Стремительное превращение аналогового носителя в цифровой застало многих производителей аудиотехники врасплох. Они посчитали, что из сложившегося положения есть два взаимоисключающих выхода: вступить в ряды неуклонно растущей армии поклонников «цифры» либо демонстративно оставаться приверженцем консервативных аналоговых ценностей. Однако самые прозорливые сумели совместить лучшее из обоих миров. Одним из ярких представителей таких брендов является канадский NAD Electronics.

Хотя фирма NAD была основана в 1972 г., когда о цифровом звуке никто и не помышлял, ее название оказалось пророческим, поскольку отражало устремленность в будущее, а значит — желание меняться в духе времени. Дело в том, что NAD расшифровывается как New Acoustic Dimension, т.е. «новое акустическое измерение». Поначалу штаб-квартира компании располагалась в британской столице, но в 1999 г. переместилась в Пикеринг, один из ближайших пригородов Торонто — фирма вошла в состав канадской компании Lenbrook Group.

В этой системе используется ЦАП-предусилитель NAD М12, усилитель NAD M22 и iPad, с которого и транслируется музыка

В далеком 72-м суть «нового акустического измерения», предложенного NADом покупателю, состояла в производстве техники с качественным звучанием, продуманным функциональным набором, элегантным, но без вычурности дизайном и разумной ценой. Осуществить столь грандиозный замысел помог легендарный аудиоинженер Бьорн Эрик Эдвардсен (Bjorn Erik Edvardsen). Его нестандартные технические решения легли в основу многих моделей NAD, например, вышедшего в 1978-м «интегральника» NAD 3020, который многие аудиофилы считают олицетворением лучших качеств транзисторного стереоусилителя (к его 35-летию компания начала производство гибридной модели D3020). Эдвардсен стал поистине «лицом компании», поэтому изделия, созданные под его эгидой, получают, образно выражаясь, знак качества — индекс ВЕЕ (например, NAD C355BEE).

Мягкое клиппирование и G-усиление

В основе усилителей фирмы лежат несколько оригинальных технологий. Разговор о них начнем с PowerDrive и Soft Clipping. Первая также может называться Power Envelope или «класс усиления G». Ее суть состоит в использовании дополнительного источника для питания выходного каскада. Источник вступает в работу при достижении усиливаемым сигналом некоторого порогового уровня. Данное решение позволяет повысить КПД схемы, а также коэффициент демпфирования, и в результате уверенно работать с «капризной» акустикой.

«Под капотом» усилителя NAD M2

Технология Soft Clipping призвана обеспечить реалистичность звуковоспроизведения на высокой громкости. Поскольку амплитуда выходного напряжения ограничена мощностью блока питания, при поступлении на вход сигнала, близкого к максимальному по амплитуде, усилитель не сможет адекватно передать его на высокой громкости: пики сигнала будут обрезаны (отсюда и термин «клиппирование» от английского to clip ─ «срезать», «отстричь»). В таких случаях начинает работать цепь «мягкого клиппирования» (именно так переводится soft clipping): она плавно ограничивает размах входного сигнала (фактически чуть-чуть снижает его динамический диапазон), уменьшая нагрузку на АС и повышая общую естественность звучания. Разумеется, есть у инженеров NAD и другие технологические секреты.

Настоящей выставкой достижений фирмы является флагманская линейка Master Series. В ней имеется все необходимое для создания стереофонической или многоканальной аудиосистемы эксклюзивного класса. О ней и поговорим.

ЦАП-предусилитель М12: источник всего

Те, кто считает оптические диски «прошлым веком», а музыку хранят исключительно на твердотельных носителях (или, наоборот, имеют CD/SACD-транспорт высокого класса), по достоинству оценят ЦАП-предусилитель M12. Он разработан согласно фирменной технологии Direct Digital, впервые примененной в усилителе М2 и получившей высокую оценку экспертов. ЦАП собран на микропроцессоре с высоким быстродействием (рабочая частота — 108 МГц).

Универсальный ЦАП-предусилитель NAD М12

Импульсно-кодовая модуляция (РСМ) входного сигнала преобразуется в широтно-импульсную (ШИМ) с частотой дискретизации 844 кГц. Процесс идет в дифференциальном режиме с двойной точностью, поэтому ЦАП обеспечивает предельно низкие показатели по уровню шума и джиттера. 35-битная архитектура позволяет на редкость точно регулировать громкость. Даже 24-битный сигнал можно понизить на 66 дБ без потери разрешения. Выходные аналоговые усилители работают в чистом классе А и обладают ничтожным импедансом, что позволяет им работать «в унисон» с любым усилителем.

