Игра звука. Тест проигрывателя виниловых пластинок EAT E-Flat с головкой звукоснимателя EAT Yosegi

Игра звука. Тест проигрывателя виниловых пластинок EAT E-Flat с головкой звукоснимателя EAT Yosegi

EuroAudioTeam выпускает в настоящее время только две модели проигрывателей — старшую Forte и младшую E-Flat. Старшая модель уже была у меня на тестировании, и, несмотря на изумительную внешность, внушительную конструкцию и отличный тонарм Ikeda IT-407, по звуку аппарат в целом оказался неоднозначным. В этот раз посмотрим и послушаем, как же поведет себя "младшенький" EAT E-Flat и штатная головка EAT Yosegi.

Чешская компания EuroAudioTeam, созданная в 2008 году, выпускает в настоящее время только две модели проигрывателей — старшую Forte и младшую E-Flat. Кроме этого, в списке продукции есть радиолампы, а недавно были анонсированы тонарм (разработанный для EAT Бобом Грэхэмом) и собственный ламповый фонокорректор. Часть комплектующих для своих проигрывателей компания заказывает у сторонних производителей, в том числе и у компании Pro-Ject, с которой, по некоторой информации, EAT тесно связана. Старшая модель проигрывателя EAT Forte уже была у меня на тестировании, и, несмотря на изумительную внешность, внушительную конструкцию и отличный тонарм Ikeda IT-407, по звуку аппарат в целом оказался неоднозначным. Только позже выяснилось, что фактически вся эта сборка может раскрыть свой потенциал с головкой Van Den Hul Colibri и парой не менее дорогих и редких головок, а больше явно удачных сочетаний и не нашлось. Такая зависимость — большая редкость, но все же это бывает. Посмотрим и послушаем, как же поведет себя на испытуемом проигрывателе штатная головка EAT Yosegi.

Конструкция


Определение «плоский» в названии совершенно точно вытекает из внешнего облика проигрывателя. Массивный, но тонкий корпус из МДФ, диск, по форме напоминающий летающую тарелку и установленный в выемке корпуса так низко, что поднять его за края просто невозможно. Так или иначе, выглядит проигрыватель весьма компактным, но весит больше, чем можно было изначально предположить.

Стол изготовлен из МДФ и покрыт несколькими слоями лака. И вот тут найдется к чему придраться. Качество отделки не то чтобы плохое, оно какое-то немного небрежное, что выдает малосерийное производство. Да и лак, судя по всему, не самый прочный, поэтому аппарат требует бережного обращения. А учитывая отсутствие крышки, это еще более актуально.

Установлен стол на четырех широких регулируемых ножках-опорах с магнитной поддержкой и возможностью регулировки. Здесь все удобно
и практично. А дальше начинается интересное. Можно было бы ожидать, что все узлы крепятся к корпусу, но нет — на нем закреплены ножки, два мотора и встроенный блок управления. А все остальное установлено на жестком субшасси, подвешенном к корпусу снизу
в трех точках и развязанном при помощи какого-то эластичного пенистого материала (вероятно, сорботана). На субшасси установлен подшипник и смонтирован тонарм. Подшипник инвертированный, с керамическим шариком на основании шкива. Сам шкив не такой уж и массивный. Судя по размерам конструкции крепления шкива, можно предположить, что там применено какое-то дополнительное демпфирование. Разобрать этот узел без опасений нанесения повреждений не удалось.

Так удобнее всего понять сущность плоскостей проигрывателя, заложенных в конструкции и отраженных в названии.

Стакан подшипника бронзовый, он вмонтирован
в субдиск. Основной диск алюминиевый, изготовлен
из цельного куска, но с применением дополнительных демпфирующих вставок и с несъемным матом. Контакт основного диска с субдиском происходит только на небольшой площади по краю субдиска и в области стакана подшипника. Вращают субдиск два синхронизированных мотора, расположенных с двух сторон. Таким образом круглый силиконовый пассик только касается боковых поверхностей субдиска. Но даже при внешне небольшом натяжении и солидном весе диск раскручивается быстро — мощности двух моторов вполне хватает. Управляются моторы при помощи встроенного блока, в котором можно заподозрить блок управления производства Pro-Ject с выносным блоком питания, выполненным в виде вилки-адаптера. Собственно говоря, никаких возражений у меня нет — скорости переключать вполне удобно, индикаторы на кнопках показывают, когда проигрыватель набрал нужную скорость, вот только кнопка, обозначенная как stop/standby, сколько ее ни нажимай, продолжает светиться встроенным зеленым светодиодом.

Диск с нижней стороны - видно посадочное отверстие и кольцевой паз с демпфирующей вставкой.
Диск, вид сверху. Толстый мат - несъемный. В качестве дополнения к конструкции имеется массивный штатный клемп.

