Тест AV-процессора Trinnov Altitude 32: один процессор на все кино

Тест AV-процессора Trinnov Altitude 32: один процессор на все кино

Объектно-ориентированные кодеки и необходимые для их воспроизведения аудиосистемы с высотными аудиоканалами — новый стандарт в кинотеатральном аудио, стремительно набирающий обороты. Любители 3D-звука могут оснастить кинозал по технологии Dolby Atmos, Auro 3D или DTS:X, — выбор есть. Но можно и не выбирать, а собрать всё это в одном кинотеатре, если использовать для этих целей процессор Trinnov Altitude 32.

За последние несколько лет часть именитых High-End-производителей решила отказаться от производства AV-ресиверов и AV-процессоров ввиду неспособности успеть за быстро обновляющимся и усложняющимся рынком. Это поменяло саму концепцию создания домашнего кинотеатра. Если раньше удобным вариантом был мощный AV-ресивер, сейчас куда практичнее иметь акустику с отдельными усилителями мощности, а изображение и звук доверить соответствующим процессорам. Угнаться за прогрессом можно только в том случае, если система домашнего кинотеатра максимально подготовлена к апгрейдам.

AV-процессор Trinnov Altitude 32 и программа настройки на планшете

Вот именно в вопросе простоты и оперативности обновления Trinnov оказался на два шага впереди остальных. В то время как обладатели кинозалов, базирующихся на AV-ресиверах и AV-процессорах других производителей, вынуждены были основательно перетряхнуть свою стойку с аппаратурой, обладатели Trinnov Altitude ограничились лишь добавлением потолочной акустики и усилителей мощности. Кроме того, только они получили возможность сделать системы с более чем 11-тью дискретными каналами.

Разница в железе

Чем же так хорош Trinnov и почему так не повезло всем остальным? Секрет в аппаратной платформе. Обычные AV-процессоры или ресиверы с поддержкой Dolby Atmos и DTX:X базируются на одном и том же чипе CS 49844 от Cirrus Logic или на OEM-решении на базе DSP-процессоров Texas Instruments / Analog Devices от компании MDS. Оба этих варианта имеют ограничение на работу максимум с 11 каналами. Это количество можно поделить на семь каналов окружающего звука и четыре потолочных или на девять окружающих и два потолочных. Кроме того, чип от Cirrus Logic не поддерживает Auro 3D, и для данного формата потребуется отдельный процессор. Попробуйте представить себе, как будет выглядеть коммутация с двумя аудиопроцессорами? Мне кажется, что проще будет собрать два отдельных кинозала или отказаться от того или иного формата.

Процессор Trinnov Altitude 32 выпускается в двух вариантах отделки: белом и черном

Стратегическое преимущество процессора Trinnov Altitude 32 состоит в том, что он базируется не на готовом чипе с ограниченными возможностями по декодированию, а на мощном компьютере с процессором Core i7 и оригинальном ПО на базе Linux. Компания Trinnov получает кодеки в виде программного кода, благодаря чему фирменные AV-процессоры принципиально не ограничены ни количеством каналов, ни набором кодеков. Например для формата Dolby Atmos количество каналов и их конфигурация может быть любой: 9.1.4, 12.5.10 и т.д. — она ограничена лишь количеством каналов в выбранной модели процессора.

Качество отделки передней панели очень высокое, такой аппарат не захочешь прятать в рэковой стойке

Поддержка 3D-аудио форматов в Trinnov происходила путём апгрейда прошивки и началась в 2014 году с Dolby Atmos. Позже появилась поддержка DTS:X, а ещё один апгрейд позволил воспроизводить и Auro 3D. И всё, заметьте, без какого-либо аппаратного апгрейда.

Трехмерная оптимизация

Когда речь заходит о 3D аудио, кому как не Trinnov быть в этом специалистами, ведь они первые и единственные создали систему автокалибровки звука, анализирующую акустику помещения не в двух, а в трёх измерениях. Измерительный модуль Trinnov состоит из четырех микрофонов, равноудалённых друг от друга, что формирует трёхстороннюю пирамиду. Откуда бы ни приходил звук, с помощью такого микрофона можно точно измерить не только дистанцию до источника звука, но и его точное положение в пространстве. Но самым сложным было, конечно же, не изобретение микрофона, а создание алгоритмов, способных анализировать полученные данные и дающих возможность правильно их использовать. По большому счёту именно софт является главной ценностью Trinnov.

