Звук в автомобиле: как заставить штатную систему звучать лучше?

Звук в автомобиле: как заставить штатную систему звучать лучше?

Когда обладатель прилично звучащей домашней аудиосистемы проводит много времени за рулем, то рано или поздно обращает внимание и на штатное аудио в своей машине. И приходит к выводу, что автопроизводитель слукавил, пообещав ему хороший звук, да иногда еще и приправив обещание каким-нибудь известным шильдиком. Стандартный вопрос, который при этом возникает, — «А что можно сделать, чтобы штатка нормально зазвучала?»

Под понятием «нормально звучит» каждый обычно понимает что-то свое. Для кого-то достаточно просто увеличить запас неискаженной громкости, а кто-то старается приблизиться к домашнему High End (варианты «dolbit normalno», уж простите, рассматривать не хочется). Впрочем, домашние принципы в автомобиле все равно не работают. Как минимум потому, что акустические свойства у автомобильного салона совсем другие, нежели у комнаты. И колонок как таковых тут нет, а динамики раскиданы по принципу «где место есть, там и поставили». Про акустическое оформление для них и вовсе говорить нечего — его роль играют элементы конструкции автомобиля. В общем, с «домашкой» ничего общего.

Часто маркетологи почему-то ассоциируют качество аудиосистемы с количеством динамиков в ней

Отсюда, кстати, и бытующее среди злых языков утверждение, что автомобильный High End — это абсурд, и построить в автомобиле аудиосистему высокого класса невозможно в принципе. Лично мне такой подход не очень нравится, ну не люблю я проводить в машине два-три часа в день, стоя в городских пробках, слушая одно лишь только радио. И, думаю, я не один такой. А значит, будем искать другие решения, не домашние. И, как показывает практика, такие решения существуют.

Наверное, было бы неправильно сваливать всё в одну статью. Объяснить за один раз все нюансы построения звука в автомобиле — это что-то из области «Квантовая физика в двух словах». Но выбрать правильное направление, чтобы сделать правильный первый шаг к хорошему звуку – это, пожалуй, уже половина успеха. С этого и начнем.

Я бы не стал утверждать, что все штатные системы звучат скверно. Есть много интересных и действительно прекрасно звучащих. Но, к сожалению, с одним большим недостатком — чудовищной стоимостью

Первым делом нужно определиться, а что, собственно, нам нужно. Если есть желание сделать систему действительно высокого класса, то в любом случае простыми средствами не обойтись, придется подходить к вопросу комплексно и готовиться к приличным финансовым вливаниям. Если же задачи сравняться по звучанию с многокилобаксовыми домашними системами не стоит, то можно подходить поэтапно. А вот на каком этапе остановиться — это уже дело каждого. Начнем с простого.

Уровень первый. Шумоизоляция

Да-да, это самый первый пункт при любом апгрейде штатной аудиосистемы. Хочешь слушать музыку — первым делом избавься от лишних звуков. Кстати, речь не столько о стороннем шуме, сколько о кузовном. Посмотрите на домашнюю колонку. Прочный корпус, лишенный призвуков. Звук излучает лишь то, что должно излучать звук, а что не должно — держится монолитно. А теперь взгляните где и как установлен любой автомобильный динамик и что является для него корпусом. Чаще всего он закреплен на какой-нибудь металлической панели, а в худшем случае и вовсе на пластиковой обивке. А корпус такой «колонки» — это дверь или какая-нибудь кузовная ниша. Жесть, да и только. Кстати, в прямом смысле этого слова.

Самый простой способ улучшить акустические условия работы динамиков и избавиться от ненужных резонансов и прочих призвуков металла — использовать вибродемпфирующие материалы. Они обычно делаются на основе битума или каучука, часто с какими-нибудь добавками. Их главная особенность — высокая внутренняя вязкость. В основном это просто листовые материалы, которые раскраиваются прямо по месту и тщательно прикатываются к металлу. Но иногда такие материалы бывают и в виде мастик.