Тонарм, установленный на проигрывателе, — собственная разработка компании. Тонарм 10-дюймовый одноопорный, но сконструирован необычно. Если изучать конструкцию снизу, то видно будет следующее: на основании стола установлена массивная алюминиевая база, заканчивающаяся опорой-иглой, изготовленной из твердого сплава. Регулировка тонарма по высоте реализована самым привычным образом. Армрест и микролифт также имеются. В плане же сочетания опоры тонарма с ответной частью есть один необычный момент — тонарм хоть и одноопорный, но регулировки азимута у него нет, так же как и совершенно отсутствуют люфты по азимуту. Достигается это конструкцией поворотного узла, которая позволяет движение только в определенных плоскостях. Следующая особенность — как таковой трубки у тонарма нет. Вместо нее — жесткая плоская конструкция из углеволокна и металла. При этом возможны два варианта исполнения — толщиной 3 или 4 мм, что соответственно дает эффективную массу в 12 или 19,5 г. Наш тонарм — более тяжелый. Провода просто приклеены на нижней поверхности тонарма, но и тут есть особенность — в области поворотного узла проводка разъемная. Можно открутить и отсоединить небольшой разъем на тонарме и снять всю конструкцию с опоры. Правда, для этого придется еще и отсоединить леску, идущую к блоку, с грузиком антискейтинга. Но так или иначе все это и немного упрощает процесс установки головки, и в теории позволяет менять головки, не снимая их с тонарма. Ведь из всех настроек наиболее долго и не очень удобно настраивается прижимная сила, для настройки нужно открутить фиксатор противовеса и сдвигать противовес вперед или назад. Но попасть с первого раза в точное значение сложно.

С другой стороны, настройки VTA и антискейтинга никто не отменял, и сверхудобными их не назовешь. Так что в любом случае рассматривать этот тонарм
как вариант для частой смены головок не стоит. Что касается фонокабеля, то в нашем случае установлен Pro-Ject Connect it Model 5P-C с DIN разъемом на входе — кабель простой, но по влиянию на звук далеко не самый лучший, поэтому для теста я его сразу заменил на Oyaide.

Поворотный узел тонарма, проводка и блок с грузиком антискейтинга.

И остается головка звукоснимателя EAT Yosegi. Если внимательно изучить конструкцию и паспортные данные, то будет понятно, что это классическая МС-головка с низким выходом. Но совершенно точно заметно, что головка представляет собой сильно доработанную Audio-Technica AT-OC9/III. В чем различия? При схожести металлической части корпуса он имеет другую окраску (похоже, выполняющую еще и демпфирующие функции), установленная игла и по внешнему виду, и по креплению к иглодержателю также имеет отличия. И конечно же, основной корпус — он изготовлен из крошечных брусочков различных сортов дерева, склеенных в особом порядке между собой.

Такая конструкция не используется ни в одной другой выпускающейся головке звукоснимателя. Несмотря на солидные размеры, головка достаточно легкая, но вот в плане настройки геометрии весьма капризная и неточностей не прощает.

Звучание:

Поскольку на тест аппарат приехал, уже поиграв какое-то время, описать весь процесс приработки сложно. Но ту часть, которую я успел услышать, особенно красивой не назовешь — в процессе звук «просыпается» постепенно. Сама головка очень чувствительна к настройкам, поэтому им сразу нужно уделить все должное внимание.

Экспериментов при прослушивании было немного, кроме фонокабеля, я практически ничего не стал менять, так как аппарат дает мало степеней свобо-
ды — мат, к сожалению, несъемный, менять головки не очень удобно (хотя без этого, конечно, обойтись было нельзя). Штатный клемп, с одной стороны, хорошо фиксирует пластинку, но с другой — требует к себе слишком много внимания (его нужно сначала накрутить, потом еще затянуть с определенным усилием). После нескольких пластинок мне это надоело, и клемп я оставил в покое. На звук он влияет несильно, динамику чуть-чуть давит, а кривых пластинок у меня
не было, так что никаких проблем не возникло. Единственное, для чего штатный клемп совершенно необходим, так это для того, чтобы снять или поставить обратно основной диск проигрывателя.

На фото виден субдиск, вращающие его моторы и массивные черные винты, на которых субшасси вывешено в корпусе.