Рекомендованные схемы расстановки акустики для Dolby Atmos (слева) и для AURO 3D (справа). И только с Trinnov можно организовать в одном зале и то, и другое

Сама процедура измерения и оптимизации происходит очень быстро, особенно если сравнивать ее с долгими замерами одномикрофонной системы.

В процессе оптимизации делаются измерения в разных точках помещения, их количество и места расположения микрофона зависят от каждого конкретного случая. После этого процессор анализирует полученные данные и показывает графики, по которым можно обнаружить проблемы существующие в связке «акустические системы и помещение», а также ошибки при сборке самих акустических систем (самая распространенная из них — перепутанная полярность одного из динамиков). После построения графиков измерений можно перейти к расчету фильтров и приведению АЧХ к нужному виду — например использовать в качестве результирующей кривой прямую линию либо x-curve, описанную в стандарте SMPTE для калибровки коммерческих кинотеатров. Отмечу, что помимо АЧХ компенсируются и фазовые искажения.

Далее автоматически выравниваются уровни громкости и корректируются временные задержки сигнала по каждому из каналов. Но самое интересное — в процессе измерений и расчетов система способна видеть и компенсировать первые отражения, оставляя при этом нетронутыми остальные, для снижения искажений и сохранения естественной акустики помещения.

Даже большой корпус не позволяет уместить более 16 XLR выходов, поэтому устройства с 24 и 32 каналами имеют выходы на разъёмах DB25 (расположены в центре панели)

Помимо коррекции звучания Trinnov может брать на себя функции кроссовера в любых колонках, имеющих конфигурацию до четырёх полос включительно. Для этого придётся задействовать столько каналов процессора и усилителей, сколько будет динамиков в каждой из колонок. Например, трёхполосный фронт потребует шести каналов вместо двух, но в линейке Trinnov есть не только 16, но также 24 и 32 канальные модели, а скоро обещают выпустить и 48-канальную, поэтому есть куда расти. К тому же, положительный эффект, возникающий в результате избавления от пассивных фильтров, однозначно того стоит. Уже более 1500 коммерческих кинотеатров и звукозаписывающих студий используют эту технологию Trinnov для своей акустики, что вполне подтверждает её эффективность и состоятельность.

Святая святых системы — фирменный 3D-микрофон, позволяющий получить данные об акустике помещения в считанные секунды

На мой взгляд, цифровой кроссовер — это просто идеальный вариант для любой системы. Даже простейшие пассивные фильтры, присутствующие в акустике, звучание немного все-таки портят, а чем больше полос и чем выше порядок фильтра, тем более зажатым и скучным получится звук. Цифровой кроссовер потерь динамики и искажения фазы не даёт. Плюс к тому в процессе калибровки динамики согласуются не только между собой, но ещё и с акустикой помещения. Прямо все удовольствия и сразу. Так что будь процессор Trinnov доступным по цене, рынок High-End-акустики наверняка выглядел бы сейчас по-другому.

Ручное управление

Доступ к настройкам и управлению процессором можно получить с помощью VNC-клиента, устанавливаемого в компьютер или на планшет. Интерфейс оформлен довольно симпатично, хотя и вынужденно перегружен обильным количеством информации, от чего удобнее всего использовать для настройки и калибровки компьютер с большим дисплеем.

Возможности настройки превосходят мечты инсталлятора и вполне могут шокировать обычного пользователя. Изобилие графиков, таблиц и кнопок в интерфейсе создаёт ощущение, что перед нами не интерфейс процессора, а пульт управления космической станции.

Для каждого из источников сигнала можно прописать индивидуальные сценарии работы

В первую очередь ручному контролю подвергаются все настройки, произведенные системой автоматически, но при этом можно посмотреть графики «до» и «после», чтобы оценить, насколько эффективно система скорректировала тот или иной параметр и решить, стоит ли доделывать что-либо вручную.