Обработка вибродемпфирующими материалами устраняет призвуки металла и улучшает условия работы установленных динамиков

Вибродемпфирующие материалы потяжелее и пожестче эффективнее, но с ними и работать тяжелее, так что не все мастера их любят. С теми, что потоньше и полегче, работать проще, но от них и эффект не настолько высок. Оптимум, как правило, где-то посередине.

Разного рода легкие вспененные и волокнистые материалы можно рассматривать лишь факультативно, они работают несколько иначе, и на поглощение вибраций металла особого влияния не оказывают.

Уровень второй. Замена штатных динамиков

Вот тут нужно быть очень осторожным. Это то еще поле с граблями, с закрытыми глазами не побегаешь. Такой вариант апгрейда применим далеко не всегда. Если заменить одни лишь динамики и оставить все остальное, то далеко не факт, что система "запоет". Больше того, в каких-то случаях результат может оказаться и вовсе отрицательным. Штатная аудиосистема хоть сама по себе и невысокого класса, но в ней все подобрано друг к другу и сбалансировано.

Понятно, что аудиосистема — далеко не приоритетный элемент при проектировании автомобиля, но иногда способы установки штатных динамиков просто удивляют. На фото — штатный динамик BMW, который был закреплен просто с внутренней стороны обивки и прикрыт легким кожухом

Одна из хитростей, к которой прибегают автопроизводители — уменьшенный импеданс акустики. Вообще, в автомобильном аудио самая распространенная акустика — 4-омная, а вот в «штатках» нередко используют 2-омную. Все для того, чтобы форсировать дохлый штатный усилитель и чуть поднять запас по громкости. Замените такие динамики более привычными 4-омными, и получите тихую систему, и все попытки увеличить громкость будут сопровождаться ростом искажений.

Но это еще ладно, среди aftermarket акустики полно 2-омной. Не наступить бы на другие грабли — скорректированный сигнал. Это, кстати, одна из «фишек» многих брендовых штатных систем — там не компоненты лучше, а именно коррекцией компенсируют особенности дешевых динамиков и недостатков их акустического оформления. Замените в такой системе динамики, и такая коррекция будет уже неуместна.

Но не нужно пугаться и совсем отбрасывать этот вариант. Сегодня можно найти множество комплектов акустики, которые ориентированы специально под определенные марки и модели автомобилей. В основном, на европейские, в этой части света такой апгрейд наиболее востребован.

Видеоролик демонстрирует легкость апгрейда штатной аудиосистемы простой заменой ОЕМ-динамиков на комплект, специально разработанный для конкретной марки автомобиля:

Уровень третий. Апгрейд без замены штатного головного устройства

Если все эти «цветочки» с динамиками кажутся вам несерьезными, пора переходить к «ягодкам» — затрагивать усилительную часть системы. Главная задача, которую приходится решать в этом случае — где взять исходный нескорректированный линейный сигнал, от которого начать строить новую аудиосистему.

На самом деле, просто так вы его нигде не найдете. И единого рецепта для всех автомобилей тут просто нет, в любом случае придется обращаться к профессионалам, которые специализируются на «постановке голоса» автомобилям. По большому счету, все сводится к четырем вариантам.

Первый вариант – это «вытащить» линейный сигнал из электронных недр головного устройства. Для многих моделей этот процесс, кстати, хорошо отработан, и за относительно небольшую сумму ваше штатное головное устройство обзаводится хвостом с RCA-разъемами с тыльной стороны.

Во многих головных устройствах достать линейный сигнал несложно. Иногда, правда, его уровень невысок, и чтобы не нахватать помех на пути к усилителю, приходится добавлять небольшой выходной буфер. Но для опытного мастера это не вызывает особых сложностей

Второй вариант приходится использовать, когда нет возможности вывести «линейники». В этом случае мы оставляем в системе штатный усилитель, решительно отключаем от него штатные динамики и заводим его выходы на входы нового усилителя. Единственное требование к последнему — это наличие в нем так называемых высокоуровневых входов.

Высокоуровневые входы — это фишка исключительно автомобильной аудиотехники, дома подключать один усилитель вслед за другим вряд ли кому-то придет в голову. В машине это вынужденная мера, и пусть технически она не слишком изящна, но смысл в ней все же есть. Ведь к штатному усилителю будут подключены уже не низкоомные динамики. Его выходные каскады будут работать в совершенно другом режиме, с меньшими токами, так что и качество сигнала будет уже несколько иным. В любом случае вы получите звук лучше, чем было в штате.

