Репортаж с московской конференции Lenbrook Group: как развивается ниша цифрового мультирума

Репортаж с московской конференции Lenbrook Group: как развивается ниша цифрового мультирума

Наша новостная лента пестрит заметками о новых проигрывателях винила, а читатели в комментариях всерьёз рассуждают о преимуществах кнопочных пультов перед приложениями для смартфонов и планшетов. Иногда моя приверженность цифровым технологиям кажется мне какой-то дикой архаикой и ретроградством. Избавиться от тяжелых мыслей, уже покрывающихся налётом виниловой аналоговости и ламповой теплоты, помог Уоррен Иззетт из холдинга Lenbrook Group, приехавший в Россию с анонсом новинок брендов, что входят в группу — Bluesound, NAD и PSB.

И всё же приятно видеть, что в мире Hi-Fi по-прежнему есть немало компаний, которые методично следуют ранее выбранной концепции развития. Например, Lenbrook Group, вместо того чтобы в срочном порядке расширять линейку виниловых вертушек, анонсирует обновление своей фирменной операционной системы BluOS и заявляет о поддержке новейшего цифрового формата MQA.

Вероятно, кто-то скажет, что появление Bluesound и начало работы в нише цифрового мультирума для Lenbrook было явлением сугубо конъюнктурным и сиюминутным. На самом же деле подготовка к этому началась давно. NAD была первой компанией, которая представила по-настоящему цифровой усилитель Direct Digital, работающий с PCM-потоком напрямую, без промежуточного цифро-аналогового преобразования для последующего усиления в классе D. Собственно говоря, цифровой сигнал, попавший в усилитель NAD, оставался таковым вплоть до выходных фильтров усилителя мощности. Никаких тебе аналоговых каскадов, ни тем более ламп, ни даже ЦАП в привычном виде. Это был первый серьёзный шаг Lenbrook Group в процессе переориентирования линейки на цифровую музыку.

Конференция проходила в салоне Pult.ru

Второй и самый главный шаг по переводу продукции в цифровое русло и созданию бренда Bluesound — создание операционной системы BluOS. Как думаете, когда началась её разработка: пару лет назад, за год до выпуска первой сетевой акустики Bluesound? Ничего подобного! Свою историю BluOS ведёт аж с 2005 года, но на рынке она впервые появилась три года назад, когда начались пилотные продажи устройств Bluesound в скандинавских странах. На вопрос, почему на реализацию понадобилось так много времени, Уоррен дал простой ответ: «Lenbrook это частная компания, у нас нет жестких временных рамок на выпуск тех или иных устройств. Самое главное — получить результат, который нас полностью удовлетворит, поэтому мы тратим на разработку столько времени, сколько считаем нужным». Данная стратегия дала свои плоды. Устройства Bluseound занимают ту самую рыночную нишу, в которой некогда безраздельно правил Sonos.

К слову, Bluesound — это не только набор разнокалиберной сетевой мультирумной акустики, которую можно использовать поштучно или объединять в стереопары, но также и сетевой плеер Node 2, предназначенный для установки в уже имеющуюся Hi-Fi систему. Powernode 2 — тот же сетевой плеер, но с адаптированной версией усилителя Direct Digital, заимствованной из NAD Master Series, и, наконец, Vault 2 — одновременно плеер и хранилище аудиофайлов объемом 2 Тб со встроенным CD-приводом для точного считывания компакт-дисков. Говоря о Bluesound, мы подразумеваем не только мультирум, но и вполне серьёзные Hi-Fi-решения для прослушивания обычных FLAC, Hi-Res и прочих цифровых радостей.

Почитайте сравнительный тест беспроводной Hi-Fi-акустики, куда вошел и Bluesound Pulse

Длительная подготовка и удачно сформированная линейка устройств обеспечила успешный дебют Bluesound, а текущее обновление модельного ряда показало, что компания готова признавать и исправлять свои ошибки. Стоить отметить: избранные модели Bluesound радикально поменяли свой внешний вид. На смену вычурным формам первых Node, Powernode и Vault пришли более традиционные силуэты, легче вписывающиеся в классический интерьер или стандартную стойку с аппаратурой. Добавился оптический вход, а также Bluetooth 4.0 с поддержкой AptX.

Кто-то недавно вспоминал пульт с кнопками? У нового поколения Bluesound есть ИК-вход и режим обучения. Таким образом, устройством можно управлять, используя любой пульт ДУ, — хоть от телевизора, хоть от кондиционера. Требуется портативное решение? Pulse Flex скоро получит сменную батарею с длительностью работы до 8 часов. Для домов, в которых уже есть мультирум, были разработаны специальные устройства для интеграции Bluesound в современные системы управления. Даже мощность USB порта по просьбам трудящихся увеличили для более стабильной работы с внешними жесткими дисками. Опять же, MQA добавили. Первыми в мире. А ещё появился качественный выход для наушников с усилителем, способным раскачать самые «тугие» мониторные модели.

