Акустика Triad Bronze LR-H: как собрать Dolby-Atmos-кинотеатр и ничего не повесить на потолок

Акустика Triad Bronze LR-H: как собрать Dolby-Atmos-кинотеатр и ничего не повесить на потолок

Домашний 5.1-кинотеатр дает две степени свободы звуку — эффекты перемещаются вперед-назад и влево-вправо, т.е. в горизонтальной плоскости. Но уже давно разработчики многоканальных форматов хотели добавить звуку третье измерение — вертикальное.

Самым первым появился алгоритм Dolby Pro-Logic IIz с виртуальным каналом «Height», а в прошлом году официально представили объектный кодек Dolby Atmos, требующий целую систему потолочных АС. И хотя саундтрек Dolby Atmos для домашнего употребления существует пока лишь на одном демонстрационном BD-диске, новейшие AV-ресиверы соответствующим декодером уже оснащаются. Значит, скоро появятся желающие построить Dolby Atmos-кинотеатр у себя в гостиной. Неужели им придется крепить колонки к потолку? Спешим успокоить кинолюбов: новые громкоговорители InRoom Bronze LR-H американской фирмы Triad позволят оставить потолок в покое.

Atmosферное явление

После того, как Dolby Laboratories заявила о выпуске Atmos для домашнего кинотеатра, бренды начали включать в свой каталог совместимую с этой технологией технику. Производителю ресиверов это, в принципе, несложно — требуется лишь дополнить аппарат декодером Atmos, что уже сделали Denon и Pioneer. Гораздо более серьезная задача стоит перед фирмой, выпускающей акустические системы. Разумеется, если в ее арсенале имеется потолочная акустика, дело, можно сказать, в шляпе. Но как быть тому, кто считает потолок не подобающим для колонок местом?

Вариант построения Dolby-Atmos-кинотеатра без потолочной акустики — используется отражение звука от потолка

На помощь пришли, в первую очередь, сами разработчики алгоритма Atmos. Его «одомашненный» вариант предусматривает возможность использования акустических систем, которые сочетают драйверы, направленные как на слушателя, так и вверх, под некоторым углом к горизонтальной плоскости. В результате до зрителя доходят, в основном, звуковые волны, отраженные от потолка, и ему кажется, что их источник расположен над головой. Справедливости ради заметим: подобная методика уже используется — скажем, в саундбарах Yamaha для расширения стереобазы — с той лишь разницей, что отражение от потолка в случае с Triad служит для воспроизведения эффектов высотных каналов Atmos.

Почему именно Triad

Руководствуясь вышеизложенным, компания Triad (читается «трáйад») тоже решила создать громкоговоритель, отвечающий требованиям Dolby Atmos. Однако такой шаг нельзя считать случайностью или спешной попыткой «застолбить доходное место». Помимо АС классической конструкции (они называются InRoom, т.е «находящиеся в помещении»), компания Triad более 30 лет разрабатывает и производит — исключительно в США! — широкий ассортимент навесных (семейство OnWall — «на стене») саундбаров и колонок, а также встраиваемых в стену (InWall) или потолок (InCeiling) громкоговорителей, которые очень высоко ценятся инсталляторами.

Универсальная акустика Triad Bronze LR-H

Согласитесь, добиться такого успеха невозможно без глубоких знаний о тонкостях распространения звуковых волн. Иными словами, спроектировать колонку, сочетающую прямое и отраженное излучение, специалистам Triad, как говорится, сам бог велел.

Мало того, над разработкой требований к Atmos-громкоговорителям сама Dolby Laboratories в течение двух лет трудилась бок о бок именно с Triad. Ларри Пекстон (Larry Pexton), президент Triad Speakers, заявил: «Мы очень гордимся тем, что помогли Dolby в создании стандарта Atmos. Разработанный нами прототип излучающей вверх колонки стал эталоном, который они предоставляют своим партнерам для оценки сертифицированной Dolby Atmos электроники».

От прототипа к искомому

За основу при проектировании был взят полочник с названием LCR из бюджетной линейки Bronze (всего в арсенале фирмы пять семейств АС классической конструкции — помимо Bronze выпускаются Mini, Silver и Gold, а также флагманская Platinum).

