Во второй части теста я постепенно продвигался от моделей, считающихся совсем бюджетными, к моделям более дорогим, но все же попадающим пока еще в младший сегмент.

При этом сам процесс прослушивания и результат в целом становились более интересными, ММ-секция оставалась при тестировании основной, но внимание к возможностям аппаратов при работе с МС-головками здесь было уже более пристальным. К тому же у некоторых моделей появилась возможность настройки параметров под различные головки. А в остальном — все как обычно. Те же приработка, прослушивание и измерения. Напомню, что хотя тест и разделен на две части, само тестирование делалось в одно время и с использованием одного тракта — это, разумеется, обязательное условие.

Tonar Vinyline 4189 — 8000 руб.

Фонокорректор Tonar Vinyline 4189 и внешний блок питания.

У фонокорректора очень простой и легкий металлический корпус. Внешне все просто и даже немного брутально — черная краска, надписи, нанесенные белой краской, яркий красный светодиод на передней панели, из функций — только переключение режимов ММ или МС. Внутри также все очень просто — небольшая плата, совсем немного деталей и, конечно же, операционные усилители. Но есть одно но. Начинка очень похожа во многом на то, что я видел в ранее протестированных фонокорректорах Pro-Ject. Отличия, безусловно, есть, это явно не копии, но предположить изначальное происхождение из одного источника все же можно. Многое очень похоже и по схеме, и по установленным деталям, и даже по размеру платы, и совершенно одинаковым входным и выходным модулям, расположенным на одинаковом расстоянии. Но материал платы, монтаж, схема блока питания немного различаются. В этой ситуации в целом нет ничего совершенно необычного — Pro-Ject изготавливает много своей техники и что-то делает на основе своих схем и разрабатывает для других производителей, к тому же у многих протестированных аппаратов можно найти те или иные сходства. Впрочем, происхождение схемы в нашем случае вопрос вторичный — важнее, как все в целом сконструировано и собрано, а также непосредственный результат в виде звука.

Плата фонокорректора занимает совсем небольшую часть внутреннего пространства корпуса, да и схема очень-очень простая.
Задняя панель. Здесь только вход, выход и переключение режимов работы ММ/МС.

Звук же получается насыщенный, но не очень басовитый, немного резко-напористый. Детальность умеренная, динамика ближе к высокой. Подача силовая за счет явного акцента на основных тонах и некоторого размытия послезвучий. Верхние частоты яркие, пронзительные, но не скажу, что они были явно утомительными. Середина достаточно ровная, открытая. Бас не самый глубокий, хлесткий и динамичный. Сцена широкая, глубокая, воздушная и одновременно с плотными образами, однако фактур и нюансов не хватает.

При работе с МС-головкой звук легче и подвижнее, не настолько напористый, не лишенный яркости и экспрессии. Однако становится заметна упрощенная подача нюансов и формальность в подаче в целом. Картина получается динамичной, воздушной, но простоватой и далеко не все сильные стороны даже относительно простой и недорогой МС-головки могут раскрыться в этом случае. В чем-то этот корректор и по звуку оказался похожим на протестированные Pro-Ject, а в чем-то он явно отличается.

Thorens MM 005 — 9000 руб. Приз симпатий

Фонокорректор Thorens MM 005 и внешний блок питания.

Внешне фонокорректор не сильно отличается от прочих, но имеет тяжелый металлический корпус, портит который только излишне яркий и постоянно светящийся светодиод на передней панели. Изготовлено все аккуратно и одновременно скромно. У фонокорректора вполне приличные разъемы и неплохой выносной блок питания в виде вилки-адаптера. Для настройки режима работы на днище есть несколько переключателей, больше же никаких функций не предусмотрено. Что может показаться необычным — для выбора между ММ и МС нужно переключать четыре переключателя. Внутри все вполне аккуратно, но без каких-то особых откровений — несложная схема на операционных усилителях, обычные детали.

Умеренно-аккуратно смонтированная и не самая сложная схема размещена в тяжелом корпусе с толстыми стенками.
На задней панели расположены входные и выходные разъемы, а переключатели ММ/МС находятся на днище фонокорректора.