На главный вопрос, появится ли BluOS в AV-ресиверах и компонентах NAD, Уоррен ответил утвердительно: фактически линейки Bluesound и NAD станут частью единой экосистемы. В более долгосрочных планах рассматривается даже присоединение к общей команде бренда PSB. В линейке должна появиться активная модель с интегрированной BluOS.

Примерно так я всегда и представлял себе современный Hi-Fi. С абсолютно бесшовным переходом от одного устройства к другому или к вещанию по всему дому. Когда одну композицию можно начать слушать на кухне, а потом прямо в приложении перевести воспроизведение на стерео-систему или акустику, расположенную в спальне. Ну а Уоррен Иззетт озвучил свой взгляд на развитие домашнего Hi-Fi ещё более лаконично: «Bluesound — это будущее Hi-Fi». И опыт продаж Lenbrook это уже доказал. На территории Северной Америки объемы продаж Bluesound уже значительно превысили объемы продаж NAD.

73.01 дБ +

Комментарии

#

Вот оно – будущее Hi-Fi: "На территории Северной Америки объемы продаж Bluesound уже значительно превысили объемы продаж NAD".

- 50 дБ +
#

Не согласен. Написано:

"Примерно так я всегда и представлял себе современный Hi-Fi. С абсолютно бесшовным переходом от одного устройства к другому или к вещанию по всему дому. Когда одну композицию можно начать слушать на кухне, а потом прямо в приложении перевести воспроизведение на стерео-систему или акустику, расположенную в спальне. "

Все это понятно, и выглядит красиво на словах. Но что под этим имеется в виду? "Начать слушать на кухне" - на чем, спрашивается, начать? На вот такой колонке на подоконнике, как на фото? Ну какой же это HiFi. Это тянет на качественную магнитолу прошлых лет. Тут даже стерео сомнительно, не говоря уже об аудиофильских замашках типа деревянных колонок, кабелей из бескислородной меди и т.п. То, что оно умеет переваривать всякий Hi-Res, не означает сразу, что оно становится HiFi. Это умеет сейчас каждый уважающий себя смартфон и портативный плеер. Ну и опять же. Конечно, весело выглядит возможность перекинуть воспроизведение на любой прибор в квартире, хоть на цветочный горшок со встроенным Bluetooth. Но любители HiFi - отдельный от ширпотребщиков класс людей, они не понимают надобности начинать что-то слушать с неподобающим качеством, чтобы потом продолжить это на своей высококлассной системе. Это уже по адресу к обывателям, которые под музыку режут салат и подпевают караоке. Они HiFi с WiFi обычно путают. Наверное, интересная идея: "музыка везде", но обычно человек увлеченный на каждое дело отводит себе место и время. Можно побаловаться с этим мультирумом, но необходимость музыки в каждой семье из каждой дырки сомнительна. Чаще всего кто-то один меломан, другие любят сериалы и он со своей музыкой только всем мешает.

- 50 дБ +
#

Согласен, это все подходит скорее для прослушивания музыки фоном и то когда никого дома нет)

- 50 дБ +
#

Беда этого мультирума в том, что большинство адептов HiFi любят качественный звук, им даже фон нужен качественный, а не из этой колонки-бумбокса. Нечего с этими беспроводными технологиями приставать к аудиофилам, они и так не могут найти общий язык по поводу проводов и носителей (Hi-Res - не Hi-Res, винил, etc). А остальным вообще тема не интересна. Мир поделился в последние годы именно так. На сайте Yamaha есть очень красивый рекламный ролик, как молодой человек будит ото сна свою возлюбленную волшебной музыкальной лампой. Красиво на рекламе, но впечатление девушки, у которой в квартире юноша вытаскивает музыку из всякой дырки: музыкальная лампа, музыкальный шкаф, музыкальная занавеска, музыкальный диван, да еще на всякий повод, может быть негативным. Она может музыку не очень любить или вообще презирать музыкальные пристрастия юноши (90% случаев). Это Алладин потер лампу, и получилась принцесса. Тут принцесса от этого мультирумного кошмара может закатить скандал или сбежать.

