Если вдруг потребуется назвать самого известного сегодня в мире армянского музыканта, ответ будет однозначным — Дживан Гаспарян. Человек, который прославил удивительный духовой инструмент дудук с его горловым звучанием. Человек, не только играющий народные мелодии, но сочиняющий и записывающий музыку для саундтреков американских блокбастеров, а также сотрудничающий с Питером Гебриелом и массой других неординарных музыкантов.

Вот те, кого следом за Гебриелом первым делом вспоминает сам Гаспарян: Брайан Мэй, Брайан Ино, Майкл Брук, Андреас Фолленвайдер, Лайонел Ричи, Стинг. Выход двойного диска на «Мелодии» — событие более чем закономерное: в конце концов, именно в Советском Союзе Гаспарян состоялся как музыкант (редкий текст про него обходится без упоминания о том, как Сталин подарил юному Дживанучасы — которые потом пришлось продать, чтобы было, на что прожить). Об игре Гаспаряна сказать особенно нечего: это, пожалуй, тот музыкант, которому даже похвалить себя позволительно — настолько он безупречен. Его дудук всякий раз завораживает, неторопливые переливы на фоне тянущейся ноты второго дудука сразу же переносят слушателя куда-то на природу, на простор, оставляют его наедине с чистой красотой этого мира. А вот к изданию «Мелодии» можно и придраться. Все-таки мы не так уж хорошо знакомы с армянским музыкальным наследием, и о содержимом двух дисков могли бы получить более подробную информацию. Правильно, что в качестве автора аннотации выбран Дмитрий Ухов — никто лучше него не подберет подходящих и небанальных слов о Гаспаряне и дудуке, равно как и сложившихся вокруг них стереотипах. Так, он напоминает, что дудук — инструмент не только армянский, он известен и в других странах Закавказья, а также в Иране и Турции; и что это инструмент не только печальный: ведь изначально он звучал на свадьбах. Но в тексте Ухова упоминаются только три произведения, которые исполняет Гаспарян. И вообще слушателю даются только их названия плюс фамилии (имена обозначены инициалом) музыкантов. Мы даже не всегда знаем, кто на каком инструменте играет (даже не можем вычислить, как зовут певицу, обнаруживаемую на одном из треков), рискуем только предполагать, что В. Авакян ведет ноту на втором дудуке. А что за инструмент дамкаш? В интернете мы выясняем, что дамкаш — это не инструмент, а человек, который как раз и ведет этот непрерывный звук-поддержку. Но почему это слово встречается только применительно к двум трекам сборника? Второй дудук с непрерывной нотой мы слышим гораздо чаще. Кроме того, мы ничего не знаем ни о времени, ни о возможных авторах тем, которые исполняет Гаспарян. Не слишком помогает и сайт «Мелодии», где против некоторых названий в скобках указано имя великого армянского поэта и музыканта XVIII века Саят-Новы. Далеко не обо всех остальных номерах можно легко узнать какие-то подробности.

Текст: Григорий Дурново