Динамический диапазон — кому нужен он?

Динамический диапазон — кому нужен он?

Возможно, по прошлым колонкам у кого-то сложилось впечатление, что я призываю не скулить, переходить на сетевые плееры и HD-контент, и все автоматом станет окей. Это не совсем так. Сравнивая несколько изданий одного альбома, прежде всего меня интересует не максимальное количество бит, а максимальная ширина динамического диапазона.

Чтобы узнать, нуждается ли в нем ваша акустика — поставьте простой эксперимент. Запустите любой компакт-диск примерно до 90-го года выпуска, и прибавьте газку на усилителе. Звук остался плоским, вялым и невыразительным, как и на малой громкости, да? Я вас поздравляю — акустика справляется только с компрессированными записями.

В 80-х компакт-диски причислялись к High-End. Динамический диапазон уважали и принимали за точку отсчета самое громкое место в альбоме, по которому и выстраивали CD-мастеринг. В начале 90-х пики цифрового сигнала стали потихоньку подтягивать к лимиту в 0 дБ. Громче было нельзя, иначе звуковая волна обрезалась, и не просто, а с искажениями, называемыми клиппингом.

Я отлично помню тот переломный момент, когда вдруг поперли громкие, раскатистые альбомы вроде «The Fat of the Land» (1997) у The Prodigy или «Gran Turismo» (1998) у The Cardigans. Я тогда еще не знал, что во второй половине 90-х на студиях распространились цифровые компрессоры и лимитеры, позволяющие эффективно отсекать пики сигнала и подтягивать к 0 дБ уже основную музыкальную партию, делая ее еще громче, громче и громче. Не скрою, что тогда мне очень понравилось звучание этих новых альбомов. К тому же моя hi-fi система попросту не позволяла раскрыть потенциал «тихих» CD с большим динамическим диапазоном. А свежие издания звучали действительно лихо — и не только у меня. Это и был решающий аргумент в знаменитой loudness war, начавшейся еще в виниловую эпоху, когда продюсеры и музыканты обратили внимание, что громкие синглы лучше привлекают публику. C легкой руки лейбла Motown появился термин «Hot Mastering».

Позже мне стало очевидно, что эти накачанные анаболиками треки невозможно слушать на большой громкости — музыка получается зычная, но пустая, как барабан. Сегодня практически 100% новых записей и ремастеров издается с компрессией динамики. Тенденции не избежали даже тестовые CD. Например, таковой сделалась серия демо-дисков Focal JMLab, начиная с 2000 года. Исключения составляют лейблы с классической музыкой и специальные издания вроде тех, которые делают на Mobile Fidelity Sound Lab.

В loudness war есть своя логика — ведь музыку чаще всего слушают в автомобилях, портативе и мультимедийных системах — фонограмма с большой амплитудой прозвучит там абсолютно беспомощно.

На хорошей, чуткой акустике слышно, что больше всего при компрессии страдает вокал. Студийными эффектами сцену можно сделать сколь угодно широкой, добавить баску, но голос в зажатой динамике потеряет в живости и локализации. Он размажется где-то там, между третьим и четвертым инструментами.

Однако не стоит отчаиваться. Спецификации современных АС с тугими длинноходными динамиками чувствительностью ниже 88 дБ не описывают этот нюанс, но большинство из них адаптировано именно под компрессированный контент. Иначе бы вы не накупили себе столько ремастеров. Самые мудрые и понимающие издатели выпускают (например, Пол Маккартни) в двух вариантах — полнодиапазонном и традиционном «громком». Надеюсь, это станет стандартной процедурой в индустрии. А пока, если интересно получить на руки цифровое измерение динамического здоровья свой аудиоколлекции, поставьте к плееру Foobar соответствующий плагин. Познавательное занятие, честно скажу.

