Динамический диапазон — кому нужен он?

Динамический диапазон — кому нужен он?

Возможно, по прошлым колонкам у кого-то сложилось впечатление, что я призываю не скулить, переходить на сетевые плееры и HD-контент, и все автоматом станет окей. Это не совсем так. Сравнивая несколько изданий одного альбома, прежде всего меня интересует не максимальное количество бит, а максимальная ширина динамического диапазона.

Чтобы узнать, нуждается ли в нем ваша акустика — поставьте простой эксперимент. Запустите любой компакт-диск примерно до 90-го года выпуска, и прибавьте газку на усилителе. Звук остался плоским, вялым и невыразительным, как и на малой громкости, да? Я вас поздравляю — акустика справляется только с компрессированными записями.

В 80-х компакт-диски причислялись к High-End. Динамический диапазон уважали и принимали за точку отсчета самое громкое место в альбоме, по которому и выстраивали CD-мастеринг. В начале 90-х пики цифрового сигнала стали потихоньку подтягивать к лимиту в 0 дБ. Громче было нельзя, иначе звуковая волна обрезалась, и не просто, а с искажениями, называемыми клиппингом.

Я отлично помню тот переломный момент, когда вдруг поперли громкие, раскатистые альбомы вроде «The Fat of the Land» (1997) у The Prodigy или «Gran Turismo» (1998) у The Cardigans. Я тогда еще не знал, что во второй половине 90-х на студиях распространились цифровые компрессоры и лимитеры, позволяющие эффективно отсекать пики сигнала и подтягивать к 0 дБ уже основную музыкальную партию, делая ее еще громче, громче и громче. Не скрою, что тогда мне очень понравилось звучание этих новых альбомов. К тому же моя hi-fi система попросту не позволяла раскрыть потенциал «тихих» CD с большим динамическим диапазоном. А свежие издания звучали действительно лихо — и не только у меня. Это и был решающий аргумент в знаменитой loudness war, начавшейся еще в виниловую эпоху, когда продюсеры и музыканты обратили внимание, что громкие синглы лучше привлекают публику. C легкой руки лейбла Motown появился термин «Hot Mastering».

Позже мне стало очевидно, что эти накачанные анаболиками треки невозможно слушать на большой громкости — музыка получается зычная, но пустая, как барабан. Сегодня практически 100% новых записей и ремастеров издается с компрессией динамики. Тенденции не избежали даже тестовые CD. Например, таковой сделалась серия демо-дисков Focal JMLab, начиная с 2000 года. Исключения составляют лейблы с классической музыкой и специальные издания вроде тех, которые делают на Mobile Fidelity Sound Lab.

В loudness war есть своя логика — ведь музыку чаще всего слушают в автомобилях, портативе и мультимедийных системах — фонограмма с большой амплитудой прозвучит там абсолютно беспомощно.

На хорошей, чуткой акустике слышно, что больше всего при компрессии страдает вокал. Студийными эффектами сцену можно сделать сколь угодно широкой, добавить баску, но голос в зажатой динамике потеряет в живости и локализации. Он размажется где-то там, между третьим и четвертым инструментами.

Однако не стоит отчаиваться. Спецификации современных АС с тугими длинноходными динамиками чувствительностью ниже 88 дБ не описывают этот нюанс, но большинство из них адаптировано именно под компрессированный контент. Иначе бы вы не накупили себе столько ремастеров. Самые мудрые и понимающие издатели выпускают (например, Пол Маккартни) в двух вариантах — полнодиапазонном и традиционном «громком». Надеюсь, это станет стандартной процедурой в индустрии. А пока, если интересно получить на руки цифровое измерение динамического здоровья свой аудиоколлекции, поставьте к плееру Foobar соответствующий плагин. Познавательное занятие, честно скажу.

Опубликовано в журнале Stereo&Video, № 07, 2012
75.8 дБ +

Комментарии

#
Самые мудрые и понимающие издатели выпускают (например, Пол Маккартни) в
двух вариантах – полнодиапазонном и традиционном «громком».

Пример можно таких изданий ?..для сравнения

- 50 дБ +
#

смотрите переиздания его сольных работ в 24 бит на hdtracks либо в других местах

unlimited version - это значит без компресии

- 60 дБ +
#

Спасибо. Глянем...

- 50 дБ +
#

Я правильно понял, что это материал 2012 года?

...но ведь Fat of the Land мы любим не за динамический диапазон... а за Diesel Power!!!

В машине как раз до сих пор идет на ура :-)

- 50 дБ +
#

да, это из журнала

мне народные хиты pr никогда особо не нравились, кроме разве что outer space

больше привлекали теневые треки

- 50 дБ +
#

Спасибо за традиционно интересное! (Повторение - мать учения! )

Надо бы подправить:

переходить на сетевоые плееры
- 50 дБ +
#

Ниже DR 7 слушать сложно, на голову сразу давит. Сейчас ремастеры старых альбомов делают DR 10-11. Мне они больше нравятся. А с современной поп эстрадой Беда.

- 50 дБ +
#

Я это тоже заметил, но вот насчёт того, что не компрессию сетап не играет... Надо проверить. Пока мне очень нравятся записи тех лет с DR10 и более.

- 50 дБ +
#

В академической музыке игры с компрессией менее распространены.

- 50 дБ +
#

я же сказал, что с классикой нет проблем

в остальных жанрах жарят динамику только так

- 50 дБ +
#

Вот неплохая иллюстрация вышесказанного:


- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.