Хитросплетения. Часть первая

Хитросплетения. Часть первая

Казалось бы, все очевидно — кабель, как и любой другой компонент тракта, влияет на звук. Но как влияет и почему?

При наличии массы различных теорий у меня нет однозначного ответа, почему кабель влияет на звук. Но одной мыслью все же хочу поделиться. Думаю, что влияние кабеля — это не только электрический, но и механический эффект. Если в хорошем прозрачном тракте мы слышим ­влияние конусов или подставок, то почему мы не можем слышать подобное влияние от сетевого кабеля толщиной «в руку», подключенного к компоненту? То же относится и к сигнальным кабелям, которые, как и любое другое тело, обладают собственными резонансными эффектами.

Скажем прямо: цена кабеля или его толщина не гарантируют ничего, кроме цены и толщины. Также не стоит забывать о том, насколько кабельная тема «пропитана» маркетингом. Если убрать эту составляющую, то останутся материалы и технологии. Причем технологии часто граничат с эзотерикой. Поэтому материал мне видится как предмет более предсказуемый, чем все остальное. Набрав большой опыт прослушивания, можно примерно представить, как влияет на звук медь разной чистоты, медь посеребренная, серебро или, например, сплав серебра с золотом. Относительно диэлектриков тоже можно вычленить некоторые закономерности, например, что кабели экранированные теряют в динамике по сравнению со своими неэкранированными аналогами, но одновременно они намного более капризны в подключении и расположении из-за чувствительности к наводкам. Других обобщений я бы тут делать не стал, поскольку толщина проводников и диэлектриков не столь очевидный показатель. Также не всегда очевидна зависимость звучания от сопротивления, емкости и индуктивности. Конечно, в случаях значимых отклонений показателей от среднестатистических разница слышна, но сегодня разброс в этих показателях как правило, невелик.

Таким образом, я бы начал обобщение с простого утверждения, что хороший кабель — это кабель, который можно удобно разместить в тракте, не боясь, что он вырвет разъемы или компоненты будут висеть на них, как на крючках. Банально, но важно для начала. Далее — обычно кабель без экрана лучше, но на практике приходится искать компромиссные варианты или сочетания, ставя экранированные кабели туда, где это действительно критично, например, на выход винилового проигрывателя.

Материалы. По имеющемуся опыту и сложившимся привычкам мои предпочтения — медь степени очистки 6N-8N. Хороший медный кабель наиболее предсказуем и меньше всего вмешивается в звучание. Продается очень много проводов из посеребренной меди, но очень немногие из тех, что мне встречались, можно назвать идеальными. Скорее напрашивается их применение по принципу «эквалайзера», когда нужно существенно скорректировать взаимоотношения компонентов в тракте, далеком от линейности. Чистое серебро может быть очень разным — от визгливояркого с запредельной динамикой, до совершенно цельного по звучанию, как, например, старые кабели от Кондо. Серебро с золотом — это вообще отдельная история. Можно получить и холодно-мягко-мутномедленно, а можно — эффект лучшей меди и почти полное невмешательство в звук, что демонстрировали прежние самые верхние модели кабелей Siltech. Карбоновые кабели обычно очень линейны и детальны, но сухи, безжизненны и нередко страдают проблемами в отображении сцены. Вот самые основные выводы о материалах и конструкциях проводников.

О практике использования кабелей в системе читайте в следующем номере.

Опубликовано в журнале Stereo&Video, № 3, 2012
50 дБ +

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.