Юный гитарный гений, мультиинструменталист, ретроман, меломан, коллекционер винила, владелец гитары Fender Jaguar 1966 года и неортодоксальный аудиофил Мак Мягков поделился с нами своими наблюдениям за миром профессионального и домашнего звука, виниловодами и любителями редкой музыки, а также рассказал, почему фолк нужно слушать только на ленте.

— Первый музыкальный опыт помнишь?

— Первое воспоминание — это Time с пинкфлойдовского Dark Side of the Moon. Я тогда еще ходить не умел, но помню усилитель отцовский, хромовый, с тучей ручек. Я к нему подползал и крутил все эти ручки. И еще вытаскивал кассеты из коробок и перекладывал в другие. То есть занимался сортировкой и каталогизированием с пеленок — видимо родился коллекционером.

— У отца была приличная аудиосистема?

— Он работал некоторое время в студии, но, к сожалению, отказался потом от музыки, однако был знаком с музыкантами и звукорежиссерами. А дома у нас стояло что-то восточноевропейское. Винил он никогда не собирал — слишком дорого, а все переписывал на катушки, которые потом, к сожалению, продал.

— А о качестве звука, подползая к отцовскому усилителю, ты уже думал?
— Мне важен изначальный звук. Запись может быть сколько угодно перегнана на дешевые кассеты, но я все равно услышу, что там классный звук, если он там был. Именно так я услышал Beatles — на запиленной кассете, но это был какой-то необыкновенный, другой звук.

Система (на фото не полностью): проигрыватель винила Technics SL-Q2000, усилитель JVC AX-3, кассетная портастудия Tascam Porta One, эквалайзер Ashly sc66a, акустические системы Sony

С точки зрения аппаратуры, я никогда не мог позволить себе что-то крутое, так что и не придирался. Да и вообще тяготею к «помутневшему» качеству. Я вот часто пишу сборники на кассетный плеер, там все мутненько, хорошо.

— Как складывались твои отношения с носителями?
— Все началось с CD: мне 11 лет, 2005 год, винил был еще не в моде, и маленький мальчик, который не вылезал с района, не знал, где купить винил, так что я покупал диски. А потом был такой эпизод. Мать помогала старикам-пенсионерам, и попалась одна бабулька неподалеку — она всю жизнь слушала музыку, у нее дома стояла старая но какая-то фирменная аудиосистема, и я где-то нашел семерку With a little Help form my Friends мелодиевскую, и понес к ней послушать. Это был шок и трепет, но с тех пор и до 14-15 лет я думал, что винил и все это давно умерло и сгинуло. А потом все вернулось и в мир, и ко мне.

Смысл винила вообще не в качестве звука, динамический диапазон у него ограничен: самое главное — это внимание, физическая сущность коллекции и ее оригинальность. Я всегда слушал старую музыку, не позже 70-х, так что первоисточником был только винил. И это очень важно, чтобы пластинка была обязательно оригинального года — это коллекционерские заморочки, но это важно.

С винилом гораздо серьезнее относишься и вникаешь в музыку. Ну и конечно же аналог звучит круто, и я с самого начала слышал, что это круче. Я сразу почувствовал это, даже на моей системе.

В итоге это вылилось еще и в то, что я понял, что можно другим ставить музыку из своей коллекции — всем навязывать свой вкус. А с винилом ты можешь это делать в модных местах, и я стал собирать еще, и понял, что это убедительнее круче и приятнее — играть с винила. Играть dj-set c дисков — чистая скука. А тут с тобой сумка тяжелая, потом отматываешь пластинку, держишь на определенном моменте, потом отпускаешь. И все на ней написано, не надо рыться ни в каких файлах и папках дурацких. Можно разложить диски на столе в примерном порядке, как будешь играть. Это очень удобно. И диджейство заставило меня собирать винил совсем серьезно.

— В твоей коллекции преобладают 60-е. Ты еще что-то слушаешь?
— Конечно! 60-е и 70-е были со мной слишком долго. Когда появился интернет я даже искал протометаллические группы 70-х, это меня впирало, не знаю почему. Звук старый, крутой, чистый, не этот, когда звукорежиссеры дошли до бреда.

