Педант. Тест проигрывателя виниловых пластинок EAT Forte

Педант. Тест проигрывателя виниловых пластинок EAT Forte

Проигрыватель виниловых дисков EAT Forte с тонармом Ikeda IT-407, головками звукоснимателя MicroMagic Magic Diamond и Benz-Micro H2 Wood.

История

С доставшимся нам на тест проигрывателем EAT Forte вообще много непонятного. Начиная с производителя: Euro Audio Team — производитель относительно новый и малоизвестный. Какие-то упоминания о нем начинают появляться с 2008 года, но тогда речь шла только о производстве радиоламп в Чехии. На сайте также нет никакой информации ни об истории, ни о производстве, а все описание производства сводится к описанию того, как делаются радиолампы, — никаких упоминаний про производство проигрывателей нет вообще, есть только каталог этих самых проигрывателей. Первые обзоры появились в 2009 году, позже появились и награды различных журналов и выставок. Вот и нам пора разобраться, что же здесь к чему. В модельном ряду производителя три проигрывателя, выполненных в классическом стиле: корпус, покрытый деревом, массивные диски, магнитные опоры стола. В качестве тонармов устанавливаются или свой собственный тонарм весьма специфического вида, или Pro-Ject серии Evolution, или Ikeda IT-407. Вот тут как-то сами по себе напрашиваются некоторые, правда, ничем не подтвержденные аналогии — EAT изготавливается в Чехии и Pro-Ject родом оттуда. Есть некое сходство в стилистических и конструктивных решениях, а установка тонармов Ikeda — идея сама по себе очень хорошая, но одновременно и ProJect устанавливает на свои верхние модели проигрывателей тонармы Ortofon. Головка MicroMagic также вызывает ряд интересных вопросов, но об этом позже.

Блок управления скоростью вращения. Не совсем понятно, почему крышка крепится на магнитах, в остальном же к работе самого блока претензий нет — все четко и неспешно.

Прежде чем изучить конструктив проигрывателя и начать прослушивание, нам пришлось затащить в тестовую деревянный ящик несколько нескромного веса — 80 килограммов. Надо сказать, что упаковка — надежнее не представить. Внутри все расположено очень удобно, и сборка не доставила затруднений. Однако инструкции или какогото подобного документа в коробке не нашлось. Но ничего, там и так все ясно и понятно. Стол массивный и смотрится очень красиво: отделка шпоном и многослойным лаком впечатляют. На поверхность конструкция устанавливается при помощи четырех регулируемых ножек с магнитным демпфированием. Опять же удобно и не требуется никаких дополнительных подставок. Внутренности стола изучить проблематично, хотя понятно, что изготовлен он из МДФ, а, по утверждению производителя, внутри присутствует засыпка «металлическим песком». Массивный шкив инвертированного подшипника оканчивается небольшим керамическим шариком, а в стакане видна такая же небольшая вставка — таким образом, диск диаметром 40 сантиметров и весом более 20 килограммов имеет совсем небольшую точку опоры. Сам диск состоит из двух частей различной плотности, соединенных между собой дополнительным демпфирующим материалом. На диске также установлен мат из переработанных виниловых пластинок (такую же технологию использует в топовых моделях ProJect), но мат, к сожалению, несъемный, что лишает владельца возможности самостоятельно подобрать что-то на свой слух. В комплекте имеется не очень тяжелый алюминиевый клемп с фетровой подкладкой, в целом, сделан он неплохо и на звук влияет минимально.

Опора проигрывателя с магнитной развязкой. Изготовлено все качественно, в настройке также проблем не возникает.

Вращается диск при помощи двух вынесенных в отдельный корпус моторов переменного тока и длинных силиконовых пассиков. Корпус с моторами тяжелый, установлен на две опоры, аналогичные опорам стола. В качестве блока управления практически безошибочно угадывается встроенный Pro-Ject Speed Box SE, кстати, сам по себе изготовлен этот узел вполне прилично и качественно, только не совсем понятно, почему декоративная накладка крепится на магнитах, а не каким-то другим способом. База для тонарма съемная и не настолько массивная, насколько хотелось бы. Имеется возможность устанавливать базы под другие тонармы. Также предусмотрена система сдвига базы, чтобы выставлять точное рабочее расстояние. И вот тут нашлось одно недоразумение. Тонармы Ikeda рассчитаны на такой тип крепления к базе, когда основание тонарма притягивается за счет массивной штатной гайки. В нашем же случае прикрутить гайку нельзя — для нее нет места, а крепится основание тонарма при помощи двух торцевых винтов, вкручивающихся в базу. Во-первых, это совсем не то, что планировали разработчики Ikeda, а во-вторых — винты упираются в резьбу основания тонарма, что также кажется не совсем корректным решением: на резьбе в любом случае останутся следы. Не совсем понятно, почему нельзя было сделать пространство под базой более свободным и крепить тонарм именно так, как это предусмотрено разработчиками. Если перейти к самому тонарму, то тут вопросов практически нет: Ikeda IT-407 — прекрасно изготовленный, исключительно точный и удобный в настройке и использовании 12-дюймовый динамически сбалансированный тонарм именитого японского производителя, унаследовавшего традиции и качество Fidelity Research. У тонарма существуют все необходимые настройки, и реализованы они очень удобно.