Абсолютный контроль — вот как можно вкратце охарактеризовать возможности Trinnov

Результирующую АЧХ системы можно корректировать произвольно, нарисовав на экране желаемую форму графика. Система запоминает до 29 предустановок, которые можно легко переключать из меню.

Сравните АЧХ сабвуферов до и после калибровки

Самая эффектная процедура — 3D Remapping. Это возможность управлять настройками звука комплексно, перемещая источники в виртуальном трёхмерном пространстве. Таким образом, например, можно исправить проблемы, возникающие из-за архитектурных особенностей помещения, или когда нет возможности установить акустику точно в тех местах, где она должна располагаться согласно плану. Кроме того, данная технология позволяет распределять потолочную акустику в соответствии с различными требованиями форматов. Возьмём Dolby Atmos и Auro 3D. Их рекомендации по расположению потолочной акустики различны, но если использовать 3D Remapping и записать в память два различных виртуальных положения потолочной акустики, требования обоих стандартов будут соблюдены.

Несмотря на действительно сложный и перегруженный интерфейс настройки, для конечного пользователя домашнего кинозала управление процессором, как правило, осуществляется через внешний контроллер системы автоматизации, благо модули для управления написаны подо все распространенные системы — AMX, Crestron, RTi, Control4 и так далее. Также в комплекте есть обычный пульт дистанционного управления по ИК сигналу, но это скорее дань прошлому, чем действительно востребованная опция.

Положительный эффект

Для того чтобы звучание домашнего кинотеатра получилось правдоподобным и производило должное впечатление, нужно основательно подготовить помещение и правильно расположить акустику — это знает каждый инсталлятор. Любой кинозал с хорошим звуком выстроен именно по таким принципам, но даже самый лучший из них представляет собой не что иное, как набор компромиссов. И это тоже не секрет. Самая прекрасная акустика имеет свой звуковой почерк, самое лучшее помещение имеет характерную картину переотражений и стоячих волн, которую невозможно до конца изменить самой прекрасной акустической подготовкой. И так далее до бесконечности.

...а продолжить поиск отличий можно, изучая фазовую и импульсные характеристики

Именно поэтому результат работы Trinnov будет хорошо слышен даже в подготовленном кинозале. Применение оптимизации можно считать своеобразным финальным этапом в длительной цепочке действий, призванных создать лучший звук в отдельно взятом помещении.

Я проводил прослушивание процессора Trinnov Altitude 32 в демо-зале MMC Cinema. Помещение прошло серьёзную акустическую подготовку и изначально создавалось как высококачественный кинозал. В системе использовалась акустика Procella, усилители мощности ATI и цифровой проигрыватель Dune HD в качестве источника, воспроизводящего в том числе и 3D аудиоформаты. Интерфейс процессора Trinnov позволяет включать и выключать систему оптимизации, не останавливая работу системы, поэтому сравнение было весьма наглядным и убедительным.

Если что-то в результатах автонастройки вас не устраивает — можете скорректировать все параметры вручную

Без оптимизации звучание мощное, немного гулкое и давящее НЧ-эффектом, с типичной для кинотеатральных систем яркой и детальной серединой. При желании можно было угадать пусть не точное положение акустики, но, по крайней мере, направление, откуда идёт звук. При перемещении пространственных эффектов вокруг слушателя иногда ощущался момент перехода от фронтов к боковым каналам. Впрочем, общее впечатление от звука положительное, сцена натуральная и цельная, а характер подачи похож на то, что можно услышать в обычном коммерческом кинотеатре.

Как бы ни был красив процессор Trinnov, жить ему приходится в суровых условиях рэка с не менее суровыми соседями. Кинотеатр это вам не High-End-стерео, даже с дорогой аппаратуры никто не будет пылинки сдувать

Включение оптимизатора неожиданно меняет характер звука на куда более точный и собранный. Заметно выровнялся бас. Он перестал давить, стал предельно чётким и подтянутым. Среднечастотный диапазон выровнялся, приобрёл больше прозрачности и чистоты. После оптимизации лучше слышны высокочастотные эффекты и «воздух» звуковой дорожки. Появилось ощущение, что звуковая картина стала значительно чище, прозрачнее и точнее. Локализировать акустику на слух стало невозможно, а перемещение эффектов вокруг точки прослушивания в оптимизированном варианте абсолютно ровное, бесшовное. Фокусировка звукового образа и локализация виртуальных звуковых объектов в пространстве улучшились многократно. Общее впечатление от звучание совсем другое, и если раньше была ассоциация с кинотеатром, после оптимизации характер звука показался более академичным, студийным.