Прослушивание я начал с пластинки Eric Clapton «Slowhand». И сразу то, что я услышал, оказалось мало похожим на те впечатления, которые остались от проигрывателя EAT Forte. Звук объемный, открытый, чуть-чуть смягченный, с неплохим басом и чуть подчеркнутой нижней серединой. Верхние частоты также чуть подчеркнуты. Это не количественное преобладание, не акцент, просто на некоторых фрагментах записи складывается ощущение, что звуки той же меди чуть-чуть живут своей жизнью, обосабливаясь от всего остального. При этом верха не яркие и не резкие, а, по ощущению, вполне прозрачные и ровные. Общая подача масштабная, объемная, звук в целом густой и насыщенный, размашистый, но совершенно не грубый и не наглый. Если попробовать провести сравнение между звучанием старшей модели Forte и старших Pro-Ject (а почему бы и нет), то характер в чем-то похож, а в чем-то противоположен. В звуке присутствует явная эмоциональность. Ни спокойствия, ни отстраненности нет. Эмоций много, но в целом они не утомляют. Также при прослушивании возникает отчетливая увлеченность и звуком, и музыкой. При этом есть некоторая окраска, небольшая смягченность. И прослеживаются некоторые уютно-сентиментальные переливы. Особенно эмоционально воспринимается вокал. Сам звук человеческого голоса, с одной стороны, нереференсный в плане нейтральности, но он вызывает явный эмоциональный отклик, сопереживание музыке.

Если же в целом попробовать оценить, как прозвучала эта пластинка по формальным показателям, то получится следующее: детальность достаточно хорошая, звучание подробное и разборчивое. Несмотря на густоту звука, в общем проблем с динамикой
не слышно. Тональный баланс совсем ровным назвать нельзя, окраска присутствует, но она получается вполне изящной. Сцена широкая, воздушная, но вот глубины чуть-чуть не хватает.

Шкив подшипника и снятый субдиск.

Следующая пластинка — Sarah Vaughan «The George Gerschwin Songbook». Звук вполне чистый, объемный, и, несмотря на возраст записи и ее особенности, все очень неплохо. Немного заметна приподнятая затепленная серединка. Объем строится лучше, чем среднестатистически. Есть глубина, разделение планов, неплохие пропорции и достаточное количество воздуха. Лучше же всего получается у тракта выстраивать баланс между инструментами и вокалом. Все отлично очерчено и выверено. Да и эмоционально музыка воспринимается в полноте. В плане передачи эмоций — их много, но нет явного доминирования какой-то части эмоционального спектра, нет тяготения к минору или мажору. От себя тракт скорее
дает общее усиление, подчеркнутость эмоций, но не создает перекоса в ту или иную сторону. И хоть умом понимаешь, что на более нейтральной системе запись будет звучать по-другому, этот тракт как бы ненавязчиво, но уверенно переубеждает, что нет, все правильно, так и должно быть. У любого аппарата есть та или иная окраска, совершенно нейтрального звука не бывает, но вот количество и качество этой окраски может быть очень разным.

Головка звукоснимателя. Внешний массивный корпус набран из крошечных деревянных брусочков, склеенных в единое целое. При солидных размерах вес головки совсем небольшой. Так же, совершенно точно заметно, что головка представляет собой сильно доработанную Audio-Technica AT-OC9/III.

Следующий диск — Norah Jones «Come Away With Me». Я редко беру эту пластинку в тесты, но сейчас решил послушать. Результат ровный и хороший. Звук легкий и одновременно масштабный. И масштабность совершенно естественно сочетается с нежностью, мягкостью самой записи. Немного не хватает баса, притом что нижней середины чуть-чуть больше, чем нужно. Серединка, несмотря на явную экспрессивность и насыщенность, легкая, светлая, чуть теплая. Сцене только несколько не хватает глубины и объема. Звук, будучи масштабным и насыщенным, не давит своим присутствием. Если ту же старшую модель EAT можно было слушать часами без особых эмоций, то этот аппарат эмоций выдает как раз много, но даже длительное прослушивание не утомляет. Наоборот,
в один из дней во время тестирования я решил послушать несколько пластинок просто так, для фона, так как сильно устал, да и вообще не хотел никаких внешних эмоций. А получилось так, что я сидел и именно слушал музыку. Звук заставил проснуться, прослушивание хорошо знакомых записей принесло определенное удовольствие. За все это проигрывателю можно спокойно простить и окраску, и некоторую сладость,
и теплоту, и необычный в целом характер. Еще раз подчеркну, что воспроизведение вокальных партий — сильная сторона этого тракта, пусть он даже делает это по-своему и не совсем нейтрально.

Фонокабель Pro-Ject Connect it Model 5P-C, который был удален из теста по причине сомнительных свойств, и выносной адаптер питания проигрывателя.

