Поиграем в буквы, ведь немногие знают изначальную расшифровку бренда KEF. Люди думают, что буква K – это, наверное, основатель Рэймонд Кук или графство Кент, где более полувека назад была выпущена первая партия колонок, а оставшиеся EF — какие-нибудь «electronic first» или что-то подобное…

Жизнь оказывается прозаичней, на самом деле Kent Engineering and Foundry (сокращенно — KEF) это некогда существовавшая фабрика в городке Мейдстон, которая занималась производством сельскохозяйственного оборудования. Ее и выкупил Рэймонд Кук, сохранил название, некоторые здания, но полностью поменял ее назначение. Конечно же, прежде чем выкупить и переоснастить ее под выпуск акустических систем, инженер-электрик Кук накопил ценный опыт в конструировании спикеров, работая в компаниях BBC и Wharfedale.

Пример проекта построенного на базе акустики KEF R Series с дополнительными Dolby-Atmos-колонками

К моменту вхождения KEF в конгломерат GP Acoustics Group, британцы могли похвастаться не только узнаваемым брендом, но и серьезными мощностями с отделом исследований и разработок, включая безэховую испытательную камеру для АС. В частности, KEF едва ли не первыми начал применять компьютерное моделирование на этапе проектирования АС. Именно в таком отделе были созданы акустические системы R-серии, о которых и пойдет речь.

Данная линейка KEF занимает нишу между бюджетной Q-серией и верхней The Reference. В серии «R» представлено 10 моделей: три напольника во главе с топовым R900, два полочника, два разных по габаритам громкоговорителя центрального канала, дипольная АС, сабвуфер и специализированные спикеры R50, предназначенные для реализации нового формата трехмерного звучания Dolby Atmos. Многие применяемые в серии R технологии заимствованы у прогрессивной флагманской модели Blade.

Строение UniQ-драйвера, использующегося в колонках KEF R Series

В частности, это можно сказать о главном элементе линейки R — точечном СЧ/ВЧ-драйвере Uni-Q, который конструктивно повторяет излучатель, установленный в Blade. В западной прессе его еще называют коинцидентным (coincident), так как совмещенные акустические центры его ВЧ- и СЧ/НЧ-звеньев расположены на одной оси (коаксиальные излучатели) и равноудалены от места прослушивания подобно копланарным излучателям.

Драйвер представляет собой динамик сложной конструкции с легким жестким диффузором из сплава магния и алюминия, в центр которого интегрирован вентилируемый алюминиевый твитер с расширенным до 45 кГц диапазоном частот. Диффузор усилен расположенными радиально ребрами жесткости, а твитер для лучшей дисперсии оптимизирован волноводом Tangerine с девятью лепестками рассекателя, внешне напоминающими «разобранный» мандарин.

Басовый драйвер линейки акустики KEF R Series

НЧ-динамики R-линейки оснащены мощными литыми корзинами, большими вентилируемыми магнитными системами и легкими, довольно крупными алюминиевыми катушками. Цельные гибридные диффузоры (алюминий/бумага) отличаются легкостью и достаточной жесткостью.

Корпуса колонок усилены горизонтальными и диагональными распорками. Специальные панели типа «сэндвич» используют разные по толщине слои мягких и твердых материалов с целью поглощения энергии вибраций.

Вся линейка акустики KEF R Series в лаковой белой отделке (за исключением Dolby-Atmos-колонки R50, которая выпускается только в черном цвете)

KEF применяет компьютерные вычисления не только для расчета схем кроссоверов и подбора пар динамических головок, но даже движение воздуха через порты фазоинверторов было оптимизировано с помощью вычислительной гидродинамики.

Все драйверы находятся под надежной защитой грилей с магнитным креплением. Каждая модель, кроме R800ds и R50, имеет четыре никелированные винтовые клеммы. Отсутствие традиционных перемычек компенсируют две винтовые ручки, при откручивании которых связь между частотными полосами разрывается. Благодаря такому удобному и практичному решению можно быстро подключиться двумя кабелями и организовать бивайринг или биампинг.