Итог

Знакомство с системой убедило меня в полном отсутствии каких-либо ограничений. В вопросах настройки звука Trinnov Altitude 32 может действительно всё, о чем только можно было мечтать. Эффект от калибровки даже в хорошо подготовленном и высококачественном кинозале был совершенно очевиден, буквально физически ощутим. С калибровкой и без — это были два совершенно разных звука. А учитывая возможности ручной коррекции АЧХ и сохранения различных настроек, можно не отказывать себе в удовольствии и придать кинотеатру несколько совершенно разных характеров звука, меняя их хоть под настроение, хоть под фильм, хоть под день недели.

Цена (полная комплектация с 32 выходами и кодеками 3D-звука): 2 560 000 рублей (39 490 долларов).

Паспортные данные

Количество каналов — 8, 16, 24, 32 (в зависимости от версии)

Декодеры 2D — Dolby Digital, Dolby Digital Plus, Dolby TrueHD, DTS, DTS-HD HighResAudio, DTS-HD Master Audio

Декодеры/эмуляторы 3D — Dolby Atmos / Dolby Surround Processing, DTS:X / DTS Neural-X Processing, AURO-3D / Auromatic

Максимальное разрешение — 24бит/192кГц до 16 каналов, 24бит/96кГц на 24 канала и более

Видео коммутация — 8х HDMI входов, 2х HDMI выхода, VGA и DVI для системного монитора

Аналоговые аудио входы — 7.1 RCA, 2х стерео XLR, 3х стерео RCA

Аналоговые аудио выходы — до 32 DB25, до 16 XLR

Цифровые аудио входы — AES3 DB25, 2х AES3 XLR, 4х коаксиальных, 4х оптических

Цифровые аудио выходы — AES3 DB25, AES3 XLR, коаксиальный оптический

Дополнительные интерфейсы — LAN, WiFi, 4x USB, RS232, 12 В триггеры

Габариты — 442х445х165 мм (установка в рэк 3,5U)

Масса — 14,5 кг

ТЕГИ:#Trinnov
75.31 дБ +

Комментарии

#

Не совсем понял чем практичнее иметь активную ас (во всяком случае в бюджетном и среднем классе), заменить ресивер и добавить несколько (потолочных каналов) проще чем покупать достаточно дорогой процессор (ценна которого за частую в разы превышает просто ресивер , а бюджетные процессоры встречаются редко) плюс нужно реализовать питание для каналов (на потолке это не просто особенно если ремонт уже сделан , впрочем акустический кабель тянуть всё же прийдётся).

Сам же аппарат просто впечатляет своими возможностями и собран (с моей точки зрения ) правильно , давно уже надо было производителям переходить на комп процессоры ,их возможности несопостовимо выше . Да и в принципе лучше современные ресиверы- процессоры делать модульными (по принципу того же компьютера) выпускать базу (по принципу материнской платы) и в неё уже устанавливать процессор, усилители мощности (сколько нужно столько и ставь) и тд, а потом заливать ПО, это куда удобнее чем покупать аппарат с функциями которыми не пользуешся.

- 50 дБ +
#

Не совсем понял чем практичнее иметь активную ас (во всяком случае в бюджетном и среднем классе),

Тут речь не о бюджетном и даже не о среднем классе. Речь о домашнем кинотеатре в отдельном специально предназначенном для него помещении.

- 50 дБ +
#

И тем не менее, ведь акустику менять не прийдётся ( будь она активна или пассивна) если она уж совсем не устарела , всё упирается в усиление-процессоринг , так какая разница менять ресивер или процессор, вот именно в этом я не вижу практичности (усилители встроенные в ресивер устаревают гораздо медленней чем процессорная часть) поэтому не вижу особой разници где стоит усилитель в ас или ресивере (стареть они будут с одинаковой скоростью).