Звук в меру насыщенный и достаточно сбалансированный. Бас умеренно объемный, быстрый, точный и правильный. Середина близка к нейтральной, немного суховатая, верхние частоты неяркие. Сцена получается средней ширины и глубины, неплохо читаемая, с выверенными и правильными пропорциями. Подача динамичная, но умеренно детальная. Характер звука сбалансированный и ненавязчивый. Все же такой почерк больше подойдет ярким трактам, а в трактах с тусклым, ненапористым звуком картина может получиться менее интересной.

При работе с МС-головками не заметен какой-то качественный провал, наоборот, характер головки слышен лучше, чем можно было бы ожидать. Разве что баса количественно стало меньше, но качественная проработка средних и верхних частот, да и самого баса более правильная и точная. Выше детальность и мелодичность подачи. Звук получается одновременно и более слитным, и более детально-разборчивым. Также точнее прорабатываются образы и планы сцены, они более тонко очерчены и более фактурны. Некая упрощенность звука сохраняется, но если это применить к соответствующему по уровню тракту, то результат неплох. В плане жанров этот фонокорректор не показал каких-то явных особенностей и предпочтений, даже на сложных насыщенных записях снижение динамики и детальности не оказалось критичными. Хотя формализация и небольшая упрощенность тембров более заметны на звучании акустических инструментов и вокала. Впрочем, при удачном сочетании с трактом можно слушать даже классическую музыку.

Music Hall pa1.2 — 9700 руб.

Фонокорректор Music Hall pa1.2 и внешний блок питания.

Аппарат собран в небольшом аккуратном металлическом корпусе. Не очень удачно смотрится светодиод на передней панели — яркий настолько, что хочется или заклеить его чем-то, или убрать фонокорректор за компоненты в стойке. В остальном внешняя конструкция очень похожа на те, что я встречал у предыдущих протестированных фонокорректоров — один вход, один выход, кнопка, переключающая режимы работы для ММ- или МС-головок, и выносной блок питания в виде вилки-адаптера. Внутри все собрано на одной плате, и собрано более-менее аккуратно. В комплектующих нет ничего необычного, а схема та же, что и в прочих случаях на операционниках.

Аккуратная сборка и схема, не отличающаяся кардинально от прочих протестированных аппаратов.
Задняя панель. Можно сказать, что все обычно — сигнальные разъемы и переключатель под различные типы головок звукоснимателя.

Звучание этого фонокорректора экспрессивное и динамичное, с чуть-чуть подчеркнутыми верхними частотами. Бас немного рыхлый, объемный, середина скорее теплая, сочная. Верхние частоты яркие, насыщенные, но нерезкие. В звуке заметны неплохая динамика и детальность, присутствует явный объем, переливающийся множеством цветов и оттенков. В плане эмоций и оттенков все чуть упрощено, подача скорее радостно-приподнятая. Сцена средней ширины и глубины, с плотными, четко очерченными яркими образами. Все рисуется крупными мазками, но как таковой грубости или излишне надоедливой напористости не наблюдается. Жанрово прослеживаются некоторые предпочтения в отношении рок-, поп-музыки и электроники, на музыке же классической в ряде случаев звуку не хватает многогранности и детальности.

При работе с МС-головкой заметна прибавка по детальности и большая слитность, музыкальность, но одновременно с этим уходят экспрессия, напор, подача становится легче, воздушнее. В плане передачи частотного диапазона звук ровнее и правильнее, однако эмоциональная насыщенность сглаживается. Яркость заметна в меньшей мере, и почерк не выглядит столь харизматичным. Да, может быть, звук становится ровнее, но теряется индивидуальность, которую иначе можно было бы применить в трактах тусклых, с обедненной эмоционально подачей. Сцена при работе с МС-головкой строится более пропорционально и правильно, но становится явственно маленькой, камерной. При таком раскладе, конечно, основные черты характера корректора логичнее использовать в сочетании с ММ-головкой.

Rega Fono MM — 12 400 руб.

Фонокорректор Rega Fono MM и внешний адаптер питания.