Кассетная портостудия Tascam Porta One, эквалайзер Ashly sc66a

А в прошлом году я слушал одни 80-е, так совпало. Всякий флекси-поп — андеграундные дерьмовые группы, которые писали все дома на фиговых штучках. Но 80-м я долго противился, меня от них тошнило, пока я не узнал, что и там есть нормальная музыка — романтики, вроде Smiths и иже с ними. Это мне вперло.

— А слушаешь ты все это с компьютера?

— Да, я знаю как устроена музыка и знаю ее источники — по исполнителю и через общение я могу найти все самое интересное. Но это в компьютере. К сожалению, да. У меня никогда в жизни не было работы, так что полностью на винил я перейти не могу.

За 2011-12 год я купил 200 пластинок, потому что диджеил. А сейчас я уже два года занимаюсь своим музыкальным проектом и купил от силы пластинки 4. Денег-то нет.
А когда пластинок у меня было около 400, это было нормально — можно было слушать все только с винила.

— Как собралась твоя система?

— Эти колонки со мной наверное 12-13 лет. Они от музцентра Sony. У нас сосед — мне всегда везло на таких людей — увлекается музыкой. У него коллекция CD в 4000 дисков — два шкафа, я школьником ходил к нему, слушал, и вот он посоветовал этот музыкальный центр. Мне импонировало, что он очень профессионально выглядел, скромный черный. Он его продал нам дешево, и я смог слушать диски Beatles. Сам центр теперь где-то зарыт, а вот колонки остались. Одна, правда, проваливается по низам, надо подпаять, и еще я снял с них передние панели. Так они даже лучше выглядят.

Акустика Sony

Потом, когда я начал собирать винил, где-то через год обзавелся и проигрывателем. Я изучил тему, понял, что с маркой Technics не ошибусь, и начал искать на «Авито» самые дешевые предложения — и у Technics оказывается была линейка дешевых проигрывателей в 80-х, которые собирались в Америке, а не в Японии. Именно такой я и нашел. Он побит, конечно, но работает идеально. Это директдрайв 1981 года, за 5000 рублей. Иглу пришлось, правда, еще искать — по счастью запечатанную и тоже 80-х годов я купил на eBay за какие-то копейки.

И усилитель. Я очень пренебрежительно отнесся к нему поначалу. Ну а что он делает? Усиливает? Что там может быть крутого? Я всегда думал, что вот записывающая аппаратура должна быть крутой, а для прослушки — необязательно. Дорогое аудио — это скорее след состоятельности, чем необходимости.

Короче, я купил этот JVC тысячи чуть ли не за две. Собственно я бы и не покупал его, а воткнул бы все в музцентр, но в нем фонокорректора не было. Только ради корректора усилитель и понадобился. Но он оказался очень богат на бас — вот мне повезло. Звук мне очень понравился, да и вообще по цене/качеству удивительный вариант.

— А провода?

— Подрезал у отца моей девушки — он звукорежиссер. Провода, должен сказать, — это важно. Гитарные у меня все приличные — по 2000 рублей. И я периодически пропускаю звук через вот это все — микшер и эквалайзер и тщательно настраиваю весь звук. Каждый элемент цепи что-то добавляет. Мне мало просто звука с компьютера.

Самая первая гитара, с Маком с 7 лет. За ней — бас Fender musicmaster 1972 года выпуска


— И каков эффект?

— Я люблю за всех все исправлять. Некоторые записи и винил не хороши. А тут можно и гейн выкрутить, и частоты, по сути я делаю мастеринг. Хочу — плотности добавлю, хочу — сделаю воздушный звук.

— Это же чистейшая аудиoфилия.

— Ну, я редко занимаюсь этим! Вообще, я больше люблю слушать музыку в наушниках. Потому что там звук близко, и все очень точно. Акустика, она больше искажает сигнал, и я это всегда чувствовал. У меня в студии на ЗИЛе лежат KOSS студийные 60-х годов — самые крутые наушники в моей жизни. Я в них всегда пишу музыку и слушаю ее. Маленькие наушники так или иначе сжимают, компрессируют естественным образом звук. Это даже неплохо само по себе, но чтобы была слышна середина, нужны большие наушники. Ничего не попишешь.