Шкив инвертированного подшипника. Тот факт, что подшипник инвертированный при такой массе диска — дело само собой разумеющееся. А минимальная точка контакта действительно сводит резонансы к минимуму.

Настраивать, перенастраивать, менять головки — все эти манипуляции не вызывают ни малейшего дискомфорта. Да и по моему опыту, по влиянию на звук и по способности работать с низкоподатливыми головками этот тонарм можно смело отнести к одним из лучших образцов, выпускающихся в настоящее время. Единственное, что не совсем понятно — что же за выходной кабель идет с тонармом в комплекте. Внешне он очень похож на AudioCraft, но подтверждений тому нет. Впрочем, кабель этот такого уровня, что даже в серьезном тракте он далеко не обязательно потребует замены. Головка MicroMagic Magic Diamond — вообще малопонятная история — мне попадались аналогичные головки по виду только под маркой BlueElectric, а в остальном, кроме скупых технических характеристик и швейцарского происхождения, о ней мало что известно. Но если положить рядом другую хорошо известную головку, то получится... Найдите сколько-то отличий — фотография все скажет сама за себя, а нам остается только задуматься и все это оценить на слух. Единственное, что следует из технических характеристик: заточка иглы не сферическая.

Звучание

После настройки и приработки, а надо сказать, провода тонарма да и головка прирабатываются долго, начал прослушивание с пластинки Sonny Rollins «Saxophone Collosus». Звучание сразу оказалось быстрое, динамичное, чуть суховатое и одновременно легкое. Звуки и призвуки слышны вполне разборчиво, есть неплохой бас, хотя нельзя сказать, что его много. Серединка суховатая, но ни в коей мере не холодная и не отстраненная — эффект, надо сказать, весьма интересный и неординарный. Верхние частоты аккуратные, может быть, даже слишком аккуратные. Сцена не самая широкая и глубокая, но вполне правильная и ясная. Одновременно тонарм и головка исключительно качественно отрабатывают пластинку в состоянии не первой свежести — дефекты слышны, но они совершенно не оттягивают на себя внимание. При такой подаче всего частотного диапазона, скорее, хочется не столько слушать музыку, сколько анализировать, кто что как сыграл, как были расставлены микрофоны и как делалась запись. Следующая пластинка — Sarah Vaughan «Live In Japan». Звучание объемное, слышен зал, но в целом, воздуха маловато. Одновременно сцена широкая и глубокая, образы хорошо отделяются друг от друга, и по глубине можно насчитать множество слышимых планов, но образы эти, скорее двухмерны, в них не ощущается дыхания и телесности.

Поворотный узел и детали тонарма. Тонармы Ikeda по праву можно отнести к одним из лучших среди ныне выпускающихся. Позаимствовав достоинства Fidelity Research, эти тонармы непревзойденно работают с низкоподатливыми головками, особенно со своими собственными.

Вокал также воспроизводится несколько необычно — его нельзя назвать сверхдетальным, но одновременно он очень неплохо прорисован на фоне прочих планов и лишен какой-либо окраски. Также, возвращаясь к оценке сцены, при всей ее специфике нужно отметить, что образы исключительно точно соразмерны друг другу. При прослушивании только второй пластинки я привык к имеющейся подаче и без проблем смог погрузиться в прослушивание, при том, с одной стороны, прослушивание ненавязчивое, с другой стороны — предрасполагающее к анализу услышанного и с точки зрения музыки, и с точки зрения записи.

Пластинка Isao Suzuki «Blow Up» прозвучала динамично и основательно. Откровенно глубокого и массивного баса тракт не выдает, но то, что получается, слышно как раз как основательность. Бас четкий и уверенный. В целом же, по подаче — да, все слышно: и основные тона, и детали, и воздух имеется, и слитность, только эту цельную картину, скорее, можно охарактеризовать как чуть педантичную, консервативную, лишенную какой-либо фривольности. Спокойный, уверенный, уравновешенный звук с весьма неплохими формальными характеристиками.

Охватывая джазовую тему, никак нельзя обойтись без больших составов. Для этой цели выбрал пластинку Count Basie & His Orchestra «The Best Of Basie». Звук в меру детальный и в меру яркий. Подача ровная, без явной окраски, при этом весь диапазон хорошо читаем и все слышно четко и разборчиво. Вероятно, меди не хватает некоторого количества яркости и напористости, наглости, если можно так сказать. С другой стороны, та же медь звучит без каких-либо искажений и слух совершенно не режет.

Перейдя к менее консервативным жанрам, выбрал классическую рок-пластинку Queen «The Game». И тут картина получилась совсем неоднозначная. Звук ровный, чистый, в меру детальный и с неплохой динамикой, очень хорошо прорабатывается и вокал, и инструментальные партии. Формально все есть, но чего-то не хватает. А не хватает эмоциональной вовлеченности. Конечно, можно все списать на японское издание пластинки, но я точно знаю, что она может звучать более эмоционально и увлекательно. Тут же получается как-то все слишком аккуратно, слишком точно и педантично.