Но этот вариант тоже применим не всегда. Чуть выше я уже говорил о том, что во многих системах вводится намеренная коррекция сигнала. В этом случае просто пускать «кривой» сигнал со штатного усилителя на новый смысла нет. А если штатная система и вовсе с поканальным усилением, то тут даже и кривого сигнала не найти — одни лишь частотные «обрезки».

Для таких случаев — третий вариант, с применением цифрового процессора вроде Audison bit One, Audison bit Ten, Helix DSP и т. п. Фишка этих девайсов в том, что они могут сложить из этих отдельных частотных кусков исходный аудиосигнал, убрать коррекцию (а вернее, скорректировать сигнал «в обратную сторону») и вот такой восстановленный сигнал уже отправить на новый усилитель. В умелых руках, кстати, довольно действенная штука.

Как правило, автомобильные процессоры настраиваются с ноутбука или планшета

Ну и четвертый вариант применим в машинах, в которых штатная система построена с применением MOST-шины (Media Oriented Systems Transport). Таких, кстати, нынче немало. Особенность структуры MOST в том, что все устройства (источник, усилители, мониторы, чейнджеры и т.д.) объединены единой цифровой шиной, по которой данные циркулируют по кольцу. Взять и что-нибудь убрать из такой системы нельзя, передача данных прерывается и все просто перестает работать.

При кажущейся на первый взгляд сложности на самом деле этот вариант один из самых удобных для инсталляции новой системы. Все, что понадобится — это MOST-адаптер. Он включается в MOST-кольцо как еще одно устройство, вытаскивает из шины цифровой аудиосигнал и выдает его нам «на блюдечке с голубой каёмочкой» — в виде привычного SPDIF.

Если штатная аудиосистема использует MOST-шину, то использование адаптера позволяет получить SPDIF без хирургического вмешательства в головное устройство или проводку

А дальше мы можем делать с ним всё, что душе угодно — от экономного решения «процессор + усилитель в одном корпусе» (MD.Lab AM-60.6DSP, Audison Prima AP8.9 bit, Helix P SIX DSP и т.п.) и до экстравагантных систем с внешним ЦАП и прочими аудиофильскими заморочками.

Уровень четвертый. Полная замена штатной системы

Бывают ситуации, когда не устраивает не только звучание штатной системы, но и функциональность самого головного устройства. В этом случае мысли о его замене становятся особенно назойливыми. Но это не всегда можно сделать малыми силами.

Изначально в этой Honda было установлено штатное головное устройство, интегрированное в торпедо. С помощью нештатной панели удалось установить новое головное устройство стандартных DIN-размеров

Первым делом внимательно посмотрите, что представляет собой штатное головное устройство. Если оно имеет собственный дисплей, а все органы управления аудиосистемой не связаны с остальными системами автомобиля (климат-контроль, бортовой компьютер и т.п.), то его, скорее всего, можно спокойно снять, при этом все остальные системы останутся незатронутыми.

Пусть оригинальные форма и размеры штатного ГУ вас не смущают. Во-первых, сейчас немало альтернативных головных устройств, которые выпускаются под конкретные марки автомобилей и встают в панель по принципу pin-to-pin — посадочные места и разъемы полностью совпадают. Либо можно использовать переходную рамку для установки стандартного аппарата размера 1DIN или 2DIN и адаптер со штатного разъема на стандартный ISO. Их выпускают многие производители, так что подобрать подходящий комплект обычно нетрудно. В крайнем случае, в custom-решения тоже никто не отменял.

Если на штатное головное устройство возложено много штатных функций, то его замена — очень непростая задача, простые решения есть далеко не на каждый автомобиль. На фото —комплект Alpine, разработанный специально под Mercedes

А вот если штатная «голова» объединена с другими системами автомобиля, тут уже сложнее. Далеко не факт, что на ваш автомобиль существует альтернативное головное устройство. В таком случае подход будет индивидуальным, и с большой вероятностью затратным.