Универсальная акустика Triad LR-H, вид сверху

У каждого производителя акустики есть излюбленные творческие приемы. Например, фирма Triad придерживается схемы Д’Апполито — установка твитера между НЧ/СЧ-динамиками. Данная конфигурация позволяет получить более равномерную АЧХ на средних частотах, расширяет диаграмму направленности по горизонтали, но сужает ее по вертикали, благодаря чему оптимальная зона прослушивания заметно увеличивается. Наконец, такая колонка практически без доработки может превратиться в АС центрального канала — нужно лишь повернуть ее на 90 градусов (отсюда индекс LCR — Left-Center-Right, т.е. «левый-центральный-правый»). Фронтальными излучателями являются два НЧ/СЧ-драйвера с 5,5-дюймовым диффузором из органического волокна и дюймовый твитер с матерчатым куполом и неодимовым магнитом (оба производства престижной фирмы SB Acoustics).

Наклонные хитрости

Особая конструкция верхней стенки делают эту колонку Dolby-Atmos-совместимой. На ней располагаются четыре полнодиапазонных драйвера ScanSpeak с двухдюймовыми диффузорами и неодимовыми магнитами. Они направлены вперед под некоторым углом к горизонтали (величину этого угла фирма не разглашает; впрочем, даже на глаз видно, что он близок к 30 градусам).

Универсальная акустика Triad LR-H

Кажется, столь миниатюрным динамикам место не на полноразмерной колонке, а в микросистеме, но не спешите с выводами: ScanSpeak — один из самых уважаемых производителей электродинамических драйверов, так что размер в данном случае действительно не имеет значения. Тесное расположение динамиков — тоже отнюдь не вынужденная мера. Благодаря этому сужается направленность излучения: расстояние между драйверами не превышает 1 дюйм — половина длины волны 7 кГц — поэтому интерференционная картина на средних частотах получается равномерной, без провалов и пиков (излучение приближается к когерентному).

Инсталляция системы на базе Triad LR-H и процессора Trinnov Altitude32 на выставке Hi-Fi & High End Show 2015

Но почему не использовать один динамик большего диаметра, спросит дотошный читатель? Ответ прост: наличие четырех драйверов позволяет значительно повысить подводимую мощность (до 200 Вт). В данном случае это залог успеха, поскольку слушать саундтрек современного блокбастера в «шепчущем» режиме — просто немыслимо. Кстати, некоторые конкуренты Triad оснащают Atmos-громкоговорители одним 3-дюймовым динамиком, излучающим вверх, но с подводимой мощностью, а значит, и прослушиванием на высокой громкости, возникают серьезные проблемы.

На вкус, размер и цвет

Спецификация Dolby Atmos предусматривает возможность создания системы 5.1/7.1 с двумя или четырьмя АС, излучающими не только вперед, но и вверх (обозначается такой набор как 5.1.2/7.1.2 или 5.1.4/7.1.4). Эти АС одновременно играют роль фронтальных или фронтальных и тыловых (в конфигурации Х.1.2 или Х.1.4 соответственно). А новинка Triad прекрасно чувствует себя как на фронте, так и в тылу (извините за невольный каламбур). Именно поэтому она имеет индекс LR-H — Left-Right-Height, т.е. «левый-правый-высотный».

Трудно сказать, двигало ли разработчиками желание сэкономить место в гостиной у слушателя, но колонка получилась довольно компактной («рост» — меньше 50 см). Она выполнена в закрытом корпусе, поэтому не имеет никаких ограничений по размещению. Примечательно, что такая конструкция не отразилась на чувствительности — она составляет 89 дБ, и это можно считать отличным показателем.

Корпус выполнен из ДВП; его жесткость повышена за счет внутренних стяжек. Рабочий диапазон составляет 88 Гц — 20 кГц (±3 дБ). Как видим, нижняя граничная частота довольно высока; при прослушивании музыкальных записей с таким параметром еще можно мириться, но созданный на основе этой АС домашний кинотеатр не обойдется без сабвуфера.

Громкоговоритель выпускается в десяти разновидностях стандартной отделки: черный или белый матовый, а также 8 вариантов ламинирования шпоном натурального дерева. Еще три варианта выполняются «под заказ». Другими словами, колонка легко впишется в любой интерьер.

ТЕГИ:#Triad
70 дБ +

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.