Напольные акустические системы KEF R500, R700 и R900

Дизайн напольников хорошо сбалансирован: здесь нет вычурности Lifestyle, но и далеко от скучноватого минимализма. Строгая простота диффузоров НЧ-драйверов отлично сочетается с алюминиевыми окантовками и дизайном Uni-Q.

Напольные колонки KEF R900

Все АС имеют трехполосную конструкцию и расположение излучателей по принципу D'Appolito: над и под СЧ/ВЧ-излучателем Uni-Q (25 мм твитер + 125 мм СЧ-драйвер) находятся басовые вуферы. Такая конфигурация помогает лучше сбалансировать общую звуковую картину и правильно расставить образы в пространстве. К донной части корпуса крепятся четыре литые алюминиевые «лапы» с регулируемыми шипами.

Напольные колонки KEF R700

Флагман R900 оснащен парой 200 мм вуферов, драйвером Uni-Q и четырьмя портами фазоинвертора, а его корпус выполнен из плит MDF толщиной в 2 сантиметра. Модель отличается протяженным частотным диапазоном (35 Гц – 45 кГц), адекватной чувствительностью в 90 дБ и имеет частоты разделения полос на отметках в 400 Гц и 2,9 кГц. Высота R900 превышает 1 м, а весит такая башня почти 30 кг. Остальные напольники серии имеют по два отверстия фазоинвертора на тыльной панели и отличаются меньшими по диаметру вуферами (2 х 165 мм у R700 и 2 х 130 мм у R500), а также более скромными габаритами, весом и кроссовером с нижней частотой раздела в 500 Гц.

Напольные колонки KEF R500

Маркус Зауэр (онлайн-журнал Fairaudio) делится своими впечатлениями от прослушивания R900: «Когда оркестр перешел в тутти, KEF так плотно заполнил пространство моей комнаты музыкой, что, несмотря на площадь в 42 кв. м и высоту потолка в 3,6 м, у меня даже и в мыслях не было подключить сабвуфер или добавить бас».

Полочные акустические системы KEF R300 и R100

Наибольший интерес среди полочников представляет старшая 12-килограммовая модель R300, поскольку она имеет 3-полосную конструкцию благодаря применению коинцидентного излучателя Uni-Q, дополненного 165 мм вуфером. Полосы делятся на частотах в 500 Гц и 2,8 кГц. Отверстие фазоинвертора здесь вынесено в тыл корпуса.

Полочные колонки KEF R300

Помимо четкой, быстрой и реалистичной подачи в СЧ/ВЧ-диапазоне R300 демонстрирует плотный, динамичный и довольно глубокий бас (до 42 Гц согласно характеристикам, предоставленным KEF) без какой-либо компрессии. Пол Ма (Paul Mah, специализированный аудиофильский сайт dagogo.com) рассказывает о тестировании R300: «После прослушивания в течение нескольких недель у меня сложилось хорошее впечатление о чистом и прозрачном звучании R300, особенно в области средних частот, передающих большую часть музыкальной информации. Вокал подавался живо, без какой-либо резкости и жесткости. Высокие частоты не акцентировались, а басовые ноты были плотными и артикулированными. Разрешение при этом остается образцовым, но при условии, что остальная часть вашей системы имеет аналогичные возможности».

Полочные колонки KEF R100

Особенности младшей по рангу «бейби» R100 — это единственный установленный драйвер Uni-Q, но несколько большего размера (130 мм), чем у R300 (125 мм), а также миниатюрный корпус шириной не более 180 мм и высотой в 280 мм. Модель демонстрирует весь потенциал обновленного коаксиального драйвера, обеспечивая цельный, чистый, быстрый, отлично сфокусированный и превосходно проработанный саунд.

Громкоговорители центрального канала KEF R600c и R200c

Старшая АС центрального канала R600c получила больший по объему корпус по сравнению со своей младшей сестрой R200c, обладает парой более крупных басовиков (165 мм против 130 мм) и оснащена двумя фазоинверторными трубами против одной у R200c.