Опубликовано в журнале Stereo&Video, № 07, 2012
75.8 дБ +

Комментарии

#
Самые мудрые и понимающие издатели выпускают (например, Пол Маккартни) в
двух вариантах – полнодиапазонном и традиционном «громком».

Пример можно таких изданий ?..для сравнения

- 50 дБ +
⇡ в ответ @romvallat #

смотрите переиздания его сольных работ в 24 бит на hdtracks либо в других местах

unlimited version - это значит без компресии

- 60 дБ +
⇡ в ответ @YG #

Спасибо. Глянем...

- 50 дБ +
#

Я правильно понял, что это материал 2012 года?

...но ведь Fat of the Land мы любим не за динамический диапазон... а за Diesel Power!!!

В машине как раз до сих пор идет на ура :-)

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Vintagist #

да, это из журнала

мне народные хиты pr никогда особо не нравились, кроме разве что outer space

больше привлекали теневые треки

- 50 дБ +
#

Спасибо за традиционно интересное! (Повторение - мать учения! )

Надо бы подправить:

переходить на сетевоые плееры
- 50 дБ +
#

Ниже DR 7 слушать сложно, на голову сразу давит. Сейчас ремастеры старых альбомов делают DR 10-11. Мне они больше нравятся. А с современной поп эстрадой Беда.

- 50 дБ +
#

Я это тоже заметил, но вот насчёт того, что не компрессию сетап не играет... Надо проверить. Пока мне очень нравятся записи тех лет с DR10 и более.

- 50 дБ +
#

В академической музыке игры с компрессией менее распространены.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @unrotten #

я же сказал, что с классикой нет проблем

в остальных жанрах жарят динамику только так

- 50 дБ +
#

Вот неплохая иллюстрация вышесказанного:


- 50 дБ +
#

Есть у меня два диска Guano Apes "Donґt Give Me Names". Один обычная наша лицензия, и один фирменный HDCD привезённый из Германии. Так вот, запись нормальная, но есть там один косяк, который я списывала на наш диск до покупки "фирмы". Трек "Anne Claire" так задран, что звучит как через примочку. Так и хочется орать - это что блин такое!?

А действительно, Ярослав, что это такое? Косяк на студии? Решили мол и так сойдёт? Если Вас не затруднит - можете проанализировать данный альбомчик?

- 50 дБ +
#

ничего криминального я там не увидел. везде DR8 - это норм для такого жанра

вся громкость выведена под один уровень, альбом писали на разных студиях, может именно эта песня вам не понравилась как сделана

вообще мастерингом этого альбома занимался Боб Людвиг - это уже знак качества, я еще посмотрю, что получилось на SACD

- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #

Ладно с анализом...(огромное спасибо, что откликнулись). Вы этот трек слушали? Послушайте. Трек звучит просто кошмарно! Не верю, что мне так не попёрло с браком на двух дисках.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Katerina #

да я тогда еще альбом слышал, когда он вышел и такая музыка интересовала

послушал еще раз.

это не брак, просто в этом треке намеренно привалили звон тарелок

в конце 90-х так было модно целые альбомы делать (см. Biohazard "Mata Leao" или Forbidden "Green")


и советую SACD этого альбома

на нем вообще контент без компрессии и спектр честный, видно что с пленки трансфер


- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #
это не брак, просто в этом треке намеренно привалили звон тарелок

Да там не только в тарелках дело... Ай, не могу пояснить как же он хреново у меня звучит, реально с перегрузом, как дисторшин :(

и советую SACD этого альбома
на нем вообще контент без компрессии и спектр честный, видно что с пленки трансфер

Спасибо, учту ;)


- 50 дБ +
⇡ в ответ @Katerina #

нормально оно играет! специально сделали маслянистый саунд

я могу послать свои файлы


- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #

Пошлите, если не затруднит конечно.

- 50 дБ +
#

Спрос рождает предложение, вот и пишут CD кое-как а потом бегают с Hi-res и утверждают что новый стандарт лучше

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.