Всему голова

Всему голова

Как выбрать головку для проигрывателя винила всерьез и надолго.

С чего начинать поиск головки? В первую очередь с фонотеки. Все-таки первична пластинка, и если окажется, что звуковоспроизводящая аппаратура не подходит к фонотеке, придется менять или железо, или пластинки. Многое зависит от жанров музыки, времени выпуска пластинок и их состояния. Шеллак рассматривать не будем — это совсем другой мир. Таким образом, самыми ранними для нас будут пластинки 50—60-х годов. Среднее время звучания большинства дисков тех лет невелико, дорожки нарезаны глубоко и с достаточным шагом. Лучше всего для таких пластинок иметь две вертушки или аппарат с двумя тонармами, что бы однозначно разводить стерео и моно-записи. Моно лучше играть сферической иглой, и лучше, если головка будет той же эпохи. Если нет желания связываться с винтажем, можно взять, например, Denon DL102 или моно-головки Miyajima. Раннее стерео: честно говоря, отношение у меня к нему сложное — если есть выбор между ранним стерео-изданием и моно-вариантом, то я предпочту второе — звук ранних стерео-пластинок нередко оставляет желать лучшего, а редкость и цена делают их еще менее интересными. Тем не менее для раннего стерео более подходящими видятся головки или со сферической заточкой, или с не очень острой эллиптической. Пластинки и переиздания, приходящиеся на более поздний период, на расцвет аналогового стерео, можно с равным успехом прослушивать на головках со сферической заточкой иглы и на головках с заточкой в виде эллипса. Чем сохраннее пластинка и чем позднее она выпущена, тем удачнее с ней сочетаются именно эллипсные иглы с уже меньшей прижимной силой. В таком случае 3—5 г превращаются в 1,5—2,5 г. Одной из лучших и универсальных стерео-головок со сферической заточкой я считаю Denon DL-103-SA или уже не выпускающуюся модификацию FL. С эллипсом выбор намного шире, тут можно обращаться и к винтажу, и к новоделу исходя из своего вкуса и бюджета. Более поздние пластинки, в том числе новодел, неплохо слушать, используя иглы с эллипсом или заточкой «шибата», но последние крайне критичны к состоянию пластинки, к загрязнениям и к тому же быстрее изнашиваются сами и винил изнашивают интенсивнее. В общем, я не большой поклонник игл с многопрофильной заточкой, если только речь не идет об оцифровках — вот там «шибате» самое место. Тут же стоит вспомнить о поздних, но все же монофонических переизданиях. Нарезаны они более тонко, и иглы для аутентичного моно тут не подойдут, лучше использовать современные головки, которые хоть и псевдо-моно (просто имеют перемкнутые контакты), но одновременно профили их игл намного более соответствуют физическим параметрам поздних переизданий.

Дальше встает еще более важный вопрос — какой тип головки выбрать? ММ, МС или, например, MI? Более редкие типы, в том числе винтажные, я не буду рассматривать в столь кратком обзоре. ММ, конечно, проще в плане коррекции и смены игл, но даже лучшие экземпляры, обладая почти запредельной динамикой, никогда не дадут той слитности, детальности и полноценной подачи послезвучий, на которые способны МС-головки. Стоит разобрать по типам. МС с высоким выходом обычно удобнее, так как подключаются так же, как и ММ, но вся глубина звучания и им не под силу — это некоторое компромиссное решение, если не хочется серьезно вкладываться в повышающий трансформатор или корректор. МС же с совсем низким выходом в 0,5—3 Ом, наоборот, крайне требовательны к корректору или трансформатору, да и выбор подходящих моделей для них невелик. Остаются головки в диапазоне примерно 40—100 Ом, выбор же иглы уже описан ранее. Разобравшись с вышеназванными вопросами, остается подобрать головки, которые оптимально состыкуются с тонармом по податливости иглодержателя и эффективной массе, или, наоборот, подобрать тонарм. Это создаст корректные условия работы. Держа все это в голове, можно осознанно выбирать головку для своего тракта и своей фонотеки. Правда, остался еще вопрос жанровых предпочтений, но это отдельная обширная тема...

Опубликовано в журнале Stereo&Video, № 2, 2012
ТЕГИ:#Винил
73.01 дБ +

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.