- 50 дБ +
#

Там речь не про активные ас, а про отдельные усилители мощности для АС (пассивных) + процессор. При этом при наличии решения от Trinnov не придется менять процессор с появлением нового формата - достаточно будет обновить прошивку.

- 60 дБ +
#

Точно (не выспался).

- 50 дБ +
#

процессор просто красавчик,дома для ДК был бы не заменим.но вот цена!

- 50 дБ +
#

Очень интересно кроме кино,в этих форматах слушать и музыку.. Я большой любитель церковного органа,да и играл.. Пожалуй впервые,в комнате можно услышать наиболее правдоподобным звук,похожий,как в костеле.. Конечно многое зависит и от применяемой техники.. Auro 3D не для меня,жена меня просто убьёт, если я повешу колонки на потолке.. А так я перейду..

- 46.99 дБ +
#

Начнём с того, что нет такого интсрумента как "церковный" орган, есть духовой орган. По вашему мнению в стерео духовой огран не правдоподобен? Если так, то скорее всего проблема в вашем стерео. Я сам очень полюбил духовой орган, когда был в США, много там слушал его в живую, в старинных (по меркам северной америки) католических соборах, например в Бостоне и Нью Йорке и именно по этому перешёл обратно к стерео от многоканального звука, т.к. в стерео духовой огран звучит правдоподобней. А "жена меня просто убьёт" - вообще без комментариев.

- 50 дБ +
#

Я для интереса слушал самый простой вариант,5,2,1. Даже только с добавлением 2х "высотных каналов",звук становится другим. Если не вешать колонки на потолок,он должен отражать звук.. У нас был потолок "глухим",пришлось "прицеливаться" на плафоны электроосвещения и результат был вменяемым.. А то тут напишут те,кто такое и не слышал.. Типа я думаю и считаю.. Приведут в доказательство кучу всего..

- 46.99 дБ +
#

"... почему так не повезло всем остальным?" - скорее всего потому что, мягко говоря, не каждый может позволить себе процессор за "2 560 000 рублей (39 490 долларов).")

- 50 дБ +
#

У вас одна беда, пишите про то, что не знаете.. Я ведь не зря написал, приведут в доказательство кучу всего, теперь про цены.. А что слабо послушать бюджетный рес ?? Но у которого есть новые форматы звука ?? Я помню, что вы написали про меня, но я мультимузыкант, а вы кто ?? Могу сыграть и до-ре-ми-до-ре до... Теперь переведите на русский язык.. А то писать все мастаки, правда, что стоит дальше неизвестно...

- 50 дБ +
#

Георгий знаете чем отличается художник от эксперта по изобразительным искусствам? Второму совершенно не обязательно уметь рисовать, в то время как первый может ничего не знать о стилях, но при этом превосходно рисовать. Надеюсь вы поняли к чему я это.

- 60 дБ +
#

Конечно понял.. Могу добавить,в последние лет с 30,я вообще не играю по нотам,мне проще на "слух".. Большой любитель включить запись или,что интересней,радио и играть вместе с ними.. Люблю для себя незнакомые вещи... .

- 50 дБ +
#

Пфф... вы знаете, но в волосах путаетесь. Ресиверы вообще всерьёз не воспринимаю и многокальным звуком уже не занимаюсь - только стерео и усилители или активные АС. Вообщем, как всегда, сказали как в лужу пёрнули - вообще не в тему, т.к. я музыкант (без академического образования и не умею читать партитуру впринципе) во втором поколении.

- 50 дБ +
#

Справедливости ради стоит отметить, что $39 490 это 32 канальный вариант процессора, самый дорогой из всех возможных вариантов на данный момент. Старт цены - от $20 990 за 8-канальный аппарат на данный момент. Тоже недешево, но аппараты имеют весьма большой срок актуальности + в цену включена весьма продвинутая система калибровки помещения + 3D ремаппинг, которого нет ни у кого.

- 50 дБ +
#

А есть ли курсы по калибровке процессора?

- 50 дБ +
#

Есть, последние были вот буквально в середине июля. Следующий сеанс будет осенью в октябре. Но курсы не про то как именно калибровать с точки зрения получения звуковой картины - курсы про то как пользоваться инструментами предоставляемыми процессором. А уж какую именно кривую рисовать, какие фильтры применять - это уже исключительно опыт инсталлятора/звукоинженера и знание акустики.