Моя аудиофилия заключается в том, чтобы избежать помех. А вся аппаратура так или иначе выдает помехи. Эквалайзер вот шипит, кассетник шипит по-своему, микрофон тоже дает наводку. Вообще, аналоговая аппаратура — это сундуки шума. Если у тебя хреновая система, то все будет искаженное. Моя система, к счастью, хоть и собрана бог знает как, но звучит прилично. Я, конечно, встречал в гостях системы, которые звучат ого-го как, но у меня не было мысли что вот я хочу так тоже. Я доволен своим. Тут я уже все слышу, сильных помех нет.

— А менялся твой вкус к музыке в зависимости от того, на чем ты ее слушал?
— Да, конечно, потому что меняется способ и источник поиска музыки. Еще звук записи очень часто мешает пробраться к сути, к песне. Но кстати, это помогло мне ценить саму песню. Я дошел в итоге до фолка, когда один голос и гитара — чистая песня. Так я научился даже не придираться к звуку. Хотя он мне очень, очень важен.

А еще люди. Другие люди, которые собирали винил, но слушали совершенно другую музыку. Но я с ними общался и слушал их музыку, и так кругозор мой расширялся.

А еще винил научил воспринимать музыку по лейблам. Конечно, Motown всегда будет отлично записан. Крупные лейблы не стоит брать, там все записывалось, а вот Verve Folkways — джазовый лейбл для фолкеров — джаз и фолк — это идеальное сочетание. Сейчас фолк стал для меня основным музыкальным интересом.

— И как его лучше всего слушать?

— Некоторые записывались на отличных студиях, но оригинальные винилы очень дорогие из-за мелких тиражей. А вообще надо покупать ленту, если ты адов аудиофил, который за звук отдаст любые деньги, ты должен покупать ленту.

— Мастер-ленту?

— Нет, выпускали в те годы и ленты тиражами. В начале 60-х EMI и RCA выпускали мелким тиражом катушки с записью — это было круто уже тогда, но они теперь ужасно дорогие. Это ведь еще круче, чем винил.

Домашний гитарный сетап: комбоусилитель и дополнительный каскад в виде музыкального центра, для создания благородного нойза и перегрузки

Впрочем, можно и в плеере фолк слушать — все будет ясно. Фолк, это такая музыка, что можно не придираться к воспроизведению. Я вообще подумал недавно, что плохие записи надо слушать на хорошей аппаратуре, а хорошие — на плохой, чтобы был баланс. А вообще музыка эта записана очень по-разному. Например вот Дэйв Биксби решил записать в 1969 году альбом дома на микрофон — просто взял погонять аппарат у друзей, и это считается мощнейший и мрачнейший фолкальбом в истории. На чем его слушать?

По опыту записи можно представить, как он будет вести себя на воспроизведении. И да, пожалуй, лампа — это идеально. Лампа — это мечта. Хочу чтобы было все ламповое.

— Неожиданный поворот к лампе!

— В записи точно нужна лампа — гитарные усилители должны быть только ламповые. Я долго этому противился, но это так и есть. И мой Fender Jaguar, он славится своей серединой и ей нужны дополнительные низы. Лампа их дает. Транзисторы порой не выдерживают гитарных верхов — слышно, что они напрягаются, не то что перегружаются, именно напрягаются, как горло напрягается, когда не можешь взять октаву выше. А у лампы этого нет. Она выжмет все частоты легко.

— Что будет дальше с твоей коллекцией?

— Я всегда хотел нести правду людям, многие никогда не узнают правды, и меня это беспокоит. Но я могу принести ее с музыкой. Мне хочется рассказывать людям об этих синглах, которых они никогда не услышат. И с помощью своей музыки я хочу делать тоже самое. Мне хотелось собрать такую библиотеку, чтобы человек мог зайти и найти любимую песню на оригинальном виниле. А я бы поставил.