Головка звукоснимателя

Если внимательно посмотреть на фотографию, то сложно не заметить явного сходства между головкой из нашего теста и классической Denon DL-103. На самом деле существует немало вариантов серийного «моддинга» различных моделей 103-го семейства. Те же головки Zu вполне могут составить конкуренцию по звуку вариациям от MicroMagic, хотя и в звучании Magic Diamond безусловно есть своя прелесть — вероятно сказываются конструкция корпуса и заточка иглы.

Такое ощущение, что тракт говорит: «Я, конечно, все могу, но уберите это безобразие и поставьте настоящую взрослую музыку» — что сказать, неординарный почерк. Чтобы проверить первые впечатления, послушал чутьчуть первый английский пресс Queen «Jazz» — картина получается примерно та же. Не нравится этому тракту рок-музыка. Звучит, но это точно не сильная сторона этого проигрывателя. Перебрав еще несколько пластинок с роком, панком и эйсид-джазом, пришел к выводу, что разве что к электронике этот аппарат относится снисходительно, но в остальном он однозначно тяготеет к натуральным жанрам и инструментам. В качестве эксперимента попробовал поставить головку Benz-Micro H2 Wood — это придало звучанию тракта большую эмоциональность, но радикально не изменило подачу, и что не менее интересно — головки Benz-Micro «деревянной» серии я всегда считал тяготеющими к малосоставным записям, однако на этом тонарме все получилось намного лучше в плане универсальности — даже большой симфонический оркестр прозвучал вполне полновесно. Все таки тонармы Ikeda — шедевр инженерной мысли.

Вернул на место полагающуюся ему головку, попробовал поиграть с матами — бесполезно. Штатный мат всегда слышен, единственное, что способно перекрыть его почерк — или керамический мат Kenwood, или медный «блинчик» Micro Seiki. Все же очень жаль, что штатный мат производитель сделал несъемным.

Заканчивая тестирование, просто необходимо подвергнуть тракт пытке классической музыкой. Для начала выбрал пластинки Stravinsky «Die 3 Grossen Ballette» и тут понял, что пытки не получится — прослушал почти все шесть сторон — воздух зала и точность тихих звуков завораживают, тембры точны и естественны, ровная, не навязывающая своих эмоций подача идет только на пользу. На быстрых фрагментах не слышно никаких затруднений. Нейтральность подачи предоставляет выбор — можно слушать музыку, можно раскрыть партитуру и изучать исполнение или можно, вслушиваясь в детали, изучать запись и работу звукорежиссеров. На записи Handel «The Sonatas For Fluite» порадовался натуралистичному звучанию флейты, когда слышен не только сам инструмент, но и угадываются-ощущаются воздух, окружающее пространство. Закончить решил большим оркестровым произведением, одновременно и изумительно исполненным и хорошо записанным — Beethoven «Tripelkonzert C-dur op.56». Что сразу слышно — есть воздух, масштаб и основа. Воспроизводится весь диапазон, когда нужно тихо, когда нужно — громко и напористо. В то же время слышен ровный неокрашенный тональный баланс, и в равной степени — уже хорошо знакомая суховатая педантичная подача.

Резюме

Неоднозначный аппарат. Если отбросить все моменты относительно конструкции, производства и комплектации, картина складывается специфическая. Универсальным этот проигрыватель не назовешь. С другой стороны, у него есть собственный неординарный почерк. Я не смог заставить его играть рок-музыку, но с джазом или классикой он справляется достойно, предлагая свою, мало на что похожую подачу. Холодных и аналитичных проигрывателей немало, а вот услышанный в данном случае почерк по-своему уникален.

Музыкальный материал

[01] Beethoven —Tripelkonzert C-dur op.56 — D.Oistrach, M.Rostropovich, S. Richter, Herbert von Karajan, Berliner Philharmoniker — EMI/HMV 579001 / Stereo

[02] Count Basie & His Orchestra — The Best Of Basie — Roulette SR 52081 / Mono

[03] Handel — The Sonatas For Fluite — Paula Robison, Kenneth Cooper, Timothy Eddy — Vanguard VSD-71229/30 / Stereo

[04] Isao Suzuki — Blow Up — Three Blind Mice TBM-15 / Stereo

[05] Queen — The Game — Electra / Warner-Pioneer corp. Japan — P-10601E / Stereo

[06] Sarah Vaughan — Live In Japan — Mainstream 2401 / Stereo

[07] Sonny Rollins — Saxophone Collosus — Prestige PR 7326 / Stereo

[08] Stravinsky — Die 3 Grossen Ballette — London Philharmonic Orchestra, Bernard Haitink — Philips 6747 094 / Stereo

Опубликовано в журнале Stereo&Video, № 11, 2011
50 дБ +

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.