- 50 дБ +
#

Можно конечно и кривую нарисовать,а как со звуком ??. А опыт инсталятора-это кто ?? Как играть на гармошке или балалайке??

- 50 дБ +
#

Как играть на гармошке- это для музыкантов.

Опыт инсталлятора в том, чтобы "выжать" из системы все, на что она способна, и тут Триннов дает все возможные инструменты для этого. Фантастические возможности! Например, кроме описанного в статье - возможность активного подавления комнатных отражений, приведение в норму акустических характеристик помещения. Таких возможностей , кроме Триннова, никто сейчас предоставить не может.

И со звуком все нормально. На мой взгляд, это - самый "прозрачный" аудиопроцессор из существующих на сегодня. Обожаю слушать и смотреть на нем концертные записи - в сочетании с большим экраном и проектором - полный эффект присутствия

- 50 дБ +
#

По аналогии с искусством народно музыкальным, скажем так, в рамках тренинга можно получить знания о нотной грамоте, принципах работы балалайки, натяжении струн и из каких материалов они могут быть, как держать балалайку и как двигать рукой чтобы она звучала.

Но вот что и как именно играть для победы на конкурсе народных талантов - это уже вопрос к исполнителю и его персональным навыкам и опыту игры на балалайке.

- 50 дБ +
#

Иван Терехов ! Если вы любите музыку,то знаете её снаружи, совсем другое дело уметь играть.. Там где нужно уметь протянуть каждую нотку с пиано до форте,есть и тут нюансы.. Если кто не играл прилично на инструменте-меня не поймёт.. Можно играть очень технически,выпуская барабанные трелли, но в звуке музыки не будет... Я прежде чем перешёл на джаз,получил классическое образование. В наше время это называлось "культурой звука".... Я вообще в последние годы,мало обращаю внимание на технику,в смысле играть.. Если нужно-наверну, а вот со звуком работаю серьёзно...

- 46.99 дБ +
#

Раз пошёл такой "разговор" (скорее пьяный базар с вашей стороны), то давайте начнем с того, что не существует "классического" музыкального образования - есть академическое и не академическое. Так вот, у меня оно не академическое и вообще не зная нотной грамоты играю на классической гитаре (а следовательно и на бас-гитаре, гладкий гриф пока не освоил), раньше играл на ксилофонах, литаврах, больших оркестровых НЧ барабанах (те, что в стойках с колёсами и в вертикальном положении) и на ударной установке (джаз, рок), просто сейчас нет доступа к инструментам, кроме гитар. Мой отец в прошлом джазовый барабанщик, следовательно я музыкант во втором поколении, но без академического образования. Можно привести множество примеров выдающихся музыкантов без академического образования, например, с ходу: (ни в коем случаю не пытаюсь себя с ними сравнивать) Джимми Хендрикс, Митч Митчелл, Риччи Блэкмор, Иан Пэйс и т.д.

- 50 дБ +
#

Пропущу про "пьяный базар" с вашей стороны... А дальше мне интересно.. Я сам не сильно ставлю на "образование",в классической музыке это скорее +. А к примеру в джазе-не то.. Там идёт импровизация,сыграл тему,а потом нужно "навернуть". У меня жена или её учитель,по нотам сыграют все.. Но убери их-наступает полный "кочум".. Я уже видимо писал,что мой заочный учитель Рэй Чарлз,он слепой.. И когда то я решил,почему бы и мне так не играть... И про классическое (академическое) образование.. Оно привывает культуру звука. Послушайте к примеру пианиста Джекки Террасона. На гитаре и я играл, сначала на классической и пальцами(точнее ногтями), потом когда перешёл на джаз/блюз,появились и ФЕНДЕР,с Джибсон..

- 50 дБ +
#

У меня есть диск на DVD,RAY Charles in Concert. Попробуйте посмотреть и послушать. Там много он поёт, есть чистый инструментальные и особо советую послушать его дуэт с Diane Schuur. Они оба слепые,но как контачат !!!

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.