Этот McIntosh стал во главе новой аудиосистемы, специально для него изготовлена установочная рамка. От штатное системы осталось только головное устройство, оно теперь выполняет роль второго по значимости источника

Но есть и еще один вариант. Он выглядит достаточно экстравагантно, но иногда это единственный способ организовать в автомобиле действительно высококачественный аудиоисточник — это оставить штатное головное устройство без изменений и установить второе. Оно в таком случае становится в системе главным, и аудиосистема строится именно от него. Штатное смещается с роли главного в системе и становится дополнительным – его выходы подключаются к AUX-входам нового головного устройства.

74.47 дБ +

Комментарии

#

Не знал, что бывает автомобильный макинтош. Материал интересный, спасибо.

- 50 дБ +
#

Может машину под звук надо выбирать? Чтобы была возможность установить человеческую 2DIN магнитолу, например?

Второй вариант приходится использовать, когда нет возможности вывести «линейники». В этом случае мы оставляем в системе штатный усилитель, решительно отключаем от него штатные динамики и заводим его выходы на входы нового усилителя. Единственное требование к последнему — это наличие в нем так называемых высокоуровневых входов.

Для чего? мощник в магнитолах, тем более встроенных, весьма невысокого качества звучания. Либо брать с "линейки", либо довольствоваться стоковым усилением.

- 53.01 дБ +
#

Согласен, решение очень неоднозначное. Но применяется часто и, как показывает практика, смысл в этом есть. Стоковый усилитель работает уже не на низкоомную акустику, а на входы усилителя, а это уже несколько иной режим работы. В целом такая система все равно звучит интереснее, чем сток. Если покупатель слушает относительно простую музыку, то такой "паровозик" из усилителей имеет право на существование.

- 53.01 дБ +
#

Всё это можно делать при наличии хороших специалистов.А таких совсем не много.Некоторых умельцев лучше вообще не подпускать к автомобилю.

- 61.46 дБ +
#

Это касается вообще любой сферы деятельности :)

- 60 дБ +
#

В Москве к счастью почти вымерли любители зубил с водостоком на выхлопе и сабом заместо багажника...

- 50 дБ +
#

Отчего же вымерли? Пересели на мистеров, тырпыры и прочую японамать. Строить что-то взяв зубило за донора уже просто никому не интересно.

- 50 дБ +
#

Бздящих на дорогах все одно меньше стало. Вот и славненько. Что с ними приключилось мне без разницы...

- 50 дБ +
#

Так ща вернутся, дайте срок. Новые машинки денег нет купить, старые латать тоже не будут, сгнил глушитель, переборки вытрясут, на пердульку нацепят стакан, типа спорт и будут тарахтеть у вас во дворе.

- 50 дБ +
#

Они не вымерли,а в Воронеж переехали

- 50 дБ +
#

Что бы получить боле мение звук в авто, нужны большие затраты финансовые. И все равно не добиться звука домашней системы того же уровня ценны.

- 53.01 дБ +
#

Разделяю Ваше мнение, сэр. Хорошая книга и стаканчик шери, вот что нужно джентельмену, чтобы скоротать время в долгой дороге.

- 50 дБ +
#

Соседа возят на Maybach 57. Много раз заглядывала в салон. Блин, я б в нём жила :)))


- 50 дБ +
#

Ну что вы, этот диван для важных стариков измученных геморроями. В вашем возрасте еще можно научиться водить и обзавестись если не type-r то старлеткой.

- 50 дБ +
#

В вашем возрасте еще можно научиться водить

Я вожу.

- 50 дБ +
#

Я в том смысле, что слова апекс, контрсмещение и предзахват для вас что-то значат.

- 50 дБ +
#

Ааа. Ну, в этом моя мама шарит. Она иногда так водит, что у меня появляются подозрения, что на самом деле она Stig :)))

- 50 дБ +
#

ваше фото?

- 50 дБ +
#

Ну да. Меня мама на работу везёт ))))))))

Шутка )))

Я такого не боюсь, на карте иногда гасаю )))

- 50 дБ +
#

на 30лс уже пускают?