- 50 дБ +
#

"NAD была первой компанией, которая представила по-настоящему цифровой усилитель Direct Digital, работающий с PCM-потоком напрямую, без промежуточного цифро-аналогового преобразования для последующего усиления в классе D. Собственно говоря, цифровой сигнал, попавший в усилитель NAD, оставалася таковым вплоть до выходных фильтров усилителя мощности. "

Опять высказался какой-нибудь директор по продажам. Вот из таких слухов и ляпов далеких от темы людей потом рождаются легенды о "цифровых усилителях". Уже этот вопрос обсуждался недавно. Имеется в виду модулятор, который построен на основе DSP. Процессор из входного потока PCM формирует по специальному алгоритму некие П-подобные последовательности из кодов с частотой большей, чем исходный PCM. То есть поток PCM перекодируется в обязательном порядке. После этого получившийся псевдо-ШИМ сигнал попадает на сглаживатель, если частота модулятора на основе DSP не очень высокая, или прямо на ключи силовых МОП-транзисторов, если она мегагерцы (но такой DSP, умеющий обрабатывать сигнал в мегагерцовом диапазоне, заметно дороже). До транзисторов код можно обратным переводом вернуть в исходный вид PCM. После транзисторного формирования настоящего ШИМ получаются импульсы большой амплитуды и маленькой, но разной длительности. Их перевести обратно в исходный PCM без существенных ошибок практически невозможно, потому что реальный ШИМ-сигнал после модулятора уже имеет заметную неровность своих П по вертикали, то есть он уже практически аналоговый, но не "вверх", а "вбок". Получается действительно цифровой усилитель, но "до линейного выхода". Говорить о том, что с выхода DSP цифровой сигнал сразу попадает на выходные фильтры усилителя - грубая ошибка, порождающая мифы.

- 50 дБ +
#

а кто говорил, "что с выхода DSP цифровой сигнал сразу попадает на выходные фильтры усилителя"???

- 50 дБ +
#

Читаем еще раз вместе:

цифровой сигнал, попавший в усилитель NAD, оставалася таковым вплоть до выходных фильтров усилителя мощности
- 50 дБ +
#

вроде бы речь шла о преобразовании ИКМ в ШИМ "без промежуточного цифро-аналогового преобразования для последующего усиления в классе D", а что там понимается под цифровым сигналом вплоть до выходных фильтров УМ, это надо бы уточнить....

- 50 дБ +
#

Да дело то в этом как раз. Цифровой сигнал - это цифровой сигнал, он может быть принят другим цифровым устройством или ЦАП для преобразования в аналог. Для использования в выходном фильтре усилителя мощности он не подходит. Для этого его преобразуют в ШИМ блоком выходных силовых МОП-транзисторов, которые неизбежно вносят искажения в форму импульсов. Поэтому для обратного преобразования в цифровой поток после этого каскада уже необходимо производить что-то типа аналогового-цифрового кодирования, и полученный код будет заметно отличаться от исходного PCM. Еще для создания обратной связи это подходит, для использования как носителя информации, извините, нет, искажения будут серьезные. Это можно сопоставить с тем, что мы например можем сделать предусилитель обычного усилителя класса A на основе DSP, который на выходе будет генерировать псевдоаналоговый высокочастотный сигнал. Но от этого сам то усилитель в целом цифровым не станет.

- 50 дБ +
#

это "стандартизированный" цифровой сигнал, типа spdif может быть принят другим цифровым устройством, надо полагать...

я не специалист в этой области, но при чем здесь обратные преобразования вообще?

NAD не раскрывает всех подробностей, но складывается впечатление, что специалистов, которые могут объяснить как этот Direct Digital работает, здесь нет(((, если конечно не считать аксиомой то, что NAD-овцы всех в наглую на...ют))))

- 50 дБ +
#
это "стандартизированный" цифровой сигнал, типа spdif может быть принят другим цифровым устройством, надо полагать...

И что же это за "цифровое устройство", которое может принять "стандартизированный цифровой сигнал" ШИМ с разъема SPDIF мощностью ватт 60-100? Приведите хоть один пример, плиз.

я не специалист в этой области, но при чем здесь обратные преобразования вообще?

По моему, Вы вообще не пытаетесь вникнуть в то, что Вам пишут. Как раз здесь объясняется, как работает Direct Digital, то, что Вы не поняли, говорит о том, что Вы либо не прочитали, либо не пытаетесь понять.

- 50 дБ +
#

Ярослав, напишите так чтобы чайникам понятно было)))

я лично никак не могу понять из ваших постов, какая необходимость может быть в обратном преобразовании ШИМ в ИКМ....

- 50 дБ +
#

ну хорошо, зайдем с другой стороны, 2 усилителя NAD: D3020 и D7050

в 3020 цифровой сигнал преобразуется ЦАП-ом в аналоговый, затем поступает на УМ класса D, подробности вы мне расскажете)))

в 7050 цифровой сигнал преобразуется в ШИМ и поступает на УМ класса D, вроде как, по описанию, перед выходом на акустические клеммы имеет место какое-то простенькое заключительное преобразование, и на выходе имеем высокоуровневый аналоговый сигнал...