Фонокорректор имеет корпус по размерам больший, чем у многих в нашем тесте. Внешне и функционально все просто — один вход, один выход, выключатель с подсветкой на передней панели. Настроек никаких нет, более того, этот аппарат рассчитан только на работу с ММ-головками. К фонокорректору прилагается увесистый выносной блок питания переменного тока — Rega PS-1, таким же блоком комплектуются младшие проигрыватели Rega. Схема собрана на одной плате, занимающей всю площадь корпуса. Питание и схема самого фонокорректора разнесены на плате, а смонтировано все вполне аккуратно. Схема сложнее, чем у многих протестированных, даже учитывая, что этот аппарат работает только с ММ-головками. Но и здесь без операционных усилителей не обошлось.

Плата занимает весь корпус, питание и сам корректор разделены, а схема корректора сложнее, чем у многих других.
Задняя панель. Здесь ничего необычного нет, только входные и выходные разъемы и гнездо блока питания.

Звук у корректора объемно воздушный, напористый и динамичный. Бас не самый глубокий, но объемный и очень насыщенный. Середина немного приподнята и чуть затеплена. Верхних частот количественно много, но из общей картины они не выбиваются — весь звук насыщенный и сочный. Почерк напористый, силовой. Детальность не самая высокая — послезвучия маскируются явными акцентами на основных тонах и отходят на вторые планы. Микродинамика, таким образом, не самая высокая, но вот макродинамика — да, с ней все в полном порядке, и даже больше. Сцена получается широкая, но не очень глубокая, умеренно воздушная и с неким упрощением фактур и уплощением образов. В целом же почерк цельный и запоминающийся — он просто или нравится, или нет. А если учесть, что этот фонокорректор как бы предполагает использование в системе с младшими и средними проигрывателями и головками Rega, то надо отметить, что характер получается весьма цельным и узнаваемым. Жанрово аппарат тяготеет к не самому тяжелому року, фолку, блюзу, а вот сложные записи — прогрессив, сложная электроника, большие классические произведения звучат несколько слабее, так как им желательна меньшая собственная эмоциональная окраска тракта, более высокая детальность и точность передачи тембральных оттенков.

Clearaudio Nano Phono — 15 000 руб. Победитель теста.

Фонокорректор Clearaudio Nano Phono и внешний блок питания.

Совсем небольшой по размерам аппарат, практически самый маленький из всех протестированных. Но одновременно один из самых симпатичных внешне. У фонокорректора полностью алюминиевый, качественно обработанный корпус и выносной блок питания. Функционально этот аппарат очень необычен. Судя по расположению входа и выхода, внутри схема выполнена по принципу двойного моно. Кроме переключения режимов ММ/МС (осуществляется при помощи перемычек), можно выбирать необходимое сопротивление для МС-головок. Для этого нужно выбрать подходящее по номиналу сопротивление из прилагаемого набора и вставить его в фонокорректор. Резисторы можно брать не только из комплекта, но и использовать любые, как по номиналу, так и по производителю (это удобно и дает массу дополнительных возможностей). Плюс к этому у фонокорректора есть регулировка выхода, что позволяет в ряде случаев использовать его без предусилителя. А вот изучить, как же все реализовано в деталях, не получилось — корпус у аппарата неразборный. Остается только прослушивание.

Заглянуть внутрь корпуса не получилось — он неразборный. На днище расположены переключатели ММ/МС и места для подключения резисторов.
Корпус аппарата очень маленький, на задней панели едва хватает места разъемам.

В звуке сразу заметна очень неплохая динамика, детальность отчетливо выше среднестатистической. Подача скорее прохладная, аналитичная, иногда резковатая, но в целом вполне реалистичная. Практически нет ощущения замыленности или сглаженности. Бас в меру глубокий, хлесткий и фактурный. Середина и верхние частоты нейтрально-ровные, неяркие, но верха временами бывают немного резче, чем нужно. Звук при всех его особенностях легкий и неутомительный, если только не сочетать этот фонокорректор с излишне ярким и едким по звуку трактом. Сцена получается широкая, глубокая, но в ней нет тяжеловесности, все легко, быстро и подвижно. Образы неплохо очерчены и совершенно не сливаются. При работе с МС-головкой результат также очень неплох. Динамика и детальность сохраняются, звук становится больше изящным и богатым оттенками, почерк же в целом остается прежним. Жанровых предпочтений у этого аппарата не нашлось — все записи прозвучали примерно на одном уровне, без явных предпочтений или провалов. Учитывая, что это все-таки весьма недорогой аппарат, результаты получились очень хорошими как сами по себе, так и в сравнении с другими испытуемыми.