Акустика центрального канала KEF R600c

Высота корпусов обеих моделей сравнительно небольшая, что обеспечивает большую свободу в плане их расположения. Поскольку конфигурация этих громкоговорителей соответствует принципу D'Appolito, то их можно установить вертикально и использовать в качестве спикеров тыльных каналов или как стереопару.

Акустика центрального канала KEF R200c

Обе АС прекрасно передают тонкие нюансы музыки, отличаются превосходной согласованностью частотных полос, не пасуют при передаче эффектов в кино и точно воспроизводят диалоги. Модель R600c звучит более масштабно и имеет более низкий нижний предел АЧХ (до 50 Гц) в силу очевидных причин.

Специализированные акустические системы KEF R50 для Dolby Atmos

Серия R отлично приспособлена для работы с новыми форматами трехмерного звучания, так как включает в себя специальные акустические модули R50, предназначенные для установки на верхние панели фронтальных и тыловых спикеров домашнего кинотеатра.

Акустика KEF R50 для вертикального канала Dolby Atmos

Излучение таких громкоговорителей, оснащенных единственным драйвером Uni-Q, направлено в потолок с целью создания особого вертикального измерения и передачи эффектов, присущих новому формату Dolby Atmos. Модель получила закрытый корпус, внешне напоминающий концертные сценические мониторы. Весит такая АС 4,5 кг.

Дипольная акустическая система KEF R800ds

Акустическая система R800ds собрана в закрытом трапециевидном корпусе. Два 130 мм драйвера Uni-Q встроены в расположенные под углом друг к другу боковые стенки кабинета. Излучатели работают в противофазе и позволяют получить цельный охватывающий пространственный звук, обеспечивая впечатляющие динамичные звуковые эффекты.

Дипольная колонка KEF R800ds

Диапазон частот у R800ds находится в пределах от 90 Гц до 45 кГц, а ее вес превышает 7 кг. производитель рекомендует закреплять АС на стене, на высоте от 1,5 до 2 м над уровнем пола. Для этого на тыльной стенке спикера имеются отверстия. При такой установке R800ds способна сформировать целостное звуковое поле с хорошей динамикой, натуральной подачей СЧ, аккуратными высокими частотами и неплохо проработанным басом. Частоты раздела находятся на отметках в 300 Гц и 2,5 кГц. На частоте ниже 300 Гц модель из дипольного режима переходит в монопольный режим (monopole).

Сабвуфер KEF R400b

В закрытый корпус-кубик сабвуфера KEF R400b встроены два 225 мм вуфера, а их противоположная направленность гасит резонансы за счет взаимной компенсации (противоположно направленные реактивные силы обнуляются). Корпус имеет объем в 22 литра и отличается превосходным демпфированием. Вуферы раскачиваются двумя усилителями класса D (2 х 250 Вт) и позволяют опустить нижний предел частотного диапазона до 26 Гц.

Сабвуфер KEF R400b

Сабвуфер оснащен блоком высокоуровневых клемм (4 шт.) и низкоуровневым линейным входом RCA, один из разъемов которого может использоваться для канала НЧ-эффектов. Имеется возможность настройки уровня громкости, выбора частоты среза (плавная регулировка от 40 до 140 Гц, фильтр 4-го порядка), усиления баса (три положения: 0, + 6 дБ, + 12 дБ) и переключения фазы. Весит R400b почти 22 кг.

Линейка акустики KEF R Series в черной отделке

«Скорость и музыкальность сабвуфера KEF R400b прекрасно дополнят звучание системы с высококачественными спикерами, а его современный внешний вид и компактные размеры отлично впишутся в модно оформленный интерьер… Если вы намерены приобрести R-серию или другую систему с высококлассными АС, не спешите отказываться от R400b в пользу модели производителя, специализирующегося на выпуске сабов. Компания KEF выпустила сабвуфер, который действительно заслуживает того, чтобы на него обратили внимание», — слова из рецензии Роджера Канно (онлайн-издание SoundStage).

