Странные форматы: нестандартные размеры винила, о которых никто и не подозревал [перевод]

Странные форматы: нестандартные размеры винила, о которых никто и не подозревал [перевод]

«Критерий отбора… вы смотрите на нее и думаете: “Какого черта?”» — именно так отбирает экспонаты в свою коллекцию DJ Food. Он собирает самые странные пластинки уже в течение пары десятков лет. Коллекционер работает графическим дизайнером, любит культуру комиксов и радующие глаз вещи, и особенно много внимания уделяет конвертам пластинок. В своей погоне за странным винилом DJ Food собрал в коллекции пластинки самых разных и нестандартных размеров — от 2 до 16 дюймов.

Пластинки бывают трех размеров: 7, 10 и 12 дюймов, так? Не всегда. В тридцатых, пока винил еще не стал таким, каким мы его привыкли видеть, некоторые диски были вообще 16-дюймовыми с дорожками, нанесенными на алюминий — такие использовали для радиотрансляций. В пятидесятых детские песенки записывали на шести- и восьмидюймовые разноцветные пластинки, которые проигрывались на 78 оборотах.

В шестидесятые ненадолго появились четырехдюймовые карманные пластинки (в США) или, как одна компания их назвала, «пластинки для карманов на бедрах» — три с половиной минуты музыки, которые можно таскать в кармане или без проблем пересылать почтой, не боясь повредить. Число оборотов — 33, продавали их на кассах в магазинах или в автоматах по 50 центов за штуку.

Японцы особенно хороши в создании небольших пластинок и выпустили проигрыватели «8-Ban», рассчитанные на трехдюймовый винил с песнями из популярных детских шоу вроде «Ультрамэна». Такие пластинки назвали «трехдюймовками», и чуть позже Джек Уайт использовал этот формат для своей группы White Stripes: во время тура продавался и проигрыватель, и альбом в соответствующем формате. Пластинки до сих пор можно приобрести в магазине Third Man Records.

В восьмидесятые экспериментировали со странными форматами такие лейблы, как, например, A&M, которые выпустили пятидюймовый альбом группы Squeeze and Stiff, которая, как ни странно, продюсировала шестидюймовую версию «Big Shot Momentarily» Джоны Льюи. Семи- и двенадцатидюймовую — тоже. На конверте написано: «Эта пластинка может не работать на автоматических проигрывателях, поэтому попробуйте запустить ее в ручном режиме. Если не поможет, купите семидюймовую версию». Интересно, насколько сильным было отличие в один дюйм, если на конверте также было написано «Не покупать больше, чем за 60 пенсов».

Другая шестидюймовка вышла в поздних семидесятых, вместе с семидюймовой версией — от группы Radio Stars. «From A Rabbit» вышла в «специальной версии для кармана брюк», с наклейками на конверте и с небольшими надписями на самой пластинке.

Масштабируя все сильнее, группа E.A.R. в середине девяностых выпустила пятидюймовый «Pocket Symphony» и восьмидюймовый диск-картину под началом Sympathy For The Record Industry и девятидюймовый для Ochre Records. Еще одна известная девятидюймовка — эксклюзивное издание «Sin» от Nine Inch Nails, которое продавалось только в Великобритании.

То есть у нас есть версии в 3, 4, 5, 6, 8 и 9 дюймов вдобавок к стандартным 7, 10 и 12. На данный момент единственным 11-дюймовым винилом, попавшимся мне, стал светящийся в темноте сингл Wagon Christ, изданный на немецком лейбле Electro Bunker Cologne в конце девяностых. Это — трек в стиле drum’n’bass «Withnail & I» с повторяющейся строчкой «London Is A Country Coming Down From It’s Trip», и на диске больше нет никаких опознавательных знаков.

Современные музыканты на лейблах Oh No/MF Doom, UNKLE, Bonobo, Tom Vek и the Equinox начали использовать пятидюймовый формат, выпуская эксклюзивы в качестве промо-версий, часто урезая композиции в силу того, что места на диске мало.

Fantomas и Melt Banana даже выпустили сплит-сингл на пятидюймовке для Unhip Records, отдавая дань оригинальным карманным пластинкам.

Источник: Freaky formats: The odd-sized records you never knew existed

70.79 дБ +

Комментарии

#

Вот, чувствуется, человек искренне увлекается! Хотя я не поклонник и даже критик винила, трудно не признать, что обилие файлов на диске даже самого высокого разрешения на даст такой радости коллекционирования. Вот зашел приятель: смотри, какие у меня файлы! - не катит. А вытащить из стопки пластинку раритетного издания, включить проигрыватель на раскрутку, подвести тонарм, и все это в состоянии ожидания чуда - совсем другое переживание.

- 60.79 дБ +
#

Если гнаться за переживаниями, то кассеты куда круче. Когда кассету зажевывает, а на ней редкая вещь записана, да в безупречном (для кассет конечно же) качестве - вот это переживание )))

- 53.01 дБ +
#

Ребёнком помню, как мама клеила рваную плёнку на касетах лаком для ногтей ))) Жесть! ;)))

- 60 дБ +
#

Да. Был и такой опыт ))

И до сих пор, когда переслушиваю треки той поры, но уже в цифре или на дисках - всегда неосознанно жду что на определенном месте будет эффект зажеванной пленки.

- 53.01 дБ +
#

Сам клеил, помню... А лак брал у мамы по-тихому! Удобно

- 50 дБ +
#

интересно,есть у него в коллекции гибкие пластинки,которые вкладывали в некоторые советские журналы?

Или.ещё круче- рентгеновские пластинки?

- 50 дБ +
#

по-моему они вкладывались только в журнал "Кругозор" - других с пластинками не помню

- 50 дБ +
#
В тридцатых, пока винил еще не стал таким, каким мы его привыкли видеть, некоторые диски были вообще 16-дюймовыми с дорожками, нанесенными на алюминий — такие использовали для радиотрансляций.
Ну не столь всё сурово с 16-ю дюймами. 16" DISCOGS

Проигрыватель только на картинке видеть довелось. На фото - бродкастинговый роликовый Гейтс с одноопорным тонармом и головой Fairchild Stereo.

Для понимания "масштабов бедствия" - на столе обычная 12-ти дюймовка.

- 60 дБ +
#

А чего и мобильный винил тоже был?

Было бы прикольно увидеть какой-нить LP-Man(по аналогии) на каком-нить эстетствующем люмпене...

- 50 дБ +
#

Вот зачетный проигрыватель....... угадайте, какой год?

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.