Курочка по зернышку клюет, да несыта живет

Курочка по зернышку клюет, да несыта живет

Почему даже легальные интернет-аудиосервисы опять оставляют музыкантов без заработка?

Недавно на этом же самом месте я славил прелести потокового аудио и давал бесплатные советы творческим, в отличие от меня, людям — менестрелям и музыкантам. Дескать, не получается заработать на песнях в интернете — больше концертируйте и торгуйте своими принтами на футболках. Вероятно, не один я оказался таким умником, что побудило почтенного Дэвида Бирна разразиться довольно сердитой статьей в газете The Guardian на тему новомодных сервисов.

Критические стрелы мистера Бирна были направлены в сторону Spotify — бездонного музыкального ресурса, где простому человеку за символическую абонплату можно забыть о своей коллекции МР3 и вечно кувыркаться в аудиоволнах с хорошим битрейтом. Можно даже без абонплаты, но с некоторыми ограничениями в удобстве. В отличие от интернет-радио Pandora, которое само формирует свой плей-лист и корректирует его с учетом симпатий слушателя, Spotify представляет собой классическую библиотеку — с полноценным поиском по именам, альбомам и стилям. По всей видимости, дело затеяно серьезное. Международная федерация звукозаписывающей индустрии (IFPI) указывает Spotify вторым по доходам среди дистрибьюторов цифровой музыки в Европе. Пользователи довольны, лейблы тоже ничего себе, а что скажут музыкантам?

Отчисления артисту за воспроизведение обычно составляют 15—20%, если его интересы представляет мейджор. Инди-лейблы, как привило, делят доход пополам. Итак, каков же он? Начнем с рекордов. Летний хит Daft Punk «Get Lucky» к концу августа был воспроизведен через Spotify 104 760 000 раз, позволив двум участником группы заработать где-то по 13 000 долларов на каждого. Но сколько случится подобных хитов у коллектива в течение года? А если музыкантов будет не двое, а уже четверо или больше? Дэймон Круковски из локально известной в конце 80-х инди-группы Galaxie 500 рассказывает, что их дебютная песня «Tugboat» в первом квартале 2012 года была запущена через Pandora 7800 раз. Отчисления за нее со стороны Pandora составили 21 цент, которые следовало разделить между тремя бывшими участниками Galaxie 500 — по 7 центов на рыло. Зато Spotify оказался по-королевски щедрым: за 5960 запусков Tugboat набежал целый доллар и 5 центов, гуляй, рванина! Впрочем, группа ничего не получила за свои труды и в 1988-м — лейбл объявил о банкротстве.

Словом, Spotify или Pandora — явно не те ресурсы, которые помогут оплачивать текущие счета. И кстати, не только Бирн, но и другие музыканты, например Radiohead, приняли решение закрыть свои разделы на Spotify. Кто же станет «тем»? Любители визуализированной статистики из портала www.informationisbeautiful.net составили табличку необходимого количества продаж музыки для достижения официального месячного минимума в 1160 долларов. Выясняется, что самое быстрое и выгодное дело — это загнать фанам 150 самописных болванок по десятке, чем ждать, когда твою песню в iTunes купят более чем 12 000 человек, с которой тебе капнет лишь по 9 центов! В таблице не были учтены цифры по изданиям на виниле. Но кажется мне, что взметнувшаяся в последнее время страсть музыкантов к LP-релизам вызвана вовсе не почтением к «живому аналогу», а всего лишь способом изыскать хоть какие-то средства на дальнейшую жизнь и творчество. Во всяком случае, Дэймон Круковски говорит откровенно, что следующий свой альбом он выпустит исключительно на виниле.

Опубликовано в журнале Stereo&Video, № 12, 2013
70.79 дБ +

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.