внимание вопрос: на усилительных каскадах этих аппаратов усиливается что-то идентичное или не очень?)))) в чем разница между двумя этими усилителями, вот это мне объясните, пожалста, простым, понятным языком и очень желательно, как можно лаконичнее)))))))))))

- 50 дБ +
#
я лично никак не могу понять из ваших постов, какая необходимость может быть в обратном преобразовании ШИМ в ИКМ....

Исключительно как обратная связь, при этом сигнал коррекции из ШИМ преобразуется в цифровой код ИКМ, и таким попадает в поток данных DSP модулятора для последующего использования в формировании последовательностей для ШИМ. Неточности этого преобразования большие, но для ОС сойдет.

внимание вопрос: на усилительных каскадах этих аппаратов усиливается что-то идентичное или не очень?))))

Каскады усилителя мощности этих аппаратов 3020 и 7050 построены абсолютно одинаково, иначе это не был бы класс D. Различия в конструкции модулятора. В первом случае это аналоговый формирователь ШИМ, поэтому требуется внешний ЦАП на отдельной микросхеме. Во втором случае используется DSP, который сразу преобразует сигнал ИКМ в управляющие последовательности для формирования ШИМ. При этом DSP просто имитирует работу аналогового модулятора, но внешний ЦАП уже не нужен. Подробности при желании можно почитать в Википедии.

- 50 дБ +
#

мне достаточно того, что аналоговый сигнал в D7050 исключен из "пищевой цепочки", меньше лишних преобразований сигнала в усилителе на пути от цифры к АС.

а откуда инфа о том, что "каскады УМ этих аппаратов 3020 и 7050 построены абсолютно одинаково"?, Nad заявляет, что в 3020 используется усилительный модуль стороннего производителя, а в 7050 типа все свое (что конечно не говорит о разных принципах работы))))

в Википедии подробностей про Direct Digital особо то и нет...

- 50 дБ +
#
а откуда инфа о том, что "каскады УМ этих аппаратов 3020 и 7050 построены абсолютно одинаково"?,

Ну не до последней детальки естественно, но типично для класса D. Нет никаких основания думать, что NAD изобрел что-то свое отдельное.

в Википедии подробностей про Direct Digital особо то и нет...

Про конкретно фирменную технологию Direct Digital - нет, зато про схему с DSP - целый параграф. Самому додумать совсем несложно, причем вероятность ошибки почти равна нулю.

мне достаточно того, что аналоговый сигнал в D7050 исключен из "пищевой цепочки", меньше лишних преобразований сигнала в усилителе на пути от цифры к АС.

Нет, Вы так и не поняли. Усилитель класса D не является цифровым устройством, почитайте статью Википедии в разделе про этот класс еще раз. Это аналоговый прибор. После силового каскада на полевых транзисторах форма импульсов ШИМ теряет форму, и перестает быть точным повторением сигналов модулятора, вне зависимости от того, на основе чего он построен, это уже практически аналоговый сигнал сложной формы. Обратно перевести в ИКМ на этом этапе без искажений исходного сигнала уже невозможно, и это по сути будет аналого-цифровое преобразование определенного сорта. Называть класс D "цифровым усилителем" - грубая ошибка, даже если в нем модулятор на основе DSP. Об этом я и писал в самом первом посте.

- 50 дБ +
#

Ярослав, какой вы однако неугомонный, это вы не поняли, я про лишние преобразования на входе исключительно имел в виду, и не утверждал ни разу, что усилитель класса D является цифровым устройством....

- 50 дБ +
#

Было вот это:

"а кто говорил, "что с выхода DSP цифровой сигнал сразу попадает на выходные фильтры усилителя"???

Читаем еще раз вместе:

цифровой сигнал, попавший в усилитель NAD, оставалася таковым вплоть до выходных фильтров усилителя мощности

вроде бы речь шла о преобразовании ИКМ в ШИМ "без промежуточного цифро-аналогового преобразования для последующего усиления в классе D", а что там понимается под цифровым сигналом вплоть до выходных фильтров УМ, это надо бы уточнить...."

С этого "это надо бы уточнить...." все и началось...

- 50 дБ +
#

это не ко мне, а к автору статьи)))))))

- 50 дБ +
#

Владимир, Вы наконец поняли, к чему я это все писал:)) Можно спокойно заняться подготовкой к выходным...

- 50 дБ +
#

ага, теперь главная задача, чтобы выходные правильно поняли, чего вы от них хотите)))))))

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.