Органист Дон Эйри (Don Airey) сейчас более всего известен как участник группы Deep Purple, к которой он присоединился более полутора десятков лет назад. А в 70-90 Эйри был супервостребованным органистом — переиграл со всей элитой британского рока, плюс «семья» Deep Purple, от Rainbow до Whitesnake.

«Дипапл» в очередной раз выступили в России, в Москве в «Олимпийском» 30 мая, а 25 мая вышел новый сольный альбом Дона Эйри «One of a Kind». Его записывала настоящая супергруппа: вокалист Карл Сентанс (Nazareth), басист Лоренс Коттл, Джон Финнинган за барабанами и Саймон Макбридж на гитаре. Какие творческие задачи ставил перед собою Дон Эйри и что его роднит со Святославом Рихтером — в интервью.


— В конце мая у вас выходит новый сольный альбом «One of a Kind». Расскажите, пожалуйста, как и где проходила запись.

— Альбом записан за 19 дней, которые, правда растянулись на полтора года — из-за сложности с расписаниями у всех музыкантов. Писали без особых изысков, то, что вы слышите — это группа как она есть, как она звучит живьем. На студии Headline, она довольно новая, ею управляет Пит, мой друг, очень талантливый парень. Но любая студия одержима чем-то, есть везде какие-то духи!



Вся группа играла в одной комнате, очень мало сделал наложений, только несколько клавишных партий и гитарные соло. Я хотел сделать отличный английский рок-альбом, причем в стилистике более Rainbow, чем Deep Purple.


— Тур новых Rainbow прошел и через Россию…

— О, правда? Ты ходил? Как оно?


— Я не смог, но люди говорили, что звучат отлично, «хотя Ричи ленится».

— Ладно, все равно прекрасная группа! Всегда лучшие музыканты. Там же играл мой дорогой друг Кози Пауэлл — а он непревзойденный барабанщик. Состав 1979 года — самый сильный. Я не считаю, что они такими же великолепными остались после ухода Пауэлла.



— А каково вообще было играть в той группе?

— Да прекрасно! Как это может не нравиться, когда ты сам молод, а у твоей команды хит-синглы, ротации на радио, телешоу, аншлаги на стадионах, причем молодежь на тебя ходит. Чего тут объяснять? (смеется).


— Кто, по-вашему, самый крутой хаммонд-органист всех времен и народов? Джона Лорда не называть!

— Простой вопрос. Джимми Смит — это в мире органист номер один. Абсолютный гений. Майлс Дейвис, знаешь, называл его восьмое чудо света. Я бывал на концертах Джимми Смита, кстати — и да, это невероятно совершенно… Второй после него, как хочешь, но это Джон Лорд. Второй известный мне органист из величайших.

Я, конечно, большой поклонник Кита Эмерсона, Брайана Огера… Также Джимми Макгрифф и Лерри Янг — вот его игра с Тони Уильямсом это нечто, удивительный был музыкант. Стиви Винвуда из The Spencer Davis Group не забудем!



— Россия и Москва в частности у вас с чем ассоциируются?

— Для меня Москва — это центр мирового фортепианного мастерства, все великие пианисты отсюда. Моим учителем фортепиано в музыкальном колледже был поляк по имени Рышард Бакст (потомок художника Леона Бакста, — ред.). А он — ученик Генриха Нейгауза, друг Святослава Рихтера… то есть у меня вроде как русское фортепианное образование!



— В следующий раз в Москве сыграете русскую мелодию?

— Да я могу сыграть что угодно. У меня огромный репертуар. Вообще, в России мы в каждом городе какую-нибудь русскую мелодию играем, от Санкт-Петербурга до Екатеринбурга. В этот раз какую-нить местную фольклорную мелодию подберу, которую все знают и все споют.


— Вы играли в югославской хэви-группе. А вы бы сыграли с российской рок-группой? Сколько это будет стоить?

— Ну и вопрос! Это, наверное, самый отчаянный вопрос, который мне когда-либо задавали!


— То есть в вопросе — ответ?

— Ну в общем да (смеется).