- 50 дБ +
#

Неее!!! ;)))

Там, где я катаюсь, таких монстров нет;)

Мой кажись 15 или 13 лс., не помню точно. Точно знаю, что Хонда. Но поверьте, кайфа от него практически столько, сколько от маминого Мерса на 525 коняк! :)))

- 50 дБ +
#

Только мерс не едет))) (при сопоставимой удельной мощности момент у него никакой) и ваще круче карта только F1. Даже приспортивленные корыта с двигателями на тракторных блоках глотают пыль.

- 50 дБ +
#

Виииуууу!!! ;-)

- 56.02 дБ +
#

зачот)))

- 50 дБ +
#

Катерина, а кто из них вы?

- 50 дБ +
#

Я - которая мелкая )))

- 50 дБ +
#

Если так, то кажется я вас знаю. Как можно с вами связаться не на сайте?

- 50 дБ +
#

У меня в профиле есть ссылки на мои странички, или пишите на почту krasilnikova_katerina@ukr.net

- 50 дБ +
#

майбах 62 наверное ещё лучше

- 50 дБ +
#

Не сомневаюсь.

У нас в городе есть парочка таких, но их салоны видела только на картинках.

- 50 дБ +
#

Пригоден разве что для романтических приключений

- 50 дБ +
#

В этом классе есть Ройс и все остальное.

Хотя я честно не понимаю прелести обладания дорогой машиной. Никогда не понимал. Сейчас месяц с лишним без личного транспорта - динозавр мой таки сдох, ремонту не подлежит. Изредка думаю, надо что то купить, а потом думаю - вот а зачем? Когда пешком пройдусь, все ж для здоровья полезно, когда такси вызову, по рабочим делам - водитель есть с 8й Ауди. Вот и не хочу машину, что со звуком, что без. А может пока не знаю, чего б такого захотеть.

- 50 дБ +
#

Насчет штатной приличной аудиосистемы, стоящей оооооочень дорого, то это преувеличение! Самые дорогие, действительно суровые, аудиосистемы Burmeister, B&O, Dynaudio, Meridian с мощностью от 500 Вт и огромным количеством динамиков (от 10 шт. и более) стоят около 400 тыс. р. При этом такие системы качественно интегрированы в те автомобили, для которых они предлагаются и обеспечивают по настоящему шикарное качество звучания. Возможно, при наличии солидного опыта, соответствующего оборудования и инструментов, такую систему можно и самому интегрировать дешевле на какие-то процентов 10-15, но какой в этом смысл при покупке серьезной и дорогой машины? Я как раз из тех автолюбителей, которые легко могут ужиться с "ручкой", отсутствием различных электронных "прокладок улучшайзеров" между водителем и колесами, но с паршивым звуком мириться не могу! В 2012 г. приобрел Chevrolet Camaro SS из одной из первых поставок в РФ, штатная система в ней эдакий крепкий Hi-Fi середнячок из 8 динамиков и саба Boston Acoustics и пары одноименных усилков (такое впечатление, что их для этого комплекта производит NAD, поскольку звучат ну очень похоже на 356-е усилки этой конторы). Диких восторгов эта штатная система не вызывает, но способна звучать громко и мощно без перегрузок, обеспечивая вполне приличный тональный баланс и заставляя бежать кровь быстрее при прослушивании тех-же AC\DC.

- 50 дБ +
#

Огогого!!!

В 2012 г. приобрел Chevrolet Camaro SS

Он у Вас на каждый день?

- 50 дБ +
#

Не могу с вами согласиться. У меня в автомобиле стоит штатный Meridian c джекпотом и шлюхами с "мощностью и динамиками". Так вот он играет не лучше, чем не самый сложный Bose в моем предыдущем автомобиле. Я вообще довольно долго привыкал к звучанию этого Meridian.

- 60 дБ +
#

Рейндж? Странный там звук. Процессорный overengineering какой то.

- 50 дБ +
#

Да, он. Очень правильная формулировка - звук именно "странный". Немного пластмассовый, не хватает "объема". Хотя, я уже привык и не обращаю внимания.

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.