Vincent PHO-8 — 17 000 руб.

Фонокорректор Vincent PHO-8 и внешний блок питания собраны в одинаковых по размерам корпусах.

Первый и единственный фонокорректор в нашем тесте, имеющий полноразмерный блок питания. Аппарат собран в двух одинаковых корпусах, в одном — блок питания постоянного тока, во втором — сам корректор. Блоки увесистые, но в первую очередь из-за толщины стенок самих корпусов, что, в принципе, и неплохо. Каких-либо настроек у аппарата нет, только переключение режимов работы ММ/МС. Также имеется выключатель и ненавязчивая светодиодная индикация. Внутри все собрано вполне аккуратно, питанию действительно уделено несколько большее внимание, чем у других корректоров, схема пусть и с использованием операционных усилителей, но сама она не примитивна, да и собрано все качественно, с использованием стандартных, в большинстве своем добротных деталей.

Блок питания и корректор разделены и собраны в отдельных корпусах. Схема фонокорректора не так уж и проста.
Задние панели. Здесь все как у всех — сигнальные разъемы и разъемы питания. Разве что соединение с БП при помощи специального провода и разъем под силовой кабель.

Звук у аппарата сочный, хлесткий, с небольшим акцентом на верхних частотах. Бас достаточно густой, напористый, но негрубый. Середина прозрачная и подвижная. Верхних частот количественно немного больше, чем нужно, но в пределах допустимого, без явной резкости. Динамика скорее ближе к высокой, да и детальность неплоха. Подача одновременно эмоциональная и стройная, без расхлябанности или раздутости. Сцена шире среднестатистической, глубокая, с неплохими пропорциями, воздушная и подвижная. Перебора по эмоциям или легковесности нет, звучание задорное и уверенное.

С МС-головкой звук получается более слитным и одновременно менее устойчивым, появляется легкая неуверенность и упрощенность, чуть-чуть не хватает напора и эмоций. Одновременно с этим детальность выше, в звуке слышно больше оттенков, фактур и эмоциональных переходов, акцент на верхних частотах становится почти незаметен, да и звучание по всему диапазону более ровное — все-таки часть сильных сторон МС-головок этот корректор раскрыть может. А вот сцена становится более камерной и более легковесной — воздуха по ощущениям больше, но образы прорисованы не так отчетливо, что в сочетании с меньшей насыщенностью и создает ощущение легковесности. В плане жанров и записей этот фонокорректор скорее универсален, если только не прослушивать сложные оркестровые или хоровые произведения, на этих записях слышна нехватка детальности и также может не хватать подробности в отображении сцены. В остальном результаты в целом более уверенные и ровные.

Lehmann Audio Black Cube Statement — 20 000 руб. Приз симпатий

Фонокорректор Lehmann Audio Black Cube Statement и внешний блок питания.

Фонокорректор собран в небольшом корпусе с выносным адаптером питания. Внешне конструкция совершенно аскетичная — один вход, один выход, никаких выключателей или светодиодов. Но в плане настроек возможностей побольше — можно не только выбрать режим работы с ММ- или МС-головками, но и подстроиться под МС-головку более точно — для этого есть две группы переключателей, сочетанием различных положений которых и выбирается нужный режим. Конечно, возможности скромные, но это все же лучше, чем просто переключение ММ/МС. В плане изготовления — все очень аккуратно и лаконично, но схема не стала каким-то откровением по сравнению с другими протестированными корректорами. И без операционных усилителей, к сожалению, не обошлось.

Не скажу, что схема сильно сложнее прочих, но собрано все очень аккуратно.
У аппарата сквозная конфигурация — вход с одной стороны, выход с другой.

По звучанию аппарат напористый, может быть, даже чуть резковатый, но при этом достаточно детальный и немного строгий, чуть прохладный. Бас количественно небольшой, но качественно правильный. Средние частоты ровные и неокрашенные. Верха ровные, также неокрашенные, но чуть резкие. Подача вполне ровная, правильная, хотя временами она кажется грубовато-упрощенной. Но за очень приличную детальность и динамику эти моменты аппарату можно спокойно простить. Разве что акценты на основных тонах отчетливее, а послезвучия гаснут чуть быстрее, чем нужно. Сцена прозрачная, воздушная, средней ширины и глубины, стройная и отчетливая. Несмотря на общую картину и характер звука, в нем прослеживается и некоторая доля живой музыкальности, что, несомненно, лучше, чем замыленность или приукрашивание.