С малыми составами понятно, а что же с рок-музыкой? Я взял две по-своему проблемные пластинки — Queen «A Day At The Races» и Brian May «Another World». Первая просто записана местами сецифически, вторая — далеко не самая удачная по записи, да
к тому же еще это picture disc со всеми вытекающими последствиями. Звучанию первой пластинки немного не хватило баса и основательности. а с детальностью, насыщенностью и динамикой все было в норме. Более того, не было обычной сухости и зажатости звучания.
и со второй пластинкой практически схожая история — основательности не хватает, но звук в кашу совершенно не сваливается. на сложных динамичных фрагментах чуть-чуть заметно упрощение звука, появляется некоторая прямолинейность почерка. сцена строится
так же, как и при прослушивании предыдущих записей: широко, достаточно многопланово, но с небольшой нехваткой глубины и объема. Однако в целом пластинка прозвучала лучше ожидаемого. У тракта есть способность отыгрывать даже «тощие» по звуку диски вполне насыщенно и живо. но при этом на дисках записанных нормально нет явного перебора в плане окраски или эмоций.
Заканчивая прослушивание, я поставил пару пластинок с классической музыкой. Записи Haydn «Die Schopfung» и Grieg «Peer Gunt». на этих записях
в целом почерк сохранился, и каких-то радикальных изменений (как нехватка детальности или динамики)
не слышно. немного более заметны радостная подача звучания, некоторая излишняя эмоциональность и на сложных фрагментах небольшое упрощение. но это совершенно не тот случай, когда проигрыватель способен играть хорошо только малые и средние составы. и в сравнении звучания этих двух пластинок, очень разнящихся по годам издания, можно заметить вполне ровное отношение к разнице в возрасте.

Выводы:

У разработчиков EAT получился, несомненно, яркий, харизматичный аппарат, который, даже будучи в чем-то универсальным (а в чем-то, наоборот, нет), точно не подойдет в каждую систему. Однако ценители у такого звучания найдутся. и если постараться правильно вписать проигрыватель в тракт, то можно получить интересный результат. скомпенсировать эмоциональность и экспрессивность до определенного предела можно (если, конечно же, захочется это делать), а вот явственно прибавить звуку жизни, если ее там, по сути, нет, намного сложнее. а больше всего прочего меня радует тот факт, что инженерам удалось создать конструкцию, сильно отличающуюся по звуку от ранее выпущенной старшей модели. Это указывает на то, что идеология и философия звука в компании находится в процессе становления, и, реализовав в железе один звуковой архетип, инженеры смогли реализовать
и другой, явно отличающийся от первого.

Музыкальный материал:

Brian May — Another World — Parlophone/Duck Records 7243 4 94973 1 3 / Stereo

Eric Clapton — Slowhand — Reprise Records — RCQ RS-1-3030 / Stereo

Grieg — Peer Gunt — The Oslo Philharmonic Orchestra, Odd Gruner-Hegge – RCA/Cadmen CAS 480 / Stereo

Haydn — Die Schopfung — R. Weiner, P. Schreier, T. Adam, Runfunkchor und Rundfunk-Sinfonie-Orchester Berlin — Eterna 826 746-747 / Stereo

Norah Jones — Come Away With Me — Blue Note BTE 32088 / Stereo

Queen — A Day At The Races — Electra / Warner-Pioneer corp. Japan – P-10300E / Stereo

Sarah Vaughan — The George Gerschwin Songbook — Emarcy 814 187 1 / Mono

Технические характеристики:

Проигрыватель EAT E-Flat

Привод: пассиковый, двухмоторный

Размеры (ШxГxВ) 500x400x145 мм

Вес: 18,7 кг

Вес диска: 6,9 кг

Тонарм Flat Carbone

Эффективная длинна: 254 мм

Заход: 16 мм

Эффективная масса: 4 мм — 19.5 г / 3 мм — 12.5 г

Головка звукоснимателя EAT Yosegi

Тип: МС

Частотный диапазон: 15—50 кГц

Выходное напряжение: 0,4 мВ / 1 кГц, 5 см/с

Разделение каналов: 30 дБ/1 кГц

Прижимная сила: 1,8—2,2 г

Импеданс: 12 Ом

Статическая податливость: 35x10-6 см/дин

Динамическая податливость: 18x10-6 см/дин (100 Гц)

VTA: 23°

Вес: 6 г

Опубликовано в журнале Stereo&Video, № 6, 2013
ТЕГИ:#EAT
73.42 дБ +

Комментарии

#

Что сказать, хитрые ребята... Но с головкой угадали. Угадали, допилили, но ведь важен результат, а не то, что на заборе написано... Правда ценничек доработки тот еще. Но до Bluelectric по наглости ребятам еще далеко.

- 50 дБ +
#

"...даже будучи в чем-то универсальным (а в чем-то, наоборот, нет), точно не подойдет в каждую систему. Однако ценители у такого звучания найдутся. и если постараться правильно вписать проигрыватель в тракт, то можно получить интересный результат. скомпенсировать эмоциональность и экспрессивность до определенного предела можно (если, конечно же, захочется это делать)"

Автор-это "пять"

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.