Алек Чанин: «Мы хотим делать нейтрально звучащий продукт»

Отрывки из интервью с президентом американского отделения KEF America Алеком Чанином (Alec Chanin) для издания The Absolute Sound, интервьюер: Алан Таффель (Alan Taffel), 2011 год, 50-летний юбилей KEF.

— Какие, по вашему мнению, основные моменты можно выделить в долгой истории компании KEF?

— Я думаю, что на раннем этапе это было использование компьютеров при конструировании акустических систем. Это было что-то новое. Тогда никто так не делал.

— Как вы их использовали?

— Для разработки драйверов и для точных специальных измерений их характеристик. Далее мы начали применять их для сравнительных замеров, что привело к идеальному согласованию динамиков и пар акустических систем. Еще одним важным моментом стали наши исследования в области различных типов материалов, которые используются в драйверах. Я бы еще добавил то, что наш Uni-Q был и остается одним из наиболее значимых проектов.

Алек Чанин (Alec Chanin), президент американского отделения KEF


— Вы имеете в виду драйвер с концентрическими СЧ-динамиком и твитером?

— Да, мы постоянно совершенствовали этот драйвер на протяжении трех десятилетий и сейчас вы можете видеть его последнее воплощение в модели Blade. Это весьма впечатляющий динамик.

— Компания KEF сама производит все свои динамики, не так ли?

— Да. Но просто сделать это и добиться действительно хороших результатов — это две разные вещи. Кто угодно может приобрести драйверы у одного из многочисленных производителей и просто вставить их в ящик, рассчитав все с помощью компьютерной программы и выполнив 90% задач, касающихся построения АС. Но в действительности вам нужен полный контроль, чтобы добиться успеха в реализации целого комплекса характеристик и создать то, что будет звучать сбалансированно и целостно.

— Существует ли какой-то особенный звук, к которому вы стремитесь? Есть ли тот специфический саунд KEF, который влияет на выбор дальнейшего развития?

— Баланс. Мы хотим делать нейтрально звучащий продукт. Акустические системы не должны обладать каким-то особенным характером звучания.

Коммутационная панель колонок KEF R Series


— Мое личное знакомство с KEF началось в 1970-х с приобретения пары спикеров Reference 103, которыми я до сих пор владею. В ту пору KEF был «на коне», но мне кажется, что в определенный момент компания ушла в тень.

— Верно. Это было в 90-х, когда KEF попала в затруднительное финансовое положение в Великобритании. Компания GP Acoustics выкупила нас и нашу родственную компанию Celestion, ориентированную на про-аудио. Для того чтобы провести реструктуризацию, GP потребовалось несколько лет, и в течение всего этого периода мы вели себя слишком тихо.

Я считаю, что с тех пор мы сделали много хорошего в плане внедрения некоторых из наших технологических наработок. Тогда было много достижений в области новых материалов и драйверов, но это не так интересно по сравнению с тем, когда вы делаете что-то совершенно новое.

Шипы в комплеке напольных колонок KEF R Series

Однако, начиная с 2000-х, мы действительно продвинулись вперед с такой продукцией, как наши сателлиты «Eggs». Это были знаковые, высокопроизводительные и привлекательные спикеры для ДК по доступной цене, использующие материалы, которые никто никогда ранее не применял. Это помогло нам сместить акценты и не зацикливаться на производстве продуктов для узкого круга потребителей. Совершенно неожиданно мы представили продукт с множеством новых технологий, который мог позволить себе каждый, кто был в нем заинтересован.

— Что еще мы можем ожидать от KEF в будущем?

— Все больше инноваций будет внедрено в технологию по производству динамиков, в конструкцию нашей продукции и в промышленный дизайн. Также появятся некоторые новые категории продуктов. Мы чувствуем свою ответственность за то, чтобы найти способ заинтересовать молодых потребителей качественным аудио. У нас есть уникальная возможность объединить технологии и дизайн, что необходимо для привлечения нового поколения покупателей. Это будет нашей главной задачей. Мы хотим быть востребованными следующие 50 лет.