигрывателю, очень чувствителен к прочим компонентам, и к подбору той же головки стоит отнестись с должным вниманием. По моему опыту наилучшие сочетания получаются с головками Transfiguration и Koetsu, а головки подчеркнуто аналитичные, холодные, наоборот, не подходят. Хотя во многом, конечно, это вопрос вкуса и того, какой звук хочется получить.

Музыкальный материал:

- Carl Orff — Carmina Burana — Gundula Fanowitz, Gerhard Stolze, Dietrich Fischer-Dieskay, Chorus und Orchester der Deutschen Oper Berlin, Eugen Jochum — Deutshe Grammophon SLPM 139362 / Stereo

- David Gilmour — On An Island / EMI 3556951 / Stereo

- JJ Cale & Eric Clapton — Road to Escondido / Reprise 44418-1 / Stereo

- Joe Dassin — Le Jardin Du Luxembourg / CBS inc. — CBS 81679 / Stereo

- Oscar Peterson & Joe Pass — Porgy & Bess / Pablo Records 2310-779 / Stereo

- Queen — Made In Heaven / Parlophone 7234 8 36088 1 2 / Stereo

- The Dave Brubeck Quartet — Time Out / Columbia CS 8192 / Stereo

Технические характеристики:

Проигрыватель Avid Acutus Chrome SP

Привод: пассиковый

Скорости вращения: 33,3 и 45 об/мин с возможностью настройки

Мотор: переменного тока, синхронный

Масса диска: 10 кг

Размеры проигрывателя (ШхГ): 410 x 360 мм

Блок питания: (ШхГхВ): 250x215x95 мм, вес: 3,5 кг

Тонарм SME V

Тип: поворотный, динамически сбалансированный

Настройки: вертикальный угол, заход, прижим, антискейтинг

Эффективная длина: 233,15 мм

Вынос 17,8 мм

Эффективная масса 11 г

Вес головки 1,8—4,2 г

Выходной разъем DIN

Головки звукоснимателя Goldring Legacy / Benz Micro Ebony H

Тип: МС / МС

Частотный диапазон: 20—22 000/20—20 000 Гц

Разделение каналов: > 25 дБ/> 35 дБ/1 кГц

Выходное напряжение: 0,25 / 2,5 мВ

Импеданс: 100/95 Ом

Прижимная сила: 1,75/2 г

Динамическая податливость: 16/15 x10-6 см/дин

Профиль иглы: эллипс/fine line

Материал корпуса: магниевый сплав/черное дерево

Вес: 8/9,6 г

Фонокорректор Avid Pulsare II

Соотношение сигнал/шум: < –81 дБ MM/< –67 дБ MC

Искажения: < 0,001%

RIAA: 5 Гц — 70 кГц +/–0,5 дБ

Усиление –40 дБ/50 дБ/60 дБ/70 дБ

Входное сопротивление: 10—47 000 Ом

Входная емкость: 100—20 000 пкФ

Размеры блоков: (ШxГxВ) — 290x240x100 мм

Вес: корректор — 3,8 кг, блок питания — 6,4 кг

Опубликовано в журнале Stereo&Video, № 3, 2013
70 дБ +

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.