Помимо семи входов цифрового аудио, M12 оборудован двумя входами и выходом HDMI, т.е. способен стать сердцем системы Video 2.0, работающей с двухканальным PCM-саундтреком с Blu-ray или DVD. При этом видеосигнал (в т.ч. 3D) беспрепятственно пройдет с HDMI-входа на выход.

Коммутационная панель NAD М12

Аппарат может работать с источником практически любого сигнала, как цифрового (есть даже порт AES/EBU), так и аналогового (предусмотрены самые разнообразные входы, от балансного до Phono для вертушки винила). Имеется сабвуферный выход с регулируемой частотой среза. Конструкция предусилителя выполнена по модульному принципу, что чрезвычайно важно: при необходимости М12 можно дополнить HDMI-блоком с тремя входами и выходом. Мало того, в ближайших планах компании значится производство модуля DD BluOS, который обеспечит преду доступ к потоковому аудио из локальной сети (NAS-сервера) или всемирной паутины, а также к сервису TuneIn. Управлять устройством можно будет с гаджета iOS/Android. Модуль обеспечит и соединение по WiFi, Ethernet и Bluetooth с поддержкой кодека aptX.

Стереоусилители NAD M2 и М22: сила цифры

Дополнит М12 двухканальный усилитель мощности М22. Он гибридный: цифровая технология усиления nCore (лицензия фирмы Hypex) сочетается с фирменной PowerDrive, в итоге усилитель обеспечивает до 300 Вт динамической мощности на канал при 8-Ом нагрузке. Все каскады соединены по постоянному току (DC coupled), на пути полезного сигнала нет ни одного конденсатора.

Усилитель NAD M2

Еще одним аппаратом, рассчитанным на работу в стереорежиме, является полный усилитель М2 (2х250 Вт, 8 Ом). Компания, к сожалению, закрывает их производство, но в продаже они еще некоторое время будут. В этой модели применяется технология Direct Digital. Будучи совместной разработкой NAD и британской фирмы Diodes Zetex Semiconductor (используется ее патентованная схема DDFA), модель М2 олицетворяет все преимущества цифровой усилительной технологии. На разработку этой конструкции фирма потратила 10 лет напряженного исследовательского труда и справедливо считает, что M2 способен задать новые стандарты качества в области цифрового усиления.

Многоканальные проекты

В линейке Master Series — мощный арсенал многоканальных аппаратов. Начнем с AV-процессора-предусилителя M17. Он открывает перед любителем домашнего кинотеатра почти неограниченные перспективы — благодаря внушительному списку возможностей и модульной конструкции, которая, как вам уже известно, упрощает модернизацию.

AV-процессор-предусилитель NAD M17

Фирменный DSP-режим EARS позволяет превратить стереосигнал в многоканальный, сохраняя реализм звучания; система автокалибровки Audyssey MultEQ обеспечивает точную настройку всей аудиосистемы с учетом особенностей как АС, так и акустики помещения. Процессор способен работать на 4 зоны и пребывать в составе мультирум-системы под управлением компьютера. Он оснащен даже балансными выходами, и в этом, пожалуй, его главное отличие от младшей модели М15 (усилитель снят с производства).

7-канальный усилитель NAD M27

Идеальным партнером для М17 является оборудованный балансными входами 7-канальный усилитель мощности М27, а для М15 — мощник М25, рассчитанный на работу лишь с несимметричным сигналом. Оба усилителя построены по тем же принципам, что и М22 (технология nCore в сочетании с PowerDrive). На 8-Ом нагрузку М17 развивает 320 Вт/кан., М15 — 220 Вт/кан.

Старые знакомые

Номинально в линейке Master Series присутствуют еще и две снятых с производства модели — цифроаналоговый преобразователь M51 и универсальный цифровой плеер M50 с возможностью риппинга CD и чтения РСМ-файлов разрешением до 24/192.

Универсальный цифровой плеер NAD M50

Оказалось, что ЦАП рациональнее совместить в одном корпусе с предусилителем, поэтому M51 уступил место модели М12, а стремительная замена оптических носителей звука твердотельными свела практически к нулю спрос на M50 — несмотря на высокие характеристики воспроизведения. Жизнь диктует свои законы, и следовать им — залог процветания такого бренда, как NAD.