С МС-головкой результат получается ничуть не хуже — слышна прибавка по детальности, микродинамике, звук получается более многогранным, он богаче оттенками и нюансами. Сцена лишь немного сужается, но образы более точны и наполнены. В плане жанров — практически универсальный аппарат, без каких-либо перекосов или предпочтений, и даже со сложными записями все получается очень хорошо. Конечно, со многими более дорогими корректорами этой модели не потягаться, но я бы сказал, что в остальном результат лучше ожидаемого. Впрочем, и стоит этот аппарат уже далеко не совсем столько, чтобы его однозначно можно было отнести к бюджетному классу. Скорее это первая ступенька в класс повыше, а там уже найдутся другие конкуренты.

Выводы:

Если рассмотреть все протестированные аппараты, то картина получается не такой уж грустной, как можно было бы предположить изначально. И в этом сегменте можно найти фонокорректоры со вполне интересным характером даже среди самых недорогих аппаратов. Важнее другое — все протестированные модели весьма отличаются по звуку, все-таки это не ряд безликих коробочек. Конечно, эти аппараты совершенно нельзя сравнивать с более серьезными моделями, и у большинства подопытных можно найти в той или иной степени одинаковые проблемы — упрощение звука, иногда нехватку детальности, какую-то окраску. Но оценивать все это нужно применительно к бюджетным трактам — к примеру, в сочетании с проигрывателем ценой 15 000—30 000 рублей с недорогой ММ-головкой. А дальше этот сборный тракт должен сочетаться с вполне бюджетным трактом. Никакой речи об использовании всего этого добра в системах, где акустика или усилитель стоят 70 000—100 000, речи не идет, для таких систем нужно рассматривать технику классом повыше. Но важнее другое. Если бюджет на тракт для винила весьма скромен, при правильном сочетании компонентов можно получить очень даже неплохой звук и получать удовольствие и от винила как носителя, и от музыки.

Единственное, о чем еще раз стоит упомянуть, — практически все протестированные аппараты в первую очередь стоит рассматривать в сочетании с ММ-головками, и только некоторые корректоры можно пробовать сочетать с не очень дорогими МС, но не факт, что результаты получатся интересными и удастся раскрыть весь потенциал головок этого типа. Да и обычно здесь одно тянется за другим — желательны более серьезные стол, тонарм, провода, а это уже совсем другой бюджет.

Все это некоторый базис, и нужно изучить, что есть еще интересного в этой теме. Конечно, в качестве альтернативы можно рассматривать винтажные аппараты — многие интегрированные усилители или предусилители 70-80-х годов, относящиеся не к самому младшему уровню, имеют на борту фонокорректоры поинтереснее, чем любой из аппаратов в этом тесте. И если собирать систему с нуля, такие варианты рассматривать стоит, но также стоит помнить о возможных хлопотах — многие старые аппараты объективно требуют серьезной профилактики, замены деталей, и итоговый ценник может оказаться в разы большим, чем первоначально рассматриваемый. Так что вначале нужно точно решить, насколько эти хлопоты оправданны.

Следующий вариант — если посмотреть на схемы многих аппаратов или поискать в сети схемы старых ламповых фонокорректоров, то окажется, что при наличии некоторых (даже минимальных) навыков и энтузиазма собрать что-то простое самостоятельно тоже можно. Правда, без соответствующих знаний за это лучше не браться.

И вариант в каком-то смысле промежуточный. Даже такие простые и бюджетные аппараты, как те, что я тестировал, весьма чутко реагируют на доработки, по сути своей не сложные и не требующие затрат (поменять блок питания на более качественный, задемпфировать корпус, добавить где-то экран, может быть, сменить несколько конденсаторов). Все это может сказаться на звуке в лучшую сторону.

Или же можно просто выбрать корректор на свой вкус и для своего конкретного тракта и слушать любимые записи.